Сборник оценочных материалов «Оценка результатов обучения и воспитания»
методическая разработка по биологии

Карпухина Ольга Владимировна

Оценочные материалы «Оценка результатов обучения и воспитания»: 1. Примерные листы самооценки на уроках биологии. 2. Примерные листы самооценки за каждый этап урока. 3. Лист самооценки и взаимооценки работы в паре. 4. Лист самооценки и взаимооценки работы в группе. 5.Оценка результатов групповой работы.

 Практика разработки и применения формирующего оценивания на уроке биологии в 6 классе. Формирующее оценивание – оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами. Происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оценочные материалы «Оценка результатов обучения и воспитания»

Практика разработки и применения формирующего оценивания

на уроке биологии в 6 классе

Формирующее оценивание – оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами. Происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения.

В основе ФГОС системно деятельностный подход, поэтому ученик занимает все более активную, субъектную позицию. Организация системы оценки по ФГОС предполагает:

выход за рамки контроля знаний, ориентацию на достижение планируемых результатов, эффективную обратную связь.

Поэтому возрастает роль формирующего оценивания. Ребенку важно не просто получить оценку, но и узнать почему что получилось хорошо, а над чем стоит поработать.

Технология формирующего оценивания может быть представлена в виде определенной последовательности.

1. Запланировать достижения образовательных результатов по темам.

2. Сформулировать цель урока как условие достижения образовательных результатов.

Важно донести эту цель до учеников, чтобы они знали и понимали, каких результатов от них ждут. Цель должна быть конкретной, измеримой, значимой, достижимой и ограниченной по времени.

3. Сформулировать задачи урока как последовательность шагов.

Очень важно создать условия успешности каждого ребенка и помнить о необходимости регулярной мотивации учащихся.

  1. Сформулировать критерии оценивания. При этом необходимо участие детей в этом процессе, так как это способствует формированию ситуации успеха для каждого ребенка.

5. Оценить деятельность обучающихся в соответствии с критериями.

Для оценивания могут быть использованы листы самооценки, листы взаимооценки, критериальные таблицы.

  1. Дать обратную связь: учитель — ученик, ученик — ученик,

ученик — учитель.

Взаимооценка крайне важна, так как она позволяет проявить самостоятельность, развивает способность анализировать и сравнивать.

7. Сравнить результаты учеников с предыдущим уровнем их достижений. Таким образом, у детей формируется позитивный настрой и ответственность за результаты обучения.

8. Определить место обучающегося на пути достижения поставленной цели.

9. Скорректировать образовательный маршрут.

С учетом результатов учитель совместно с учеником выстраивают и корректируют план дальнейшего обучения.

Формирующее оценивание позволяет учителю:

  •  четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответсвии с этим свою работу;
  • сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности;

Формирующее оценивание определяет роль учеников в достижении позитивных образовательных результатов. Это возможно потому, что каждый ученик:

  • видит свой учебный прогресс
  • чувствует ответственность за свою учебную работу
  • стремиться выполнять ее качественно
  • понимает и использует связи между учебной программой, учебными мероприятиями и оцениванием
  • формулирует свои учебные ожидания, а затем определяет оправдались ли они
  • может завершить освоение материала раньше и перейти к освоению углубленной программы

Таким образом можно сформулировать следующий вывод: для внедрения в практику работы формирующего оценивания необходимо создание единой внутришкольной системы, использующей банк техник, приемов и методов формирующего оценивания. Кроме этого, необходимо разработать методические рекомендации по использованию результатов оценивания.

Я убеждена, что использование технологии формирующего оценивания, действительно помогает сделать мне свои уроки интересными, успешными, эффективными и понятными для моих учеников.

Исходя из полученных результатов, я могу спрогнозировать свою дальнейшую работу на уроках, повысить долговременный интерес учащихся к предмету биология, а также внедрять в образовательный процесс новые технологии обучения. Ведь когда интересно учителю - интересно и детям!

Оценочные материалы

  1. Примерные листы самооценки на уроках биологии

Лист самооценки учащегося

Фамилия, Имя:

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Задание №5

Задание №6

Итого

Если задание выполнено правильно, то поставь+

Если возникли трудности с выполнением задания, то поставь?

Твоя оценка своей работы на уроке _________

Оценка учителя твоей работы на уроке _______

  1. Примерные листы самооценки за каждый этап урока

 

Лист самооценки учащегося: за каждый этап урока можно выставить от 0 до 3 баллов

Фамилия, Имя:

Твоя оценка

Оценка учителя

1.Проверка домашнего задания (участие во фронтальном опросе, работа по индивидуальному заданию)

2.Изучение нового материала (участие в эвристической беседе, выполнение практической работы, работа с текстом учебника, выполнение опорного конспекта в тетради)

3.По страницам Красной Книги (выполнение презентации или сообщения)

4.Закрепление нового материала(ответы на вопросы учителя, выполнение тестовых заданий)

Итого:

  1. Лист самооценки и взаимооценки работы в паре

Самооценка

+/-

Взаимооценка

+/-

Я всегда активно участвовал во всех заданиях группы (пары)

Он всегда участвовал во всех заданиях группы (пары)

