Методическая разработка "Познавательная биология"
рабочая программа по биологии (5, 6, 7 класс)

Биология

Основные направления:

Изучение живых организмов: изучение структуры клеток, процессов жизнедеятельности растений и животных позволяет учащимся понимать основы функционирования организма человека и окружающей среды. Пример задания: исследование строения клетки под микроскопом, наблюдение за жизненным циклом растения или животного.

Экологическое образование: формирование понимания взаимосвязей между живыми существами и средой обитания способствует развитию экологической культуры. Пример задания: проведение экспериментов по влиянию загрязнения воды на рост водных растений.

Генетика и эволюция: понимание наследственности и механизмов эволюции помогает осознать разнообразие живого мира и причины изменений видов. Пример задания: составление родословной семьи, изучение генетики домашних питомцев.

Биотехнология и медицина: знакомство с современными достижениями науки и технологий, такими как генные технологии и биотехнологические процессы, развивает интерес к науке и инновациям. Пример задания: обсуждение этических вопросов, связанных с использованием ГМО-продуктов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_dop.obr_po_biologii.docx36.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  

Средняя общеобразовательная школа №14  г. Тайшета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

Познавательная биология

 

Предметная область «Естественнонаучные предметы»

 

 5-6 классы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа разработана на основе требований  к планируемым результатам освоения обучающимися

основной образовательной программы основного общего

образования с использованием оборудования «Точка роста»

 

 

 

   

  

Пояснительная записка        

Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.       Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 5,6 классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.    

     На дополнительных занятиях по биологии в 5,6 классах закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5,6 классах достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.        Реализация  данной  программы  естественно-научной  направленности  предусматривает использование оборудования, средств обучения и воспитания  Центра «Точка роста».  

     Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектноисследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.    

Цель и задачи программы   

     Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.    

     Задачи:    

  1. Формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;    
  2. приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов;    
  3. развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности;  4. подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;    

5. формирование основ экологической грамотности.    

   

     При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:  

  • создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост;  
  • использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейстехнология, метод проектов);    
  • организация проектной деятельности школьников и проведение мини-конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.    

    Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, кейс-технологии, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.    

     Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.        Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:    

  • иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;    
  • знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;    
  • уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;    
  • уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную  

         точку зрения;     владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.    

   

     Ожидаемые результаты   Личностные результаты:    

  • знания основных принципов и правил отношения к живой природе;    
  • развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;   Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);   эстетического отношения к живым объектам.    

   

Метапредметные результаты:    

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;    
  • умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;    
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.    

   

Предметные результаты:    

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:  

  • выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;    
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;    
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей;    
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;    
  • умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;    
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.    
  1. В ценностно-ориентационной сфере:    

 знание основных правил поведения в природе;   анализ и оценка  

последствий деятельности человека в природе.    

  1. В сфере трудовой деятельности:     знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;   соблюдение  

правил работы с биологическими приборами и инструментами.    

  1. В эстетической сфере:    

 овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.    

   

Структура программы   

Программа «Практическая биология» включает в себя разделы:    

  1. Введение,    
  2. Лаборатория Левенгука,    
  3. Практическая ботаника,    
  4. Практическая Зоология,    
  5. Биопрактикум.    

     При изучении разделов школьники смогут почувствовать себя в роли ученых из разных областей биологии. Ботаника— наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микология — наука о грибах. Физиология— наука о жизненных процессах. Экология— наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Бактериология— наука о бактериях. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц. Биогеография— наука, которая изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Систематика— научная дисциплина, о классификации живых организмов. Морфология изучает внешнее строение организма.    

   

Тематический план  

   

№  

Название раздела  

Количество часов  

1.  

Введение,    

1  

2.  

Лаборатория Левенгука  

5  

3.  

Практическая ботаника  

16  

4.  

Практическая зоология    

7  

5.  

Биопрактикум  

6  

   

Итого    

35ч  

   

   

    

Содержание программы   

Во введении учащиеся знакомятся с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ.    

Раздел 1. «Лаборатория Левенгука» (5 часов)   

Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.  Практические лабораторные работы:    - Устройство микроскопа    

  • Приготовление и рассматривание микропрепаратов    
  • Зарисовка биологических объектов    

Проектно-исследовательская деятельность:    

  • Мини – исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).    

