За страницами учебника (Дополнительная программа по русскому языку 9 класс)
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Данная программа дополнительного образования призвана повысить интерес к изучению русского языка. Педагогическая целесообразность программы в том, что регулярные занятия позволяют привлечь к русскому языку не только одаренных, успевающих учащихся, но и тех, у которых русский язык на уроках не вызывает большого интереса. На занятиях данного курса учащиеся не получают отметки, а только новую интересную информацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю                                                          Рассмотрена и рекомендована

Директор лицея                                         на заседании методического совета                      

          В.Л.Зайцев                                         Протокол № 1 от 30.08.2017                                    

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ № 6

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА)

9 класс


Пояснительная записка

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Данная программа дополнительного образования призвана повысить интерес к изучению русского языка. Педагогическая целесообразность программы в том, что регулярные занятия позволяют привлечь к русскому языку не только одаренных, успевающих учащихся, но и тех, у которых русский язык на уроках не вызывает большого интереса. На занятиях данного курса учащиеся не получают отметки, а только новую интересную информацию.

Цель программы   - заинтересовать учащихся, помочь им по-новому взглянуть на материал, излагаемый в учебниках, формировать у них стремление к самореализации индивидуальных способностей, воспитать интерес к коллективной деятельности.

Основные задачи курса:

◦ Повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки связной речи;

◦ Развивать самостоятельность и формировать исследовательские умения учащихся.

Методы работы предусматривают активное включение учащихся в процесс познавательной деятельности – исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.

Формы контроля в ходе занятий могут быть различные: тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал); сочинения, изложения.

Формы занятий данного курса – это прежде всего практические занятия.

По окончании курса учащиеся должны:

1. Создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам;

2. Опознавать, анализировать, классифицировать и оценивать языковые явления и факты с точки зрения уместности, целесообразности, выразительности их использования;

3. Соблюдать основные языковые нормы (лексические, орфографические, грамматические, пунктуационные, стилистические).

Содержание курса

I. Диагностический тест – 1 час

II. Повторение изученного

1. Фонетика и орфография – 1 час

2. Морфемика и словообразование – 1 час

3. Морфология – 3 часа

4. Лексика – 1 час

5. Орфография – 9 часов

6. Синтаксис и пунктуация – 6 часов

7. Нормы речи – 1 час

8. Изобразительно-выразительные средства – 2 часа

III. Работа с текстом – 6 часов

IV. Контрольный тест с последующим анализом – 3 часа

Тематическое планирование

Тема

Форма

проведения

Содержание работы

и деятельность учащихся

1

Вводный урок Диагностический тест

Практическое занятие

Знакомство с программой курса. Написание диагностического теста.

2

Повторение. Фонетика. Орфография

Практическое занятие

Составление диагностической карты учащихся. Особенности произношения гласных и согласных в потоке речи – составление таблицы.

3

Морфемика и словообразование

Практикум

Повторение основных способов словообразования.

Образование степеней сравнения; написание теста по теме.

4

Морфология

Семинарское занятие

Повторение самостоятельных и служебных частей речи; составление таблицы.

5

Морфологические признаки самостоятельных частей речи

Практикум

Определение морфологических признаков самостоятельных частей речи. Отличие прилагательных-причастий, причастий-деепричастий.

6

Морфологические признаки служебных частей речи

Практикум

Различение самостоятельных и служебных частей речи.

Написание теста по теме.

7

Лексика

Практикум

Повторение сведений об омонимах, антонимах, синонимах; фразеологизмы; устаревшие слова и неологизмы; профессионализмы.

8

Орфография Правописание гласных в корне

Практикум

Составление алгоритмов:

1) безударные гласные в корне, проверяемые ударением;

2) безударные гласные, не проверяемые ударением (чередующиеся).

9

Безударные гласные в суффиксах разных частей речи

Практикум

Повторение правописания безударных гласных в суффиксах имен существительных, прилагательных, глаголов, причастий, наречий. Составление таблицы.

10

Безударные гласные в окончаниях существительных прилагательных, причастий, местоимений

Практикум

Правописание безударных гласных в окончаниях имен существительных, прилагательных, причастий, местоимений и числительных.

11

Безударные гласные в окончаниях глаголов

Практикум

Составление алгоритма правописания безударных гласных в окончаниях глаголов. Тест.

12

Правописание гласных после шипящих и Ц

Практикум

Составление таблицы «О – Ё после шипящих и Ц» «И, у, а после шипящих».

13

Правописание Не и Ни

Комбинированное занятие

Составление таблицы «не и ни с различными частями речи»; тест по теме.

14

Правописание согласных.

Удвоенные согласные.

Практикум

Глухие и звонкие согласные; непроизносимые согласные.

Составление алгоритма «Н и НН в разных частях речи». Тест.

15

Правописание

ъ и ь

Практикум

Составление таблицы «Буква ь после шипящих на конце слова»;

Разделительные Ъ и ь».

16

Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Практикум

Правописание сложных слов, наречий, служебных частей речи. Тест.

17

Синтаксис словосочетания и простого предложения. Синтаксические нормы

Лекция

Повторение способов связи слов в словосочетании, виды предложений по цели высказывания, интонации, наличии грамматической основы.

18

Знаки препинания при обособлении согласованных и несогласованных определений.

Знаки препинания при обособлении приложений.

Практикум

Составление таблицы по теме.

Повторение сведений о приложении, расстановка знаков препинания при приложении.

19

Знаки препинания при обособлении обстоятельств

Практикум

Составление схемы «Обособление обстоятельств». Тест.

20

Знаки препинания при однородных членах предложения

Комбинированное занятие

Обобщить знания об однородных членах предложения и расстановке знаков препинания при них.

21

Знаки препинания при вводных (вставных конструкциях) и обращении

Практикум

Составление алгоритма.

22

Знаки препинания при конструкциях с как

Практикум

Составление алгоритма.

