Задания, направленные на формирование функциональной грамотности по биологии.
методическая разработка по биологии

Светлана Васильевна Степанова

Задания ,направленные на формирование ЕНГ, которые можно использовать на уроках биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fg_po_biologii.docx992.38 КБ

Предварительный просмотр:

Задания, направленные на формирование функциональной грамотности по биологии.

Тема «Ткани животных»

На уроке биологии, учитель дал задание детям подготовить сообщения по тканям животных. Лена написала сообщение, но случайно пролила на написанный текст воду, и вода размыла название ткани.

Почитайте текст, рассмотрите рисунки и выполните задания.

     Это  пограничные ткани, которые расположены на границе с внешней средой, покрывают поверхность организма, выстилающий все его полости, внутреннюю поверхность полых органов пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем, входит в состав большинства желез .

Признаками строения ткани можно выделить:

 1. Клетки мелкие, тесно прилегают друг к другу, образуя пласт

2. Мало межклеточного вещества.

3. Клетки обладают способность к восстановлению (регенерации).

 4 .Ткань лишена кровеносных сосудов.

 5. Между клетками имеются плотные контакты

6. Хорошо иннервирован (много нервных окончаний)

  1. Ответе на вопрос :

О какой ткани идет речь: а) костная б) эпителиальная в) нервная г) мышечная

  1. Сопоставьте рисунок и признаки строения ткани. На каком рисунке изображена ткань, о которой говорится в тексте:

А) 1   Б) 2  В) 3

Клетки гладкой мышечной ткани         Эпителий кожи многослойный                https://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_doc/271828/pub_652b7bd47ccaeb00f28d9bd2_652c09c2c095b8411a65c300/scale_1200

  1.                                                         2.                                                   3.

 

Критерии оценивания : 1 балл

                                           Тема  «Почка  как зачаточный побег»

   

      Занимаясь в кружке « Юный биолог» ребята получили задание изучить строение почек растений. Изучив необходимую информацию, дети узнали, что:

    Почка – вегетативный орган растения, являющийся предшественником для других частей растения: цветка или побега.

По расположению различают: верхушечную и боковые почки.

По строению выделяют: вегетативные, генеративные,  смешанные почки.

Из генеративных почек впоследствии формируются цветки – генеративные органы, поэтому они так называются. Эти почки обычно округлые, крупные, в них располагаются зачаточные бутоны.

Вегетативная почка прорастает в побег, а смешанная – в побег, несущий цветок. Эти почки имеют продолговатую форму, небольшие размеры.

Любая почка состоит из: конуса нарастания, зачаточных листьев, почек, стебля, почечных чешуй.

В конусе нарастания имеется большое количество недифференцированных клеток образовательной ткани, которые быстро и часто делятся, обеспечивая рост зачаточного побега или цветка.

Почечные чешуи покрывают почку сверху, защищая ее от холода и других неблагоприятных факторов внешней среды.

Рассмотрите рисунки и, опираясь  на описание в тексте выполните задания:

  1. Под какой цифрой на рисунке обозначена верхушечная почка.

А) 1  Б) 2 В) 3 Г) 4 Д) 5

Критерии оценивания : 1 балл

  1. Ответте на вопросы : какая почка изображена на рисунке А, какие функции она выполняет?

https://for-teacher.ru/edu/data/img/pic-023bd8200h-007.png

Критерии оценивания: 2 балла, если дан правильный ответ на оба вопроса, 1 балл, если правильным является только один из ответов, 0 баллов, если ответы не верны или ответа нет.

  1. Пользуясь рисунком из задания 2 и описанием текста, сделайте соответствующие подписи к рисунку.

Критерии оценивания : 3 балла, если все ответы верны, 2 балла, если допущена одна ошибка, 1 балл, если допущено 2 ошибки, 0 баллов, если допущено более 3 ошибок или ответа нет.

Тема « Зимующие птицы»

      Мы живем рядом с маленькими пернатыми соседями, которые украшают и обогащают нашу жизнь звучным незабываемым пением и порой, необычной раскраской оперения. Небольших крылатых созданий мы можем видеть в садах, парках, лесных массивах и даже за окном своих квартир круглый год. Многие птицы покидают насиженные места и с наступлением холодов отлетают в теплые места обитания. Но, часть птиц остается зимовать и прекрасно справляется с суровыми морозными зимами наших широт.

      Птицы, проживающие на определенной территории в течение всей своей жизни, называются оседлыми. «Оседать» и постоянно проживать в пределах одного ареала, вить гнезда, выкармливать птенцов, кормиться доступным кормом — характерно для оседлых птиц. Эти пернатые не улетают на юг с наступлением холодов, они способны добывать еду даже в суровых снежных условиях.

    Зимующие птицы хорошо приспособлены к морозам за счет отложения жировой прослойки. В холодную ветреную погоду птахи распушают перышки, чтобы сохранить тепло. Чаще всего птицы страдают не от суровых зимних морозов, а от недостатка питания. В заснеженные зимы пернатым особенно трудно прокормиться. Поэтому птицы селятся вблизи человеческого жилья. Это облегчает им находить корм и выживать.

   Самые распространенные зимующие птицы, которых мы видим каждый день это: воробьи, голуби, сороки, вороны, снегири, дятлы, синички и многие другие.

