Урок: « Строение стебля», 6класс
план-конспект занятия по биологии (6 класс)

Познакомить учащихся с внешним и внутренним строением стебля. Раскрыть взаимосвязь между особенностями строения стебля и выполняемыми функциями. Продолжить формирование понятий тканьвиды тканей, органы растений; умений работать с натуральными объектами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок: « Строение стебля», 6класс

Цели и задачи: Познакомить учащихся с внешним и внутренним строением стебля. Раскрыть взаимосвязь между особенностями строения стебля и выполняемыми функциями. Продолжить формирование понятий ткань, виды тканей, органы растений; умений работать с натуральными объектами.

Материалы и оборудование: поперечные спилы 5-10 годичных веток деревьев, лупы, презентация.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Пусть девизом нашей работы будет древнекитайская мудрость

Скажи мне - я забуду

Покажи мне я пойму

Дай сделать - я пойму.

2. Целеполагание

Прослушайте отрывок стихотворения

В деревьях музыки избыток,

Певучесть в мнениях немых,

Мы ни фальшивых, ни избитых

Мелодий не услышим в них.

Не буки скрещивают руки,

Не вязы связывают кров, -

То над землею виснут звуки

Изгибов веток и стволов…

Л.Н. Вышеславский, «Ветки».

-Ребята, что вы уже определили тему урока?

-А что бы хотели узнать по этой теме?

-Как вы думаете, где могут пригодятся вам эти знания в жизни?

-Для чего?

-Итак, мы познакомимся со строением стеблей и их разнообразием.

3. Изучение нового материала.

-Что такое стебель?

-Какие жизненные формы растений вы знаете? Посмотрите на гербарные экземпляры у вас на столах, в чем отличие стеблей у данных ратений? Какие они?

-По каким признакам мы можем определить, что стебель травянистый? (деревянистый)

-Травянистые стебли существуют обычно один сезон, это нежные гибкие стебли трав и молодые побеги древесных пород

-Деревянистые приобретают твердость благодаря отложению в оболочке клеток вещества ЛИГНИНА. Одревеснение у стеблей деревьев и кустарников начинается со второй половины лета первого года жизни.

-Приведите примеры растений с деревянистым (одревесневшим) стеблем.

-А теперь назовите с травянистым?

-Почему травянистых растений больше в природе?

-По направлению роста (положению в пространстве) стебли делятся на:

- прямостоячие (береза, подсолнечник, рожь)

- вьющиеся (вьюн полевой, фасоль, хмель)

- лазающие (виноград, горох, плющ)

- ползучие (земляника, лапчатка)

Работа с учебником стр. 46 (последний абзац)-47 прочитать и дать отличительную характеристику стеблей.

-Давайте подумаем, какое значение в жизни растений имеет стебель? (высказывания детей)

-Для того, чтобы успешно выполнять все эти функции, необходимо согласованное действие всех структур и тканей стебля. Сейчас рассмотрим подробнее микроскопическое строение стебля.

С/Р Работа с учебником стр 47-48 заполнить таблицу ( на столах)

Название слоя

Название ткани

Описание строения

Функции

Кора (кожица, пробка)

Покровная

Кожица образована одним слоем клеток, пробка - из мертвых.

Защитная, газообмен

Луб

Проводящая, запасающая, механическая

Внутренняя часть коры. Состоит из ситовидных трубок, клеток спутниц, запасающих клеток, мертвых клеток.

Транспортная, запасающая

Камбий

Образовательная

Узкие длинные клетки с тонкими оболочками

Рост стебля в толщину

Древесина

Основная, проводящая, механическая

Образована клетками различной формы и величины. Древесные волокна состоят из клеток с толстыми стенками

Транспортная, опорная

Сердцевина

Основная, запасающая

Состоит из крупных тонкостенных неплотно прилегающих друг к другу клеток.

Запасающая

4. Закрепление полученных на уроке знаний.

Соревнование любознательных (физминутка).

Я вам читаю утверждение, если оно верное, то вы тянете руки вверх, а если неверное, тихонько топаете.

- Стебли могут быть травянистые и одревесневшие.

- Лазающий стебель имеет ель.

- Камбий отвечает за рост дерева в толщину.

- Кора расположена в центральной части стебля.

- Древесина выполняет транспортную и опорную функции.

- Сердцевина состоит из мелких, часто делящихся клеток.

5. Практическая работа

ТЕМА: определение возраста ветки по спилу

ЦЕЛИ: научиться определять возраст деревьев по годичным кольцам

Оборудование: поперечные спилы веток деревьев , лупы.

Ход работы:

1. Найти годичные кольца и определить возраст спила ветки.

2. Сделайте вывод, в каких условиях росло данное дерево?

6. Домашнее задание.

Параграф 9, ответы на вопросы, составить схему«Виды стеблей»

7. Рефлексия.

  • Что вы сегодня узнали на уроке?
  • Что вам далось легче всего, какую работу понравилось выполнять?
  • В чем испытали затруднение? Над чем нужно поработать?
  • Где можно использовать знания, полученные на сегодняшнем уроке?
  • Вам понравился урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по ФГОС на тему "Строение стебля"

Тему урока учащиеся определяют после прослушивания и просмотра на слайде отрывка из стихотворения.На уроке проводится работа с учебником, практическая работа по определениб возрвста дерева по спилу....

Урок по биологии "Строение стебля"

Актуализировать  и углубить знания учащихся  о побеге, дать представление о внутреннем и внешнем строении стебля; показать  взаимосвязь строения стебля с выполняемыми им функциями; пока...

Тестовое задание для учащихся 6 класса по теме «Внутреннее строение стебля. Передвижение веществ по стеблю»

Тестовое задание для учащихся 6 класса по теме «Внутреннее строение стебля. Передвижение веществ по стеблю» 2 варианта...

урок по биологии на тему "Стебель – часть побега. Строение стебля." 6 класс

даем представление о стебле как осевой части побега и органе проведения питательных веществ; объясняем рос стебля в толщину и длину....

Презентация к уроку биологии 6 класс "Стебель - часть побега. Клеточное строение стебля"

Презентация к уроку биологии 6 класс "Стебель - часть побега. Клеточное строение стебля" Учебник Т.С. Сухова. Т.А. Дмитриева...

Урок по биологии в 6 классе "Строение стебля. Многообразие стеблей"

Урок по биологии в 6 классе "Строение стебля. Многообразие стеблей"...