Использование авторских дидактических материалов для формирования естественнонаучной грамотности
учебно-методический материал по биологии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 417.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
Изобильненского городского округа Ставропольского края
Выступление на заседании РМО учителей биологии
Тема «Использование авторских дидактических материалов для формирования естественнонаучной грамотности»
Выступающий: Смертина Валентина Николаевна
учитель биологии
МБОУ « СОШ №7» ИГОСК
2023
Во всём мире актуальна образовательная повестка, направленная на создание условий для развития ключевых навыков XXI века.
В последние несколько лет во всём мире актуальна образовательная повестка, направленная на переход от традиционной ориентации школьного обучения на формирование предметных знаний и умений к созданию условий для развития современных ключевых компетенций (или навыков) XXI века.
Определение навык звучит так. Навык — деятельность, сформированная путем повторения и доведения до автоматизма. Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.
Несмотря на различные конфигурации этих умений в тех или иных моделях, сам набор этих навыков остаётся достаточно устойчивым. Помимо собственно предметных умений (или грамотностей) Partnership for 21st Century Learning предлагает рамку для умений XXI века, в которой выделяются «инновационные умения» — критическое мышление и решение проблем, креативность и инновационность, способность к коммуникации и коллаборации, а также большой набор «жизненных» или «карьерных» умений .
На Всемирном экономическом форуме в докладе «Новый взгляд на образование» была представлена новая модель, в которой образовательные результаты, способные формироваться на всех этапах обучения, разделены на три типа: базовая грамотность, компетентности и качества характера.
Таблица 1. Навыки XXI века.
Центральную часть этой модели занимают компетенции «4К»: креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация (взаимодействие и сотрудничество).
2 Алгоритм к составлению творческих заданий .
1 .Определение темы .
2. Определяем личную значимость умений и навыков .
3. Формируем ответы на предыдущий вопрос и обобщаем.
4. Создаем проблемную ситуацию ,через действие и осознание значимости
проблемы.
5 . Составляем и определяем текст.
6 . Создаем 2-3 вопроса к проблемной ситуации.
7 . Оцениваем качество полученных заданий.
Задания по развитию естественнонаучной и читательской грамотности и оценивание навыков XXI века.
№3
Жители Древнего Египта обильно смазывали волосы жиром, так как считали это красивым. В дни похорон было принято посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошёл дождь и , как глоссит придание произошло событие ,которое сыграло значительную роль в жизни человека.
Какое вещество образовалось ,в результате происходящих событий ?
Ответ __________________________________________________________________
В своей работе, я опираюсь на следующие методы для формирования естественнонаучной грамотности:
1. Практико-ориентированная деятельность: в темах школьного курса я применяю задания прикладного характера, отражающие все многообразие нашей жизни. Я использую метод «Ситуационные задачи», «Проблемные вопросы» материал осознается учащимися сразу же в тесной взаимосвязи с практической деятельностью, дальнейшими возможностями его применения.
Знакомлю учащихся с современными, проблемами биологии, экологии, психологии, медицины, Это способствует профориентационной работе и позволяет пробудить интерес к предмету.
Привожу примеры из жизни, занимательные истории из дополнительных источников информации.
В любой теме обращаю внимание на практическое значение полученных знаний.
2. Для того чтобы обучить школьников не к механическому заучиванию материала, а думать, обосновывать и доказывать свои решения, я применяю беседы, дискуссии, круглые столы.
3. Для того чтобы формировать способность говорить «нет», когда все говорят «да», при этом понимая, что большая часть не обязательно право, я применяю следующие методы и приемы: «Найди ошибку», «Что не так?», привожу примеры ошибочных гипотез, доказывая с ребятами их ошибочность и т.д.