23

Нормы речи

Практикум

Повторение форм сравнительных прилагательных; образование форм мн. ч. существительных, местоимений, глагола.

24

Изобразительно-выразительные средства языка

Лекция

Повторение основных изобразительно-выразительных средств языка.

25

Изобразительно-выразительные средства языка

Практикум

Определение в тексте изобразительно-выразительных средств. Тест.

26

Текст. Тема, идея текста, заглавие. Композиция текста

Лекция

Совершенствование умения учащихся определять тему, идею текста.

27

Составление плана по тексту

Практикум

Повторение композиционных частей текста. Составление текста из данных частей.

28-29

Приёмы сжатия текста. Связь предложений в тексте; микротема; ключевые слова.

Практикум

Знакомство с приёмами сжатия текста. Умение сокращать текст, сохраняя количество микротем.

Совершенствование навыков учащихся находить ключевые слова в тексте и слова, соединяющие части текста.

30 - 31

Типы речи. Стиль текста.

Комбинированное занятие

Повторение сведений о типах речи (повествование, описание, рассуждение) и стилях речи.

32-34

Итоговый тест с последующим анализом.

Литература:

I. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы:

1). Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. № 1236).

2). Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

3). Примерные программы основного общего образования. Москва, Дрофа, 1999г.

II. Литература для учащихся:

1). Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5-7 класс / Научный редактор акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2002-2004;

2). Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов А.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 8-9 классы. – М.:Просвещение, 2002-2004;

3). Тростенцова Л.А., Ладыженская и др. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2004;

4). Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. М., Дрофа, 2004; В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К.Лидман-Орлова и др. Русский язык. Практика 5-9 классы. – М. Дрофа, 2004; Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2004;

5). Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И., Львов В.В. и др. Русский язык. 5-9 классы // Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Лекант. – М.: Дрофа, 2003;

6). Федеральный компонент государственных стандартов начального общего, и среднего (полного) общего образования (Приказ № 1089 от 05.03.2004г.)

7). Тексты для изложений отобраны из учебного пособия «Русский язык: Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 класс» (Авт.-сост. Л.М. Рыбченкова, В.Л. Склярова. – М.: Дрофа, 2003) и представлены отдельными фрагментами.

8). Т.Ю. Угроватова. ЕГЭ по русскому языку. 9 класс. Изд-во АСТ, 2008. Книга содержит исчерпывающий материал для подготовки к экзамену и предназначена для работы в школе и дома. Адресована старшеклассникам и учителям.

9). ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Куманяева Анастасия, Сычева Валерия. Пособие содержит материалы для подготовки к государственной итоговой аттестации учащихся 9-х классов по русскому языку (по новой форме): методические рекомендации по написанию изложения и выполнению творческого задания, образцы удачных и неудачных работ, а также типовые экзаменационные задания.

10). Никулина М.Ю. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тесты. 2007.

III. Литература для учителя:

1). Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку. 9 класс. М., Просвещение 2008.

2). Козулина М.В. Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум. Саратов, «Лицей», 2006.

3). Колокольцев Е.Н. Зельманова Л.Н. Развитие речи. 8-9 классы. М., Дрофа. 2004.

4). Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь (5-8 классы). Творческий центр. М., 2004.

5). Оконевская О.М. Павловская Г.В. Диктанты и упражнения.Эксмо. М., 2008.

6). Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант. Н. Новгород. 1994.

7). Русский язык. 9 класс. Итоговая аттестация – 2007. под ред. Сениной Н.Л. «Легион» 2006

8). Селезнева Л.Б. Русский язык. Обобщающие алгоритмы и упражнения. М., 2006.

9). Скобликова Е.С. Обобщающая работа по орфографии. Дрофа. М., 2005.

10). Текучева И.В. Тесты по русскому языку (5-9 классы). Экзамен. М., 2007.

11). Угроватова Т.Ю. ЕГЭ по русскому языку. Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса. М., С-П., 2008.

12). Хорт О.А. Русский язык. Изложение с творческим заданием. 9 класс. Волгоград. 2007.

13). Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом.

14). Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений 2008 года (в новой форме). Русский язык. Федеральный институт педагогических измерений, 2008. С. 70.

15). А.Ш. Шахмаметова. Тесты на повторение в 10 классе. «Русский язык» (приложение к «1 сентября»). № 7 – 2009. – с. 13-16.

16). Л.С. Степанова. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в IX классах: основные проблемы и пути их решения. «Русский язык в школе». № 3 – 2009. – с. 3-11.

17). И.Н. Добротина. Обучение приёмам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению. «Русский язык в школе». № 3 – 2009. – с. 11-18.

18). И.Н. Добротина. Упражнения по трансформации и моделированию текста. «Русский язык в школе». № 4 – 2007. – с. 24-27.

Диагностический тест

Выполните задания 1-31. Сверьте свой вариант с ответами, данными в конце книги. Сделайте работу над ошибками, обратившись к учебнику. Занесите свои ошибки в лист учёта ошибок.

1. Укажите ряд, во всех словах которого пропущена безударная гласная в корне

  1. пол..вчее, б..ярин, г..рдился, вп..следствии
  2. к..залось, пос..дить, согл..сился, д..вать
  3. ол..денелый, отв..чал, т..пло, хоч..шь
  4. присоед..нились, пр..ехал, об..жаю, выдв..нуть

2. Укажите ряд, во всех словах которого пропущена чередующаяся гласная в корне

  1. выб..рает, раст..рать, ум..рать, сн..мать
  2. предл..жение, пром..кательная (бумага), покл..ниться, л..хматый
  3. р..стительный, прил..гательное, з..ря, ..ккуратный
  4. отр..зает, выд..ру, отб..рёшь, отр..сль

3. Укажите ряд, во всех словах которого пропущена безударная гласная в приставке

  1. пр..хорошенький, пр..градить, пр..следовать, пр..мировать
  2. пр..своить, пр..школьный, пр..глушить, пр..оритет
  3. пр..славиться, ..тбежать, в..зглавить, с..стариться
  4. р..ссыпать, н..дрезать, пр..матерь, р..згильдяй

