Методическая разработка "Познавательная биология"
рабочая программа по биологии (5, 6, 7 класс)
Биология
Основные направления:
Изучение живых организмов: изучение структуры клеток, процессов жизнедеятельности растений и животных позволяет учащимся понимать основы функционирования организма человека и окружающей среды. Пример задания: исследование строения клетки под микроскопом, наблюдение за жизненным циклом растения или животного.
Экологическое образование: формирование понимания взаимосвязей между живыми существами и средой обитания способствует развитию экологической культуры. Пример задания: проведение экспериментов по влиянию загрязнения воды на рост водных растений.
Генетика и эволюция: понимание наследственности и механизмов эволюции помогает осознать разнообразие живого мира и причины изменений видов. Пример задания: составление родословной семьи, изучение генетики домашних питомцев.
Биотехнология и медицина: знакомство с современными достижениями науки и технологий, такими как генные технологии и биотехнологические процессы, развивает интерес к науке и инновациям. Пример задания: обсуждение этических вопросов, связанных с использованием ГМО-продуктов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №14 г. Тайшета
Дополнительная общеразвивающая программа
Познавательная биология
Предметная область «Естественнонаучные предметы»
5-6 классы
Рабочая программа разработана на основе требований к планируемым результатам освоения обучающимися
основной образовательной программы основного общего
образования с использованием оборудования «Точка роста»
Пояснительная записка
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта. Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 5,6 классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.
На дополнительных занятиях по биологии в 5,6 классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5,6 классах достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся. Реализация данной программы естественно-научной направленности предусматривает использование оборудования, средств обучения и воспитания Центра «Точка роста».
Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектноисследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.
Задачи:
- Формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
- приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов;
- развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности; 4. подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;
5. формирование основ экологической грамотности.
При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост;
- использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейстехнология, метод проектов);
- организация проектной деятельности школьников и проведение мини-конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.
Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, кейс-технологии, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.
Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах. Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
- иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную
точку зрения; владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Ожидаемые результаты Личностные результаты:
- знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
- развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы; Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка
последствий деятельности человека в природе.
- В сфере трудовой деятельности: знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение
правил работы с биологическими приборами и инструментами.
- В эстетической сфере:
овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Структура программы
Программа «Практическая биология» включает в себя разделы:
- Введение,
- Лаборатория Левенгука,
- Практическая ботаника,
- Практическая Зоология,
- Биопрактикум.
При изучении разделов школьники смогут почувствовать себя в роли ученых из разных областей биологии. Ботаника— наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микология — наука о грибах. Физиология— наука о жизненных процессах. Экология— наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Бактериология— наука о бактериях. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц. Биогеография— наука, которая изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Систематика— научная дисциплина, о классификации живых организмов. Морфология изучает внешнее строение организма.
Тематический план
№ | Название раздела | Количество часов |
1. | Введение, | 1 |
2. | Лаборатория Левенгука | 5 |
3. | Практическая ботаника | 16 |
4. | Практическая зоология | 7 |
5. | Биопрактикум | 6 |
| Итого | 35ч |
Содержание программы
Во введении учащиеся знакомятся с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ.
Раздел 1. «Лаборатория Левенгука» (5 часов)
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка. Практические лабораторные работы: - Устройство микроскопа
- Приготовление и рассматривание микропрепаратов
- Зарисовка биологических объектов
Проектно-исследовательская деятельность:
- Мини – исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).
Раздел 2. Практическая ботаника (16 часов)
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза).
Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Иркутской области.
Практические и лабораторные работы:
- Морфологическое описание растений
- Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии
- Монтировка гербария
Проектно-исследовательская деятельность:
- Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»
- Проект «Редкие растения Иркутской области» Раздел 3. Практическая зоология (7 часов)
- Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп.
- Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц. Практические и лабораторные работы:
- Работа по определению животных
- Составление пищевых цепочек
- Определение экологической группы животных по внешнему виду Фенологические
