Презентация к уроку "Обобщение по теме "Организменный уровень жизни"
презентация к уроку по биологии (10 класс)

Данная презентация может быть использована в 10 классе при завершении темы "Организменный уровень жизни".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение по теме «Организменный уровень жизни» 11 класс

Слайд 2

Цель урока: обобщить и закрепить знания по теме «Организменный уровень жизни» В конце урока нужно подвести итог : какая информация вами усвоена хорошо, а где имеются «пробелы», что вызывает затруднения.

Слайд 3

1 этап Макс. 2 балла 2 этап Макс. 3 балла 3 этап Макс. 10 баллов 4 этап Макс. 8 баллов 5 этап Макс. 6 баллов 6 этап Макс. 6 баллов Итого баллов Критерии оценки : «5» - 36 и более баллов, «4» - 30-35 баллов, «3» - 25-30 баллов Критерии оценки : «5» - 31 и более баллов, «4» - 30-24 баллов, «3» - 23-16 баллов

Слайд 4

1этап. Уровни организации жизни Расположите следующие природные объекты по уровням организации от наименьшего к наибольшему. Лес, эритроцит, биосфера, сердце, заяц, стая волков Ответ: Эритроцит, сердце, заяц, стая волков, лес, биосфера

Слайд 5

2 этап. Почему можно назвать организмом : Амебу Березу Мухомор Вирус гриппа

Слайд 6

3 этап. Процессы, протекающие в организме

Слайд 7

1. Растения по типу питания: Гетеротрофы Фототрофы Хемотрофы Миксотрофы

Слайд 8

2.Захват твердых частичек клеткой: 1) пиноцитоз 2) фагоцитоз 3) осмос 4) диффузия

Слайд 9

3.Трутовик является 1) сапротрофом 2) хищником 3) паразитом 4) симбионтом

Слайд 10

4.Органом дыхания осьминога является Поверхность тела Жабры Легкие Трахеи

Слайд 11

5. К органам пищеварения не относится: 1) щитовидная железа 2) желудок 3) кишечник 4) поджелудочная железа

Слайд 12

6.Ненужные вещества у инфузории выделяются с помощью 1) почек 2) мальпигиевых сосудов 3) метанефридиев 4) сократительных вакуолей

Слайд 13

7. Нервная регуляция работы организма имеется у: 1) мукора 2) амебы 3) тополя 4) дождевого червя

Слайд 14

8. К раздражимости у одноклеточных организмов не относится : 1) фототаксис 2) рефлекс 3) геотаксис 4) хемотаксис

Слайд 15

9.Транспорт веществ по организму с помощью кровеносной системы происходит у: 1) дождевого червя 2) подберезовика 3) гидры 4) тополя

Слайд 16

10.К активному передвижению способны: 1) мукор 2) лишайник 3) хламидомонада 4) ламинария

Слайд 17

4. Размножение организмов и онтогенез.

Слайд 18

1.Установите соответствие между способом размножения и примером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕР А) спорообразование у сфагнума Б) семенное размножение у ели В) партеногенез у пчёл Г) размножение луковицами у тюльпанов Д) откладывание яиц птицами Е) вымётывание икры у рыб СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ 1) половое 2) бесполое Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А Б В Г Д Е 2 1 1 2 1 1

Слайд 19

2.В отличие от сперматозоидов, яйцеклетки млекопитающих имеют (несколько цифр): 1)двойной набор хромосом 2) хвост 3) запас питательных веществ 4) крупные размеры 5)небольшие размеры 6) неподвижность Ответ: 3, 4,6

Слайд 20

3.Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, из которых они развиваются. ОРГАНЫ А) головной мозг Б) печень В) кровь Г) кости Д) поджелудочная железа Е) эпидермис кожи ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ 1) эктодерма 2) энтодерма 3) мезодерма Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: А Б В Г Д Е 1 2 3 3 2 1

Слайд 21

4.Установите соответствие между насекомым и типом его развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. НАСЕКОМЫЕ А) домашняя муха Б) майский жук В) клоп-солдатик Г) собака Д) лягушка Е) таракан ТИП РАЗВИТИЯ 1) с полным превращением (метаморфозом) 2) с неполным превращением А Б В Г Д Е 1 1 2 2 1 2

Слайд 22

5. Угадай организм: Это одноклеточный или колониальный организм, гетеротрофный, не имеющий способности к активному передвижению. Используется в пищевой промышленности.