4. Укажите ряд, во всех словах которого пропущена безударная гласная в суффиксе

  1. замш..вый, душ..нька, им..чко, товарищ..м
  2. влюбч..вый, податл..вый, садовн..к, одуванч..к
  3. руч..нка, сач..к, ключ..м, налев..
  4. американ..ц, учит..ль, человеч..ство, зайц..м

5. Укажите ряд, в котором пропущена безударная гласная в окончании

  1. в алле.., в зимн..м (пальто), стел..т, на синеющ..м (небе)
  2. смотр..т, на знамен.., хорош..м (поступком), ключ..ка
  3. котишк.., книжищ.., ручищ.., слев..
  4. домишк.., светл..й (улыбкой), борщ..м, засветл..

6. В каком ряду во всех словах следует писать а?

  1. издавн.., досух.., снов.., занов..
  2. бабищ.., заводил.., книжищ.., солнышк..
  3. плутишк.., сынишк.., зайчишк.., горюшк..
  4. искос.., сызнов.., изредк.., досыт..

7. В каком ряду во всех словах следует писать о?

  1. плющ..м, лиц..м, больш..го, пятниц..й
  2. зажив.., занов.., наглух.., справ..
  3. в..рота, мудр..сть, горд..сть, зверушк..
  4. проповед..вать, проб..вать, завид..вать, рис..вать

8. В каком ряду во всех словах следует писать е?

  1. бре..тся, мож..т, хоч..тся, тороп..тся
  2. ноч..вать, бич..вать, посп..вать, откруч..вать
  3. вид..ть, обид..ть, завис..ть, настро..ть
  4. замш..вый, щавел..вый, плеч..вой, фасол..вый

9. В каком ряду во всех словах следует писать и?

  1. мол..тся, стар..тся, верт..тся, знач..тся
  2. юрод..вый, дяд..н, талантл..вый, перь..вой
  3. кресл..це, солдат..к, красав..ца, сит..чко
  4. брат..к, гостин..ца, упрям..ца, им..чко

10. В каком ряду во всех словах нужно писать ь?

  1. реч.., печ.., смотриш.., плащ..
  2. ноч.., (девочка) смеет..ся, знаеш.., хорош..
  3. доч.., (можете) смеят..ся, намаж.., вскач..
  4. брош.., береч.., отреж.., замуж..

11. В каком ряду во всех словах нужно писать ъ?

  1. об..явление, под..ячий, раз..езд, под..ём
  2. раз..яснить, от..явленный, раз..едать, л..ётся
  3. с..ёмка, об..ём, под..езд, разоб..ётся
  4. об..ять, раз..ярённый, ад..ютант, двух..ярусный

12. В каком ряду во всех словах нужно писать нн?

  1. бесприда..ица, гости..ица, подли..ик, воспита..ик
  2. да..ый, решё..ый, броше..ый, ветре..ый
  3. со..ый, нагруже..ый, свяще..ый, нечая..ый
  4. ограниче..ый, ране..ый (в бою), замуче..ый, кожа..ый

13. В каком ряду все слова пишутся слитно?

  1. кино?фильм, электро?провод, стерео?система, за?полночь
  2. в?близи, с?начала, сорви?голова, в?заперти
  3. древне?русский, дально?бойный, машино?строительный, в?глубь (океана)
  4. вагоно?ремонтный, железно?дорожный, велико?державный, ангельски?кроткий

14. В каком ряду все слова пишутся раздельно?

  1. на?миг, на?цыпочках, с?глазу?на?глаз, в?открытую
  2. по?двое, на?радостях, в?насмешку, с?права
  3. верить в?правду, под?мышку, (отложить) на?утро, в?перемежку
  4. в?течение (дня), в?продолжение (вечера), в?заключение (концерта), в?последствии

15. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  1. по?дружески, кто?то, едва?едва, в?виду (случившегося),
  2. кое?где, по?новому, мало?помалу, вице?адмирал
  3. пол?апельсина, пол?лимона, русско?немецкий, дально?зоркий
  4. премьер?министр, горе?руководитель, историко?филологический, по?средине

16. В каком ряду все слова с не пишутся слитно?

  1. Не?смотря на сильную грозу, самолёт прилетел по расписанию. Этот человек мой не?друг. Не?нужно никого не?навидеть. Я ни разу не?был в Англии.
  2. Не?взирая на обещание, он не?приехал. Не?зачем было обещать. Я получил не?большое письмо. Пришли не?сколько человек.
  3. Нам не?о?чем разговаривать. Не?знакомец остановился в общежитии. Твоё поведение не?допустимо. В гостиную вошёл не?кто в белом.
  4. Мне не?кому писать письма. Приходи не?медленно. Письмо написано на не?существующий адрес. Он был не?сгибаемый боец.

17. В каком предложении есть ошибка в расстановке знаков препинания?

  1. Многое в этой работе выражено отрывисто и, быть может, недостаточно ясно.
  2. Конечно, можно было бы обстоятельно описать эту окраину и тем самым увести читателя в сторону от основной нити рассказа.
  3. Но, пожалуй, стоит только упомянуть, что до сих пор в предместьях Парижа сохранились старые крепостные валы.
  4. В то время, когда происходило действие этого рассказа, валы были ещё покрыты зарослями жимолости и боярышника, и в них гнездились птицы.

18. В каком предложении нужно поставить одну запятую?

  1. Командир остался вдовцом и потому вынужден был всюду возить девочку с собой.
  2. Но на этот раз он решил расстаться с дочерью и отправить её к сестре в Руан.
  3. Ярче влажных лепестков были её губы и от ночных слёз блестели ресницы. (К. Паустовский.)
  4. Шамет привык к ночной работе и даже полюбил эти часы суток.

