Механизм дыхания. ЖЕЛ.
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Урок с использованием оборудования "Точка роста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл тех карта Механизм дыхания. ЖЕЛ.153 КБ

Предварительный просмотр:

  Технологическая карта урока

 Открытый урок биологии с использованием оборудования « Точка роста».

Механизм дыхания. Жизненная емкость легких. Стр 94 параграф 21

Тема: «Механизм дыхания. Жизненная емкость легких».

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная и групповая

Методы: словесные, наглядные, практические

Цель урока: сформировать представление о системе и механизме дыхания в организме человека.

Задачи урока:

- сформировать представления о дыхательных движениях, обеспечивающих вдох и выдох; о жизненной емкости и легочных объемах; о процессах газообмена, протекающих в легких и тканях других органов;

- продолжить формирование умения проводить простейшие исследования на примере измерения обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха;

- научить учащихся проводить сбор, обработку и анализ информации на современном оборудовании, умение работать в группе. Развить умение использовать теоретические знания в жизни для будущей профессии.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: у учащихся формируются представления о дыхательных движениях, обеспечивающих вдох и выдох; о жизненной емкости и легочных объемах; о процессах газообмена, протекающих в легких и тканях других органов, они учатся распознавать органы дыхательной системы на наглядных пособиях;

Метапредметные: учащиеся осваивают умения наблюдать, классифицировать, анализировать, продолжают отрабатывать умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, проводить их анализ; находить информацию о дыхании в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, Интернете и интерпретировать её, проводить сбор, обработку и анализ информации на современном оборудовании; сотрудничать с одноклассниками в процессе обсуждения полученных результатов в группе.

Личностные: у учащихся развивается,  познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для обучающихся объектов. У них формируются ценностно-смысловые установки по отношению, к своему организму, происходит осознание необходимости бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Основные понятия урока: дыхательные движения, вдох и выдох, жизненная емкость легких, газообмен.

Деятельность обучающихся: работа с текстом и рисунками учебника, наглядными пособиями, иллюстрирующих органы и механизм дыхания, выполнение заданий в рабочей тетради, использование средств информационных технологий для проведения эксперимента, сотрудничество с одноклассниками при групповой работе.

План урока:

  1. Организационный этап.
  2.  Контроль знаний

3.   Мотивация. Постановка темы, цели урока.

4.   Новый материал. Лабораторные работы.

5.  Домашнее задание.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Перечень оборудования кабинета к уроку: компьютер, проектор

Л/р 1. «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» . Сантиметровая лента.

Л/р 2. «Измерение частоты дыхания с помощью сенсора». Цифровая лаборатория для школьников по нейротехнологии ( оборудование

 « Точка роста»).

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

       ФГ, результаты.

1

Организационный этап

 Приветствие.

1  мин

2

 Контроль знаний

  1. Проверочная работа.

Тест.  Дыхание и его значение. Органы дыхания.

Найдите 1 или несколько ответов.

1.К органам дыхания относятся:

А) гортань

Б) легкие

В) пищевод

Г) ротовая полость

2.  Слизистая оболочка носовой полости снабжена :

А) кровеносными сосудами

Б) ресничками

В) железами

Г) водой

3. Слизь, которая выделяется железами :

А) согревает воздух

Б) задерживает пыль

В) обезвреживает микробы

Г) увлажняет воздух

4. Стенки гортани образованы :

А) хрящами

Б) надгортанником

В) костями

Г) связками

5. При молчании голосовые связки :

А) расходятся

Б) смыкаются

В) не изменяются

Г) мало изменяются

6. Пленка легких образована выделяемыми эпителиальными клетками:

А) слизью

Б) гормонами

В) биологическими активными веществами

Г) витаминами

7. Значением пленки является :

А) увлажнение легких

Б) поддержание постоянного объема легких

В) обезвреживание микроорганизмов

Г) согревание воздуха

8. «Отработанная» пленка:

А) всасывается в кровь

Б) выводиться в виде мокроты

В) «переваривается » легочными фагоцитами

Г) скапливается в альвеолах

9. Пленка может повредиться при :

А) крике

Б) частых воспалениях дыхательных путей

В) курении

Г) алкоголизме

Самопроверка.

Оценки

 самостоятельно выполняют тест

Сами проверяют работу по ответам учителя.

4 мин

Читательская грамотность.

Регулятивные УУД: самостоятельная работа по плану,  Познавательные УУД: умение работать с текстом, анализ полученной информации, применение ее для решения тестовых заданий

Учатся владеть основами самоконтроля и самопроверки

2. Индивидуальный опрос.

1. Каково значение дыхательной системы человека?

2. Назовите и покажите на таблице органы дыхания.

