СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ХИМИИ, БИОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ИХ ИЗУЧЕНИЯ
статья по биологии

Дьяченко Елена Анатольевна

В современных условиях социально-экономического, технологического и экологического преобразования окружающей действительности все большую актуальность приобретают современные проблемы в сфере естественных наук: химии, биологии. Образовательные учреждения, являются одними из главных институтов общества и первыми ощущают на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос профессиональному образованию, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения. Развитие обучающегося становится ключевым определением обучения. Изучение биологии и химии в Константиновском техникуме агроветтехнологий и управления направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности обучающегося. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyachenko_statya.docx24.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ХИМИИ, БИОЛОГИИ И МЕТОДИКИ ИХ ИЗУЧЕНИЯ

Дьяченко Елена Анатольевна, преподаватель

ГБПОУ РО «КТАУ(КСХТ)»

г. Константиновск, Ростовская обл.

«Я не могу управлять направлением ветра. Но я всегда могу поставить паруса так, чтобы достичь своей цели»

О.Уальд.

В современных условиях социально-экономического, технологического и экологического преобразования окружающей действительности все большую актуальность приобретают современные проблемы в сфере естественных наук: химии, биологии. Образовательные учреждения, являются одними из главных институтов общества и первыми ощущают на себе все изменения, происходящие в нем. Социальный запрос профессиональному образованию, определенный современным обществом говорит о том, что необходимы люди с новым мышлением, умением самостоятельно ставить цели, находить пути их достижения. Развитие обучающегося становится ключевым определением обучения. Изучение биологии и химии в Константиновском техникуме агроветтехнологий и управления направлено не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие личности обучающегося. Важным фактором построения курса химии и биологии в профессиональном образовательном учреждении является системный дидактический охват проблем обучения, дающий ответ на вопросы: чему, как и каким образом учить, какие мировоззренческие и воспитательные, личностные качества должны быть достигнуты обучающимися и педагогами? В результате педагогической деятельности, преподаватель осознает, что биология позволяет осуществлять поиск способов и направлений сохранения биологического разнообразия – генетического, видового и экосистемного. Вместе с тем она дает возможность выяснять явления на молекулярно-клеточном уровне, связанные с получением новых пород и сортов, а также сохранением уже имеющихся. Химия ориентирована на всестороннее изучение химических соединений, среди которых особую значимость приобретают вещества для различных отраслей современного производства. Особое значение должно придаваться созданию новых биологически активных веществ, используемых как лекарственные вещества, добавки к пищевым продуктам, а также к моющим средствам. Поэтому, я  на уроках химии и  биологии демонстрирую панорамы ее использования в различных сферах, т.е.именно с тех превращений, открытий, технологий, которые способствуют первичной мотивации и возникновению интереса к предмету. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности обучающихся.Среди разнообразных направлений современных методик и технологий на уроках химии я применяю метод проектов.

Исследовательская деятельность – самостоятельная деятельность, но преподаватель может управлять процессом проявления и преодоления затруднений, прогнозировать их появление, следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в учебном процессе.  

Исследовать – значит видеть то, что видели все, но думать так, как не думал никто. Обучающиеся должны адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах. Константиновский техникум агроветтехнологий и управления создает условия для формирования у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной. На мой взгляд, благодаря методу проектов,обучающиесялучше понимают программный материал, развиваются необходимые учебные навыки, формируются коммуникативные умения, а также развивается творческое мышление. Обучающиеся самостоятельно ориентируются в информационном пространстве. Хочу отметить эффективность данного метода, который развивает у студентов самостоятельность и ответственность, умение работать в группах.

Проектная деятельность стала частью учебного процесса в нашем образовательном учреждении на уроках химии и внеклассных занятиях. Накоплен определенный опыт создания творческих проектов по естественнонаучным дисциплинам. На уроках химиидля организации проектной деятельности использую и урочные занятия, когда урок полностью посвящен выполнению проекта, когда обучающиеся выполняют проекты во внеурочное время и защищают их на специально отведенном уроке. Сначала я знакомлю студентов с проектами прошлых лет, готовлю небольшие презентации, буклеты, где стараюсь заинтересовать обучающихся заняться исследовательской работой и созданием проекта. Предлагаю примерные темы проектов: история развития химии, химическое производство, химия в быту, химия и здоровье, жизнь и деятельность великих химиков, химия и экология и т.д. Прежде чем предложить составить какой - либо проект, обучающиеся знакомятся с правилами и основами проектной деятельности, с требованиями, предъявляемыми к проектам. Обучающиеся выполняют проект самостоятельно. Преподаватель, в свою очередь, выполняет роль консультанта, а также разрабатывает паспорт проектной работы, который будет являться своеобразной визитной карточкой индивидуального или группового проекта.При выполнении проектов стараюсь ориентировать студентов на то, что нужно опираться на местный материал, экологическую обстановку, традиции своего региона, своего района, своего образовательного учреждения.После выполнения проекта, обучающиеся анализируют свою работу, отмечают неудачи, их причины. Такая работа с использованием метода проектов на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. Метод проектов предоставляет не только преподавателю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения, но и способствует формированию нового типа обучающихся, обладающих набором умений и навыков самостоятельной работы, готовых к сотрудничеству и взаимодействию, наделённых опытом самообразования.

