Исследовательская работа "Левшество"
творческая работа учащихся по биологии

Сиденко Динара Аскаровна

Цель работы: выяснить существование связи леворукости и одаренности детей, и определить передачу её по наследству.

Задачи:

  1. Изучить признак леворукости и праворукости, используя определенные тесты – задания;
  2. Определить группу «леворуких» детей в 6-8  классах, используя определенную методику;
  3. Расширить теоретические знания о леворукости, праворукости и одаренности детей;
  4. Определить передачу леворукости по наследству.
  5. Выяснить связь между признаками леворукости и одаренности детей на основании полученных данных.

Гипотеза: леворукость как один из наследственных признаков оказывает влияние на формирование творческих способностей личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл levshestvo.docx38.48 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………………… 5

  1. Понятия «левшество» и «леворукость»……………………………………………. 5

1.2. Особенности леворуких…………………………………………………………….. 5

1.3. Леворукость – это признак одарённости………………………….……………….. 6

Глава 2. Экспериментальная часть……………………………………………………. 10

2.1 Методы и методики исследования……………………………………………….... 10

2.2 Результаты исследования…………………………………………………………... 10

Заключение………………………………………………………………..…………….. 11

Библиографический список………...…………………………………………...……... 12

Приложение 1…………………………………………………………………………… 13

Приложение 2…………………………………………………………………………… 14

Приложение 3…………………………………………………………………………… 15

Приложение 4…………………………………………………………………………… 18

Приложение 5…………………………………………………………………………… 19

Приложение 6…………………………………………………………………………… 20

Приложение 7………………………………………………………………………..….. 20

Введение

Человеческое тело симметрично. То есть правая сторона  выглядит зеркальным отражением  левой, и наоборот. Исключения малочисленны и связаны в основном с расположением внутренних органов: сердце смещено влево от центра, печень – вправо, отклоняются от симметрии селезенка, аорта, изгибы кишечника… Но среди парных органов исключений нет: правый глаз (ухо, нога, легкое) внешне не отличаются от левого. У всех перечисленных органов одинаковы не только формы, но и функции.  И только человеческие руки, будучи внешне одинаковыми (по крайней мере при рождении), функционально неравноценны: в большинстве случаев правая - рука может делать всё, на что способна ее напарница, а еще много того, что та не умеет.

Изучая литературу, мы выяснили, что сегодня левшество и леворукость – одна из интенсивно обсуждаемых проблем.

Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них – другие, не такие, как все. Они пишут и шьют, едят и работают левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее.

О леворуких мы знаем много  и… почти ничего.            

Человеку свойственно настороженное отношение ко всему, что выпадает из картины всеобщности. В наше время не настороженность, а интерес, стремление понять леворуких и узнать о них больше, понимание естественности различий – это, по-видимому, путь цивилизованного отношения к феномену леворукости.

Мы обратили внимание на то, что в нашей школе, почти во всех классах, есть ученики, которые пишут левой рукой.

Поэтому тема работы «Леворукость – признак одаренности» является актуальной.

Цель работы: выяснить существование связи леворукости и одаренности детей, и определить передачу её по наследству.

Задачи:

  1. Изучить признак леворукости и праворукости, используя определенные тесты – задания;
  2. Определить группу «леворуких» детей в 6-8  классах, используя определенную методику;
  3. Расширить теоретические знания о леворукости, праворукости и одаренности детей;
  4. Определить передачу леворукости по наследству.
  5. Выяснить связь между признаками леворукости и одаренности детей на основании полученных данных.

Гипотеза: леворукость как один из наследственных признаков оказывает влияние на формирование творческих способностей личности.

Поставленные цель и задачи, выдвинутая гипотеза определили:

предмет исследования – особенности наследования признака леворукости у учащихся 6-8 классов;

объект исследования – человек.

При выполнении работы были использованы следующие методы исследования:

  • изучение научной литературы по вопросу леворукости;
  • использование Интернет – ресурса, различной литературы при изучении вопроса «Одаренность»;
  • наблюдение за группой леворуких детей;
  • использование специальных заданий  для определения «рукости»;
  • фиксация результатов с помощью фотосъемки;
  • составление родословных, генетических задач;
  • обобщение собранного материала;

Экспериментальная база исследования: учащиеся МОУ-СОШ с. Павловка,  их родители и другие родственники.

Теоретическая и практическая значимость: исследуемая проблема позволяет расширить представления о признаке леворукости и передачу её по наследству.

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Понятия «левшество» и «леворукость»

Левшество – проявление устойчивой, неизменной психофизиологической характеристики, специфического типа функциональной организации системы человека, его головного мозга.