19. В каком предложении не нужно ставить тире?

  1. Необыкновенно увлекательное занятие – составлять географические карты.
  2. Твои слова – как глоток чистого воздуха.
  3. Слово короля – закон.
  4. Греция – гористая страна с очень изрезанным берегом и массой бухт и островков.

20. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

  1. Писатель уехал из Голландии, надеясь заработать на кусок хлеба на стороне.
  2. Художник подарил человеку способность жить на земле, сияющей всеми возможными цветами и всеми их тончайшими переливами.
  3. Я согрелся в шинели и задремал, прислонившись, к стене.
  4. Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от детства. (К. Паустовский.)

21. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

  1. Я с облегчением оторвался от телескопа, и киевские улицы с их неяркими огнями, грохотом извозчичьих пролёток и пыльным запахом отцветающих каштанов показались мне уютными и надежными.
  2. Прошло много времени, и пустыня опять напомнила о себе.
  3. Я открыл дверь и при воровском блеске молнии увидел Полину.
  4. Гром расколол небо, и, казалось, одним ударом вогнал домишко в землю по самую крышу. (К. Паустовский.)

22. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) восхищение        2) чувство        3) платье        4) юный

23. В каком слове букв меньше, чем звуков?

1) армия        2) честный        3) тень        4) семья

24. В каком предложении есть фразеологический оборот?

  1. Я случайно попал на этот концерт.
  2. Мама погрозила мне пальцем.
  3. Ты попал пальцем в небо.
  4. Небо потемнело.

25. В каком слове есть приставка, корень, суффикс, окончание?

1) предусмотрительный        2) поддержка

3) пересматривая        4) ненавидящий

26. Укажите, каким способом образовано слово разряд.

  1. приставочным
  2. приставочно-суффиксальным
  3. суффиксальным
  4. бессуффиксным

27. Укажите, какой частью речи является выделенное слово в предложении Я знаю, что означает твой приход.

1) местоимение        2) союз        3) частица                4) предлог

28. Укажите, какая характеристика соответствует данному предложению. Замысел, как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. (К. Паустовский.)

1) простое        2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое        4) сложное бессоюзное

29. Укажите, какая характеристика соответствует данному предложению. Чтобы дать созреть замыслу, писатель никогда не должен отрываться от жизни и целиком уходить «в себя». (К. Паустовский.)

1) простое        2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое        4) сложное бессоюзное

30. Укажите, какая характеристика соответствует данному предложению

В кинокартине «Поэт и царь» Пушкин сидит, мечтательно подняв глаза к небу, потом судорожно хватается за перо, начинает писать, останавливается, вновь возводит глаза, грызёт гусиное перо и опять торопливо пишет. (По К. Паустовскому.)

1) простое        2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое        4) сложное бессоюзное

31. Укажите, какая характеристика соответствует данному предложению. Вскоре снег превращается в широкую снежную реку, несущуюся вниз, и через несколько минут в долину срывается лавина, сотрясая грохотом ущелье и наполняя воздух искристой пылью. (По К. Паустовскому.)

1) простое        2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое        4) сложное бессоюзное

Таблица ответов

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

2

1

3

2

1

4

4

4

1

3

1

3

3

1

2

№ задания

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Ответ

4

4

3

2

3

4

2

1

3

2

4

1

1

3

1

2

Изобразительно-выразительные средства языка

ТРОПЫ

Перечень тропов

Значение термина

Пример

Гипербола

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

Глаза громадные, как прожекторы.

(В. Маяковский.)

Гротеск

Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.

Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.

Ирония

Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным является не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бредёшь ты, голова? (И. Крылов.)

Литота

Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе).

Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н. Гоголь.)

Метафора,

развёрнутая

метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.

Со снопом волос твоих

овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)

1        Использованы следующие книги: «Словарь литературоведческих терминов» (составители Л. Тимофеев, С. Тураев), «Школьный поэтический словарь» (А. Квятковский), «Русская словесность» (А. Горшков).

2        Троп – употребление слова в переносном значении.

Перечень тропов

Значение термина

Пример

Метонимия

Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населённого пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения.

Когда же берег ада Навек меня возьмёт, Когда навек уснёт Перо, моя отрада... (А. Пушкин.)

Олицетворение

Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

О чём ты воешь, ветр

ночной,

О чём так сетуешь

безумно?

(Ф. Тютчев.)

Перифраз (или перифраза)

Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.

Царь зверей (вместо лев)

Синекдоха

Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым.

Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.); Швед, русский колет, рубит, режет.

Сравнение

Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.

Лёд окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Эпитет

Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства.

Отговорила роща

золотая Берёзовым весёлым языком. (С. Есенин.)

ФИГУРЫ РЕЧИ

Фигура

Значение термина

Пример

Анафора (или единоначатие)

Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид. (А. Пушкин.)

Антитеза

Стилистический приём контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.

А новое так отрицает старое!.. Оно стареет на глазах! Уже короче юбки. Вот уже длиннее! Вожди моложе. Вот уже старее! Добрее нравы. Вот уже подлее! А новое так отрицает старое...

(А. Володин.)

Градация

(Постепенность) – стилистическое средство, позволяющее воссоздать события и действия, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости.

Не жалею, не зову, не плачу, Всё пройдёт, как с белых яблонь дым. (С. Есенин.)

Инверсия

Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи.

Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. (А. Пушкин.)

Лексический повтор

Намеренное повторение в тексте одного и того же слова.

Простите, простите, простите меня! И я вас прощаю, и я вас прощаю. Я зла не держу, это вам обещаю, Но только вы тоже простите меня! (А. Володин.)

Оксюморон

Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.

Мёртвые души.

Риторический вопрос, восклица-ние, обращение

Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задаётся не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие.

Куда ты скачешь, гордый

конь,

И где опустишь ты копыта?

(А. Пушкин.)

Какое лето! Что за лето!

Да это просто колдовство.

