Рабочая программа факультативного курса по биологии "Основы генетики"
элективный курс по биологии (9 класс)

Программа " Основы генетики" разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_genetiki.docx37.96 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность и назначение программы.

Программа " Основы генетики" разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования: не только на уроке, но и за его пределами.

Актуальность реализации данной программы

Программой предусмотрено формирование современного теоретического уровня знаний, а также практического опыта работы с лабораторным оборудованием, овладение приемами исследовательской деятельности. Методы организации образовательной и научно-исследовательской деятельности предусматривают формирование у обучающихся нестандартного творческого мышления, свободы самовыражения и индивидуальности суждений. Для полного учета потребностей обучающихся в программе используется дифференцированный подход, что стимулирует обучающегося к увеличению потребности в индивидуальной, интеллектуальной и познавательной деятельности и развитию научно-исследовательских навыков. Программа станет востребованной в первую очередь обучающимися, которые имеют стойкий интерес и соответствующую мотивацию к изучению предметов естественнонаучного цикла, естественных наук и технологий. В настоящее время биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Знания в области основных биологических законов, теорий и идей формируют нравственные нормы и принципы отношения к живой природе. В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении современных способов решения глобальных проблем современности. Программа преследует не только образовательные, но и воспитательные цели, поскольку она способствует формированию экологического и биотехнологичного мышления у подрастающего поколения

Раздел «Генетика» является сложным для понимания в школьном курсе общей биологии. Облегчению усвоения данного раздела может способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности. Решение задач, как учебно-методический прием изучения генетики, имеет важное значение. Его применение способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, повышая их образность, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, существенно расширяет кругозор изучающего генетику, т.к. задачи, как правило, построены на основании документальных данных, привлеченных из области частной генетики растений, животных, человека. Использование таких задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал. Курс позволит учащимся усвоить основные понятия, термины и законы генетики, разобраться в генетической символике, применять теоретические знания на практике, объяснять жизненные ситуации с точки зрения генетики. Курс имеет важное значение для воспитания здорового образа жизни и формирования экологической культуры учащихся.

Изучение данного курса может проверить целесообразность выбора учащимся профиля дальнейшего обучения, направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, при котором максимально учитываются интересы, способности и склонности старшеклассников.

Курс опирается на знания и умения учащихся, полученные при изучении биологии. В процессе занятий предполагается закрепление учащимися опыта поиска информации, совершенствование умений делать доклады, сообщения, закрепление навыка решения генетических задач различных уровней сложности, возникновение стойкого интереса к одной из самых перспективных биологических наук – генетике.

Варианты реализации программы и формы проведения занятий

Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность. Таким образом, вовлеченность обучающихся в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах естественнонаучных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности.

Курс внеурочной деятельности «Основы генетики» предназначен для учащихся 9 классов в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 17 часов классных занятий.

Взаимосвязь с федеральной рабочей программой воспитания

Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций федеральной рабочей программы воспитания, учитывает психологопедагогические особенности данных возрастных категорий. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать ее не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребенка. Это проявляется в: − воспитании осознанной экологически правильной мотивации в поведении и деятельности через формирование системы убеждений, основанных на конкретных знаниях;

− становлении личности обучающихся как целостной, находящейся в гармонии с окружающим миром, способной к решению экологических проблем;

− приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в федеральной рабочей программы воспитания

Особенности работы учителя по программе.

Задача учителя состоит в том, чтобы сопровождать процесс профессиональной ориентации школьника, раскрывая потенциал каждого через вовлечение в многообразную деятельность, организованную в разных формах. При этом результатом работы учителя в первую очередь является личностное развитие учащегося. Личностных результатов учитель может достичь, увлекая ученика совместной и интересной им обоим деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия ценностным содержанием.

Цель курса: развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики.

Задачи:

  1. развитие познавательного интереса к предмету,
  2. ликвидация пробелов в знаниях учащихся,
  3. показать практическую значимость общей биологии для различных отраслей производства, селекции, медицины,
  4. создание условий для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в области генетики.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровье сберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • форсированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
  • эстетического отношения к живым объектам.
  • целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества
  • с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
  • учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
  • Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
  • Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
  • Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

• Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

• Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

• Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

• Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

• Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

• Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

• Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

• Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

• Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

• Вычитывать все уровни текстовой информации.

• Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты

  • Сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
  • Владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование

биологической терминологией и символикой;

  • Владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
  • Сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
  • Сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
  • Сформированность системы знаний об общих биологических закономерностях, законах, теориях;
  • Сформированность умений исследовать и анализировать биологические объекты и системы, объяснять закономерности биологических процессов и явлений; прогнозировать последствия значимых биологических исследований;
  • Владение умениями выдвигать гипотезы на основе знаний об основополагающих биологических закономерностях и законах, о происхождении и сущности жизни, глобальных изменениях в биосфере; проверять выдвинутые гипотезы экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
  • Владение методами самостоятельной постановки биологических экспериментов, описания, анализа и оценки достоверности полученного результата;
  • Сформированность убежденности в необходимости соблюдения этических норм и экологических требований при проведении биологических исследований.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение. (5 часов)

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий. Кольцов Николай Константинович основоположник отечественной экспериментальной биологии.

Моногибридное скрещивание. ( 4 часа)

Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание. Множественный аллелизм. Летальные гены. Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества генотипов и фенотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков Решение задач на анализирующее скрещивание.

Дигибридное скрещивание. ( 3 часа)

Закономерности наследования при дигибридном скрещивании. Цитологические основы наследования , III закон Менделя. Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание. Выяснение генотипов особей. Определение генотипа организма по соотношению фенотипических классов в потомстве. Определение вероятности появления потомства с анализируемыми признаками. Выяснение доминантности или рецессивности признаков. Независимое наследование при неполном доминировании.

Наследование групп крови человека. ( 1час)

Кодоминирование. . Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям

Генетика пола. ( 2 часа)

Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

Итоговое занятие. ( 2 часа)

Самостоятельное решение задач всех типов.

Тематическое планирование

Основное содержание предмета по темам

Коли-во часов

Основные виды учебной деятельности

1

Введение.

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Методы генетики. Генетическая терминология и символика. История генетических открытий.Кольцов Николай Константинович

Основоположник отечественной экспериментальной биологии.

5

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы.

Определяют основные задачи современной генетики. Приводить основные понятия генетики: наследственность и изменчивость; признаки и свойства; гены, аллельные гены; гомозиготныеи гетерозиготные организмы. Определять генотип и фенотип организма;генофондХарактеризовать гибридологический метод изучения характера наследования

2

Моногибридное скрещивание.

Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание. Множественный аллелизм. Летальные гены.Решение прямых задач на моногибридное скрещивание. Определение вероятности появления потомства с заданными признаками. Определение количества потомков с заданными признаками. Определение количества генотипов и фенотипов потомков. Решение обратных задач на моногибридное скрещивание. Решение задач на промежуточное наследование признаков Решение задач на анализирующее скрещивание.

4

Характеризуют содержание закономерностей наследования, установленных Г. Менделем, хромосомной теории наследственности; современных представлений о гене и геноме, закономерностей изменчивости. Объясняют вклад Г. Менделя и других ученых в развитие биологической науки, значение установленных ими закономерностей в формировании современной естественно-научной картины мира; причины наследственных и ненаследственных изменений.

3

Дигибридное скрещивание.

Закономерности наследования при дигибридном скрещивании. Цитологические основы наследования , III закон Менделя.Решение прямых задач на дигибридное скрещивание. Решение обратных задач на дигибридное скрещивание. Выяснение генотипов особей. Определение генотипа организма по соотношению фенотипических классов в потомстве. Определение вероятности появления потомства с анализируемыми признаками. Выяснение доминантности или рецессивности признаков. Независимое наследование при неполном доминировании.

3

Пользуются генетической терминологией

и символикой. Объясняют вклад Г. Менделя и других ученых в развитие биологической науки, значение установленных ими закономерностей в формировании современной естественно-научной картины мира; причины наследственных и ненаследственных изменений. Решают элементарные генетические задачи.

Составляют элементарные схемы скрещивания.

4

Наследование групп крови человека. Кодоминирование. . Решение задач на определение групп крови потомков и родителей по заданным условиям.

1

Устанавливают взаимосвязь генотипа человека иего здоровья. Оценивают значение здорового образа жизни как наиболее эффективного метода профилактики наследственныхзаболеваний. Характеризуют роль медико-генетического консультирования для снижения вероятности возникновениянаследственных заболеваний.

Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование.

2

Решают элементарные генетические задачи.Составляют элементарные схемы скрещивания.

