Сборник оценочных материалов «Оценка результатов обучения и воспитания»
методическая разработка по биологии
Оценочные материалы «Оценка результатов обучения и воспитания»: 1. Примерные листы самооценки на уроках биологии. 2. Примерные листы самооценки за каждый этап урока. 3. Лист самооценки и взаимооценки работы в паре. 4. Лист самооценки и взаимооценки работы в группе. 5.Оценка результатов групповой работы.
Практика разработки и применения формирующего оценивания на уроке биологии в 6 классе. Формирующее оценивание – оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами. Происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценочные материалы «Оценка результатов обучения и воспитания»
Практика разработки и применения формирующего оценивания
на уроке биологии в 6 классе
Формирующее оценивание – оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами. Происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения.
В основе ФГОС – системно – деятельностный подход, поэтому ученик занимает все более активную, субъектную позицию. Организация системы оценки по ФГОС предполагает:
выход за рамки контроля знаний, ориентацию на достижение планируемых результатов, эффективную обратную связь.
Поэтому возрастает роль формирующего оценивания. Ребенку важно не просто получить оценку, но и узнать почему – что получилось хорошо, а над чем стоит поработать.
Технология формирующего оценивания может быть представлена в виде определенной последовательности.
1. Запланировать достижения образовательных результатов по темам.
2. Сформулировать цель урока как условие достижения образовательных результатов.
Важно донести эту цель до учеников, чтобы они знали и понимали, каких результатов от них ждут. Цель должна быть конкретной, измеримой, значимой, достижимой и ограниченной по времени.
3. Сформулировать задачи урока как последовательность шагов.
Очень важно создать условия успешности каждого ребенка и помнить о необходимости регулярной мотивации учащихся.
- Сформулировать критерии оценивания. При этом необходимо участие детей в этом процессе, так как это способствует формированию ситуации успеха для каждого ребенка.
5. Оценить деятельность обучающихся в соответствии с критериями.
Для оценивания могут быть использованы листы самооценки, листы взаимооценки, критериальные таблицы.
- Дать обратную связь: учитель — ученик, ученик — ученик,
ученик — учитель.
Взаимооценка крайне важна, так как она позволяет проявить самостоятельность, развивает способность анализировать и сравнивать.
7. Сравнить результаты учеников с предыдущим уровнем их достижений. Таким образом, у детей формируется позитивный настрой и ответственность за результаты обучения.
8. Определить место обучающегося на пути достижения поставленной цели.
9. Скорректировать образовательный маршрут.
С учетом результатов учитель совместно с учеником выстраивают и корректируют план дальнейшего обучения.
Формирующее оценивание позволяет учителю:
- четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответсвии с этим свою работу;
- сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;
Формирующее оценивание определяет роль учеников в достижении позитивных образовательных результатов. Это возможно потому, что каждый ученик:
- видит свой учебный прогресс
- чувствует ответственность за свою учебную работу
- стремиться выполнять ее качественно
- понимает и использует связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием
- формулирует свои учебные ожидания, а затем определяет оправдались ли они
- может завершить освоение материала раньше и перейти к освоению углубленной программы
Таким образом можно сформулировать следующий вывод: для внедрения в практику работы формирующего оценивания необходимо создание единой внутришкольной системы, использующей банк техник, приемов и методов формирующего оценивания. Кроме этого, необходимо разработать методические рекомендации по использованию результатов оценивания.
Я убеждена, что использование технологии формирующего оценивания, действительно помогает сделать мне свои уроки интересными, успешными, эффективными и понятными для моих учеников.
Исходя из полученных результатов, я могу спрогнозировать свою дальнейшую работу на уроках, повысить долговременный интерес учащихся к предмету биология, а также внедрять в образовательный процесс новые технологии обучения. Ведь когда интересно учителю - интересно и детям!
Оценочные материалы
- Примерные листы самооценки на уроках биологии
Лист самооценки учащегося | ||||||
Фамилия, Имя: | ||||||
Задание №1 | Задание №2 | Задание №3 | Задание №4 | Задание №5 | Задание №6 | Итого |
Если задание выполнено правильно, то поставь+ Если возникли трудности с выполнением задания, то поставь? Твоя оценка своей работы на уроке _________ Оценка учителя твоей работы на уроке _______ | ||||||
- Примерные листы самооценки за каждый этап урока
Лист самооценки учащегося: за каждый этап урока можно выставить от 0 до 3 баллов | ||
Фамилия, Имя: | ||
Твоя оценка | Оценка учителя | |
1.Проверка домашнего задания (участие во фронтальном опросе, работа по индивидуальному заданию) | ||
2.Изучение нового материала (участие в эвристической беседе, выполнение практической работы, работа с текстом учебника, выполнение опорного конспекта в тетради) | ||
3.По страницам Красной Книги (выполнение презентации или сообщения) | ||
4.Закрепление нового материала(ответы на вопросы учителя, выполнение тестовых заданий) | ||
Итого: | ||
- Лист самооценки и взаимооценки работы в паре
Самооценка | +/- | Взаимооценка | +/- |
Я всегда активно участвовал во всех заданиях группы (пары) | Он всегда участвовал во всех заданиях группы (пары) | ||
Я брал на себя руководство группой в случае необходимости | Он брал на себя руководство группой в случае необходимости | ||
Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы | Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы | ||
Я подавал группе правильные ответы | Он давал группе правильные ответы | ||
Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы | Он работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы | ||
Я выполнял не только свое задание, но и помогал другим | Он выполнял не только сое задание, но и помогал другим | ||
Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними | Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними |
- Лист самооценки и взаимооценки работы в группе
Критерии оценки | Оцениваю себя сам | Оценка товарища | ||
1. Активно работал в группе | ||||
2. Выполнял свои обязанности | ||||
3. Соблюдал культуру общения | ||||
+ всё получилось -+ были затруднения, но справился - не получилось работать в группе | ||||
4.Оценка работы группы (поставить знак +) | ||||
Мы работали слаженно и у нас всё получилось. | У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно. | У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя | ||
5.Оценка результатов групповой работы
1.Командная работа: Оценить способность работать в команде и сотрудничать с другими.
Критерии:
- Высокий уровень командной работы (5 баллов)
- Хороший уровень с незначительными трудностями (4 балла)
- Удовлетворительный уровень с заметными трудностями (3 балла)
- Неудовлетворительный уровень (2 балла)
- Трудности в командной работе (1 балл)
2.Делегирование задач: Оценить умение распределять задачи внутри группы.
Критерии:
- Эффективное делегирование задач (5 баллов)
- Хорошее делегирование с незначительными ошибками (4 балла)
- Удовлетворительное делегирование с заметными ошибками (3 балла)
- Неудовлетворительное делегирование (2 балла)
- Отсутствие делегирования (1 балл)
3.Конфликтное разрешение: Оценить способность решать конфликты внутри группы.
Критерии:
- Эффективное разрешение конфликтов (5 баллов)
- Хорошее разрешение с незначительными трудностями (4 балла)
- Удовлетворительное разрешение с заметными трудностями (3 балла)
- Неудовлетворительное разрешение (2 балла)
- Трудности с разрешением конфликтов (1 балл)
4.Обмен опытом: Оценить готовность делиться знаниями и опытом с другими.
Критерии:
- Высокая готовность к обмену (5 баллов)
- Хорошая готовность с незначительными ограничениями (4 балла)
- Удовлетворительная готовность с заметными ограничениями (3 балла)
- Неудовлетворительная готовность (2 балла)
- Отсутствие готовности (1 балл)
5.Уважение мнений: Оценить отношение к мнениям и идеям других членов группы.
Критерии:
- Высокий уровень уважения (5 баллов)
- Хороший уровень с незначительными ограничениями (4 балла)
- Удовлетворительный уровень с заметными ограничениями (3 балла)
- Неудовлетворительный уровень (2 балла)
- Отсутствие уважения (1 балл)
6.Готовность к рискам: Оценить готовность группы брать на себя риски и пробовать новые подходы.
Критерии:
- Высокая готовность к рискам (5 баллов)
- Хорошая готовность с незначительными ограничениями (4 балла)
- Удовлетворительная готовность с заметными ограничениями (3 балла)
- Неудовлетворительная готовность (2 балла)
- Отсутствие готовности к рискам (1 балл)
7.Достижение общих целей: Оценить способность группы работать вместе для достижения общих целей.
Критерии:
- Высокий уровень достижения целей (5 баллов)
- Хороший уровень с незначительными отклонениями (4 балла)
- Удовлетворительный уровень с заметными отклонениями (3 балла)
- Неудовлетворительный уровень (2 балла)
- Трудности с достижением целей (1 балл)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка результатов обучения и личностного развития детей
В данном материале представлены методики и критерии оценки результатов обучения и личностного разтития детей учащихся ....

