Методическая разработка к уроку Тема: Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие.
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Киселева Светлана Алексеевна

Методическая разработка к уроку

Тема: Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oplod_beremvnutriutr_razv.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка к уроку

Тема: Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие.

  • Мужские и женские половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетки
  • Процесс слияния гамет - оплодотворение
  1. Как называется оплодотворенная яйцеклетка?  - зигота
  2. Сколько хромосом в зиготе?  -  46 хромосом
  3. Сколько сливается сперматозоидов с яйцеклеткой и почему?  -  один сперматозоид
  4. Где происходит оплодотворение?  - в маточных трубах
  5. Какой набор хромосом характерен для соматических клеток и для гамет?  -  46 и 23 хромосом 
  • Созревание половых клеток происходит в половых женских и мужских железах – семенниках и яичниках.
  • В семенниках образуется 3-5 мл спермы, в которой содержится около 300 млн.  сперматозоидов. И только один сперматозоид соединяется с яйцеклеткой.

Л.Н. Толстой писал «Быть хорошо рождённым - право каждого человека». Право быть хорошо рождённым... Прежде всего, это право родиться здоровым. И обеспечить это право должны в первую очередь родители. ВЫ, ученики, которые сегодня сидят за партой,- тоже будущие родители, и готовить себя к этой важной и значимой в жизни функции нужно уже сейчас.

Древние мудрецы считали, что в мире есть три Великие тайны: тайна любви, тайна смерти и тайна рождения. И, пожалуй, тайна рождения - есть самая Великая на Земле, так как позволяет человеку прикоснуться к вечности. Рождение ребёнка - вот самое удивительное чудо!

Откуда берутся дети?

Нехитрый этот вопрос, произнесённый устами младенца, почему-то ставит взрослых в тупик. И начинается «лепет» про аиста, капусту, магазин, добрую волшебницу…

На нашем уроке мы узнаем тайну рождения человека, нам предстоит приподнять завесу над одной из сокровенных тайн природы и выяснить где, когда и каким образом осуществляются процессы, которые приводят к появлению ребёнка на свет.

Биологическая задача: Как зарождается жизнь человека и животных, с чего начинается?

Жизнь каждого человека начинается тогда, когда сливаются воедино мужская и женская половые клетки.

Для решения поставленной задачи, вспомни что такое оплодотворение. «Оплодотворение и дробление зиготы» и ответим на вопросы:

1. Какие клетки принимают участие в оплодотворении?

  1. Сколько сперматозоидов обычно принимает участие в данном процессе?
  2. Что образуется в результате процесса оплодотворения?

Оплодотворение – слияние мужской и женской половых клеток, с образованием зиготы, которая дает начало новому организму.

Зигота – клетка, которая образуется в результате слияния половых гамет разного типа.

Если яйцеклетка (все женские гаметы содержат Х-хромосому) оплодотворяется сперматозоидом с Y-хромосомой – рождается ребенок мужского пола, если с Х-хромосомой – женского.

Учитель.Выделяют периоды развития организма. Работа в парах.стр.114.п.47

Различают зародышевый период и плодный период развития.

Зародышевый период длится от момента имплантации в матку (7 день после оплодотворения) до образования плаценты.

 Плодный период - от образования плаценты (конец второго месяца) до родов.

Плацента, или детское место - дисковидный орган, при помощи которого осуществляется связь между

развивающимся в теле матери зародышем и материнским организмом.

В). Внутриутробное развитие организма.

После оплодотворения наступает период внутриутробного развития.

Эмбриональный период начинается с образования зиготы и заканчивается рождением ребёнка.

1. После оплодотворения зигота начинает делиться. Этот процесс называется дроблением. Образуется микроскопический зародыш, который прикрепляется к стенке матки. 

2. В матке начинается образование плаценты. Плацента представляет собой диск, часть которого образуется из слизистой оболочки матки(материнская часть), а часть из клеток зародыша(детская часть). Плацента защищает зародыш от чужеродных веществ, а также является железой внутренней секреции, ее клетки выделяют гормоны, необходимые для нормального течения беременности. Во все время внутриутробного развития плод получает из крови матери питание, кислород, необходимые вещества.

