конспект внеурочного занятия "Плесневые грибы и дрожжи"
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Шикинова Светлана Николаевна

лабораторная работа по изучению плесневых грибов

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ- СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ: «ПЛЕСНЕВЫЕ ГРИБЫ»

Шикинова Светлана Николаевна

Учитель биологии, химии

Высшая квалификационная категория

МБОУСОШ № 7

Пояснительная записка к уроку: УМК В.В. Пасечник Биология 7 класс

Использованные на занятии методы и приемы способствовали достижению целей и задач, соответствовали современным дидактическим требованиям. Большое внимание уделено использованию метода работы с микроскопом. Разнообразие видов работы и, в конечном итоге их результативность способствовали активизации познавательной деятельности обучающихся, поддержанию их интереса к содержанию занятия. Так же использованные методы занятия способствовали формированию у учащихся познавательных и созидательных способностей, необходимых для их дальнейшего профессионального самоопределения.

Цель занятия: Создать условия для систематизации и углубления представлений обучающихся о строении и значении плесневых грибов и дрожжей в природе и жизни человека.

Задачи: 

        Образовательные

Расширить знания о строении и значении плесневых грибов и дрожжей в природе и жизни человека.

        Развивающие

развивать  умения  распознавать по внешним признакам плесневые грибы, работать с различными  источниками информации:  рисунками, текстом, работая в группе, действовать по инструкции, сообща, презентовать результаты работы.

        Воспитательные

Формировать здоровый образ жизни, ценностное отношение к своему здоровью и окружающей природной среде.  

Вид занятия: познавательная деятельность.

Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские, практические.

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, элементы технологии проблемного диалога, опережающее обучение, личностно-ориентированная.

Планируемые результаты обучения:

Личностные результаты 

1) гражданского воспитания:

готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

2) патриотического воспитания:

отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки;

3) духовно-нравственного воспитания:

-готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм экологической культуры;

-понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии;

4) эстетического воспитания:

понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

-ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;

6) трудового воспитания:

активное участие в решении практических задач  биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией;

7) экологического воспитания:

-ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;

-осознание экологических проблем и путей их решения;

-готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

-ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;

-понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;

-развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

-адекватная оценка изменяющихся условий;

-принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;

-планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия

1) базовые логические действия:

-выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);

-устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

-с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

-выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;

-выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

-самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

2) базовые исследовательские действия:

-использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;

-формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

-формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;

-проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;

-оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;

С-амостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

-прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

3) работа с информацией:

-применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;

-выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;

-находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

-самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

-оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

-запоминать и систематизировать биологическую информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия

1) общение:

-воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;

-выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

-распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

-понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

-в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;

-сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

-публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);

-самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

2) совместная деятельность:

-понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;

-принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

-планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);

-выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

-оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;

-овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Регулятивные универсальные учебные действия

Самоорганизация:

-выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;

-ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

-самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

-составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль, эмоциональный интеллект:

-владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

-давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;

-учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

-объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

-вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;

-оценивать соответствие результата цели и условиям;

-различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

-выявлять и анализировать причины эмоций;

-ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;

-регулировать способ выражения эмоций.

Принятие себя и других

-осознанно относиться к другому человеку, его мнению;

-признавать своё право на ошибку и такое же право другого;

-открытость себе и другим;

-осознавать невозможность контролировать всё вокруг;

-овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

-применять биологические термины и понятия , в том числе микология

- выполнять практические и лабораторные работы по микологии , в том числе работы с микроскопом с временными микропрепаратами, исследовательские работы с использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;

- выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов

- проводить описание и сравнивать между собой грибы по заданному плану, делать выводы на основе сравнения;

-раскрывать роль грибов

-соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями во внеурочной деятельности;

-владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания для извлечения и обобщения информации из нескольких источников, преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую;

-создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии.

Используемые образовательные ресурсы: - Биология: Бактерии, грибы, растения. 5кл.: учебник/ В.В. Пасечник- М.: Дрофа, 2014.

- Электронное приложение к учебнику;

- А.А. Калинина «Поурочные разработки по биологии. Бактерии, грибы, растения», Москва, «ВАКО», 2005 год.

- Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Биология растений, бактерий, грибов и лишайников: Сборник задач и упражнений.6 класс.:-М.: Мнемозина, 2002 -160с.ил.

- CD-ROM . Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6

класс.

- Интернет-ресурсы

Оборудование урока: культура мукора, готовый микропрепарат «Пеницилл», препаровальная игла, пипетка, ватные палочки,  предметное и покровное стекла, микроскоп, кусочки хлеба (другого продукта) с плесенью, стакан с дрожжами в воде, проектор, ноутбук, ЦОР: презентация «Плесневые грибы и дрожжи»

Дидактический материал: карты наблюдателей, информационные листы, презентация «Плесневые грибы и дрожжи»

Конспект занятия «Плесневые грибы и дрожжи»

этап

содержание

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Мотивационно- целевой этап

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас занятие не простое, мы с вами отправляемся в лабораторное путешествие, в царство, где живут  особые живые существа.

Большинство их – обитатели суши, но встречаются и водные. Поселяются они на растительных и животных останках, на живых организмах, на продуктах питания, на металлических и резиновых изделия и даже на штукатурке в квартире.

Чтобы понять куда мы отправляемся , посмотрите на слайд

Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие микроскопа, информационной карты, карты наблюдателя, письменных принадлежностей

 

Мы отправляемся в Царство Грибы

ЛичностныеУУД:

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Формирование положительного эмоционального настроя на урок.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

 

Актуализация опорных знаний

Грибы – очень необычная группа организмов. Они  имеют черты сходства как с растениями, так и с животными. Грибы – пожалуй, одни из самых удивительных организмов на планете. Когда-то их называли «детьми богов», считая, что грибница появляется там, где в землю ударила молния.

Конечно, вам не раз доводилось собирать грибы в лесу

Какие грибы вы знаете?  

Это шляпочные грибы, но в природе, кроме шляпочных грибов, встречаются и другие виды – плесневые грибы. Грибы, которые называют «Хлеб дьявола» - Ужасно красивые, но весьма опасные для человека.

Сегодня мы с вами будем юными исследователями, Ребята скажите, а как называются ученые изучающие грибы?

Белые, опята, подберезовики, подосиновики, маслята и тд

Микологи

Основной этап

Сегодня я предлагаю вам представить себя в роли Микологов и познакомится со строением плесневых грибов и одноклеточных грибов- дрожжей.

Перед путешествием вам необходимо приготовить свой туристический набор, в который входит микроскоп.

Напомните своим друзьям, юным микологам, как подготовить и настроить микроскоп к работе?

В путешествие каждый исследователь берет маршрутный лист, ручку и карандаш и, конечно же, справочник. А так как наше путешествие лабораторное, то нашими маршрутными листами станут карты наблюдателей, в которых прописан ход вашего исследования.

Правила работы с микроскопом

1.Поставьте микроскоп  ручкой штатива к себе на расстоянии 5-10 см от края стола.

2.В отверстие предметного столика направьте  зеркалом свет. Вращая зеркальце под предметным столиком, и глядя в окуляр, добейтесь полного освещения поля зрения. Добейтесь яркого света.

3.Поместите на предметный столик  готовый препарат.

 4.Глядя на объектив сбоку, вращайте регулировочные винты до тех пор, пока объектив не окажется на расстоянии 1-2 мм от объекта исследования. Делайте это осторожно, чтобы не раздавить препарат.

5.В окуляр смотрите одним глазом, не зажмуривая и не закрывая другой глаз.

6.Глядя в окуляр, поднимайте  зрительную трубу очень медленно, вращая большой

винт до тех пор, пока не появится четкое изображение изучаемого объекта)

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Познавательные УУД

1. Формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Регулятивные УУД

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Рефлексия учебной деятельности

Прошу вас приступить к исследованию в соответствии с картой наблюдателя.(приложение 1)

Работать мы начнем с плесневым грибом мукором

В наших домах, мы можем встретить еще один плесневый гриб -  пеницилл. Этот гриб встречается в виде плесени зеленого, сизого, голубого цвета на почве и продуктах растительного происхождения. Некоторые виды пеницилла используют для приготовления пенициллина – современного антибиотика.