Слайд 23

Одноклеточный прокариотический автотрофный организм.

Слайд 24

Организм, состоящий из молекулы нуклеиновой кислоты и белка, не имеющий собственного обмена веществ. Паразитирует в клетках крови, вызывая заболевание, которое пока не научились излечивать полностью. Вирус СПИДа

Слайд 25

Организм , с помощью которого получили первый антибиотик. Гриб пеницилл

Слайд 26

Животный организм , не имеющий ни рук, ни ног, ни головы, который называют «Ангелом земли». Дождевой червь

Слайд 27

6. Расшифруй термин Клеточная инженерия Биотехнология Генная инженерия Клонирование ГМО

Слайд 28

Рефлексия 1) Посчитайте набранные баллы, поставьте себе оценку за урок. 2) заполните лист рефлексии (отметьте «+» понятия и умения, которые вами усвоены хорошо, «-» – которые вы практически не усвоили, «?» те, в которых у вас имеются небольшие затруднения и непонимание.

Слайд 29

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

  1. Установите соответствие между способом размножения и примером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ПРИМЕР

 

СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ

А) спорообразование у сфагнума

Б) семенное размножение у ели

В) партеногенез у пчёл

Г) размножение луковицами у тюльпанов

Д) откладывание яиц птицами

Е) вымётывание икры у рыб

 

1) половое

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

2) бесполое

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

2.  В отличие от сперматозоидов, яйцеклетки млекопитающих имеют (несколько цифр):

1.двойной набор хромосом

2. хвост

3. запас питательных веществ

4. крупные размеры

5. небольшие размеры

6. неподвижность

3. Установите соответствие между органами и зародышевыми листками, из которых они развиваются.

 ОРГАНЫ

 

ЗАРОДЫШЕВЫЕ ЛИСТКИ

А) головной мозг

Б) печень

В) кровь

Г) кости

Д) поджелудочная железа

Е) эпидермис кожи

 

1) эктодерма

2) энтодерма

3) мезодерма

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 

4. Установите соответствие между насекомым и типом его развития: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 НАСЕКОМЫЕ

 

ТИП РАЗВИТИЯ

А) домашняя муха

Б) майский жук

В) клоп-солдатик

Г) собака

Д) лягушка

Е) таракан

 

1) с полным превращением (метаморфозом)

2) с неполным превращением

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Евдокимова Анна Сергеевна

Предмет: биология

Класс: 10

Тип урока: урок обобщения и закрепления знаний

Тема

 «Организменный уровень жизни»

Цель

Обобщить и закрепить знания по разделу «Организменный уровень жизни»

Задачи

Образовательные: закрепить и обобщить знания о строении организмов, процессах, происходящих в организмах (питании, дыхании, размножении, развитии), значении различных организмов в природе и в жизни человека, влиянии различных факторов на организм человека.

Развивающие:  создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь),  развития умения анализировать, сопоставлять, сравнивать , обобщать содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность

Воспитательные:

способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;

способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;

способствовать развитию ценностного отношения к своему здоровью.

УУД

Личностные УУД:  владеют морально-этическими норамами поведения в социуме, понимают зачем им нужно изучать данную тему по биологии, осознают важность ведения здоового образа жизни для сохранения здоровья

Регулятивные УУД:  определение  цели и задач урока; составление плана и последовательности действий,  сличение способа действия и его результата с эталоном для обнаружения отклонений,  выявление и осознание того, что уже освоено, уровня усвоения (самооценка, взаимооценка);

Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка;

Познавательные УУД: применение знаний для решения конкретных задач, анализ имеющейся информации и построение логической цепочки рассуждений, доказательство своей точки зрения.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать из каких компонентов состоит организм, какие процессы происходят в организме (на  примере различных царств живого), какое значение имеют живые организмы в природе и для человека.

