Дополнительная программа Изучаем природу в городе 10 класс
элективный курс по биологии (10 класс)

Сыстерова Виктория Олеговна

Направленность программы – социально-педагогическая.

Актуальность программы – в том, что в современной школе  и на последующих ступенях обучения все больше возрастает роль самостоятельной работы и овладения методами проектной деятельности, к чему выпускники школы практически не готовы. Дополнительная общеобразовательная программа «Изучаем природу в городе», направлена на развитие интереса к исследованиям в области экологии своего населенного пункта, овладение методом  проектной деятельности, содержит знания, которые вызывают познавательный интерес и представляют ценность для определения ими профиля обучения в школе и профориентации в последующем.

Цель программы – выявление и развитие у учащихся интереса к исследовательской деятельности.

Задачи программы:

- формировать умение выявлять актуальные для среды обитания современного человека проблемы;

- познакомить с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды жизни человека;

- формировать умение использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем своего поселения.

Краткая характеристика обучающихся по программе – 17-18 лет.

Объем и срок освоения программы – в течение года, на 17 часов.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательной деятельности - традиционная форма.

Формы аудиторных занятий - теория и практика.

Формы проведения промежуточной аттестации учащихся – защита проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание: эмблема для школы

Муниципальное автономное

общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 110»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СОШ № 110»

_____________А. И. Васькова

приказ № ___ от «___» «________» 20__ г.

Программа рекомендована к работе

педагогическим советом школы № 110

от «___» ________ 20___г.

Протокол №_______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____________Н.В. Данилова

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Изучаем природу в городе»

Возраст обучающихся: 17-18 лет

                                                                                                                                                     Составитель:  Сыстерова Виктория Олеговна, учитель биологии

                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                       

Новокузнецк, 2018


        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы – социально-педагогическая.

Актуальность программы – в том, что в современной школе  и на последующих ступенях обучения все больше возрастает роль самостоятельной работы и овладения методами проектной деятельности, к чему выпускники школы практически не готовы. Дополнительная общеобразовательная программа «Изучаем природу в городе», направлена на развитие интереса к исследованиям в области экологии своего населенного пункта, овладение методом  проектной деятельности, содержит знания, которые вызывают познавательный интерес и представляют ценность для определения ими профиля обучения в школе и профориентации в последующем.

Цель программы – выявление и развитие у учащихся интереса к исследовательской деятельности.

Задачи программы:

- формировать умение выявлять актуальные для среды обитания современного человека проблемы;

- познакомить с методиками получения качественных и количественных показателей экологического состояния среды жизни человека;

- формировать умение использовать полученные знания для прогнозирования дальнейших изменений среды обитания человека и проектирования решения экологических проблем своего поселения.

Краткая характеристика обучающихся по программе – 17-18 лет.

Объем и срок освоения программы – в течение года, на 17 часов.

Форма обучения – очная.

Особенности организации образовательной деятельности - традиционная форма.

Формы аудиторных занятий - теория и практика.

Формы проведения промежуточной аттестации учащихся – защита проекта.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты: воспитывать интерес к изучаемому материалу; адекватно понимать причины успешности; формировать желание преодолевать трудности; формировать культуру общения и поведения в социуме;  формировать осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; формировать  экологическое мышление, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

Метапредметные результаты: формировать умения к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; анализировать сведения, полученные от СМИ; наблюдать; договариваться и приходить к общему решению в коллективной работе; владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания в проведении  элементарных экологических и мониторинговых исследованиях.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Модуль «Куда деть ненужное, или город и отходы»

4

2

2

2

Модуль «Твердые бытовые отходы»

4

2

2

3

Модуль «Физические поля в городе»

8

4

4

4

Итоговое занятие

1

0

1

защита проекта

ИТОГО

17

8

9

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Модуль «Куда деть ненужное, или город и отходы»

Теория: Городская канализация - история возникновения канализации от древности до наших дней. Ватер-клозеты. Загрязнение рек сточными водами. Методы очистки сточных вод. Биологические фильтры.

Практика: «Исследуем сточные воды». «На городской станции очистки воды»

  1. Модуль «Твердые бытовые отходы»

Теория: Город – огромная «мусорка». Твердые бытовые отходы. «Мусоропроизводящий» городской человек. Вовлечение твердых бытовых отходов во вторичный оборот. Проблема свалок. Бытовые отходы и из чего они состоят.

