Технологическая карта урока Биологии в 8 классе "Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Хребтова Татьяна Викторовна

Технологическая карта урока биологии в 8 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к уроку биологии

ФИО

Хребтова Татьяна Викторовна, учитель биологии, химии и географии

Место работы

Сосновская ООШ, филиал МАОУ «Новозаимская СОШ»

Предмет

Биология

Класс

8

Автор УМК

Учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология 8 класс — М.: Дрофа, 2017 год.

Тема урока

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов

Тип урока

Изучение нового материала с элементами формирования практических навыков.

Цель урока

Сформировать знания об основных видах травм опорно-двигательной системы и способах оказания первой помощи.

Задачи урока

Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения; научить различать повреждение суставов, костей и повреждение связок; определить цели доврачебной помощи;

продолжить формирование умений анализировать, делать выводы;

развивать логическое мышление, творческие способности с помощью проблемных ситуаций;

развивать умения работать с учебником, слушать и рецензировать ответы товарищей, оказывать первую помощь при травмах; формировать умения работать в группе, осуществлять взаимопомощь, продуктивно общаться; обеспечить смену видов деятельности

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты

- перечислять признаки ушибов, растяжений, переломов, вывихов;

- овладеть навыками оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

Личностные результаты:

- понимать важность и своевременность оказания первой неотложной помощи при травмах;

- осознавать ценность здоровья человека.


Метапредметные результаты: Познавательные:

- анализировать, обрабатывать и интерпретировать информацию и использовать ее с целью решения поставленных задач;

Регулятивные:

- контролировать и оценивать результаты своей деятельности, вносить коррективы в их выполнение;

Коммуникативные:

- проявлять инициативное сотрудничество в поиске информации, необходимой для решения практических ситуативных задач.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, интерактивная доска, рабочий лист урока, учебник, проектор, презентация, средства для оказания первой помощи платок, шины, перевязочный материал (бинты, вата, марля)

Используемые технологии

Проблемного обучения, ИКТ.

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика

#1040;ктуализация знаний.

-Прежде, чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним основные понятия опорно-двигательного аппарата человека, для этого вам нужно выполнить задание. Вам необходимо отметить у себя на карточках правильные суждения.

-А сейчас поиграем в игру «Горячий стул». Выбирает ученика, который набрал наибольший бал при выполнении самостоятельной работы.

- Ребята вы будете говорить определения, а выбранный ученик должен ответить, о чем идет речь.

Выводит понятия, термины на слайд (позвоночник, сустав, череп, лопатки, грудина, бедренная кость, сколиоз и др.)

Выполняют задание на карточках.

Сравнивают с ответами на слайде, оценивают себя.

К доске выходит ученик, садится на стул лицом к классу, спиной к доске.

Учащиеся, не называя слова, характеризуют термины, отвечающий определяет задуманное слово.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Часто мы получаем травмы неожиданно...

- Если произошел несчастный случай, то как поступить?

- А если мы находимся далеко от города, в походе, на экскурсии... нужно ли ждать квалифицированную медицинскую помощь?

- Как вести себя в данной ситуации? Как помочь пострадавшему?

- Надежда остается только на себя и на тех людей, которые оказались рядом.

-Как вы считаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

-Какие виды травм опорно-двигательной системы вы знаете?

- Итак, как выдумаете, какова тема урока?

Предлагает сформулировать цель и задачи урока.

- Какую цель вы перед собой поставите сегодня на уроке?

Побуждает к высказыванию своего мнения. Уточняет цель урока

Отвечают на поставленные вопросы.

Отвечают на поставленные вопросы

Формулируют тему урока. Записывают в тетрадь.

Выдвигают цели и задачи урока.

3. Первичное усвоение новых знаний.

-Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность костей и суставов человека, они все-таки могут быть повреждены?

(Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе же, например, при падении, кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность. Строение сустава также приспособлено к выполнению определенных движений, и при неловких движениях, при падении и сильном ударе по суставу кости могут выйти из естественного положения).

- Повреждение костей и суставов – наиболее распространенные виды травм опорно-двигательного аппарата. Каждый из вас может оказаться в экстремальной ситуации: в походе, на экскурсии, на реке. И все вы должны уметь оказать первую помощь.

