"Строение сердца. Круги кровообращения"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Минеева Елена Геннадьевна

Открытый урок в 8 классе по биологии (анатомия). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mou_ssh_2_mineeva_e.g._otkrytyy_urok_8_klass.docx481.83 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

учителя биологии  МОУ «СШ №2» г. Николаевска

Минеевой Елены Геннадьевны.

8 класс

Урок: «Строение сердца. Круги кровообращения» .

Учебник – Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко «Биология. Человек. Культура здоровья», Просвещение, 2018.

Цель урока: Создать условия для учащихся в изучении строения сердца, типов кровеносных сосудов, кругов кровообращения; способствовать формированию прочных знаний на уроке.

Задачи:

Образовательные

1. Сформировать представление о местонахождении и строении и сердца человека;

2.Сформировать понятия о сосудах кровеносной системы, критерии их отличия и кругах кровообращения.

Развивающие

3.Развивать умение делать выводы на основе полученной информации;

4.Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности.

5.Создать условия для развития коммуникативных навыков учащихся и проявления самостоятельности в учебном процессе;

Воспитательные

6.Воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью;

7.Воспитывать культуру речи.

Технология: проблемно-диалогическое обучение.

Методы: словесный, наглядный, подводящий к теме диалог, проектный.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Оборудование: тексты  с заданиями (таблица и рисунок). Сердечки и презентация к уроку (слайд для самопроверки). Таблица с изображением сердца, видеоролик «Круги кровообращения».

Предметные результаты:

- определять составные части сердца;

- характеризовать  кровеносные сосуды и знать их отличительные особенности;

- отличать большой и малый круги кровообращения.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

  1. Формировать сознательное отношение к здоровью.

Познавательные УУД

1.Формировать умения анализировать, классифицировать и обобщать факты и явления, устанавливать причинно-следственные связи.

2. Формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать ее.

3. Формировать исследовательские умения (постановка и решение проблем).

 КоммуникативныеУУД

1.Формировать  умение работать в паре.

2. Формировать умения грамотно объяснять свою мысль и воспринимать информацию своего товарища.

РегулятивныеУУД

1.Формировать умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную задачу, определять цель учебной деятельности, планировать последовательность действий.

2.Формировать умения в диалоге с учителем выделять критерии оценки усвоения материала, корректировать  свою деятельность.

Этап

Содержание

Деятельность , приемы

I.Вызов

1.Формулирова ние темы (проблемы) урока

Постановка учебных задач, планирование последовательность действий.

II. Осмысление

1.Выполнение задания  

2.Установление причинно-следственных связей

3. Выполнение практического задания (формирование исследовательских умений)

Анализ,оценка правильности и корекция

III.Рефлексия

Рефлексия «Облако слов»

На учебном столе стоит макет человека с внутренними органами

-Мы закончили с вами изучение темы «Опорно-двигательная система. Напомните мне, что означает термин СИСТЕМА?

Постановка проблемной ситуации: Вопрос: Кто-то из вас заболел и у него воспаление почек (пиелонефрит).  Вы обратились к врачу. Доктор назначил уколы внутривенно. Опишите путь, который пройдет лекарственный препарат, введенный в вену на левой руке, если он должен подействовать на почки и как эти два органа (конечность и почки связаны в данном случае)?

Побуждающий диалог от проблемной ситуации:

 

«Почему вопрос был задан один, а ответов много?». Что мы еще не знаем?»

 

потому что мало знаем о сердце

не знаем, как двигается кровь по кругам кровообращения

не точно знаем строение сердца

Учитель принимает все ответы, не комментируя, не выделяя верные суждения.

«Значит, что нам следует узнать? Какая будет тема урока? Давайте вместе сформулируем:

  «Строение сердца. Круги кровообращения».

Учитель тему урока открывает  на доске.

- Давайте вместе выясним, что мы сегодня должны изучить.

Совместно с учителем формулируют цели:

План урока.

Выяснить особенности строения сердца человека.

Выяснить путь крови по кровеносной системе через сердце.

Поиск решения

Для начала предлагаю вам работу по учебнику. Необходимо прочесть раздел  «Строение сердца» стр.60.  Ваша задача, выяснить, как устроено сердце человека? В тетрадь выписать новые термины, которые встретите в тексте.

Учитель рисует на доске, проговаривая камеры и клапаны (новые термины). Задаёт  вопросы:

Как называются клапаны, разделяющие предсердия и желудочки?

Желудочки и артерии?    Какова функция сердечных клапанов?

Работа с таблицей на доске для закрепления.

Следующий этап работы. Прошу вас внимательно прочитать часть параграфа «Кровеносные сосуды» и составить классификацию типов кровеносных сосудов в виде СХЕМЫ, указав в ней отличительные особенности каждой группы сосудов.    (Работа с учебником, иллюстрациями).

На доске это делают ………..  

Остальные самостоятельно в тетради.

Какие сосуды несут кровь к сердцу?    Какие сосуды несут кровь от сердца?

