Урок биологии в 8 классе "Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Программа В.В. Пасечника. На уроке применяется ЭОР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_pervaya_pomoshch.docx | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока: Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов (8 класс)
Задачи:
Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения; научить различать повреждение суставов, костей и повреждение связок;
определить цели доврачебной помощи;
продолжить формирование умений анализировать, делать выводы;
развивать логическое мышление, творческие способности с помощью проблемных ситуаций;
развивать умения работать с ЭОР, слушать и рецензировать ответы товарищей, оказывать первую помощь при травмах;
формировать умения работать в группе, осуществлять взаимопомощь, продуктивно общаться;
обеспечить смену видов деятельности
Тип урока: комбинированный
Оборудование: контрольные карты, карточки (ситуация №1, ситуация №2), компьютеры, Рабочие тетради на печатной основе, бинт, шина, косынка)
Ход урока
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
Каждому обучающемуся предлагается контрольная карта, включающая 3 задания. Ученики выбирают одно задание для выполнения.
Контрольная карта «Скелет человека»
Задание 1. Из перечня (1—13) выберите ответы на вопросы (I-XIV).
- Кости стопы. 8. Теменная кость.
- Кости голени. 9. Лопатки.
- Кости предплечья. 10. Бедренная кость.
- Лобная кость. 11. Кости кисти.
- Ключицы. 12. Тазовые кости.
- Кость плеча. 13. Грудина.
- Ребра.
I. Какие кости образуют скелет свободной нижней конечности?
II. Какие кости образуют плечевой сустав?
- Какие кости длинные трубчатые?
- Что относится к мозговому отделу черепа?
V. Какие кости образуют плечевой пояс?
VI. Какие кости образуют тазобедренный сустав?
VII. Какие кости самые широкие?
VIII. Какие кости образуют пояс нижних конечностей?
IX. Что относится к грудной клетке?
X. Какие кости образуют локтевой сустав?
XI. Какие кости образуют скелет свободной верхней конечности?
XII. Какие кости образуют коленный сустав?
XIII. Какие кости человека особенно развились в связи с прямохождением?
XIV. Какие кости человека особенно развились в связи с трудовой деятельностью?
Задание 2. Определите особенности строения скелета челочка, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Ответы запишите последовательно тремя цифрами.
- Грудная клетка.
- Стопа.
- Позвоночник.
- Верхняя конечность.
- Таз.
- С изгибами.
- Расширена в стороны.
- Сводчатая.
- Широкий, как чаша.
10. Большой палец противопоставлен остальным.
11. Опора для внутренних органов.
12. Защита внутренних органов.
13. Удерживание орудия труда.
14. Пружинит, смягчает толчки при движении.
Задание 3. Выберите правильные утверждения.
- Пояс нижних конечностей состоит из крестца и практически неподвижно соединенных с ним двух тазовых костей.
- Такие части скелета, как череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов - мозга, легких, сердца, кишечника.
- Пясть, предплюсна и плюсна входят в состав стопы.
- Соединение позвонков крестца между собой и с костями таза — пример полуподвижного соединения костей.
- Голень не входит в состав скелета верхних конечностей.
- Седалищные, лобковые и подвздошные кости таза являются трубчатыми костями.
- Суставная, или синовиальная, жидкость, находящаяся в полости сустава, действует как смазка и способствует уменьшению трения.
- К грудине прикрепляются десять пар ребер.
- При длительном стоянии вследствие давления массы тела на хрящевые прослойки позвоночника длина его уменьшается.
- Строение таза отличается от строения позвоночника, потому что кости их имеют разный химический состав.
3. Актуализация опорных знаний
(К доске выходит ученик, садится на стул лицом к классу, спиной к доске. Учитель на доске пишет понятие, термин. Учащиеся, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово.)
4. Изучение новой темы
В различных житейских ситуациях встречается вот это «вдруг». И как не вспомнить слова из хрестоматийного рассказа А.П. Чехова: «Но вдруг... В рассказах часто встречается это "но вдруг", Авторы правы: жизнь так полна внезапностей!»
Именно внезапно, вдруг и происходят несчастные случаи. Если несчастье произошло, то как поступить? Поскорее позвать врача, фельдшера, медицинскую сестру... А как помочь пострадавшему
во время инородной прогулки, в походе, на улице? Надежда только на себя и на тех людей, которые оказались поблизости.
-Как вы считаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Мы поговорим сегодня о травмах опорной системы, рассмотрим симптомы различных повреждений, научимся оказывать доврачебную помощь, обосновывая каждое действие.