- У вас было домашнее задание, поработать с дополнительной литературой, найти определения понятий, имеющих прямое отношение к теме нашего урока.

- Сейчас вам нужно выполнить задание № 1 на соответствие понятия и его формулировки. (Слайд 17 - 18) Задание лежит у вас на столе.

- Закончили. Хорошо, а теперь проверим.

- Перед тем, как начать оказывать первую помощь пострадавшему, что вы должны сделать?

- Как вы определите тип травмы пострадавшего?

-Я вам предлагаю изучить основные виды травм, их симптомы и оказание первой помощи.

- Ребята, у вас на столе лежат таблицы, которые вы должны заполнить, работая в группах, используя текст учебника стр. 100 – 103.

Организует проверку задания по заполнению таблицы. По ходу выступления учащихся задает дополнительные вопросы, при необходимости корректирует ответы.

Выполняют задание.

Учащиеся по очереди встают и говорят формулировку понятия из предложенных в таблице.

Отвечают.

Учащиеся, работая с материалами учебника, заполняют таблицу.

Группы выступают.

4. Первичная проверка понимания

- Итак, что необходимо сделать, если повреждение произошло?

НЕОБХОДИМО!

  1. Определить вид повреждения путём анализа симптомов и механизма травмы.
  2. Исходя из характера повреждения, оказать доврачебную помощь.

Все действия по оказанию первой помощи должны быть физиологически обоснованы!

- У вас на столе лежат карточки с ситуациями для каждой пары. Вы должны определить вид повреждения и какую помощь нужно оказать в подобных случаях? Используя знания, полученные вами на уроке и текст учебника, проанализируйте ситуации.

Проверка выполненного задания.

- Хорошо, теперь вы знаете, что диагноз травм основывается, в первую очередь, на тщательном анализе механизма травмы. Так, падение больного с высоты заставляет предположить перелом тела позвонка или костей таза, сдавление – перелом рёбер или грудины. При падении на лыжах возможны повреждения голени или плеча, и т.д

-Запомните! Лечение травм – дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой. Мы можем только оказать доврачебную помощь.

Отвечают.

Работа в парах. Разбор ситуации.

Учащиеся высказывают свое мнение.

5. Первичное закрепление

Практическая работа «Оказание первой помощи» (работа в группах). Используя бинты, шину(картон) учащиеся должны попробовать оказать ПМП пострадавшему. Каждая группа делится на пары: 1 пострадавший, 2 учащийся оказывает ему помощь.

Цель: научить правильному оказанию первой помощи при переломах костей, вывихах, растяжении связок.

1 группа: окажите первую помощь человеку, у которого сломан палец руки.

2 группа: окажите первую помощь человеку, у которого растяжение связок голеностопного сустава.

3 группа: окажите первую помощь человеку, у которого перелом бедра.

4 группа: окажите первую помощь человеку, у которого перелом костей предплечья.

5 группа: окажите первую помощь человеку, у которого закрытый перелом ребер.

Во время выполнения задания учитель ходит между рядами и поправляет учащихся, если это нужно.

Выполняют практическую работу.

6. Рефлексия.

Оценивание результатов на уроке.

-Что нового вы узнали и чему научились на уроке?

- Что лично вам дала такая работа?

- Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные на уроке?

- Достигли ли вы поставленных целей?

- И в завершении нашего урока выскажите своё мнение о нём, о своём самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними.

C:\Users\_555_\Downloads\

Отвечают.

Высказывают свое мнение об уроке.

7. Домашнее задание.

1) Всем. Пар. 16, прочитать.

Задание на выбор:

1)Творческое задание: составить памятку «Профилактика подросткового травматизма».

2) Используя дополнительные источники информации, выписать основные причины подросткового травматизма.

записывают

Приложение

Задание 1

Найдите соответствие цифры и буквы

  1. Травма (от греческого trauma – рана)

А) раздел клинической медицины, изучающий травмы, их причины, виды и методы профилактики и лечения.

  1. Травматология (от травма и логия)

Б) раздел клинической медицины, изучающий врожденные и приобретенные деформации и нарушения функции опорно-двигательного аппарата.