(Ф. Тютчев.)

Синтаксический параллелизм

Приём, заключающийся в сходном построении предложений, строк или строф.

Гляжу на будущность

с боязнью, Гляжу на прошлое с тоской... (М. Лермонтов.)

Умолчание

Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чём пойдёт речь во внезапно прерванном высказывании.

Поедешь скоро ты домой: Смотри ж... Да что? Моей

судьбой, Сказать по правде, очень Никто не озабочен. (М. Лермонтов.)

Эллипсис

Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу.

Мы сёла – в пепел, грады – в прах, В мечи – серпы и плуги. (В. Жуковский.)

Эпифора

Стилистическая фигура, противоположная анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания.

Милый друг, и в этом тихом

доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом

доме Возле мирного огня. (А. Блок.)

ЗВУКОВЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Средство

Значение термина

Пример

Аллитерация

Приём усиления изобразительности путём повторения согласных звуков.

Шипенье пенистых бокалов И пунша пламень голубой...

(А. Пушкин.)

Ассонанс

Приём усиления изобразительности путём повторения гласных звуков.

Скучна мне оттепель: вонь, грязь, весной я болен. (А. Пушкин.)

Звукопись

Приём усиления изобразительности текста путём такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.

Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой

Перестукивали стыки: на восток, восток, восток...

(П. Антокольский воспроизводит звук вагонных колёс.)

Звукоподра -жание

Подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы.

Когда гремел мазурки гром...

(А. Пушкин.)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЛЕКСИКИ

Термины

Значение

Примеры

Антонимы,

контекстные

антонимы

Слова, противоположные по значению.

Контекстные антонимы – именно в контексте они являются противоположными

(см. пример). Вне контекста эта противоположность теряется.

Волна и камень, стихи и проза, лёд и пламень... (А. Пушкин.)

Синонимы,

контекстные

синонимы

Слова, близкие по значению. Контекстные синонимы – именно в контексте они являются близкими. Вне контекста близость теряется.

Желать – хотеть, иметь охоту, стремиться, мечтать, жаждать, алкать.

Омонимы

Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения.

Колено – сустав, соединяющий бедро и голень; пассаж в пении птиц.

Паронимы

Близкие по звучанию, но различные по значению слова.

Геройский – героический, двойной – двойственный, действенный – действительный.

Слова в переносном значении

В отличие от прямого значения слова, стилистически нейтрального, лишённого образности, переносное – образное, стилистически окрашенное.

Меч правосудия, море света.

Диалектизмы

Слово или оборот, бытующие в определённой местности и употребляемые в речи жителями этой местности.

Драники, шанежки, буряки.

Жаргонизмы

Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какому-нибудь жаргону – разновидности речи, употребляющейся людьми, объединёнными общностью интересов, привычек, занятий.

Голова – арбуз, глобус, кастрюля, корзина, тыква...

Профессионализмы

Слова, употребляющиеся людьми одной профессии.

Камбуз, кубрик, кок.

Термины

Слова, предназначенные для обозначения специальных понятий науки, техники и проч.

Грамматика, хирургический, оптика.

Книжная лексика

Слова, характерные для письменной речи и имеющие особенную стилистическую окраску.

Бессмертие, стимул, превалировать...

Просторечная лексика

Слова разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера.

Болван, вертихвостка, вихлять.

Неологизмы (новые слова)

Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что возникших. Возникают и индивидуальные авторские неологизмы (см. пример).

Будет буря — мы поспорим И помужествуем с ней.

(Н. Языков.)

Устаревшие слова (архаизмы)

Слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия.

Изрядный – отличный, рачительный – заботливый, чужестранец – иностранец.

Заимствованные слова

Слова, перенесённые из других языков.

Эксклюзив, менеджмент, консенсус.

Фразеологиз-мы

Устойчивые сочетания

слов, постоянные по своему значению, составу и структуре,

воспроизводимые в речи в качестве целых лексических единиц.

Кривить душой – лицемерить, бить баклуши – бездельничать, на скорую руку – быстро.

Экспрессивно-эмоциональная лексика

1. Разговорная. Слова, имеющие несколько сниженную по сравнению с нейтральной лексикой стилистическую окраску, характерные для разговорного языка, эмоционально окрашенные.

2. Эмоционально окрашенные слова оценочного характера, имеющие как позитивный, так и негативный оттенок.

3. Слова с суффиксами эмоциональной оценки.

Грязнуля, крикун, бородач.

Прелестный, чудный, отвратительный, злодей.

Миленький, зайчонок, умишко, детище.

Материалы для занятий спецкурса

Способы сокращения текста

Содержательные приёмы компрессии текста:

1. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации.

Обучение учащихся этому важному умению следует начать с небольшой справки о том, что такое главная и второстепенная информация.

Главной является информация, имеющая наиболее существенное значение для понимания данной темы, вопроса.

Второстепенная информация либо детализирует, разъясняет главную информацию, либо отражает вытекающие из этой информации конкретные следствия и практические рекомендации. К этому типу информации относятся аргументы, обоснования, примеры, подробные характеристики отдельных явлений, описания, второстепенные факты (из биографии писателя, из истории создания произведения), а также разного рода комментарии (объяснительные замечания, толкования) тех или иных отрывков из произведений художественной литературы.

После этого небольшого пояснения о видах информации учитель должен научить детей находить в тексте самое главное, в частности познакомить их с «сильными позициями» текста, где чаще всего фокусируются главные мысли автора.

Такими «сильными позициями», например, в учебно-научном тексте являются:

  • заголовок,
  • зачин (введение),
  • концовка (заключение).

На уровне абзаца (ССЦ) наиболее информативным является первое (начальное) предложение, содержащее тезис, то есть основное положение автора, которое затем конкретизируется в основной части абзаца. На уровне предложения более информативной является, как правило, вторая его часть, то есть предикат, который отражает новое.