В конце ХХ столетия все явственнее становится потребность введения в курс химии экологической компоненты, которая касается вопросов загрязнения окружающей среды, в связи с нарастающим экологическим кризисом. Педагогические и методические исследования должны быть ориентированы на формирование личности человека, который мог бы достойно жить в наступающем постиндустриальном обществе. Оно, как известно, будет обществом высокой культуры, основанной на качественных знаниях, интеллектуальных умениях, ценностных идеалах и опыте творческой деятельности. Методика изучения химии и биологии – наука многогранная, относящаяся ко всем уровням химического и биологического образования вуза, послевузовского обучения, сегодня требует серьезных преобразований. На современном этапе можно смело говорить об отставании методики химии от уровня науки и особенностей ее преобразования в изменяющихся социоэкономических условиях. Сегодня нам  не хватает серьезных исследований по теории методики химии! В социотехническом мире обостряется проблемаинструментальности учебной деятельности «через дидактические и технические средства, медиаобразовательные ресурсы», связанная, не только с дифференцированием уровней образования, но и с учреждением новой системы отбора знаний и условий их трансляции,стремлением преодолеть нарастающие перегрузки. [2, с. 57]. Это обстоятельство требует разумной технологизации процесса обучения, обеспечивающей безопасность, удобство, приспособленность дидактического инструментария к специфике содержания и различным видам деятельности. Как должна быть выстроена материальная среда жизнедеятельности обучающихся и встроенные в нее комплексы средств обучения, новые технические средства, технологические достижения для формирования целостной картины мира, пониманияроли и значения в ней химической составляющей? По моему мнению решение этой задачи может быть успешно реализовано лишь с учетом знания новаций науки и техники,раскрытия его фундаментальности и сущности экологического содержания. Приоритетного разрешения требует вопрос целей и содержания обучения химии в профессиональном образовании: чему отдать предпочтение и чем можно пренебречь, какие знания можно отнести к базовым, отвечающим требованиям фундаментальности и обязательности.Второй вопрос касается процесса извлечения и передачи знания из все возрастающего информационного массива в фиксированные сроки обучения. Важно понять не только какая информация подлежит изучению, но и как она должна быть систематизирована иструктурирована, какой инструментарий ее трансляции необходим. Третий вопрос возникает в связи с потребностью системной организации деятельности, привлечением наиболее адекватных не только содержанию ее форм и методов, но и особенностям восприятия и усвоения учебного материала, возможностям встраивания необходимого и достаточного дидактического инструментария для оптимизации обучения. [3, с. 27]. Чтобы ответить  на этот вопрос необходимо представить, какой (или каким видам) деятельности необходимо научиться обучающимся, какие принципы и подходы должны быть освоены для формирования личностной мотивации, проектирования различных видов деятельности и ее отдельных компонентов, возможности успешного управления ею для достиженияпоставленных целей и намеченных результатов. Какая химия должна изучаться в образовательном учреждении? На этот вопрос отвечает в своей статье профессор Г.В. Эрлих: «Чтобы вернуть химии подобающее место в представлении людей об окружающем мире, акцент необходимо делать на веществе как основном объекте химии, на материалах, на широчайших возможностях их трансформации с помощью различных воздействий, в том числе, химических реагентов.  Необходимо показать студенту, что химия – передовая наука, использующая, в том числе, все новейшие достижения смежных наук и технологий. И делать это надо с первого урока изучения химии, когда интерес к химии не утрачен» [5, с. 80,81]. С этим трудно не согласиться. XXI век – век технологий, в качестве прорывных названы четыре мегатехнологии, определяющие наше ближайшее будущее: нанотехнологии, биотехнологии, информационные технологии и когнитивные технологии. Во всех этих технологиях современная химия – важнейшая составляющая, без которой невозможно представить себе ни одну из сфер жизнедеятельности.