наблюдения «Зима в жизни растений и животных»
Проектно-исследовательская деятельность:
- Мини – исследование «Птицы на кормушке»
- Проект «Красная книга животных Иркутской области»
Раздел 4. Биопрактикум (6 часов)
Учебно - исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.
Практические и лабораторные работы:
- Работа с информацией (посещение библиотеки)
- Оформление доклада и презентации по определенной теме Проектно-исследовательская деятельность:
Модуль «Физиология растений»
- Движение растений
- Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений
- Прорастание семян
- Влияние прищипки на рост корня Модуль «Экологический практикум»
- Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации
- Определение запыленности воздуха в помещениях
Тематическое планирование
№ | Раздел, тема занятия | Кол -во часов | Дата проведения
| Форм проведения | |
план | факт | ||||
Введение (1ч) | |||||
1. | Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ | 1 | беседа | ||
Лаборатория Левенгука (5 ч) | |||||
2. | Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование | 1 |
|
| Практическая работа |
3. | Знакомство с устройством микроскопа. | 1 |
|
| Практическая работа |
4. | Техника биологического рисунка и приготовление микропрепаратов | 1 |
|
| Лабораторный практикум |
5. | Мини-исследование «Микромир» | 1 |
|
| Работа в группах |
6. | Мини-исследование «Микромир» | 1 |
|
| Работа в группах |
Практическая ботаника (16 | ч) | ||||
7. | Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений» | 2 |
|
| Экскурсия |
8. | Техника сбора, высушивания и монтировки гербария | 2 |
|
| Практическая работа |
9. | Техника сбора, высушивания и монтировки гербария | 2 |
|
| Практическая работа |
10. | Определяем и классифицируем | 2 |
|
| Практическая работа с определителями |
11. | Морфологическое описание растений | 2 |
|
| Лабораторный практикум |
12. | Определение растений в безлиственном состоянии | 2 |
|
| Практическая работа |
13. | Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» | 2 |
|
| Проектная деятельность |
14. | Редкие растения Иркутской области | 2 |
|
| Проектная деятельность |
Практическая зоология ( 7 ч) | |||||
15. | Система животного мира | 1 |
|
| Творческая мастерская |
16. | Определяем и классифицируем | 1 |
|
| Практическая работа с определителями |
17. | Определяем животных по следам и контуру | 1 |
|
| Практическая Работа
|
18. | Определение экологической группы животных по внешнему виду | 1 |
|
| Лабораторный практикум |
|
|
|
|
|
|
19. | Практическая орнитология. Мини исследование «Птицы на кормушке» | 1 |
|
| Работа в группах
|
20. | Проект «Красная книга Иркутской области» | 1 |
|
| Проектная деятельность
|
21. | Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных» | 1 |
|
| экскурсия |
Биопрактикум (6 ч) | |||||
22. | Как выбрать тему для исследования. Постановка целей и задач. Источники информации. | 1 |
|
| Теоретическое занятие |
23. | Как оформить результаты исследования | 1 |
|
| Практическое Занятие |
24. | Физиология растений | 1 |
|
| Теоретическое занятие |
25. | Экологический практикум | 1 |
|
| Исследовательск ая деятельность |
26. | Экологический практикум, подготовка к отчетной конференции | 1 |
|
| Исследовательск ая деятельность, создание презентаций, |
|
|
|
|
| докладов |
27. | Отчетная конференция | 1 |
|
| Презентация работы |
| Итого | 35 ч |
|
|
|
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
- Учебная лаборатория.
- Интерактивная панель
- Микроскопы
- Комплект гербарных материалов
- Комплект влажных препаратов животных
- Модели аппликаций развития животных и растений.
- Цифровая лаборатория
- Оборудование для опытов и экспериментов.
Информационно-коммуникативные средства обучения
- Компьютер
- Мультимедийный проектор Информационное обеспечение справочники, карты, учебные плакаты и картины, дополнительная литература по предметам,
раздаточный материал, образцы творческих работ.
Литература для учителя
- Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996.
- Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.
- Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3—5 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
- Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986. Интернетресурсы
- http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
- http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
- http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»
- http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....

Методическая разработка раздела учебной программы по биологии 7 класса Царство Прокариоты Курс «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс».
Данная работа использовалась для аттестации на 1 категорию в 2011 - 2012 учебном году....

Методическая разработка интеллектуальной игры по теме "Литература и биология - мои любимые предметы" в рамках интегрированной декады биологии в 10 классе
Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Я считаю, что предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои спо...
Учебно – методическое пособие для учителей биологии: «Использование прикладных программных средств (ППС) во внеурочной деятельности на примере игры по станциям: «Добро пожаловать в мир биологии».
Применение ЭОР в разумных приделах повышает познавательную активность учащихся. На сегодняшний день в большинстве школ есть целый комплекс прикладных программных средств обучения (ППС, как вариа...
Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"
Происходящие в современном обществе перемены требуют совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...

Методические рекомендации по изучению биологии с использованием УМК «Биология 5 класс и учетом требований ФГОС основного и общего образования
ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ Для реализации ФГОС в массовой педагогической ...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