Важная информация обычно содержится в главной части сложноподчинённого предложения.

Главная информация в тексте отражается не только позиционно, но и графически (курсивом, жирным шрифтом, подчеркиванием и другими способами).

Упражнение.

Прочитайте предложения и подчеркните в нём главную информацию.

Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Выполнение задания.

Многие вещества биологического происхождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Выполнение задания.

Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Окончательный вариант.

Чистый воздух нужен не только людям, он необходим в точном производстве.

Обращаем внимание на то, что, кроме содержательного приёма сокращения текста, мы использовали и языковой (местоимение он, частица не).

2. Свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

Упражнение.

Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется факультативной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приёмы сжатия текста, передайте основную информацию, заключённую в двух абзацах, так, чтобы объём вашего высказывания не превышал 35 слов.

а) Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.

б) Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

в) Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла.

г) В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

Стоит обратить внимание учащихся на 4-е предложение с несколькими придаточными и предложить сохранить только одно.

Варианты выполнения задания.

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.

Цель конкретна и достижима. мы можем продумать или просчитать те действия, которые необходимы для её достижения. (32 слова)

Людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. Можно заранее продумать, как добиться цели, но мечта - это нечто другое. (23 слова)

Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. Цель конкретна, точна, достижима. Можно заранее просчитать, что нужно сделать для её достижения. (28 слов)

Языковые приёмы компрессии текста

Замены:

- однородных членов обобщающим наименованием;

- словосочетания словом;

- фрагмента предложения синонимичным предложением;

- предложения или его части указательным местоимением;

- предложения или его части определительным или указательным местоимением;

- сложноподчинённого предложения простым.

Исключения:

- повторов;

- фрагмента предложения;

- одного или нескольких синонимов.

Слияния:

- нескольких предложений в одно.

Упражнение на трансформацию словосочетаний.

Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие, «экономичные».

Дать подтверждение - подтвердить; привести доказательство - доказать; проводить исследование - ...; совершать вращение - ...; проявлять интерес - ...; выдвинуть предположение - ...

Процесс реакции - реакция; свойство упругости - ...; приём градации - ...; форма круга - ...; чувство сострадания - ...

Упражнения на трансформацию предложений.

1. Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

Для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить - для получения; для того чтобы изменить - ...; для того чтобы соединить - ...; для того чтобы распределить - ...; для того чтобы рассмотреть - ...

В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы достичь цели. (В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели).

Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 тонн воды. (Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 тонн воды).

2. Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом.

Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейиронов приблизительно в 10 000 раз. (Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейиронов приблизительно в 10 000 раз).

Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы. (С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы).

Если принимать витамины не менее четырёх месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма. (Принимая витамины не менее четырёх месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма).

Кроме названных, существуют следующие способы сокращения текста:

  • Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п. Объектом исключения может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить её запись. Возможность сокращения языковой формы изложения без компрессии его содержания основана на явлении избыточности речи. Дело в том, что мы используем слов больше, чем необходимо для выражения определенной мысли. Например, в предложении: «Слова-термины могут употребляться в любом стиле: разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном, но, конечно, чаще всего их используют в научном стиле» – избыточными являются однородные определения, конкретизирующие словосочетание «в любом стиле», а именно «в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном». Уберем их. Смысл предложения не изменится. Оно только выиграет за счет своего сжатия. Уместным будет также исключение последнего слова «стиле», так как в результате сокращения предложения возник повтор близлежащих словоформ «стиле».
  • Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.
  • Сочетание исключения и обобщения. Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей текста.

Сочетание исключения и обобщения.

Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей конкретного текста. Какие задания и упражнения способствуют выработке навыков свёртывания второстепенной информации и выделения главной, а также ее переформулированию в обобщенной форме?

Перечислим наиболее известные:

◦        выделите опорные слова в предложении.

◦        трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.

◦        составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.

◦        изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.

◦        прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.

◦        подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.

◦        выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего
текста.

◦        проделайте следующую работу с текстом:

а) составьте к нему план;

б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом;

в) через некоторое время «расшифруйте» написанное, то есть попробуйте заново восстановить полный текст по своей сокращенной записи;

г) сравните результат «восстановления» с исходным текстом.

Основные требования к сжатому варианту изложения

1. Учащийся понимает тему и идею (общий смысл текста).

2. Учащийся понимает основное содержание текста, выделяет главное в нем, умеет исключать второстепенное.

3. Выделяет главные мысли основных микротем, которые развивают тему речи.

4. Проявляет умение найти факты, которые можно обобщить, выразить более кратко.

5. Содержание излагает последовательно. Проявляет умение логично и связно строить высказывание.

6. Учащийся умеет использовать способы сокращения текста (заменять синтаксические конструкции синонимичными. Например, однородные члены – обобщающим словом).

7. Работа соответствует требованиям нормативности и правильности речи.

Итоговая диагностика

(для выполнения итоговой диагностики предлагается демовариант ГИА по русскому языку 2009 г.)

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание C1 на отдельном листе или бланке. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Текст для прослушивания.

Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.

Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, – это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами.

И одним из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.

Как же развить эту способность? Психологи пришли к выводу, что помочь этому, в частности, может восприятие искусства. Человек, который получает удовольствие от живописных или скульптурных образов, чувствует красоту стиха или мелодии, ощущает ритм узора, – такой человек способен к необходимому для жизни эмоциональному переживанию. А в том, что эти переживания жизненно необходимы, учёные не сомневаются. Только нужно уметь чувствовать. И через восприятие искусства мы облагораживаем свои чувства, воспитываем их. Кино, театр, музыка – всё обогащает личность, потому что благодаря восприятию любого вида искусства у нас развивается так называемый эмоциональный интеллект, то есть оптимальное сочетание эмоциональных и интеллектуальных способностей нашей личности.

(По материалам периодической печати)

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А 7.

(1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста.

(6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

(8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)«Зарабатываю на скрипку».