- уметь характеризовать организменный уровень жизни, называть отличия в строении и процессах жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов, животных и растений, узнавать живые организмы по их описанию, характеризовать значение представителей различных царств  в природе и для человека, осознавать влияте различных факторов на живые организмы, в том числе и на здоровье человека.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,       формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку,    освоение социальных норм, правил поведения, ролей в группах,      формирование ценностей здорового образа жизни.

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля, самооценки, умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Основные понятия

Организменный уровень жизни, структурные компоненты организменного уровня жизни, процессы, происходящие в организме (типы питания, типы размножения, онтогенез), значение организменного уровня.

Межпредметные связи

-

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Мультимедийная презентация (приложение№1)

Силуэт человека, нарисованный на ватмане

Карточки с цифрами (1,2,3,4)

Протокол (приложение №2)

Раздаточный материал с заданиями (приложение №3)

Маленькие листочки для записи ответов (3 листочка размером 2см шириной и  5 см длинной)

Лист рефлексии (приложение №4)

Кружочки зеленого цвета, квадратики желтого цвета, треугольники синего цвета по числу учащихся в классе.

Формы урока

Фронтальная, групповая

Используемые технологии, методы и приемы

Игровая, интерактивная, здоровьесберегающая

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению  запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Время: 5 минут

Основные этапы:

-положительный настрой на урок

-мотивация

-целеполагание

- определение правил работы на уроке

Дарят друг другу улыбки

Отвечают на вопросы

(Машу, Петю…

Все мы - организмы)

Отвечают (Да, так как каждый из нас – организм).

Называют:

- как устроен организменный уровень

- какие процессы происходят в организме, как они происходят у животных, растений, бактерий, вирусов,

- какую роль играют различные организмы в природе.

Один человек записывает состав группы, остальные вспоминают правила работы в группе

Обращается к ученикам: «Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, друг другу».

Задает вопросы:

«Кого вы видите перед собой? Как можно назвать их всех одним словом?»

Обращается к ученикам: «Да, мы все  с вами– живые организмы. Силуэт одного такого организма изображен на этом ватмане. Говорит,показывая на силуэт: «Мы закончили с вами изучать организменный уровень жизни и вы уже знаете, из каких компонентов состоит организм, какие процессы в нем проходят, какую роль организмы играют в природе. Важно ли вам знать данную информацию?».

Обращаясь к слайду 1: «Но, организмов на Земле много, все они разного строения, процессы происходят по-разному. Нам сегодня нужно обобщить информацию об организменном уровне жизни» (слайд 1, по щелчку появляется тема урока).

Что именно нужно повторить и обобщить?

В ходе урока нужно проверить, какая информация вами усвоена хорошо, а где имеются «пробелы», что вызывает затруднения (слайд 2).

Сегодня на уроке вы будете работать в группах (всего 4 группы). На столе у вас лежат протоколы.

Запишите в него состав вашей группы.

На каждом этапе урока вы будете набирать баллы. По итогам набранных баллов вы получаете оценку за урок (слайд 3)

«Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, друг другу».

Важно ли вам знать данную информацию?

Что именно нужно повторить и обобщить?

Давайте вспомним правила работы в группе.

---

Регулятивные УУД:  определение  цели и задач урока; составление плана и последовательности действий,  

Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Обобщение и закрепление материала:

Время: 30 минут

Этапы:

1этап. Уровни организации жизни (2 мин)

В течение 1 минуты выполняют задание на выданном листе .

Самостоятельно проверяют правильность, ставят набранные баллы в протокол

Дает  первое задание  (слайд 4)

На слайде 4  по доп. щелчку открывает правильный ответ (2 балла, если нет ошибок, 1 балл, если 1 ошибка)

Расположите следующие природные объекты по уровням организации от наименьшего к наибольшему: лес, эритроцит, биосфера, сердце, заяц, стая волков

 Знать уровни организации живого, уметь располагать их в иерархической последовательности

Регулятивные УУД:  сличение способа действия и его результата с эталоном для обнаружения отклонений,  выявление и осознание того, что уже освоено, уровня усвоения (самооценка, взаимооценка);

Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка;

Познавательные УУД: применение знаний для решения конкретных задач, анализ имеющейся информации и построение логической цепочки рассуждений, доказательство своей точки зрения.

2 этап. Почему можно назвать организмом?