3. Чем снабжена слизистая оболочка носовой полости.

4. Каково значение желез, кровеносных сосудов и ресничек?

5. Чем образованы стенки гортани?

6. Как изменяются голосовые связки при молчании и разговоре.

7. Для чего нужен надгортанник.

8.Чем образована стенка трахеи?

9. Почему задняя часть трахеи мягкая.

10. Чем заполнены легкие?

11. Чем покрыта каждая альвеола.

12. Когда может повредиться пленка легких?

3 мин

Читательская грамотность

( Учатся составлять и говорить правильные предложения).

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать товарища.

3

 Мотивация. Постановка темы, цели урока.

Предположите тему урока, исходя из картинки на слайде.

Постановка темы урока.

Дети должны предположить тему урока.

2 мин

4

 Новый материал

1.Дыхательные движения

 Все данные измерений записываются в общей таблице

Данил

Амирхан

Ганя

Диана

Самира

экскурсия грудной кл

ЧД

ЧД сенсор

ЖЕЛ по Людигу

ЖЕЛ

Лабораторная работа 1. «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» . Прочитайте статью параграфа 21 стр.96 «Моя лаборатория», выполните лабораторную работу «Изменение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».

Вывод.

Лабораторная работа 2. «Измерение частоты дыхания ». Прочитайте статью параграфа 22 стр.101 «Моя лаборатория», выполните лабораторную работу.

Лабораторная работа 3. «Измерение частоты дыхания с помощью сенсора».

Используя цифровую лабораторию и  сенсор для определение частоты дыхания проведите эксперимент.

Вывод. Сравнить значения лаб р 2 и 3.

Работа в двух группах.

обучающиеся самостоятельно изучают новую тему  с помощью лаб работ,  используя необходимые средства для обучения.

Делают выводы.

15 мин

Развитие читательской грамотности.

понимание особенностей естественнонаучного исследования;

интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

2.ЖЕЛ

стр 94. Определение ЖЕЛ.

Прочитайте статью параграфа 21 стр.97 «Легочные объемы»

предлагаю вам решить следующую задачу. Определите общий объем воздуха, который находится в легких человека, если жизненная емкость его легких равен 3800см ³, а остаточный воздух занимает объем1300см ³  [

Вычисление ЖЕЛ ( теор) по формуле Людвига

ЖЕЛ для мужчин = 40 ∙ рост (см)+30 ∙ вес (кг) – 4400

ЖЕЛ для женщин = 40 ∙ рост (см)+10 ∙ вес (кг) – 3800

Лабораторная работа 4. « Определение ЖЕЛ».

Одновременно надуть шарик. Сделать только 1 выдох после самого глубокого вдоха.

Вывод.

формулируют определение ЖЕЛ.

Решают задачу.

Вычисляют ЖЕЛ по формуле

10 мин

 Развитие читательской грамотности.

Развитие матем грамотности.

понимание особенностей естественнонаучного исследования;

интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

3.Газообмен  легких и тканях. Изменение состава воздуха.

Как происходит газообмен в легких и тканях?

вдох--альвеолы—кровь----клетки---кровь-----альвеолы--выдох

Пользуясь таблицей «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха», ответьте на следующие вопросы.

Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

 

Воздух

Содержание газов, %

Кислород

Углекислый газ

Азот

Вдыхаемый

20,94

0,03

79,03

Выдыхаемый

16,30

4,00

79,70

 

1)  Какой газ, входящий в состав воздуха, не задействован в дыхании?

2)  Концентрация какого газа изменяется максимально в процентном отношении во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе в процессе дыхания?

3)  Почему процентное содержание кислорода в выдыхаемом воздухе уменьшается?

Ответы.

1.  Азот.

2.  Кислорода.

3.  Часть кислорода, поступившего из атмосферы, вступает в реакции окисления с органическими веществами клеток.

Делают вывод по таблице.

3 мин

Фикультминутка.

 Упражнения для глаз.

1 мин

5

 Домашнее задание

читать п 21.

Для лучшего усвоения темы рекомендую посмотреть урок, используя интернет - ресурс: http://interneturok.ru/ru/school/biology/8-klass (Дыхательные движения)

Учитель выводит электронный адрес http://interneturok.ru/ru/school/biology/8-klass (Дыхательные движения).

 на интерактивную доску.

1 мин

6

Закрепление  

Проверка усвоения знаний

1.Фронтальная беседа с дополнениями и уточнениями учителя по вопросам и заданиям. Осуществляется с использованием ПК, интерактивной доски, мультимедийного проектора.

- Каков механизм дыхательных движений, обеспечивающих у человека вдох и выдох?

-  Что такое ЖЕЛ?

1. Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображена система органов дыхания. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. https://ege.sdamgia.ru/get_file?id=34254

1)  носовая полость

2)  гортань

3)  трахея

4)  альвеолы

5)  плевральная полость

6)  плевра

 

2. Какой процесс изображен на рисунке?

 1)  превращение венозной крови в артериальную

2)  газообмен в легких

3)  газообмен в клетках тканей

4)  всасывание питательных веществ

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=21225

 

3.По данным департамента здравоохранения многие заболевания, в том числе рак легких и гортани, эмфизема легких и ишемическая болезнь сердца связаны с курением. В таблице представлены данные, отражающие эту зависимость в процентах от числа обследованных людей. Изучите таблицу и ответьте на вопросы.

 

Рак легких в %

Рак гортани

Ишемическая болезнь сердца

некурящие

курящие

некурящие

курящие

некурящие

курящие

2%

1–10 сигарет3%

3%

1–10 сигарет 15%

35%

1–10 сигарет 45%

11–20 сигарет10%

11–20 сигарет 27%

11–20 сигарет 50%

31–40 сигарет35%

31–40 сигарет50%

31–40 сигарет 62%

 

1)  Какое заболевание представляет наибольший риск, как для некурящих, так и для курящих людей?

2)  Некоторые заболевания возникают у людей, работающих в загрязненной среде. Какие органы в большей степени подвержены риску заболевания у курильщиков?

3)  Какой из органов по данным таблицы страдает от рака в большей степени в результате курения?

4.Ученые сравнивали состав крови альпиниста и человека, который не имеет опыта подъема на горные вершины. В ходе исследования выяснилось, что содержание гемоглобина и количество эритроцитов у этих людей разное. Эритроцитов в одинаковом объеме крови больше у альпиниста, нежели у обычного человека без опыта восхождений. Анализ эритроцитов показал, что гемоглобина в их составе также значительно выше у альпиниста.

Какой вывод можно сделать из этого исследования? По какой причине возникает разница в составе крови этих людей?

Ответы.

3 мин

7

Подведение итогов урока.

Рефлексия.

Каков главный вывод урока исходя из практических работ.

Кто что узнал нового на уроке. Индивидуальный опрос.

исходя из результатов проведенного эксперимента, следует, что жизненная емкость легких является показателем здоровья человека. Если его нормы ниже допустимых, значит возможны заболевания дыхательной системы.

- ответы.

2 мин

Литература:

1. Пасечник В.В. Биология 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов ; под ред. В.В. Пасечника ; Рос. акад. образования, издательство «Просвещение». – М.: Просвещение, 2010. – 255.с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Линия жизни)

2.  В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов, Уроки биологии. 8 класс : пособие для учителей общеобразоват. учреждений; Рос акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение», 2010. -138 с.

4.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации. – М.: Просвещение, 2011.  – 48 с. – (стандарты второго поколения).

        

Данил

Амирхан

Ганя

Диана

Самира

экскурсия грудной кл

ЧД

ЧД сенсор

ЖЕЛ по Людвигу

ЖЕЛ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 8 классе "Механизм дыхания"

Урок для учащихся 8 класса, занимающихся по учебнику "Биология. Человек" , авторы Драгомилов А.Г и Маш Р.Д. Урок изучается в теме "Дыхание", рассматриваются вопросы: механизм дыхания,  регуляция ...

Конспект урока по теме "Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания"

Методическая разработка урока с использованием информационно-коммуникативных технологий (кабинет 3D)...

Урок №2. "Механизм дыхания. Жизненная емкость легких". Индивидуально-групповая методика.

Сценарий  с развернутым план-конспектом к уроку по теме "Механизм дыхания. Жизненная емкость легких"....

конспект урока "Механизмы вдоха и выдоха.Регуляция дыхания.Охрана воздушной среды"

ЦЕЛЬ: сформировать знания о механизме вдоха и выдоха, нейрогуморальной регуляции дыхания; показать отрицательное действие никотина на органы дыхания; формировать основы здорового образа жизни, п...

Основа для опорного конспект по параграфу №28 “Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды” учебника 8 класс Д.В.Колесова, Р.Д. Маш,И.Н.Беляева.

Основа для опорного конспекта может быть использована для организации самостоятельного изучения всего параграфа, а так-же его частей.По заполненному конспекту легко учить материал параграфа. Отдельные...

презентация к интегрированному уроку в 8 классе "Механизм дыхания"

Задачи урока:- рассмотреть процессы газообмена в легких и тканях, показать роль диффузии в этих процессах,- познакомить с механизмами вдоха и выдоха;-сформировать знания о лёгочных объёмах;- прод...