(11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка – тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, – в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.

(19) Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.

(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги – хоть сто рублей! – он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы – на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости...

(26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27) пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку...

(По В. Крапивину)

Задания А1-А7

А1 Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему героя сразу «взяла в плен» маленькая скрипачка?»

1) Девочка, игравшая на скрипке, обладала необыкновенной внешностью.

2) Девочка вызывала симпатию у героя прежде всего тем, что умела сама зарабатывать деньги.

3) Девочка представлялась герою беззащитной и в то же время самостоятельной и глубокой.

4) Девочка не обращала внимания на героя, и это задевало его и пробуждало интерес к ней.

А2 Почему герой считал, что «девочка играла восхитительно»?

1) Девочка играла уверенно и громко, хотя в руках у неё была чужая или плохая скрипка.

2) На героя повлияло то, что многие останавливались послушать игру девочки.

3) За плохую игру люди не станут платить деньги, а девочке набросали их немало.

4) Девочка умела вложить в мелодию душу, как бы сливаясь с музыкой в единое целое.

А3 Как характеризует героя информация, заключённая в предложениях  20-21?

1) Кинтель был человеком расчётливым, умеющим экономно тратить деньги.

2) Кинтель был ответственным человеком, но при этом был способен на душевные порывы.

3) Кинтель умел находить себе оправдание в затруднительной ситуации.

4) Кинтель ничего не понимал в музыке и потому готов был заплатить за игру девочки большие деньги.

А4 Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «заворожённость» (предложение 25).

1) очарованность

2) колдовство

3) любовь

4) неподвижность

А5 В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1) (1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку.

2) (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно.

3) (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди.

4) (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы – на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке...

А6 Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор и герой называют скрипачку не «девчонка», не «девчушка», а «девочка»?»

Такая форма слова говорит ...

1) о жалости автора и героя к маленькой скрипачке.

2) об отсутствии подлинного сочувствия автора и героя к юной скрипачке.

3) о снисходительном отношении автора и героя к бедной уличной скрипачке.

4) о серьёзном и уважительном отношении автора и героя к скрипачке.

А7 Укажите предложение, в котором содержится метафора.

1) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.

2) По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка – тоже.

3) Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, – в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях.

4) А будь у него свои деньги – хоть сто рублей! – он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.

Задания В1-В14 выполните на основе прочитанного текста.

В1 Замените слово БУМАЖЕК из предложения 19 синонимом официально-делового или научного стиля. Напишите этот синоним.

В2 Из предложений 6-7 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

В3 Из предложений 6-10 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

B4 В предложениях 24-25 найдите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «Если при прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимые слова, то это прилагательное переходит в причастие и в его суффиксе пишется НН». Выпишите найденное причастие с зависимым словом.

B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при уточняющем обстоятельстве.

Она покачивалась на загорелых ногах,(1) как на стебельках,(2) задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. У ног девочки,(3) в пыльных подорожниках,(4) лежал скрипичный футляр,(5) в откинутой крышке его белел бумажный лист.

B6 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочинённого предложения.

По крайней мере,(1) Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же,(2) и сама девочка  тоже. Кинтель смотрел на юную скрипачку, (3) и сердце у него заходилось в сладкой тоске.

B7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Он и так уже стоит здесь,(1) наверно,(2) полчаса,(3) поэтому все,(4) конечно,(5) догадались о его завороженности... Кинтель попятился,(6) чувствуя,(7) как наливаются теплотой уши и щеки.

B8 Замените словосочетание СЛУШАЛИ ВНИМАТЕЛЬНО (предложение 19), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

B9 Выпишите грамматическую основу предложения 23.

B10 Среди предложений 1-5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

B11 Среди предложений 25-28 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

B12 Укажите количество грамматических основ в предложении 1.

B13 Среди предложений 3-8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

B14 Среди предложений 19-24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: С2.1 или С2.2.

С2.1 Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препинания[1] в письменной речи.

Помогите Антону доказать его точку зрения.

Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания?»

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В. Крапивина. Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане. Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.

Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку...»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Система оценивания экзаменационной работы по русскому языку

Проверка и оценивание задания С1

Таблица 1

Информация о тексте для сжатого изложения

№ абзаца

Микротема

1

Не так давно считалось, что успех в жизни прямо зависит от наших интеллектуальных способностей, знаний и умений.

2

Сейчас учёные приходят к выводу, что интеллектуальный багаж – это необходимое, но не достаточное условие достижения успеха.

3

Чтобы добиться успеха, человек, кроме прочего, должен обладать способностью понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им.

4

Развить эту способность можно, в частности, через восприятие искусства, потому что при этом развивается наш эмоциональный интеллект, а значит, обогащается личность.

Внимание!

1. При написании изложения экзаменуемым может быть использована лексика, отличающаяся от той, которая представлена в исходном тексте или в информации о тексте.

2. Количество абзацев в сжатом изложении должно соответствовать количеству микротем исходного текста.

Ответ на задание С1 (сжатое изложение) оценивается по следующим критериям.

Таблица 2

Критерии оценивания изложения

Баллы

ИК 1

Содержание изложения (см. таблицу 1)

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы, перечисленные в таблице 1.

2

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему.

1

Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы.

0

ИК 2

Сжатие исходного текста

Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия не менее 3 микротем текста,

или

экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия, использовав его на протяжении всего текста.

3

Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 2 микротем текста,

или

экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия и использовал его для сжатия 3 микротем текста.

2

Экзаменуемый правильно применил не менее 2 разных приёмов сжатия текста (исключение, обобщение, упрощение) и использовал их для сжатия 1 микротемы текста,

или

экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия и использовал его для сжатия 2 микротем текста.

1

Экзаменуемый правильно применил 1 приём сжатия и использовал его для сжатия 1 микротемы текста,

или

экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста, или

экзаменуемый неправильно использовал приёмы сжатия текста.