4. И все же, учебник – самый доступный, надежный и удобный в использовании источник информации. Для работы с текстом, я применяю технологии осмысленного чтения «Усовершенствовать учебник», «Математические методы в биологии», «Инсерт» и пр. Данные технологии переводят механическое заучивание учебника в самостоятельную осмысленную работу, что способствует лучшему усвоению знаний и повышению познавательного интереса.
Примеры некоторых приемов, которые я использую на уроках биологии для формирования естественнонаучной грамотности:
1. «Ситуационные задачи». В теме «Биология бактерий», обобщение знаний, 10 класс.
Мы взяли три банки. В 2 банки налили сырого молока, а в третью банку – кипяченое. Накрыли крышками одну банку с сырым молоком и одну с кипяченым. Наблюдение проводили в течение 3-х дней. Результаты получились следующими. Сырое молоко в банке, незакрытой крышкой, скисло. В двух других банках появился неприятный запах, который у некипяченого молока был более сильным.
Задание:
-Объясните явление;
-Кто из учёных открыл процесс обработки молока?
-Как можно использовать эти данные в повседневной жизни?
Ответ:
Пастеризация — процесс одноразового нагревания чаще всего жидких продуктов или веществ до 60 °C в течение 60 минут или при температуре 70—80 °C в течение 30 мин. Технология была предложена в середине XIX века французским микробиологом Луи Пастером. Применяется для обеззараживания пищевых продуктов, а также для продления срока их хранения.
При такой обработке в продукте погибают вегетативные формы микроорганизмов, однако споры остаются в жизнеспособном состоянии и при возникновении благоприятных условий начинают интенсивно развиваться.
Считается, что пищевая ценность продуктов при пастеризации практически не изменяется, так как сохраняются вкусовые качества и ценные компоненты (витамины, ферменты)
2. «Проблемный вопрос». В теме «Растительный организм. Клеточное строение растений», 6 класс
В одном из сказочных государств, злой волшебник уничтожил все листья у растений. К чему это может привести? Если в нашем мире волшебник уничтожит все листья, что произойдет?
Ответ: Растения погибнут, потому что растение получает органические вещества, необходимые для выживания, в процессе фотосинтеза. А фотосинтез происходит в зеленых частях растения в хлоропластах клеток. Соответственно, растение лишается возможности получать органические вещества и погибает без питания. Прекращается обогащение атмосферы кислородом. Живые организмы и планета погибают.
3. Прием «Научная дискуссия». В теме «Растительный организм. Клеточное строение растений», 6 класс
-Предположим, что ученые не открыли бы микроскоп. Как это отразилось бы на развитии биологической науки? Почему вы так думаете?
-Как бы это повлияло на другие отрасли науки? На нашу повседневную жизнь?
Ответ: Были бы изучены только внешние особенности животных. Человечество определяло всё, что видит невооружённым глазом. И не было бы изучено подробно внутреннее строение живых организмов. Без микроскопов мы не сможем увидеть микробов и бактерий. Также будет невозможным изучение строения и состава клетки. А классификация живых существ на эукариотов и прокариотов так и останется - до сих пор не открытой...
4. Прием «Усовершенствование учебника». В теме «Основы наследственности и изменчивости», 10 класс.
Задание:
По рисунку учебника составить текст параграфа, тема «Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость»
Ответ: Изменчивость - это способность организмов приобретать новые признаки. Выделяют два типа изменчивости: генотипическая и фенотипическая. Генотипическую подразделяют на мутационную и комбинативную. Из названий следует, что генотипическая изменчивость затрагивает изменения генотипа, тогда как фенотипическая касается фенотипических изменений.
5. Прием «Биологическая статистика». В теме «Строение и жизнедеятельность растительного организма. Питание растений».
Задание:
Изучить текст параграфа, провести подсчеты основных понятий. Сколько раз в тексте встретились понятия – почва, удобрения, растения. Составить вывод о значении этих понятий в теме.
Ответ: Почва – 7
Удобрения – 12
Растения –19
На основе проведенных подсчетов, можно сделать вывод, что ключевыми понятиями в теме являются - «растения» и «удобрения». Текст учебника позволяет узнать о роли удобрений в жизни растений.
Трудности, с которыми я столкнулась в работе:
-Малое количество часов.
-Снижение познавательного интереса у школьников среднего звена в сравнении с начальной школой.