Кроме того, к грибам относятся и дрожжи. Это одноклеточные организмы, обладающие всеми основными свойствами грибов. Тем не менее, дрожжи не образуют мицелия. Давайте рассмотрим дрожжи под микроскопом.

А теперь, пользуясь дополнительными источниками информации на столе (приложение 2), прошу вас сформулировать вывод (приложение 3).

И снова мы возвращаемся в класс, наше лабораторное путешествие закончилось. И мы подводим итоги

Где нашли применение грибы? И Какова роль грибов в природе?

Ребята, на столе вы видите разноцветные ладошки. Если на занятии было комфортно и все понятно- поднимите зеленую ладошку, если немного затруднялись и не все поняли- желтую ладошку, если на занятии было трудно и ничего не понятно- поднимите красную ладошку.

План.

Рассматривают внешнее строение гриба мукор.

Аккуратно при помощи препаровальной иглы и пинцета вберут часть плесени с кусочка хлеба и  переносят несколько нитей гриба со спорами в каплю воды на предметном стекле. Накрывают гриб покровным стеклом. Рассматривают мукор. Зарисовывают внешний вид мукора.

 Заполняют карту наблюдателя .

Рассмотривают микропрепарат пиницилла.

Зарисовывают внешний вид, отмечают строение.

На предметное стекло наносят каплю воды с дрожжами. Накрывают препарат покровным стеклом.

Рассматривают дрожжевые клетки под микроскопом. Зарисовывают их.

Выводы по рядам

1 ряд мукор

В ходе нашего исследование, мы рассмотрели клетку мукора под микроскопом. Тонкая сеть бесцветных нитей- это большая разветвленная клетка. Она называется ___________.

Отдельные участки мицелия называются ________. Некоторые из них расположены горизонтально и как бы закрепляют весь гриб на какой-нибудь поверхности. Другие гифы поднимаются вертикально вверх. Они-то и создают своеобразный пушок на поверхности плесени. Вертикально расположенные гифы оканчиваются шариками. Это __________.   (мицелий, гифы, спорангии)

2 ряд пеницилл

В ходе нашего исследования, мы рассмотрели клетки пеницилла. Мы увидели крошечные "пальмочки". Это вертикально расположенные ______ знаменитого пеницилла. Его мицелий представлен _________________, разделенными перегородками. На верхушках гиф, мы видим ___________,  образованые цепочками __________. Пеницилл отличается от мукора______________________________________

(гифы, несколькими клетками, кисточки, спор, отличия : мицелий пеницилла многоклеточный, а у мукора нет деления на клетки, фактически это одна большая многоядерная клетка; споры мукора черного цвета и образуются в спорангиях в виде черных шариков, а пеницилл образует кисточки из зеленых спор; клетки пеницилла вырабатывают антибактериальное вещество — пенициллин)

3 ряд дрожжи

В ходе нашего исследования, мы рассмотрели клетки дрожжей. Микроскопические грибы дрожжи состоят из __________, имеют форму_________. Размножаются они ____________. В микроскопе мы видим клетки дрожжей в виде_________.

(одной клетки, овальную, почкованием, цепочки овальных клеток)

-Плесневые грибы приносят большой вред человеку, поселяясь на продуктах питания.

-Некоторые виды пеницилла выделяют особое вещество, которое способно убивать бактерии. В 1941 году ученые и врачи научились получать это вещество из гриба и создали лекарство пенициллин. Пенициллин был первым среди антибиотиков – лекарств, подавляющих развитие болезнетворных бактерий.

-Велика роль грибов в круговороте веществ в природе. Они разлагают органические соединения (в основном, остатки отмерших растений) до минеральных веществ, делая их доступными для усвоения  растениями.

-Результатами деятельности таких грибов, как дрожжи, мы с тобой пользуемся постоянно, например, когда едим хлеб или пирожки.

Участвуют в коллективном обсуждении проблемы;

анализируют и объясняют результаты;

Личностные: Формирование познавательного мотива на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов.

Регулятивные УУД:

Владение самоконтролем и самооценкой

Конспект занятия «Плесневые грибы и дрожжи»

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости! Сегодня у нас занятие не простое, мы с вами отправляемся в лабораторное путешествие, в царство, где живут  особые живые существа.