0

ИК 3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается

коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК 1-ИК 3

7

Часть 2

Проверка заданий А1-А7; В1-В14

За верное выполнение заданий второй части экзаменационной работы (А1-А7; В1-В14) экзаменуемый получает по 1 баллу за каждое задание. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

Максимальное количество баллов, которое может набрать экзаменуемый, правильно выполнивший 21 тестовое задание второй части работы, – 21 балл.

За выполнение заданий А1-А7 с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, что обведен только один номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.

Таблица 3

№ задания

Ответ

А1

3

А2

4

А3

2

А4

1

А5

3

А6

4

А7

2

Таблица 4

задания

Ответ

Баллы

В1

купюр <купюры> <купюра> <банковских билетов> <банковские билеты> <банковский билет> <банкнот>

1

В2

загорелых <загорелые> <загорелый>

1

В3

растрёпанными <растрёпанные> <растрёпанный>

1

В4

стриженного ёжиком <стриженный ёжиком>

1

В5

3, 4 <4, 3>

1

В6

2, 3 <3, 2>

1

В7

3, 7 <7, 3>

1

В8

слушали со вниманием <слушали с вниманием>

1

В9

все начали бы глядеть

1

В10

3, 4 <4, 3>

1

В11

26, 27 <27, 26>

1

В12

2

1

В13

8

1

В14

20

1

Часть 3

Проверка задания С2.1

Ответ на задание С2.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

Таблица 5

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на

лингвистическую тему (С2.1)

Баллы

C1K1

Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос, выявив 2 (или более) разные функции языкового явления.

2

Экзаменуемый дал обоснованный ответ на поставленный вопрос в целом, но выявил только 1 функцию языкового явления.

1

Экзаменуемый не сумел дать обоснованный ответ на поставленный вопрос и не выявил ни одной функции языкового явления.

0

С1К2

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл 2 примера из текста, которые иллюстрируют 2 разные функции языкового явления.

2

Экзаменуемый привёл 2 примера из текста, которые соответствуют обоснованию и иллюстрируют 1 функцию языкового явления,

или

экзаменуемый привёл 2 примера, соответствующих обоснованию и иллюстрирующих 1 функцию языкового явления: 1 пример из исходного текста и 1 пример не из исходного текста,

или

экзаменуемый привёл 1 пример из текста, иллюстрирующий 1 функцию языкового явления.

1

Экзаменуемый привёл 1-2 примера из текста, не

соответствующих обоснованиям,

или

экзаменуемый не привёл ни одного примера, иллюстрирующего функции языкового явления.

0

С1К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается

коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

С1К4

Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

1

Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1-С1К4

7

Внимание!

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям проверки (С1К1-С1К4; ГК1-ГК4, ФК1).

Грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (см. таблицу 7).

Проверка задания С2.2

Ответ на задание С2.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

Таблица 6

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (С2.2)

Баллы

С2К1

Понимание смысла фрагмента текста

Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента текста.

1

Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,

или

объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует.

0

С2К2

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл из текста 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента.

3

Экзаменуемый привёл из текста 1 пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания данного фрагмента.

2

Экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста.

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание данного фрагмента,

или

экзаменуемый привёл в качестве примеров-аргументов данную в задании цитату / часть данной в задании цитаты.

0

С2К3

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,

но

допущена 1 логическая ошибка,

и/или

в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

но

допущено более 1 логической ошибки,

и/или

имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

С2К4

Композиционная стройность

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

1

Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1-С2К4

7

Внимание!

Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст, то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям проверки (С2К1-С2К4; ГК1-ГК4, ФК1).

Практическая грамотность экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оценивается на основании проверки изложения и сочинения в целом (с учётом грубых и негрубых, однотипных и неоднотипных ошибок).

Таблица 7

Критерии оценки грамотности и фактической

точности речи экзаменуемого

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографичеких норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки.

2

Допущены 2 ошибки.

1

Допущены 3 ошибки и более.

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущены 3 ошибки.

1

Допущены 4 ошибки и более.

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка.

2

Допущены 2 ошибки.

1

Допущены 3 ошибки и более.

0

ГК4

Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок.

2

Допущены 3 ошибки.

1

Допущены 4 ошибки и более.

0

ФК1

Фактическая точность изложения и сочинения-рассуждения

Фактических ошибок в изложении материала, в понимании текста, а также в понимании и употреблении терминов нет.

2

Фактических ошибок в изложении материала нет, однако допущена 1 ошибка в понимании текста или употреблении терминов.

1

Экзаменуемым допущены фактические ошибки в

изложении материала, в понимании текста,

и/или

есть 2 или более ошибки в понимании и употреблении терминов.

0

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ГК1-ГК4, ФК1

10

При оценке грамотности (ГК1-ГК4) следует учитывать объём изложения и сочинения.

Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140-290 слов.

Если суммарный объём сочинения и изложения составляет 70-139 слов, то по каждому из критериев ГК1-ГК4 не ставится больше 1 балла:

ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;

ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1-ГК4 оценивается нулём баллов.

Если ученик выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1-ГК4 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:

– если в работе не менее 140 слов, то грамотность оценивается по таблице 7;

– если в работе 70-139 слов, то по каждому из критериев ГК1-ГК4 не ставится больше 1 балла (см. выше);

– если в работе менее 70 слов, то такая работа по критериям ГК1-ГК4 оценивается нулём баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 45 баллов.


[1]         В вариантах экзаменационной работы темы сочинения будут касаться разных языковых явлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

рабочая программа по русскому языку в 8 классе "Страницы истории русского языка"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 8 классе предполагает знакомство учащихся с этапами становления русской письменности, с распространением книжности на Руси...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку 6 класс ФГОС к учебнику "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях", Москва, "Просвещение", 2012, авторы:М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование  к учебнику  "Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях ФГОС", Москва, "Просвещение", 2012, авт...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...