  1. Хирургия (от греческого cheir – рука, и ergon – работа)

В) хирургическая операция – удаление периферической части органа, (чаще конечности) или травматическое отсечение.

  1. Ортопедия (от греческого ortos – прямой, правильный)

Г) метод рентгенодиагностики, заключайщийся в получении фиксированного рентгеновского изображения объекта на фотоматериале.

  1. Рентгенография

Д) нарушение целостности кости

  1. Ампутация (от латинского amputatio – отсечение)

Е) изменение положения или формы суставных поверхностей костей

  1. Перелом

Ж) древнейшая медицинская специальность, изучающая заболевания, основной метод которых операция.

  1. Вывих

З) повреждение тканей организма человека с нарушением их целостности и функций, вызванных внешним механическим воздействием

Задание 2

Схематическое изображение травмы

1 гр

2 гр

3 гр

4 гр

Похожее изображение

Тип травмы

Симптомы травмы

Меры первой помощи

Противопаказания

1 группа.

Ситуация 1. На уроке физкультуры мальчики сдавали зачет по бегу на 60 м. Саша, пробежав несколько метров, сошел с дистанции. Сильно болела нога, но все-таки ее можно было согнуть и разогнуть, пошевелить пальцами, постепенно начал развиваться отек. Как помочь Саше? Определите по симптомам вид травмы.
Ситуация 2. Ира и Таня пришли на каток. Когда Ира каталась, ее случайно толкнул при падении старшеклассник. Удержаться на ногах не удалось, и девочка упала. От боли Ира громко заплакала. У нее болело плечо. При осмотре оказалось, что девочка не может пошевелить пальцами, возник сильный кровоподтек и есть искривление кости. Девочки не знали, что делать. Как помочь Ире? Определите вид травмы.

2 группа.

Ситуация 1. Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать. Как помочь Нину? Определите вид травмы.

Ситуация 2. Юля каждое лето отдыхала у бабушки в деревне. Этим летом она поехала туда с младшим братом Пашой. Здесь их ждали друзья и весёлые игры. Однажды кто-то из ребят принёс мультфильм про героев. С этого дня девчонки и мальчишки много времени проводили, лазая по турникам. Они думали, что так именно живут их любимые герои.
Как-то раз, в момент игры, Паша упал с турника. Но так как он был еще маленьким героем, боли не выдержал и заплакал. Да так громко, что сбежались все друзья. У Паши сильно болело плечо, оно сильно опухло, и он не мог пошевелить рукой. Никто из ребят не знал, что делать.
Определите вид травмы.

3 группа.

Ситуация 1.Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, по - этому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой «Попрыгай со мной».

Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в ноге была сильнее всего. Девочка не могла пошевелить ногой, отек быстро развивался в области голени. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать. Определите вид травмы.

Ситуация 2. Ученики готовили театральную постановку в актовом зале. В это время техничка мыла полы и было очень скользко. Один из учеников не дождавшись побежал к выходу и поскользнувшись упал на бок. Когда он встал, в предплечье была сильная боль. Его рука деформировалось, приняла неестественное положение. Он не мог пошевелить пальцами. В месте травмы образовался отек. Определите вид травмы.

4 группа

Ситуация 1. Выпал первый снег, и ребята после урока решили покататься с горки. Николай с веселым криком: «Смотрите, как я могу!» - покатился вниз на двух ногах, но не удержав равновесие, упал. Встав, Николай почувствовал сильную боль в коленном суставе, сгибать и ходить, с трудом, он мог. Как помочь Николаю? Определите вид травмы.

Ситуация 2. Шёл дождь. Ребята играли в футбол. Саша принял пас и уже было хотел ударить по воротам, но поскользнулся и упал. Все ребята подбежали и помогли ему встать. После Саша почувствовал ноющую боль в районе щиколотки, идти он мог, но сильно прихрамывал. Как помочь Саше? Определите вид травмы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»

Технологическая карта урока биологии в 8 классе.Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".

Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока биологии в 8 классе «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»

Данный урок может быть проведен при изучении темы "Скелет человека", "Строение костей" как закрепляющий....