САМОПРОВЕРКА. Сравнить с образцом на доске.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/07/s_5be32f87eea4a/991172_2.jpeg

Посмотрите на статистические данные, которые даны вам в таблице. Используйте её для внесения в схему. Проанализируйте ее и постарайтесь дать ей название. (Приложение №1)

Физкультминутка

 А теперь просмотрим ролик «Круги кровообращения» (Приложение №2) и зарисуем путь  тока крови, который проходит по кругам кровообращения.

Учитель рисует, проговаривая, используя контрастные цвета.

Проверим, как вы усвоили материал. У вас на столе лежат таблицы. Ваша задача – используя текст учебника на стр.61, рисунок в учебнике 4.2.,  ваши рисунки в тетради, заполнить её по следующим графам. 1 вариант  - МАЛЫЙ круг, 2 вариант – БОЛЬШОЙ круг. (Приложение №3).

ТОК КРОВИ в кругах кровообращения

Малый круг кровообращения

Большой  круг кровообращения

В каком отделе сердца начинается

В правом желудочке

В левом желудочке

В каком отделе сердца заканчивается

Где располагаются капилляры

Где осуществляется газообмен

Какая кровь движется по артериям

Какая кровь движется по венам

Самопроверка по слайду (Приложение №4)

Закрепление новых знаний: сложить карточки на магнитной доске в правильной последовательности (2 обучающихся)

Большой круг (23 сек.): 

левый желудочек – аорта – артерии - капилляры – вены – нижняя и верхняя полые вены – правое предсердие.

Малый круг (легочный) (4 сек.): 

правый желудочек – легочная артерия - капилляры легких – легочная вена – правое предсердие.

Учитель: А знаете ли вы, что если все кровеносные сосуды собрать в одну линию, то их расстояние составит 96 тыс. километров. Когда кровь протекает по разветвленной сети перефирических вен, она охлаждается. Это спасает нас от перегревании при лихорадочном состоянии и активной физической работе. Такой же механизм венозной вентиляции есть у крыльев пингвинов и в ушах слонов.

Итак, на уроке мы изучили строение сердца, выяснили путь крови по большому и малому кругам. Давайте сделаем вывод по изученному материалу:  

Вернемся к вопросам, поставленным в начале урока……

Так какая же связь между веной левой руки и почками, при лечении заболевания……..

 

  1. Информция о домашнем задании.

§22, новые термины, вопросы на странице 61. (обязательно), Мини-сочинение «Путешествие эритроцита» (по выбору учащихся)  

Прошу вас оценить наш урок, исходя из предложенных терминов и выражений, которые написаны вам на слайде. На сердечках, которые лежат у вас на партах, напишите слово, которое будет отражать ваше настроение. (Приложение №5)

Предлагаю вам каждому выбрать кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, почему.

Я лично хочу поблагодарить……..

и поставить оценки за работу на уроке………..

ВСЕМ СПАСИБО ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ!

Работа по модели.

Ответы детей.

Варианты ответов учащихся.   3 мин.

Тема урока напечатана на листах на доске.

Запись темы в тетрадь.

3 мин.

5 мин.

         7 мин.

Запись схемы в тетради

                 

         

Самостоятельная работа в парах с последующим обсуждением

  1. минуты

1 минута

        2 минуты          

7 минут

(Самостоятельная работа с последующим обсуждением).

                 

5 минут

3 мин.

Демонстрация на глобусе для наглядности.

                 

     

2 минуты

             

Приложение №1

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/11/07/s_5be32f87eea4a/991172_2.jpeg

Приложение №3

ТОК КРОВИ в кругах кровообращения

Малый круг кровообращения

Большой круг кровообращения

В каком отделе сердца начинается

В каком отделе сердца заканчивается

Где располагаются капилляры

Где осуществляется газообмен

Какая кровь движется по артериям

Какая кровь движется по венам

Приложение №5

D:\Мой рабочий стол\МОЙ УРОК 8 класс КРОВЬ\Новое изображение.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме "Строение и работа сердца, круги кровообращения"

Модульный урок по теме  :Строение и работа сердца, круги кровообращения" с использованием технологической карты....

Открытый урок Строение и работа сердца. Круги кровообращения

В работе представлен конспект урока, технологическая карта урока и маршрутный лист для обучающихся....

Учебно-методический материал к уроку "Строение сердца. Круги кровообращения"

Учебно-методический материал составлен к уроку биологии в 8 классе по программе И.Н. Пономаревой "Строение сердц. Круги кровообращения". При выполнении работы учащимися используется учебник ...

Тест по теме «Строение сердца. Круги кровообращения»

Тест по теме «Строение сердца. Круги кровообращения» 1-2 вариант, Контроль усвоения...

Проверочная работа по теме «Строение сердца. Круги кровообращения», 8 класс

Проверочная работа по теме «Строение сердца. Круги кровообращения», по матералам сайта ФИПИ....