Я брал на себя руководство группой в случае необходимости

Он брал на себя руководство группой в случае необходимости

Я внимательно выслушал то, что говорили (предлагали) другие члены группы

Он внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы

Я подавал группе правильные ответы

Он давал группе правильные ответы

Я работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы

Он работал не только индивидуально, но и совместно с другими членами группы

Я выполнял не только свое задание, но и помогал другим

Он выполнял не только сое задание, но и помогал другим

Я общался с членами моей группы с уважением, даже если был не согласен с ними

Он общался с членами группы с уважением, даже если был не согласен с ними

  1. Лист самооценки и взаимооценки работы в группе

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

2. Выполнял свои обязанности

3. Соблюдал культуру общения

+ всё получилось

-+ были затруднения, но справился

- не получилось работать в группе

4.Оценка работы группы (поставить знак +)

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя

5.Оценка результатов групповой работы

1.Командная работа: Оценить способность работать в команде и сотрудничать с другими.

Критерии:

  • Высокий уровень командной работы (5 баллов)
  • Хороший уровень с незначительными трудностями (4 балла)
  • Удовлетворительный уровень с заметными трудностями (3 балла)
  • Неудовлетворительный уровень (2 балла)
  • Трудности в командной работе (1 балл)

2.Делегирование задач: Оценить умение распределять задачи внутри группы.

Критерии:

  • Эффективное делегирование задач (5 баллов)
  • Хорошее делегирование с незначительными ошибками (4 балла)
  • Удовлетворительное делегирование с заметными ошибками (3 балла)
  • Неудовлетворительное делегирование (2 балла)
  • Отсутствие делегирования (1 балл)

3.Конфликтное разрешение: Оценить способность решать конфликты внутри группы.

Критерии:

  • Эффективное разрешение конфликтов (5 баллов)
  • Хорошее разрешение с незначительными трудностями (4 балла)
  • Удовлетворительное разрешение с заметными трудностями (3 балла)
  • Неудовлетворительное разрешение (2 балла)
  • Трудности с разрешением конфликтов (1 балл)

4.Обмен опытом: Оценить готовность делиться знаниями и опытом с другими.

Критерии:

  • Высокая готовность к обмену (5 баллов)
  • Хорошая готовность с незначительными ограничениями (4 балла)
  • Удовлетворительная готовность с заметными ограничениями (3 балла)
  • Неудовлетворительная готовность (2 балла)
  • Отсутствие готовности (1 балл)

5.Уважение мнений: Оценить отношение к мнениям и идеям других членов группы.

Критерии:

  • Высокий уровень уважения (5 баллов)
  • Хороший уровень с незначительными ограничениями (4 балла)
  • Удовлетворительный уровень с заметными ограничениями (3 балла)
  • Неудовлетворительный уровень (2 балла)
  • Отсутствие уважения (1 балл)

6.Готовность к рискам: Оценить готовность группы брать на себя риски и пробовать новые подходы.

Критерии:

  • Высокая готовность к рискам (5 баллов)
  • Хорошая готовность с незначительными ограничениями (4 балла)
  • Удовлетворительная готовность с заметными ограничениями (3 балла)
  • Неудовлетворительная готовность (2 балла)
  • Отсутствие готовности к рискам (1 балл)

7.Достижение общих целей: Оценить способность группы работать вместе для достижения общих целей.

Критерии:

  • Высокий уровень достижения целей (5 баллов)
  • Хороший уровень с незначительными отклонениями (4 балла)
  • Удовлетворительный уровень с заметными отклонениями (3 балла)
  • Неудовлетворительный уровень (2 балла)
  • Трудности с достижением целей (1 балл)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка результатов обучения и личностного развития детей

В данном материале представлены методики и критерии оценки результатов обучения и личностного разтития детей учащихся ....

Анализ сформированных профессиональных компетенций - путь к объективности оценки результатов обучения.

Существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения оказывает оценка знаний учащихся.Оценка результатов обучения – установление соответствия имеющихся у учащихся знаний, умений и...

Использование сервисов WEB 2.0 для обучения, контроля и оценки результатов обучения.

Использование сервисов Web.2.0  для обучения, контроля и оценки результатов обучения (тестовый контроль).Описание методического маршрута:  Методический маршрут познакомит учителей с формами ...

Возможности использования оценочных материалов и результатов ОГЭ в улучшении качества образования обучающихся предмету

Возможности использования оценочных  материалов  и результатов ОГЭ в улучшении качества образования обучающихся предмету...

Приказ № 717-0 Об участии педагогов в вебинаре «Диагностические материалы по оценке результатов обучения с использованием дистанционных образовательных технологий»

Приказ № 717-0  Об участии педагогов в вебинаре «Диагностические материалы по оценке результатов обучения с использованием дистанционных образовательных технологий»...

Приказ № 717-Об участии педагогов в вебинаре «Диагностические материалы по оценке результатов обучения с использованием дистанционных образовательных технологий»

Приказ № 717-Об участии педагогов в вебинаре «Диагностические материалы по оценке результатов обучения с использованием дистанционных образовательных технологий»...

Сборник оценочных материалов «Оценка результатов обучения и воспитания учащихся на уроках химии»

Оценочные материалы по химии (8-9 класс): варианты контрольных работ в соответствии с тематическим планированием на 2024-2025 учебный год....