Беседа с учащимися по вопросам:

1. Как называется первый этап эмбрионального периода развития человека? (дробление).

2. Что формируется в ходе дробления? (морула).

3. На какой стадии зародыш внедряется в слизистую стенку матки? (морулы).

Затем идёт формирование двухслойного зародыша, а завершается формированием 3 зародышевых листков - эктодермы, мезодермы, энтодермы.

Ткани, органы, системы органов формируются на стадии органогенеза.

Плацента (от греческого “Лепешка”), или детское место, при помощи которого осуществляется связь между развивающимся в теле матери зародышем и организмом матери.

Функции плаценты:

  1. Газообмен (дыхание) между организмом матери и плода.
  2. Питательная - получение питательных веществ из крови матери.
  3. Выделительная функция плода.
  4. Защитная - получение антител от матери.
  5. Секреторная – (с 4-го месяца беременности) выделение гормона прогестерона, который сохраняет плод и останавливает менструальные циклы.

С момента образования плаценты начинается плодный период внутриутробного развития.

Что такое беременность?

Г). Беременность (слайд 15).

Беременность- это период вынашивания оплодотворенной яйцеклетки в матке до появления ребенка на свет.

Продолжительность 270-280 дней.

У человека зародыш развивается за счет материнского организма.

Эмбриональный период длится 40 недель.

После 6 недель у зародыша начинают проявляться человеческие черты

Особенности развития:

В процессе индивидуального  развития зародыш не сразу похож на человека. У него появляются многие признаки, характерные для наших далеких предков (жаберные щели, длинный хвост), которые со временем исчезают.

  • В конце 3-ей недели – еще не развиты отдельные части тела зародыша; 
  • К четвертой – его размеры всего – 3мм, у него появляются зачатки конечностей, ушей, глаз и носа;
  • чуть позже начинает пульсировать сердце, развиваются конечности; длина его тела – 15 мм.
  • На 7-8 неделе различают грудную клетку, животик, головку, носик, глазки и ушки. Его размеров 2,5 см. можно различить пальчики на ручках и ножках. 
  • Через 2 месяца зародыш становится похожим на человека. Длина его 3 см.
  • К 3 месяцам формируются все органы, можно определить пол ребенка. 
  • К 4-5 месяцам прослушивается биение сердца, сокращается оно в 2 раза чаще, чем сердце матери, плод быстро растет и к 5 месяцам весит около 500 гр.
  • А к моменту рождения -3 -3,5 кг.

Сколько длится беременность – 270-280 дней или 9 месяцев. 

После просмотра слайдов.

Д). Развитие зародыша человека

Определение –роды, схватки, плацента,  обрезают пуповину?, регуляция чем осуществляется.

 человеческий эмбрион – это человек в очень раннем возрасте.

   - Согласны ли вы с этим утверждением?

Отвечают на вопрос утвердительно, приводя доказательства:

- в 3 недели у малыша бьется сердце;

- в 6 недель начинает работать мозг;

- в 8 недель малыш начинает двигаться, у него сформированы зачатки всех органов и тканей;

- в 9 недель сформированы пальцы рук и ног;

- в 12 недель ребенок полностью сформирован;

- в 26 недель ребенок слышит голос матери, музыкальные звуки и т.д.

   Все, что нам свято и дорого, озарено именем матери!

Ж). Факторы, влияющие на развитие зародыша (слайды 29 -30).

Составьте вопросы по правилам ЗОЖ, которые должна соблюдать женщина, готовящая стать мамой. Гигиена беременных женщин:

1. Беременная женщина не должна переутомляться.

2. Не носить туфли на высоких каблуках.

3. Полноценно питаться, следить за своим весом.

4. Не принимать лекарств без разрешения врача.

5. Не курить, не употреблять алкоголь и наркотики.

6. Больше гулять на свежем воздухе

2 группа составляет словарь новых терминов.

Аборты - это прерванная беременность, начиная с ранних её сроков вплоть до 28 недель.

                    Зигота = …яйцеклетка + сперматозоид

                    Онтогенез – ОНТОГЕНЕЗ (от греч. on, род. падеж ontos — сущее и genesis — происхождение, возникновение), индивидуальное развитие организма, включающее последоват. морфологич., физиол. и биохимич. его преобразования от момента зарождения до конца жизни. Термин введён  нем. эволюционистом Э. Геккелем.