Большинство их – обитатели суши, но встречаются и водные. Поселяются они на растительных и животных останках, на живых организмах, на продуктах питания, на металлических и резиновых изделия и даже на штукатурке в квартире.

Чтобы понять куда мы отправляемся , посмотрите на слайд

(Мы отправляемся в Царство Грибы)

Грибы – очень необычная группа организмов. Они  имеют черты сходства как с растениями, так и с животными. Грибы – пожалуй, одни из самых удивительных организмов на планете. Когда-то их называли «детьми богов», считая, что грибница появляется там, где в землю ударила молния.

Конечно, вам не раз доводилось собирать грибы в лесу

Какие грибы вы знаете?  (Белые, опята, подберезовики, подосиновики, маслята и тд)

Это шляпочные грибы, но в природе, кроме шляпочных грибов, встречаются и другие виды – плесневые грибы. Грибы, которые называют «Хлеб дьявола» - Ужасно красивые, но весьма опасные для человека.

Сегодня мы с вами будем юными исследователями, Ребята скажите, а как называются ученые изучающие грибы?( Микологи)

Сегодня я предлагаю вам представить себя в роли Микологов и познакомится со строением плесневых грибов и одноклеточных грибов- дрожжей.

Перед путешествием вам необходимо приготовить свой туристический набор, в который входит микроскоп.

Напомните своим друзьям, юным микологам, как подготовить и настроить микроскоп к работе?

(Правила работы с микроскопом

1.Поставьте микроскоп  ручкой штатива к себе на расстоянии 5-10 см от края стола.

2.В отверстие предметного столика направьте  зеркалом свет. Вращая зеркальце под предметным столиком, и глядя в окуляр, добейтесь полного освещения поля зрения. Добейтесь яркого света.

3.Поместите на предметный столик  готовый препарат.

 4.Глядя на объектив сбоку, вращайте регулировочные винты до тех пор, пока объектив не окажется на расстоянии 1-2 мм от объекта исследования. Делайте это осторожно, чтобы не раздавить препарат.

5.В окуляр смотрите одним глазом, не зажмуривая и не закрывая другой глаз.

6.Глядя в окуляр, поднимайте  зрительную трубу очень медленно, вращая большой винт до тех пор, пока не появится четкое изображение изучаемого объекта)

В путешествие каждый исследователь берет маршрутный лист, ручку и карандаш и, конечно же, справочник. А так как наше путешествие лабораторное, то нашими маршрутными листами станут карты наблюдателей, в которых прописан ход вашего исследования. Прошу вас приступить к исследованию в соответствии с картой наблюдателя.(приложение 1)

Работать мы начнем с плесневым грибом мукором

План.

  1. Рассмотрите внешнее строение гриба мукор.
  2. Аккуратно при помощи препаровальной иглы и пинцета возьмите часть плесени с кусочка хлеба и  перенесите несколько нитей гриба со спорами в каплю воды на предметном стекле. Накройте гриб покровным стеклом. Рассмотрите мукор.
  3. Зарисуйте внешний вид мукора.

 Заполнять карту наблюдателя .

В наших домах, мы можем встретить еще один плесневый гриб -  пеницилл. Этот гриб встречается в виде плесени зеленого, сизого, голубого цвета на почве и продуктах растительного происхождения. Некоторые виды пеницилла используют для приготовления пенициллина – современного антибиотика.

  1. Рассмотрите микропрепарат пиницилла.
  2. Зарисуйте внешний вид, отметьте строение.

Заполняем карту наблюдателя .

Кроме того, к грибам относятся и дрожжи. Это одноклеточные организмы, обладающие всеми основными свойствами грибов. Тем не менее, дрожжи не образуют мицелия. Давайте рассмотрим дрожжи под микроскопом.

  1. На предметное стекло нанесите каплю воды с дрожжами. Накройте препарат покровным стеклом.
  2. Рассмотрите дрожжевые клетки под микроскопом. Какой вид имеют дрожжевые клетки? Зарисуйте их.

Заполняем карту наблюдателя .

 А теперь, пользуясь дополнительными источниками информации на столе (приложение 2), прошу вас сформулировать вывод (приложение 3).