    Проблема восприятия новых научных достижений,понимания и правильного толкования их сегодня, как никогда, связана с проектированием новейших педагогических технологий. Эта проблема остро актуальна, но пока полностью не осознана педагогами.Активное обучение предполагает использование такой системы методов и приемов, которые направлены, главным образом, не на сообщение обучающимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию обучающихся для самостоятельного добывания знаний, освоения умений и навыков в процессе активной познавательной и практической деятельности. При использовании нетрадиционных технологий обучения, которые позволяют обучающемуся непосредственно принимать участие в построении учебного процесса, осуществляет прочное и осознанное усвоение содержания учебных предметов, а также развитию у обучающихся логического мышления, творческой активности, речевых способностей, умения самостоятельно работать и интеллекта в целом.  Преподаватели естественнонаучных дисциплин используют современные педагогические технологии, что делаетих уроки интересными, познавательными, дающими возможность обучающимся раскрыть свой интеллектуальный потенциал.Такие технологии как: проблемное обучение, проектное обучение, тестовые и игровые технологии, технология развития критического мышления, здоровье сберегающие технологии, личностно – ориентированное обучение. Реализация личностно – ориентированного подхода является одним из методических приемов повышения качества обучения в химии и биологии. Преподаватель в процессе обучения может контролировать качество полученных знаний каждого обучающегося и в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося совершенствовать их. На мой взгляд, эти истинно педагогические технологии, обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми студентами, но и интеллектуальное, и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к преподавателю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

 Следует постоянно помнить и четко понимать, что преподаватель учит не предмету, а на предмете. Особое значение преподаватели естественнонаучных дисциплин в Константиновском техникуме агроветтехнологий и управления придают воспитательной работе, понимая под ней не внушение обучающимся «правильных» принципов, а в таком построении решаемых студентами задач – не столько предметных, сколько надпредметных и социальных, – чтобы, «питаясь» этими задачами, он приобретал те навыки и умения, которые помогут участвовать в деятельности общества. Изменяется роль преподавателя и его востребованность в новых социотехнических условиях. «Очень скоро каждому студенту можно будет предоставить персонального «компьютерного тьютора» квалифицированного, настойчивого, терпеливого, готового к интерактивному взаимодействию, к диалогу, ориентированному на то, чтобы студент поскорее превзошел преподавателя. Разумеется, роль преподавателя, его знаний, личности, индивидуальности, пройденного им пути никто не отменял и не отменит», – считает Г.Г. Малинецкий [4, с. 86].

Преподаватель в роли наставника – еще один важнейший аспект образования. В чем смысл и суть наставничества, какими способами и формами деятельности должен владеть педагог нового поколения? Вопросы, которые сегодня не имеют однозначного ответа, но требуют тщательного исследования.Так ли это или нет, покажет время.

Список источников:

  1. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике

и педагогическая логика. – М.: Макс Пресс, 2010, с. 66-67.

2. Курдюмова И.М. Модернизация общего образования за рубежом. –

М.: Изд-во РАО, 2006.

     3. Лисичкин Г.В. Методика преподавания – второсортная наука? // В

сб.: Естественнонаучное образование: время перемен / Под ред. В.В.

Лунина и Н.Е. Кузьменко. – М.: Издательство МГУ, 2014.

4. Малинецкий Г.Г. Когнитивный вызов в контексте самоорганизации

// Синергетическая парадигма. Синергетика инновационной сложности. –

М.: Прогресс-Традиция, 2011, с. 104.

5. Эрлих Г.В. Какая химия должна изучаться в современной школе? // В

сб.: Естественнонаучное образование: тенденции развития в России и вмире / Под ред. В.В. Лунина и Н.Е. Кузьменко. – М.: Издательство МГУ,

2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сингапурская методика обучения: современные подходы организации учебного процесса

Конкурское задание "Методический семинар" на тему "Сингапурская методика обучения: современные подходы организации учебного процесса"...

Методическая разработка Современные подходы и новые тенденции в методике обучения юных волейболистов основным техническим приемам (прием и передача мяча) на этапе начальной подготовки (первый год обучения)

В данном методическом пособии проанализировав собственный опыт, предпринята попытка изложения основных методов для работы с начинающими волейболистами и методических основ обучения некоторым осн...

«Процесс начала и эскалации Гражданской войны в России (октябрь 1917 – ноябрь 1918 гг.): проблемы изучения в школьном курсе истории России, методологические проблемы и методы изучения, современные подходы, дискуссионные вопросы, новые концепции».

В данной статье анализируются основные содержательные проблемы преподавания курса Гражданской войны в школе, а также представлены некоторые методы изучения отдельных дискуссионных, сложных вопросов да...

Современные подходы к достижению результатов при изучении химии. (Критерии оценивания знаний в рамках введения ФГОС)

Основные подходы к преподаванию химии в условиях введения ФГОС     Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают формирование у обучающихся ключевых компетенций, ов...

Современные подходы к достижению результатов при изучении химии и биологии

Главная цель обучения - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы выпускник школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, прин...

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ПРЕПОДАВАНИЮ БИОЛОГИИ И ХИМИИ

Аннотация. В статье обоснована актуальность применения современных подходов к преподаванию биологии и химии. В настоящее время перед современной школой ставится задача подготовки таких выпускников, ко...