Задание : используя фотографии птиц дайте морфофункциональную характеристику предложенных птиц по следующими признакам:

  1. Систематические категории ( отряд, семейство, вид)
  2. Питание (состав корма)
  3. Приспособления к добыче корма

https://obrazovanie.guru/wp-content/uploads/2019/02/gruppy-ptic-zimuyushhie-21.jpg              https://ic.pics.livejournal.com/alexsvatov/19846184/739537/739537_original.jpg                     https://ic.pics.livejournal.com/asaratov/25113347/2409867/2409867_original.jpg

Критерии оценивания : 1 балл за каждый правильный ответ в каждом признаке ( итого 9 баллов)

Тема «Хромосомы»

            Рассматривая семейные фотографии, вы наверняка могли заметить, что члены одного родства похожи друг на друга: дети – на родителей, родители – на бабушек и дедушек. Это сходство передается от поколения к поколению с помощью удивительных механизмов генетической наследственности.

            Хромосомы - это клеточные компоненты, состоящие из ДНК и расположенные в ядре наших клеток. ДНК хромосомы настолько длинная, что она должна быть обернута вокруг белков, называемых гистонами, и свернута в петли хроматина, чтобы они могли поместиться в наших клетках. ДНК, составляющая хромосомы, состоит из тысяч генов, которые определяют все в человеке. Сюда входит определение пола и унаследованные черты, такие как цвет глаз, ямочки на щеках и веснушки

         Организмы имеют определенное количество хромосом в клетке. Это число варьируется у разных видов и составляет в среднем от 10 до 50 хромосом в клетке. Диплоидные клетки человека содержат в общей сложности 46 хромосом. У кошки их 38, у лилии 24, гориллы 48, гепарда 38, морской звезды 36, камчатского краба 208, креветки 254, комара 6, индейки 82, лягушки 26 и бактерии кишечной палочки 1. У орхидей количество хромосом варьируется от 10 до 250 у разных видов. 

             Теломеры - это участки ДНК, расположенные на концах хромосом. Они представляют собой защитные колпачки, которые стабилизируют ДНК во время репликации клетки. Со временем теломеры изнашиваются и укорачиваются. Когда они становятся слишком короткими, клетка больше не может делиться. Укорочение теломер связано с процессом старения, поскольку оно может вызвать апоптоз или запрограммированную гибель клеток. Укорочение теломер также связано с развитием раковых клеток.

            Хромосомные мутации иногда происходят и могут быть разделены на два основных типа: мутации, которые вызывают структурные изменения, и мутации, которые вызывают изменения в количестве хромосом. Разрыв хромосом и дупликации могут вызывать несколько типов структурных изменений хромосом, включая делеции генов (утрата какого либо участка хромосомы), дупликации генов (дополнительные гены), транслокации (в результате которых часть хромосомы переносится в другой локус той же хромосомы или в другую хромосому, но общее число генов не изменяется )и инверсии генов (поворот отдельного участка хромосомы на 1800). Мутации также могут привести к тому, что у человека будет ненормальное количество хромосом. Этот тип мутации происходит во время мейоза и приводит к тому, что в клетках либо слишком много, либо недостаточно хромосом. Синдром Дауна, или трисомия 21, возникает в результате наличия дополнительной хромосомы в аутосомной хромосоме 21.

Прочитайте текст и выполните задания:

  1. Сколько хромосом будут содержать гаплоидные клетки гепарда?

А) 24  Б) 36  В) 48 Г ) 12

Критерии оценивания : 1 балл

  1. Что такое апоптоз?

а) укорачивание хромосом  б) укорачивание теломер в) гибель клетки

Критерии оценивания : 1 балл

  1. Составьте таблицу :Типы хромосомных мутаций

Хромосомная мутация

Структурные изменения хромосом

Критерии оценивания : 2 балла, если верно заполнена вся таблица, 1 балл, если допущена 1 ошибка, 0 баллов, если допущено 2 и более ошибки.

  1. Подпишите рисунок Типы хромосомных мутаций.

А                                Б                           В                               Г

Критерии оценивания : за каждый правильный ответ 1 балл.

Тема «Ферменты»

Установлено, что наивысшую активность ферменты проявляют в очень узком пределе температуры . До этого предела с повышением температуры на каждые 10° скорость катализируемой ими реакции повышается в 2 раза. Выше температурного оптимума активность ферментов снижается, а при температуре 80 0  совершенно прекращается - фермент инактивируется. 

https://studfile.net/html/2706/987/html_p0tFLYww1u.0YO8/img-U0c3zl.jpg

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

  1. При какой температуре ферменты наиболее активны?

Критерии оценивания : 1 балл.

  1. Объясните причину резкого падения скорости ферментативной реакции при температуре выше 400С.

      Критерии оценивания : 2 балла, если указана белковая природа фермента и описан процесс денатурации белка, 1 балл, если указан только один правильный ответ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания, направленные на формирование коммуникативной грамотности учащихся

Данная публикация включает в себя коммуникативные задачи, решаемые на каждом уроке и способствующие развитию навыков говорения...

Технологическая цепь конструирования образовательного маршрута, направленного на формирование функциональной грамотности обучающихся (в рамках предмета русский язык и литература).

Конструирование образовательного маршрута формирования функциональной грамотности обучающихся.Самостоятельная работа № 2....

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

Учебные задания, направленные на формирование естественнонаучной грамотности

Задания по оцениванию ЕНГ должны быть направлены на проверку компетентностей и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях. Типичный блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, ...

Специфика заданий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности, применяемых на уроках изобразительного искусства у младших школьников.

Здесь идет смысл  – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.То есть кре...

Задание по химии, направленное на формирование функциональной грамотности.

Функциональная  грамотность проявляется в ее назначении решать жизненные задачи в различных сферах человеческой деятельности на основе прикладных знаний, необходимых всем в современном обществе. ...

Презентация "Примеры заданий направленных на формирование функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства"

В материале представлены задания на формирования функиональной грамотности на уроках изобразительного искусства....