-Какие виды повреждений опорной системы вы знаете?
(Ушибы костей, переломы костей, вывихи суставов, растяжения связок.)
(Запись темы урока на доске и в тетради.)
-Как объяснить, что, несмотря на высокую прочность костей и суставов человека, они все-таки могут быть повреждены?
Прочность кости велика по отношению к нагрузке, которая приходится на кость в ее естественном положении в организме. При ударе же, например, при падении, кость может сломаться, так как направление действующей на кость посторонней силы не соответствует расположению костных пластинок, придающих ей прочность. Нарушение целостности кости называют переломом. Строение сустава также приспособлено к выполнению определенных движений, и при неловких движениях, при падении и сильном ударе по суставу кости могут выйти из естественного положения. Такое смещение называют вывихом.
-Что необходимо сделать, если повреждение произошло?
(Работа группах. Разбор ситуации.)
Ситуация 1
Прозвенел звонок с урока. Впереди большая перемена, по - этому весь класс выбежал на школьный двор. Здесь каждый занимался своим делом. Мальчики разошлись в разные стороны, а девочки увлеклись игрой «Попрыгай со мной».
Ирина развеселилась и захотела непременно победить. Когда она прыгнула, ее нога зацепилась за что-то и Ира упала. Ей было ужасно стыдно перед одноклассниками за свою неловкость. Но боль в коленке была сильнее всего. Девочка, прихрамывая, пошла в сторону. Ее подруга могла только утешить Иру. Они не знали, что делать.
Ситуация 2
Когда Нина с Наташей поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Они не знали, что делать.
- Проанализируйте ситуации. Что необходимо сделать в подобных случаях?
(Дети высказывают свои мнения. В ходе беседы обнаруживается недостаток знаний, который не позволит правильно оказать первую помощь пострадавшему.)
НЕОБХОДИМО!
- Определить вид повреждения путём анализа симптомов и механизма травмы.
- Исходя из характера повреждения, оказать доврачебную помощь.
Все действия по оказанию первой помощи должны быть физиологически обоснованны!
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА упражнение «Росток» (для повышения активности организма)
Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пяток от пола, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
Используя ЭОР, выполните №56 в рабочей тетради на печатной основе на стр. 26.
ЭОР№1 «Первая медицинская помощь» http://www.fcior.edu.ru/card/18241/pervaya-medicinskaya-pomosh.html
ЭОР№2 «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей» http://www.fcior.edu.ru/card/9994/pervaya-pomosh-pri-rastyazhenii-svyazok-vyvihah-sustavov-perelomah-kostey.html
Проверка выполненного задания.
-Запомните! Лечение травм – дело специалистов, вооруженных необходимыми знаниями, навыками и техникой.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «Правила наложения шин»
Цель: научить правильному наложению шины при переломах
(Рассказ и демонстрация с помощью обучающихся: один - в роли потерпевшего, второй - накладывает шину под руководством учителя.)
5. Закрепление знаний.
Задание № 57 в рабочей тетради.
6. Рефлексия
Оценивание результатов на уроке.
-Что нового вы узнали и чему научились на уроке?
- Что лично вам дала такая работа?
Задание на дом.
§ 16, ответить на вопросы, р.т. №58(кроссворд), повторить тему №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок биологии в 8 классе "Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей".
Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей...
Урок биологии в 8 классе «Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей».
2 урок в разделе «Опора и движение»соответствует программе по биологии для 8 класса согласно федеральному компоненту государственного стандарта МО РФ, Москва – Дрофа – 2009г.Реализация программы...
Интегрированный урок биология-ОБЖ" Первая помощь при кровотечениях"
Возможный вариант проведения интегрированного урока биология-ОБЖ "Первая помощь при кровотечениях"...
Урок по биологии: «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей».
Урок по биологии в 8 классе: «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей». К учебнику: Биология. Человек. 8 класс. Колесов Д.В., Маш Р.Д....
Технологическая карта урока биологии в 8 классе «Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей»
Данный урок может быть проведен при изучении темы "Скелет человека", "Строение костей" как закрепляющий....
Технологическая карта урока Биологии в 8 классе "Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов"
Технологическая карта урока биологии в 8 классе...
Тема урока: Первая помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей (Биология 9 класс, УМК: В.В. Пасечник)
Тип урока: Урок открытия нового знания.Цели:Деятельностная: Рассмотрение различных видов травм опорно-двигательной системы, определение их симптомов и правил оказания первой доврачебной помощи.Содержа...
Комментарии
Спасибо за урок, очень
Спасибо за урок, очень интересный и доступный.