Выводы по рядам

1 ряд мукор

В ходе нашего исследование, мы рассмотрели клетку мукора под микроскопом. Тонкая сеть бесцветных нитей- это большая разветвленная клетка. Она называется ___________.

Отдельные участки мицелия называются ________. Некоторые из них расположены горизонтально и как бы закрепляют весь гриб на какой-нибудь поверхности. Другие гифы поднимаются вертикально вверх. Они-то и создают своеобразный пушок на поверхности плесени. Вертикально расположенные гифы оканчиваются шариками. Это __________.   (мицелий, гифы, спорангии)

2 ряд пеницилл

В ходе нашего исследования, мы рассмотрели клетки пеницилла. Мы увидели крошечные "пальмочки". Это вертикально расположенные ______ знаменитого пеницилла. Его мицелий представлен _________________, разделенными перегородками. На верхушках гиф, мы видим ___________,  образованые цепочками __________. Пеницилл отличается от мукора______________________________________

(гифы, несколькими клетками, кисточки, спор, отличия : мицелий пеницилла многоклеточный, а у мукора нет деления на клетки, фактически это одна большая многоядерная клетка; споры мукора черного цвета и образуются в спорангиях в виде черных шариков, а пеницилл образует кисточки из зеленых спор; клетки пеницилла вырабатывают антибактериальное вещество — пенициллин)

3 ряд дрожжи

В ходе нашего исследования, мы рассмотрели клетки дрожжей. Микроскопические грибы дрожжи состоят из __________, имеют форму_________. Размножаются они ____________. В микроскопе мы видим клетки дрожжей в виде_________.

(одной клетки, овальную, почкованием, цепочки овальных клеток)

Какие выводы у вас получились? Читаем по рядам!

И снова мы возвращаемся в класс, наше лабораторное путешествие закончилось. И мы подводим итоги

Где нашли применение грибы? И Какова роль грибов в природе?

Отвечают дети:

  1. Плесневые грибы приносят большой вред человеку, поселяясь на продуктах питания.
  2. Некоторые виды пеницилла выделяют особое вещество, которое способно убивать бактерии. В 1941 году ученые и врачи научились получать это вещество из гриба и создали лекарство пенициллин. Пенициллин был первым среди антибиотиков – лекарств, подавляющих развитие болезнетворных бактерий.
  3. Велика роль грибов в круговороте веществ в природе. Они разлагают органические соединения (в основном, остатки отмерших растений) до минеральных веществ, делая их доступными для усвоения  растениями.
  4. Результатами деятельности таких грибов, как дрожжи, мы с тобой пользуемся постоянно, например, когда едим хлеб или пирожки. (Которыми я хотела бы вас угостить)

Рефлексия учебной деятельности- Ребята, на столе вы видите разноцветные ладошки. Если на занятии было комфортно и все понятно- поднимите зеленую ладошку, если немного затруднялись и не все поняли- желтую ладошку, если на занятии было трудно и ничего не понятно- поднимите красную ладошку.

Большое спасибо за активную и продуктивную работу на занятии, увидимся на следующей неделе!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ботанике 6 класс "Плесневые грибы и дрожжи"

Урок с применением элементов кейс - технологии для проведения в 6 классе. Использованы групповые и индивидуальные формы работы на уроке....

Урок "Плесневые грибы и дрожжи"

Урок разработан с использованием  технологии развития критического мышления....

Модульный урок № 6 Тема: «Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты».

Урок разработан с применением  модульной технологии, по авторской программе Пасечника....

Урок биологии на тему "Плесневые грибы и дрожжи", 6 класс

Сценарий мультимедийного урока по биологии в 6 классе на тему "Плесневые грибы и дрожжи". Урок разработан для учителей, работающих по учебнику В.В. Пасечника.Тип урока: комбинированный.Вид урока:...

Конспект : Исследовательская лаборатория на тему"Плесневые грибы и дрожжи"

Аннотация  к Конспекту урока. Исследовательская лаборатория на тему "Плесневые грибы и дрожжи".Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения мукора, пеницилла и др...

Конспект урока по теме: "Плесневые грибы и дрожжи"

Урок в 5 классе по теме: "Плесневые грибы и дрожжи"   УМК Пасечник В.В...