(6 минут)

Каждой команде достается свой организм, дается минута на обдумывание ответа, затем в течение 30 секунд каждая команда представляет с вой ответ.

Учащиеся предполагают, что в ответе должна была прозвучать информация о компонентах, процессах и роли организмов.

Ставят набранные баллы в протокол

Дает второе  задание (слайд 5)

Выслушивает ответы всех команд, потом задает вопрос: Как вы думаете ответ какой команды наиболее точен? Почему?

Предлагает командам назвать самим набранные ими баллы в этом этапе (3 балла, если названы и компоненты, и процессы, и роль).

 Почему можно назвать организмом амебу, березу, мухомор, вирус  гриппа?

Уметь давать характеристику организменному уровню на примере конкретного организма

3 этап. Процессы, протекающие в организме

(5 минут)

Учащиеся на счет «3» должны одновременно поднять карточку с номером правильного  ответа, проверяют правильность, ставят баллы  в протокол

Зачитывает вопрос, просит поднять карточку с правильным ответом, затем открывает правильный ответ (слайды №№7-16). За каждый правильный ответ – 1 балл.

Примеры заданий:

1.Растения по типу питания:

1)Гетеротрофы

2)Фототрофы

3)Хемотрофы

4)Миксотрофы

2.Ненужные вещества у инфузории выделяются с помощью

1) почек

2) мальпигиевых сосудов

3) метанефри-

диев

4) сократитель-

ных вакуолей

Знать типы питания организмов, способы удаления ненужных веществ, как осуществляется транспорт веществ по организму, движение организмов.

4. Размножение организмов и онтогенез

(7 минут)

Выполняют задания на листочках

Обмениваются листочками с другой группой

Проверяют правильность выполнения заданий другой группой, ставят баллы рядом с заданием.

Получают назад свои листочки, ставят баллы, поставленные им другой группой в протокол.

Обяъсняет правила данного этапа:

«Вы получите 4 задания, которые нужно выполнить в течение 3-х минут (обвести номера правильных ответов или вписать их в таблицу). Распределите задания между собой в группе, чтобы более эфффективно использовать данное время. На листочках с  заданиями запишите номер вашей группы (слайд 17).

Теперь поменяйтесь листочками (группы 1 и 2, группы 3 и 4). Проверьте друг у друга правильность выполнения заданий (слайды №№18-21), поставьте рядом с заданием набранный балл (по 2 балла за каждое задание, выполненное без ошибок, по 1 баллу, если есть одна ошибка)

Примеры заданий:

1.Установите соответствие между способом размножения и примером: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ПРИМЕР

 А) спорообразование у сфагнума

Б) семенное размножение у ели

В) партеногенез у пчёл

Г) размножение луковицами у тюльпанов

Д) откладывание яиц птицами

Е) вымётывание икры у рыб

СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ

1) половое  

2) бесполое

2.В отличие от сперматозоидов, яйцеклетки млекопитающих имеют (несколько цифр):

1)двойной набор хромосом

2) хвост

3) запас питательных веществ

4) крупные размеры

5)небольшие размеры

6) неподвижность

Виды размножения (бесполое и половое), индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Уметь определять вид рамножения, находить отличительные признаки половых клеток, определять, какие органы развиваются из каких зародышевых листков в ходе онтогенеза.

5. Угадай организм

(4 минуты)

Слушают задание, записывают ответ на листочке, передают его учителю, когда музыка перестает играть, ставят набранные баллы в протокол.

Объясняет правила 5 этапа:

«Вам нужно за 30 сек (пока играет музыка) угадать название организма по описанию и записать ответ на маленьком листочке. Сразу запишите № вашей группы на всех трех листочках. Когда музыка перестает играть, листочки сразу сдаются или засчитывается «0» баллов. За каждый правильный ответ даётся 2 балла, если ответ неточен, но близок к истине, по 1 баллу.

1) Это одноклеточный или колониальный организм, гетеротрофный, не имеющий способности к активному передвижению. Используется в пищевой промышленности

2)Одноклеточный прокариотический автотрофный организм.

3)Организм, состоящий из молекулы нуклеиновой кислоты  и белка, не имеющий собственного обмена веществ. Паразитирует в клетках крови, вызывая заболевание, которое пока не научились излечивать полностью.