Практика: «Проводим инвентаризацию бытового мусора». «Изучаем упаковку и боремся с излишествами»

  1. Модуль «Физические поля в городе»

Теория: Проблема городского шума. Главные виновники городского шума: автотранспорт, промышленные предприятия, железнодорожное хозяйство. Ареалы акустического дискомфорта. Насколько тихо в наших квартирах? Источники шума в квартирах: звуковоспроизводящая аппаратура, музыкальные инструменты, громкий разговор, плач детей, домашние электроприборы. Дополнительный шум: лифты, мусоропроводы, вентиляция, насосы подкачки воды. Шум с улицы. Источники электромагнитного поля: ЛЭП, токопроводящие линии трамваев и троллейбусов. Влияние электромагнитного излучения на организм человека. Как избежать патогенного влияния.

Практика: «Ищем нарушителей тишины». «Внутреннее расследование, или борьба за тихое жилище». «Внутреннее расследование, или уходим от патогенных зон». «По собственной квартире».

Итоговое занятие: защита проекта.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Ссылки на практические работы:

  1. http://pdf.knigi-x.ru/21biologiya/229137-1-izuchenie-metoda-biotestirovaniya-prirodnih-stochnih-vod-visshih-vodnih-rasteniyah-usloviyah-shkol-uchrezhdeniy-do.php - Исследуем сточные воды;
  2. http://www.lib.uniyar.ac.ru/edocs/iuni/20080310.pdf - на городской станции очистки воды (методики) стр. 39, 41, 43, 47,63.
  3. Изучаем природу в городе /Е.Ю. Колобовский. - Ярославль.:Академия развития, 2006. – 256 с.: ил. – (Экскурсии в природу). – методики проведения практических работ: проводим инвентаризацию бытового мусора; изучаем упаковку и боремся с излишествами; ищем нарушителей тишины;  внутреннее расследование, или борьба за тихое жилище;  внутреннее расследование, или уходим от патогенных зон; по собственной квартире.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Примерные темы проектных работ:

- «Сенсорный» голод – что это?

- Сотовый телефон источник патогенного излучения.

- Методы биологической очистки сточных вод.

- Раздельный сбор мусора – это реально?

Критерии оценивания проектных работ в группе:

- Социальная значимость, актуальность проблемы;

- Исследовательский характер проекта;

- Глубина и оригинальность решения проблемы (изученная литература, корректность методов исследования, разработка конечного продукта);

- Соответствие продукта поставленным целям;

- Культура оформления проекта;

-Презентация продукта:

1. умение сделать сообщение-аннотацию;

2. демонстрация продукта;

3. отстаивание своей точки зрения в ходе дискуссии;

- Личный вклад   участника в проект;

- Взаимодействие с другими участниками проекта.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Таблица 4

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Учебные и методические пособия

  1. Изучаем природу в городе /Е.Ю. Колобовский. - Ярославль.: Академия развития, 2006. – 256 с.: ил. – (Экскурсии в природу).
  2. Практикум по общей экологии. 9 класс/ Н.А. Степанчук, Н.И. Прилипко.- Волгоград: Учитель, 2009.- 208 с.
  3. Экология. Элективные курсы. 9 класс/авт.-сост. М.В. Высоцкая.- Волгоград: Учитель, 2007.- 127 с.

Дополнительная литература для учащихся

1.Алексеев С.В. Практикум по экологии: учебное пособие /под ред. С.В. Алексеева.-М.:АО МДС, 1996.

2.Вронский В.А. Экология: словарь-справочник/В.А. Вронский.-Ростов.: Феникс, 1999.

3.Жигарев И.А. 350 задач и ответов по экологии: пособие для студентов, учителей и учащихся общеобразовательных учреждений/И.А. Жигарев, О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова.-М.: Дрофа, 2002.

4. Масленникова Н.П. Методика проведения школьных исследований по экологии растений.Методическое пособие. – Новокузнецк.: ИПК, 2000. – 20 с.

Дидактические материалы

1.Кубанцев Б.С. Упражнения, тесты, задачи по экологии/Б.С. Кубанцев, Н.И. Прилипко.-Волгоград: Перемена, 2005.