Анализ сформированных профессиональных компетенций - путь к объективности оценки результатов обучения.
Существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения оказывает оценка знаний учащихся.Оценка результатов обучения – установление соответствия имеющихся у учащихся знаний, умений и...

Использование сервисов WEB 2.0 для обучения, контроля и оценки результатов обучения.
Использование сервисов Web.2.0 для обучения, контроля и оценки результатов обучения (тестовый контроль).Описание методического маршрута: Методический маршрут познакомит учителей с формами ...

Возможности использования оценочных материалов и результатов ОГЭ в улучшении качества образования обучающихся предмету
Возможности использования оценочных материалов и результатов ОГЭ в улучшении качества образования обучающихся предмету...

Приказ № 717-0 Об участии педагогов в вебинаре «Диагностические материалы по оценке результатов обучения с использованием дистанционных образовательных технологий»
Приказ № 717-0 Об участии педагогов в вебинаре «Диагностические материалы по оценке результатов обучения с использованием дистанционных образовательных технологий»...

Приказ № 717-Об участии педагогов в вебинаре «Диагностические материалы по оценке результатов обучения с использованием дистанционных образовательных технологий»
Приказ № 717-Об участии педагогов в вебинаре «Диагностические материалы по оценке результатов обучения с использованием дистанционных образовательных технологий»...

Сборник оценочных материалов «Оценка результатов обучения и воспитания учащихся на уроках химии»
Оценочные материалы по химии (8-9 класс): варианты контрольных работ в соответствии с тематическим планированием на 2024-2025 учебный год....