Уметь по описанию (характеристике питания, строения, значению) узнать организм.

Регулятивные УУД:  сличение способа действия и его результата с эталоном для обнаружения отклонений,  выявление и осознание того, что уже освоено, уровня усвоения (самооценка, взаимооценка);

Коммуникативные УУД:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка;

Познавательные УУД: применение знаний для решения конкретных задач, анализ имеющейся информации и построение логической цепочки рассуждений, доказательство своей точки зрения.

6. Здоровье человеческого организма

(6 минут)

Записывают на выданный лист три правила.

Каждая команда озвучивает и  аргументирует свой выбор.

Ставят баллы в протокол.

Учитель объясняет правила 6 этапа:

«В течение 1 минуты запишите 3 самых важных правила, благодаря которым организм человека будет нормально функционировать. Когда будете отвечать, объясните свой выбор.

Поставьте баллы в протокол (за каждое правило по 1 баллу, за аргументацию к каждому правилу по 1 баллу)

Предложите 3 самых важных, на ваш взгляд, правила, благодаря которым организм человека будет нормально функционировать.

Аргументируйте свой ответ.

Называть факторы влияющие на живой организм и его работу.

Рефлексия

(5 минут)

Подсчитывают баллы, ставят оценку за урок.

Прикрепляют кружочки или квадратики или треугольники к силуэту человека.

Итак,  подсчитайте набранное вашей группой количество баллов, поставьте себе оценку за урок.

Мы теперь должны проанализировать, что же в этом разделе «Организменный уровень жизни» вы усвоили хорошо, а что еще вызывает затруднения.  Если затруднений по данной теме нет, то прошу Вас  взять зеленый кружок и прикрепить на силуэт человека, если есть вопросы, то возьмите зеленый квадратик, запишите на нем то понятие или умение, в котором где имеется непонимание или вопросы (например: онтогенез, размножение или типы питания, а может быть строение растений и животных).  Прикрепите так же на силуэт человека. Если же у вас по данной теме больше вопросов, чем знаний и умений, прикрепите синий треугольник на силуэт человека. Надеюсь, что вы поставите теперь себе задачу проработать «западающие» темы и понятия, повторите их дома. Это будет вашим домашним заданием на следующий урок.

Спасибо всем за работу на уроке!

Подсчитайте набранное вашей группой количество баллов, поставьте себе оценку за урок.

Проанализируйте, что же в этом разделе «Организменный уровень жизни» вы усвоили хорошо, а что еще вызывает затруднения. Прикрепите нужную фигуру (кружок, квадратик, треугольник) на силуэт человека.

Поставьте  себе задачу проработать «западающие» темы и понятия, повторить их дома.

---

Регулятивные УУД:  выявление и осознание того, что уже освоено, уровня усвоения (самооценка), составление плана по устранению «пробелов» в знаниях по пройденной теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организменный уровень жизни. Значение и роль в природе.

В презентации отражены основные моменты на которые следует обратить внимание учащихся во время урока....

Организменный уровень жизни, его роль в природе.

Презентация к уроку " Организменный уровень жизни, его роль в природе". Биология 11 класс. Первый урок по программе Пономаревой И. Н. , целью которого является  обобщение  и систем...

Зачет по биологии "Клеточный уровень жизни"

Зачет по биологии  Тема: "Клеточный уровень жизни"  11 класс...

прожиточный минимум и уровень жизни

Урок в 11 классе посвящён разбору двух экономических понятий - прожиточный минимум и уровень жизни...

Биография Луи Пастера (К уроку биологии в 11 классе из раздела «Клеточный уровень жизни» по теме «Бактерии в природе и жизни человека» )

К уроку биологии в 11 классе из раздела «Клеточный уровень жизни» по теме «Бактерии в природе и жизни человека»...

технологическая карта урока "Организменный уровень жизни и его роль в природе. Обобщение и контроль знаний по теме "Царство Вирусы, его разнообразие и значение", 11 класс, УМК Пономарёва И.Н., углублённый уровень, ФГОС

Технологическая карта создана с использованием методического пособия у линии УМК под редакцией И.Н.Пономарёвой (углублённый уровень). Разработана в соответствии с ФГОС СОО...