Задания направлены на формирование естественнонаучной грамотности для обучающихся 8 класса и проверки знаний национально-регионального компонента по зоологии.
олимпиадные задания по биологии (8 класс)

Светлана Васильевна Степанова

задания по зоологии для формирования естественнонаучной грамотности и проверки знаний национально-регионального компонента

Скачать:


Предварительный просмотр:

Степанова Светлана Васильевна

Учитель химии и биологии МБОУ «Бичурская СОШ № 1»

Животный мир Бурятии.

Задания направлены на формирование естественнонаучной грамотности для обучающихся 8 класса и  проверки  знаний национально-регионального компонента по зоологии.

Цель: : разработка заданий, направленных на развитие естественно-научной грамотности обучающихся и умение использовать естественнонаучные знания.

Задачи: Умение работать с источниками знаний по теме.

Умение аргументировать полученные ответы.

Умение проанализировать полученные знания и применять их на практике.

Текст

Дети из кружка « Юный биолог», получили задание изучить животный мир Бурятии. Анализируя полученную информацию из книг и интернета, ребята выяснили, что животный мир республики чрезвычайно разнообразен. Здесь можно увидеть обитателей степей, жителей тайги, тундры и скалистых гор.

Например, в мондинской котловине живут суслики, лисы, пищухи. В лесных зонах прячутся белки, куницы, колонок, ондатры. Встречаются баргузинский соболь, зайцы, бурые медведи, кабаны, рыси. Из копытных: лоси, изюбри, косули, кабарга. Из птиц: тетерева, глухари, рябчики, куропатки, сойки, кедровки, дятлы. Обитатели высокогорного пояса: северные олени и сибирские горные козлы. Большинство из них внесено в Красную книгу Бурятии. В числе прочих исчезающих видов следует вспомнить таких животных как: выдра, росомаха, байкальская нерпа, балобан, большой подорлик, алтайский улар, ушастая сова, сплюшка, клушица, гадюка обыкновенную, остромордая лягушка.

Особенно редким гостем среди млекопитающих Бурятии, занесенным в Красную книгу России, является снежный барс. Помимо него, в Бурятии обитают не менее редкие архары и красные волки. Среди промысловых видов здесь часто встречаются ондатры, длиннохвостые суслики, изюбри, олени, косули, кабарга, ласка и заяц-беляк.

В степях обитает множество грызунов, таких, как: тушканчики, суслики, заяц-толай, табарган. Из хищников попадаются хорьки, солонгой, ласки, горностаи, волки и лисицы. Среди степных птиц типичными представителями являются куропатки, жаворонки и дрофы.

Настоящим символами и сокровищами Байкала считаются омуль, живородящая рыба – голомянка, а также байкальская нерпа - уникальный пресноводный тюлень , тайна, появления которой в озере не раскрыта и по сей день. Здесь также водятся: байкальский осетр, щуки, сомы, лещи, окуни, карпы, а также белый байкальский хариус, даватчан, сорога и сиг.

Из хищных птиц – белохвостый орлан и многие другие редкие виды.

Задание 1.

Изучая животный мир Байкала, ребята узнали, что настоящим символами и сокровищами Байкала считаются омуль, живородящая рыба – голомянка, а также байкальская нерпа - уникальный пресноводный тюлень , тайна, появления которой в озере не раскрыта и по сей день.

Байкальская нерпа принадлежит к семейству тюленей и образует отдельный вид. Это одно единственное млекопитающее животное на Байкале.

Какое из следующих утверждений лучше всего доказывает уникальность этого животного?

  1. Байкальская нерпа реликт третичной фауны.
  2. Байкальская нерпа является эндемиком Байкала.
  3. Байкальская нерпа единственный в мире вид тюленя, который живет в пресной воде.
  4. Байкальская нерпа занесена в Красную книгу.

Характеристика задания:

1. Содержательная область/тип научного знания

- Живые системы (биология)

2. Компетентностная область оценки:

-применение е/н методов исследования

3. Контекст:

- Окружающая среда

При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из  трех уровней:

- местном/ национальном

4. Уровень сложности:                  низкий

5. Форма ответа:

-выбор одного из многих вариантов

- 6. Объект оценки: применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явлений.

7. Максимальный балл: 1

8. Способ проверки:                  автоматический

9. Содержание критерия: За что 1 балл, за что 2 балла, за что 3 балла, 0 баллов

Система оценивания

Балл

Содержание критерия

1

Выбран ответ 3

0

Выбраны другие варианты ответа или ответ отсутствует

Задание 2.

Изучая особенности животного мира Мондинской котловины, юннаты узнали, что там живут суслики, лисы, пищухи. В лесных зонах прячутся белки, куницы, колонок, ондатры. Встречаются баргузинский соболь, зайцы, бурые медведи, кабаны, рыси. Из копытных: лоси, изюбри, косули, кабарга. Из птиц: тетерева, глухари, рябчики, куропатки, сойки, кедровки, дятлы. Обитатели высокогорного пояса: северные олени и сибирские горные козлы. Большинство из них внесено в Красную книгу Бурятии. В числе прочих исчезающих видов следует вспомнить таких животных как: выдра, росомаха, байкальская нерпа, балобан, большой подорлик, алтайский улар, ушастая сова, сплюшка, клушица, гадюка обыкновенная, остромордая лягушка.