Леворукость – предпочтение, активное использование левой руки. «Леворукость»  и «левшество»  не являются синонимами, хотя мы часто называем левшой леворукого человека. Левшество не ограничивается только леворукостью. Левкорукость определяет только ведущую руку, тогда как левшество – комплексная характеристика. У правшей главенствует левая часть мозга, а у левшей – правая. Но есть люди, у которых полушария головного мозга  функционируют равнозначно,  без  существенного доминирования одного из них. Их называют амбидекстрами. Амбидекстры хорошо владеют обоими парными органами: обеими руками, ногами, ушами, глазами.   Преимущественное владение левой рукой – зависит от «нехотения» или его упрямства, от особой организации деятельности  мозга и своеобразия высших психических функций [1].                                                                                                                                                                                                                            

Сильно леворукие – выполняют все действия левой рукой, несильно леворукие - некоторые  действия  выполняют правой рукой, отдавая предпочтение левой,  амбидекстры -  действия  выполняют правой, и левой рукой без предпочтения. Несильно праворукие - действия  выполняют левой рукой, отдавая предпочтение правой, сильно праворукие - выполняют все действия правой рукой. Некоторые праворукие люди выполняют некоторые движения левой рукой [2].

1.2. Особенности леворуких

Речь леворуких детей эмоциональна,  богата интонациями и жестами.  Леворукие школьники очень ранимы, эмоциональны, подвижны, тревожны, хуже привыкают к смене обстановки.   Их легко огорчить, они легко могут заплакать или прийти в состояние ярости. Они намного тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия между предметами, то есть более индивидуализируют окружающий мир [1].  

Леворукие и амбидекстры наиболее точно оценивают неприятные запахи. У них преобладают эмоции отрицательного знака (более пессимистичны), у мужчин преобладает эмоциональная несдержанность, страх, пониженный фон настроения, принятие существующего порядка вещей. Их стихия индивидуальная работа, проявляющая их инициативу и интуицию. Леворуким трудно быстро менять вид деятельности. У них позднее появляется самостоятельная речь.

Левши – натуры целостные и впечатлительные, имеющие богатое воображение и фантазию. Они имеют интерес к искусству.  Они могут решить одну проблему разными способами. Они очень застенчивы, стремятся  к лидерству, имеют потребность в высокой оценке, но к низкой саморегуляции поведения; в школе характерны трудности с формированиями навыков письма, чтения и счета [3].

Любое предположение или умозаключение убедительнее всего иллюстрируют цифры. В различных регионах земного шара насчитывается различное количество леворуких. Максимальное количество людей с левыми и симметричными профилями встречается на севере России – среди ненцев, эвенков, селькупов и т.д. точно такая же ситуация наблюдается во всех приполярных областях Земли и в горах. При изучении этого факта оказалось, что именно люди с левыми признаками успешнее адаптируются к природным факторам среды, в том числе к недостатку кислорода.  За последние 50 лет удельный вес леворуких в европейских странах возрос в 3-4 раза, что связано с повсеместным прекращением переучивания левшей, а также с созданием специальных технологических приспособлений, инструментов и средств деятельности, специально к ним адаптированных. Среди детей намного больше левшей, чем среди взрослых. Статистика показывает, что взрослые люди в меньшей степени будут левшами, чем их более молодые соотечественники – процент левшей резко снижается с увеличением возраста [1].                  

На основании выше изложенного теоретического материала, мы предполагаем, что левша – это человек, предпочтительно пользующийся левой рукой, и в популяции людей имеет место разнообразие ведущей руки.

1.3. Леворукость – это признак одарённости

Используя данные Интернет – ресурса, мы были удивлены огромным списком людей леворуких. Среди них были известные нам политики и военные, ученые и бизнесмены, художники, актеры и музыканты, писатели и философы (Приложение 1).

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей.

Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться [3].

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [4].

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования

Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный – характеризует способы его деятельности. Мотивационный – характеризует отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Мы остановимся подробнее  на мотивационном аспекте, именно он ярко проявляется у леворуких детей [4].

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

  1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
  2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело.
  3. Повышенная познавательная потребность, любознательность.
  4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
  5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но не обязательно как порождающие ее. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о  безусловном наличии.

Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям [5].

Могут быть выделены следующие виды одаренности: практическая это одаренность в ремеслах, спорте и организационная одаренность.

В художественно – эстетической деятельности выделяются: хореографическая, сценическая, литературно -  поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность.

По критерию «форма проявления» можно говорить о явной и скрытой одаренности.

Явная одаренность проявляется в деятельности ученика достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях.

Скрытая одаренность проявляется в деятельности ученика в замаскированной форме.

По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить: общую или умственную и специальную одаренность.

Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.) Общая одаренность связана со специальными видами одаренности. В частности , под влиянием общей одаренности  проявления специальной одаренности выходят на качественно более высокий уровень освоения конкретной деятельности [6].

Наиболее рано проявляется одаренность в искусстве, особенно в музыке. Несколько позднее одаренность проявляется в сфере изобразительного искусства.

Отсутствие ярких   проявлений одаренности  в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего развития личности.

При выявлении связи между леворукостью и одаренностью детей  был задействован широкий спектр разнообразных методов: различные варианты метода наблюдения за детьми, специальные психодиагностические тренинги, включение детей в специальные игровые занятия, анализ участия леворуких детей в конкурсах, конференциях, смотрах.            

Глава 2. Экспериментальная часть

2.1 Методы и методики исследования

Методы исследования:

- опросные методики;

- наблюдение за обследуемыми;

- метод корреляционной обработки материала.

 Методики:

1. тесты для определения рукости;

2. составление и анализ родословных семей леворуких.

3. анализ успеваемости и творческого потенциала. 

2.2 Результаты исследования

1. Изучив теоретические вопросы «левшества» в жизни, мы перешли от теории к практическим тестам – заданиям. Использовали метод наблюдения, выбрали систему заданий, которые предложили для выполнения учащимся 6-8  классов. В опросе участвовало 57 человек, опрос проводился с целью определения ведущей руки у учащихся  (Приложение 2-3).

2. Статистический анализ показал, что из 57  учащихся 6-8  классов «выраженные правши»  составляют 82%, «выраженные левши» - 14% (всего 8  человек, в каждом классе по 2-3 ученика – леворукие),  амбидекстры - 4%.   На основании этого мы составили диаграмму (Приложение 4).

3. Выявив группу леворуких детей, мы провели опрос, на основании которого мы составили родословные и выявили передачу леворукости по наследству.  Родословные 8 человек (леворуких) отличаются друг от друга характером передачи признака. Как правило признак передаётся через поколение  (Приложение 5).

4. Проанализировав успеваемость леворуких детей, мы выявили, что большинство из них успевающие на 4 (Приложение 6).

5.  Среди леворуких мы выявили группу одарённых. Статистика показала, что из 8 леворуких  - 1 человек увлекается музыкой, 5 – рисуют, 1 – занимается танцами, 1 – увлекается литературой, 2 – занимаются в  кружке «Мир мультимедии», 5- занимаются спортом (Приложение 7).

Заключение

В результате проведенной исследовательской работы  по теме «Леворукость – признак одаренности» можно сделать  выводы,  опирающиеся на изученный теоретический материал и факты статистики по школе:

  • Леворукий ребенок также как и праворукий – неповторим. Среди учеников школы нет «вундеркиндов», но потенциал одаренности есть (потенциальная одаренность), это подтверждают результаты исследовательской работы.
  • У «левшей» хорошо развито правое полушарие головного мозга. Развитие  потенциала одаренности может сдерживаться на данном этапе развития детей разными причинами (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции).
  •  Самые замечательные способности леворуких в школе не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем.
  • В МОУ-СОШ с. Павловка выявлено 14% леворуких среди 6-8 классов. Большинство из них оказались одарёнными.
  • Леворукость предается по наследству через поколение.

Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть.

Материал данной исследовательской работы, мы считаем,  может использоваться на уроках биологии по теме «Наследственность и изменчивость». Он может быть интересен ученикам (леворуким), а также учителям предметникам и классным руководителям, чтобы как можно быстрее адаптироваться в праворуком мире.

Библиографический список

  1. Пятница Т.В. Мой ребенок – левша.-  Ростов- на- Дону, «Феникс»,2008
  2. Безруких М.Б.  Леворукий ребенок в школе и дома. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2001
  3. Майская А. Ребенок – левша: как достичь гармонии с «правым» миром – СПб.: Питер, 2005  
  4. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. – М.: Генезис, 2004
  5. Шорох – Троицкая М.К. Не переучивайте левшу! – Наука и жизнь. – 2002
  6. Макарьев И. Если ваш ребенок левша. – М.: Лань ,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Организация исследовательской и опытнической деятельности на пришкольном учебно – опытном участке. Организация исследовательской и опытнической деяте

Пришкольный опытный участок является неотъемлемой частью работы нашей школы.Цель создания учебно-опытного участка – научить учащихся выращивать сельскохозяйственные растения, узнать об особеннос...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательские методы обучения как средство и результат исследовательского творчества учителей и учащихся.

Работа учреждений (школ) повышенного образовательного уровня связана с внедрением исследовательских методов обучения. Конечными результатами такой деятельности школы являются:1....

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...