-Большое количество разных методов и приемов и необходимость выделить для себя наиболее эффективные и результативные.
Заключение
Писатель и педагог Дмитрий Быков сказал: «Нам нужно сформировать поколение блестящих профессионалов, всё остальное для страны они сделают сами. Потому что у кого есть профессия, у того есть совесть — есть, перед кем отвечать. У него есть критерии оценки — объективные критерии своего таланта и своих возможностей. Нужно формировать, прежде всего, профессионалов».
Развитие творческих способностей зависит от эффективности используемых учителя методов и приёмов и того, настолько творчески он подходит к проблеме. Использование и создание творческих заданий позволило достичь определенных творческих особенностей , которые станут посильными для каждого ученика. Систематическая работа по разработке ,созданию и применению на уроках приводит к следующим результатам: дети активны, положительно эмоциональны ,мечтательны, любознательны. Собственное творчество детей их интерес к наукам можно мотивировать через блоки заданий в нестандартной форме.
Результатами процесса является их активное общение друг с другом , стремление совершить и открыть ,что то новое и неизведанное .
Тот кто стоит перед собственными страхами , не достигает ни чего.
Литература
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. Пособие. – М.: Академия, 2002. – 320с.
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся/ Н.К.Винокурова. – М.: Педагогический поиск, 2009. – 144 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте // Психология. – М.: Эксмо-Пресс, 2000. – С.807-819.
- Годфруа Ж. Психология, изд. В 2т., том 1. – М.: Мир, 1992. – С. 435-442.
- Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. – Пенза: Уникон-ТРИЗ.
- Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. – 2000, № 7. – С. 66-71.
- Кудрявцев С. Творческая природа психологии человека. // Вопросы психологии. – 1990, № 3. – С. 113.
- Левин, В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 1992. – С. 14.
- Левицкая, И.Б. Развитие креативности школьников/ И.Б. Левицкая, С.К. Турчак // Педагогика. – 2007, № 4. – С. 58-61.
- Лук А.Н. Психология творчества. – Наука, 1978. – 125 с.
- Мотков О.И. Психология самопознания личности. Практическое пособие. – М.: «Треугольник», 1993.
- Роджерс К. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии. 1990.
- Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
Электронные источники
https://myslide.ru/presentation/navyki-21-veka
https://www.sites.google.com/sch2116.ru/forum-21senture-skills/аннотации/мастер-классы
https://infourok.ru/referat-na-temu-razvitie-tvorcheskih-sposobnostey-1789368.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование естественнонаучной грамотности учащихся в условиях модели школы полного дня
Одним из приоритетных направлений работы в условиях школы полного дня было выбрано естественнонаучное, так как в настоящее время наблюдается существенное падение интереса учащихся ко всем предметам ес...

Моя аттестация. Конспект занятия творческого объединения «Город мастеров» (для детей 5-7 лет) по теме: Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом (с использованием авторской дидактической сказки) «Сказка Волшебного леса».
Конспект занятия творческого объединения «Город мастеров» (для детей 5-7 лет) по теме:Лепка из пластилина в сочетании с природным материалом (с использованием авторской дидактической сказки) "Ск...

задания по теме «Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии».
В данной работе представлены задания по теме "Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии"...

«Формирование естественнонаучной грамотности старших школьников через проектную и исследовательскую деятельность»
В презентации представлен опыт работы по форми рованию естественно-научной грамотности старших школьников через проектную и исследовательскую деятельность....

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Использование внеурочного чтения для формировании естественнонаучной грамотности
Использование внеурочного чтения для формировании естественнонаучной грамотности...

Контрольно – измерительные материалы для оценки естественнонаучной грамотности школьников
Вам предложены задания для оценки функциональной естественнонаучной грамотности школьников на уроках биологии в 7-11 классах....