Имея сведения об исчезающих видах животных Бурятии и используя знания, полученные на уроках биологии, установите соответствие между представителями животного мира и классами, к которым они принадлежат.

     Вид животного

Класс

Выдра

  1. 1.Пресмыкающиеся
  2. 2.Земноводные
  3. 3.Птицы
  4. 4.Млекопитающие

Балобан

  1. 1.Пресмыкающиеся
  2. 2.Земноводные
  3. 3.Птицы

4.Млекопитающие

Остромордая лягушка

  1. 1.Пресмыкающиеся
  2. 2.Земноводные

3.Птицы

4.Млекопитающие

Гадюка обыкновенная

1.Пресмыкающиеся

2.Земноводные

3.Птицы

4.Млекопитающие

Характеристика задания:

1. Содержательная область/тип научного знания

- Живые системы (биология)

2. Компетентностная область оценки:

применение е/н методов исследования

интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

3. Контекст:

- Окружающая среда

При этом каждая из ситуаций может рассматриваться на одном из  трех уровней:

- местном/ национальном

4. Уровень сложности:                  средний

5. Форма ответа:

множественный выбор

- 6. Объект оценки: применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явлений.

7. Максимальный балл: 2

8. Способ проверки   экспертом

9. Содержание критерия:

Система оценивания

Балл

Содержание критерия

2

Верно установлены все 4 класса животных:

Выдра – 4 млекопитающее, балобан -3 птицы, остромордая лягушка – 2 земноводные, гадюка обыкновенная – 1 пресмыкающиеся

1

Верно указаны 3 позиции

0

Правильное соответствие 1 или 2 позиций  или ответ отсутствует

Задание 3.

Заинтересовавшись обитателями степей Бурятии, ребята выяснили, что там обитает множество грызунов, таких, как: тушканчики, суслики, заяц-толай, табарган. Из хищников попадаются хорьки, солонгой, ласки, горностаи, волки и лисицы. Среди степных птиц типичными представителями являются куропатки, жаворонки и дрофы.

Прочитав энциклопедию юннаты узнали, что у хищников и грызунов, есть отличия , которые позволяют им « мирно» сосуществовать друг с другом на одной территории.

Тарбаган - фото 

Грызуны.

Сильно развиты резцы, жевательная поверхность коренных зубов уплощена.

https://lifecatalog.ru/images/m/mus/Mustela-altaica--10.jpg

Хищники

Острые клыки, коренные зубы имеют высокие и острые гребни и бугорки.

Опираясь на данные, представленные на рисунках, запишите свой ответ на вопрос:

С чем связаны отличия между грызунами и хищниками, о которых написано под рисунками?

Характеристика задания:

1. Содержательная область/тип научного знания:

- Живые системы (биология)

2. Компетентностная область оценки:

-научное объяснение явлений с элементами описания

3. Контекст:

Окружающая среда

- глобальный

4. Уровень сложности   сложный

5. Форма ответа:

- задание с развернутым ответом

6. Объект оценки: применять соответствующие естественно-научные знания для объяснения явлений.

7. Максимальный балл: 3

8. Способ проверки:                  экспертом.

9. Содержание критерия: За что 1 балл, за что 2 балла, за что 3 балла, 0 баллов

Система оценивания

Балл

Содержание критерия

3

Дан ответ, где указано:

  1. Связано с тем, что они употребляют разную пищу.
  2. Грызуны обладают сильно развитыми резцами, лишенными корней и постоянно растущими в длину по мере стачивания. 
  3. У  хищников хорошо развиты клыки, которые служат для захвата жертвы. Хищники способны сами добывать себе пищу и в следствии этого у них хорошо сформированы эти части зубов. 

2

Дан ответ, в котором говорится о разной пище. Указано об особенностях строения зубов грызунов, но не указаны особенности строения зубов хищников, или наоборот , есть информация о хищниках, и нет информации о грызунах.

1

Дан только ответ о разной пище, или один из двух других ответов, о строении зубов хищника или грызуна.

0

Дан другой ответ или ответ отсутствует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задания по теме «Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии».

В данной работе представлены задания по теме "Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии"...

Разработка инструментария формирования естественнонаучной грамотности обучающихся по географии

Разработайте задание для школьников, направленное  на развитие способности научно обосновывать явления, применять методы естественнонаучного исследования или задание, направленное на развитие мет...

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».

ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...

Разработка уникального задания на развитие естественнонаучной грамотности для обучающихся 10-11 классов. Задача "Биотехнология: достижения и перспективы развития"

Разработка  уникального задания на развитие естественнонаучной грамотности дляобучающихся 10-11 классов. Задача "Биотехнология: достижения и перспективы развития"...

Практическая работа. Задание на развитие естественнонаучной грамотности для обучающихся 10-11 классов. Аутосомно-доминантный тип наследования .

Предмет: Биология (генетика).Курс: Общая биология.Класс: 10-11.Цель: Развитие естественнонаучной грамотности учащихся при изучении раздела «Основы генетики» в курсе об...

Учебные задания, направленные на формирование естественнонаучной грамотности

Задания по оцениванию ЕНГ должны быть направлены на проверку компетентностей и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях. Типичный блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, ...