                   Филогенез – Филогене́з, или Филогения (др.-греч. φῦλον, phylon — «племя, раса» и др.-греч. γενετικός, genetikos — «имеющий отношение к рождению») — историческое развитие организмов.

                   Оплодотворение –- слияние мужской половой клетки (сперматозоида) с женской (яйцеклеткой), приводящее к образованию зиготы, которая даёт начало новому организму. Оплодотворению предшествуют сложные процессы созревания яйцеклетки (оогенез) и сперматозоида (сперматогенез

                  Беременность – физиологический процесс, при котором в матке развивается новый организм, возникший в результате оплодотворения . У человека длится в среднем 280 дней (40 недель, или 9 месяцев).

Зародыш- организм, развивающийся внутри яйцевых оболочек или в теле матери. Под зародышевым, или эмбриональным, развитием у человека понимается ранний период развития организма (до 8 недель), в течение которого из оплодотворенной яйцеклетки образуется тело, обладающее основными морфологическими признаками человека. После 8 недель развивающийся организм человека называют плодом.

                  Плацента – или детское место, при помощи которого осуществляется связь между развивающимся в теле матери зародышем и организмом матери.

Функции плаценты:

  1. Газообмен (дыхание) между организмом матери и плода.
  2. Питательная - получение питательных веществ из крови матери.
  3. Выделительная функция плода.
  4. Защитная - получение антител от матери.
  5. Секреторная – (с 4-го месяца беременности) выделение гормона прогестерона, который сохраняет плод и останавливает менструальные циклы.

                 Пупочный канатик  –

3 группа составляет опорный конспект по вопросу «Факторы, негативно влияющие на развитие эмбриона человека».

  1. Загрязнение окружающей среды.
  2. Лекарства, наркотики, препараты бытовой химии.
  3. Стрессы.
  4. Наследственные факторы.
  5. Недостаток питания и дефицит воды.
  6. Инфекционные заболевания.
  7. Алкоголь и курение.

Аборты и их последствия.

Рождение детей для человека - акт не только биологический. Воспитать сына или дочь, испытать любовь к детям и любовь детей к себе - это самое огромное счастье на земле.

   Если женщина сознательно идет на решения, связанные с рождением ребенка, для нее ребенок всегда - радость. А женщина, или совсем юные девушки, идущие на этот шаг по необходимости, от рождения ребенка не чувствует радости, а только боль. И каждая вторая такая беременность заканчивается медицинским абортом.

   Любой аборт, проведённый любыми способами, на любом сроке беременности, для организма является тяжелейшим стрессом, не один самый лучший врач не может предсказать, какие последствия могут быть для здоровья решившейся на аборт женщины. Следует обратить особое внимание на тот факт, что в том случае, если прерывается первая беремен-ность, риск развития осложнений возрастает при-мерно на 30%.

  Интересный и поучительный факт: Людвиг Ван Бетховен был 5тым ребёнком в бедной семье, до которого все дети рождались с заболеваниями. В наше время даже медики рекомендовали бы его матери прервать беременность. Но, к счастью, его мама подарила жизнь Людвигу, а миру великого композитора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конкурсного урока. Тема:Грибы. 7кл.

Представляю методическую разработку урока по теме: Грибы. 7кл. УМК Сонина Н.А.  Данная разработка принимала участие во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства по применению ЭОР в образо...

Методическая разработка проблемного урока. Тема: "Смачивание и капиллярность"

Методическая разработка посвящена уроку физики в 7 классе. Урок построен в соответствии с принципами проблемного обучения. Такая организация урока позволяет научить учащихся творчески усваивать знания...

Методическая разработка открытого урока: Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII - XVIII вв.

Методическая разработка открытого урока: Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII - XVIII вв. с использованием  электронного учебника    История России ча...

Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.

Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе....

Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»

Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...

Методическая разработка дистанционного урока Тема: «Безопасность в сети Интернет» (в рамках проведения Единого урока безопасного Интернета) Класс: 8

Технологическая карта дистанционного урока по теме «Безопасность в сети Интернет» предмета информатика среди обучающихся 8-ых классов....