2.Мансурова С.Е. Практикум по общей биологии/ С.Е. Мансурова.-М.: Владос, 2006.

Компьютерные и информационно-коммуникационные средства обучения

1.Биология. Интерактивные творческие задания.  Новый диск, 2014;

2.Республиканский мультимедиа центр. Биология 6-11 кл. Лабораторный практикум на 2 CD-ROM, 2014;

3.Образовательное пространство «Е-КМ школы»;

4. Экологический Центр «Экосистема». Экологические исследования школьников в природе. 4 CD-ROM, 2001

Интернет-ресурсы

www.vokrugsveta.ru   - «Вокруг света».

www.geoclub.ru  - Журнал «Гео».

http://nauka.relis.ru   - Журнал «Наука и жизнь».

http://www.ecolife.ru/index.shtml  - Журнал «Экология и жизнь».

http://learnbiology.narod.ru/ - биология в интернете.

http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm - общая биология.

http://www.wwf.ru/resources - раздел для любознательных.

http://ecoclub.nsu.ru/books/ecodom/cont.htm - "Экодом в Сибири". 

http://www.seu.ru/members/ucs/eco-hr. - «Экология и права человека». 

Технические средства

1.Интерактивная доска;

2. Ноутбук;

3.Проектор.

Учебно-практическое оборудование

1.Биологическая микро лаборатория;  

2.Микроскоп;

3.Лупа;

4.Микропрепараты,

5.Лабораторное оборудование для опытов

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п/п

Дата

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

1

4

Модуль «Куда деть ненужное, или город и отходы»

2

14.10-15.10

теория

1

Городская канализация: поучительная история.

3

14.10-15.10

практика

1

Исследуем сточные воды.

4

14.10-15.10

теория

1

Современная канализация: от квартиры до очистных сооружений.

5

14.10-15.10

практика

1

На городской станции очистки воды.

6

4

Модуль «Твердые бытовые отходы»

7

14.10-15.10

теория

1

Городской мир: цивилизация мусора?

8

14.10-15.10

теория

1

Бытовые отходы: из чего они состоят?

9

14.10-15.10

практика

1

Проводим инвентаризацию бытового мусора

10

14.10-15.10

практика

1

Изучаем упаковку и боремся с излишествами

11

8

Модуль «Физические поля в городе»

12

14.10-15.10

теория

1

Город и шумовое загрязнение

13

14.10-15.10

практика

1

Ищем нарушителей тишины

14

14.10-15.10

теория

1

Мой дом – моя крепость: бытовые источники шума.

15

14.10-15.10

практика

1

Внутреннее расследование, или в борьбе за тихое жилище.

16

14.10-15.10

теория

1

Электрошок поневоле.

17

14.10-15.10

практика

1

Внутреннее расследование, или уходим от патогенных зон.

18

14.10-15.10

теория

1

Экология жилища

19

14.10-15.10

практика

1

По собственной квартире

20

14.10-15.10

практика

1

Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная программа по предмету «Туризм» 5 класс Авторы-составители: Учитель географии -- Чиркова Нина Павловна

Учебно-воспитательный процесс требует от учащегося школы в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность и непосредствен...

Программа дополнительного образования "Изучаем английский"

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Изучаем английский»Цель программы:Создание условий по формированию языковых способностей, развитие индивидуальности учащихся...

Программа дополнительного образования «Изучай английский»

Программа для изучающих английский язык и для студентов колледжей юридического профиля...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа " Изучаем английский с удовольствием"

Занятия английским языком в период летних каникул помогут учащимся совершенствовать свои знания, умения и навыки и убедиться в практическом значении иностранного языка в организации общения, приобрете...

Дополнительная образовательная программа "Экологические исследования в природе и городе"

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Экологические исследования в природе и городе" разработана для детей 13-18 лет, увлеченных экологией как наукой. Ребята в ходе о...

За страницами учебника (Дополнительная программа по русскому языку 9 класс)

Данная программа дополнительного образования призвана повысить интерес к изучению русского языка. Педагогическая целесообразность программы в том, что регулярные занятия позволяют привлечь к русскому ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Изучаем природу"

Данная внеурочная программа разработана для учащихся 8 класса. Включает в себя теорию и практические работы. Освещены темы: механика, теплота, электричество, оптика и магнетизм....