Итоговое занятие.

Самостоятельное решение задач всех типов.

2

Решают элементарные генетические задачи.Составляют элементарные схемы скрещивания.

Учебно-методический комплекс:

  • Т.А. Козлова, В.С. Кучменко «Биология в таблицах» Справочное пособие. М.: Дрофа 2000
  • Интернет-ресурсы
  • education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
  • «Рабочие программы по биологии 6-11 класс», ООО «Глобус», 2008 г.;
  • Сборники для подготовки к ЕГЭ 2011. Биология» сост. Е.А.Никишов, С.П.Шаталов, ФИПИ, 2011, ООО «Астрель», 2011.
  • О.В. Воробьёва «Уроки биологии с применением информационных технологий» М.: «Планета»
  • Н.В. Чебышев, С.В. Кузнецов «Биология. Пособие для поступающих в вузы» Москва «Новая волна» 2019
  • А.Ф. Никитин «Биология современный курс» Санкт – Петербург СпецЛит 2016

Материально - техническое обеспечение образовательного процесса, средства обучения.

В школе имеется кабинет биологии, осна¬щенный с учетом современных требований к его оформлению и роли в учебном процессе. Он является той информацион¬ной средой, в которой проходят не только уроки биологии, но и внеурочные и внеклассные занятия, проводится воспитательная работа с учащимися. Оснащение кабинета биологии включает оборудование, рабочие места для учащихся и учителя, технические и мультимедийные средства обучения, компьютер, устройства для хранения учебного оборудования.

Оборудование кабинета классифицировано по разделам курса, видам пособий, частоте его ис-пользования. Учебное оборудование по биологии включает:

- натуральные объекты (живые и препарированные растения и животные, их части, органы, микропре-параты, скелеты и их части, коллекции, герба¬рии);

- приборы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуда и принадлежности);

- средства на печатной основе (демонстрационные печатные табли¬цы, дидактический материал);

- муляжи и модели (объемные, рельефные);

- экранно-звуковые средства обучения (видеофильмы), в том числе пособия на новых информационных носителях (компакт-диски, электронные пособия и пр.);

- технические средства обучения — проекционную аппаратуру (мультимедийный проектор, компьютер);

- учебно-методическую литературу для учителя и учащихся (определители, справочные материалы, обучающие задания, контрольно-диагностические тесты).

Календарно-тематическое планирование

Предмет биология 9 класс

Количество часов 17

урока

Тема урока

Дата проведения

Формы организации деятельности

план

кор-ка

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. История генетических открытий.

практические занятия, рассказ, беседа

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики.

Молекулярные основы наследственности. Кольцов Николай Константинович основоположник отечественной экспериментальной биологии.

Изучение структуры гена. Структура и функционирование хромосом

Генетическая терминология и символика.

Закономерности наследования генов при моногибридном скрещивании, установленные Г. Менделем и их цитологические основы.

лабораторные и практические занятия, рассказ, проект, беседа,

Решение прямых задач на моногибридное скрещивание

Решение задач на промежуточное наследование признаков

Решение задач на анализирующее скрещивание.

Закономерности наследования при дигибридном скрещивании.

лабораторные и практические занятия, рассказ, проект, беседа,

Решение прямых задач на дигибридное скрещивание.

Решение обратных задач на дигибридное скрещивание.

Решение задач на наследование групп крови человека

Решение задач на наследование признаков сцепленных с полом

Решение задач на наследование признаков сцепленных с полом

Самостоятельное решение задач всех типов.

лабораторные и практические занятия, рассказ, беседа, презентация.

Самостоятельное решение задач всех типов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультативного курса по биологии « Решение задач по генетике » для 10 классов

Цель курса – обеспечение компетентности выпускника в области генетики, молекулярной биологии и эволюционной теории и развитие у обучающихся практических навыков решения биологических задач.В целом кур...

Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»

Выявление одарённых детей и  создание условий для оптимального развития  детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...

Рабочая программа факультативного курса "Молекулярная биология. Генетика" для 10 класса

Решение задач по генетике занимает в биологическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...

Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" (8 класс)

Целью программы является овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации....

Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" 8 класс (социальное, духовно-нравственное направление)

Знакомство и обучение детей, подростков и молодежи медиативному и восстановительному подходам позволяет повысить уровень правосознания и морально-нравственного развития; учит конструктивному общению, ...