Раздел 2. Практическая ботаника (16 часов)   

Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза).  

Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Иркутской области.    

Практические и лабораторные работы:    

  • Морфологическое описание растений    
  • Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии    
  • Монтировка гербария    

Проектно-исследовательская деятельность:    

  • Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»    
  • Проект «Редкие растения Иркутской области»    Раздел 3. Практическая зоология (7 часов)  
  • Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп.    
  • Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология).  Пищевые  цепочки.  Жизнь  животных  зимой.  Подкормка  птиц.  Практические и лабораторные работы:    
  • Работа по определению животных    
  • Составление пищевых цепочек    
  • Определение экологической группы животных по внешнему виду            Фенологические  

наблюдения «Зима в жизни растений и животных»    

   

Проектно-исследовательская деятельность:    

  • Мини – исследование «Птицы на кормушке»    
  • Проект «Красная книга животных Иркутской области»    

Раздел 4. Биопрактикум (6 часов)   

     Учебно - исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию.   Освоение           и           отработка           методик           выращивания  биокультур.  Выполнение самостоятельного           исследования           по           выбранному  модулю.  Представление   результатов  на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.    

Практические и лабораторные работы:    

  • Работа с информацией (посещение библиотеки)    
  • Оформление доклада и презентации по определенной теме    Проектно-исследовательская деятельность:    

Модуль «Физиология растений»   

  • Движение растений    
  • Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений    
  • Прорастание семян    
  • Влияние прищипки на рост корня     Модуль «Экологический практикум»   
  • Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации    
  • Определение запыленности воздуха в помещениях    

   

Тематическое планирование  

№  

Раздел, тема занятия  

Кол -во часов    

Дата

проведения  

   

Форм проведения  

план    

факт  

Введение  (1ч)            

1.  

Вводный инструктаж по ТБ при проведении  лабораторных работ    

1      

беседа  

         Лаборатория Левенгука  (5 ч)            

2.  

Приборы   для   научных   исследований, лабораторное оборудование  

          1  

   

   

Практическая работа  

3.  

Знакомство с устройством микроскопа.  

1  

   

   

Практическая работа  

4.  

Техника           биологического           рисунка           и приготовление микропрепаратов  

           1  

   

   

Лабораторный практикум  

5.  

Мини-исследование «Микромир»  

1  

   

   

Работа в группах  

6.  

Мини-исследование «Микромир»  

1  

   

   

Работа в группах  

 

Практическая ботаника  (16

 ч)           

7.  

Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений»  

2  

   

   

Экскурсия  

8.  

Техника сбора, высушивания и монтировки гербария  

2  

   

   

Практическая работа  

9.  

Техника сбора, высушивания и монтировки гербария  

2  

   

   

Практическая работа  

10.  

Определяем и классифицируем  

2  

   

   

Практическая  работа с   определителями    

11.  

Морфологическое описание растений  

2  

   

   

Лабораторный практикум  

12.  

Определение  растений           в           безлиственном состоянии  

2  

   

   

Практическая работа  

13.  

Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»  

         2  

   

   

Проектная деятельность  

14.  

 Редкие растения Иркутской области  

2  

   

   

Проектная   деятельность    

        Практическая зоология ( 7 ч)           

15.  

Система животного мира  

1  

   

   

Творческая мастерская    

16.  

Определяем и классифицируем  

1  

   

   

Практическая  работа с  определителями  

17.  

Определяем животных по следам и контуру  

1  

   

   

Практическая    

Работа  

  

18.  

Определение экологической группы животных по внешнему виду  

         1  

   

   

Лабораторный   практикум  

 

 

 

 

 

  

19.  

 Практическая  орнитология.  Мини исследование «Птицы на кормушке»  

         1  

   

   

Работа в группах  

  

20.  

Проект «Красная книга Иркутской области»  

1  

   

   

Проектная  

деятельность  

  

21.  

Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»  

         1  

   

   

экскурсия  

        Биопрактикум (6 ч)           

22.  

Как выбрать тему для исследования. Постановка целей и задач. Источники информации.  

1  

   

   

Теоретическое занятие  

23.  

        Как оформить результаты исследования            

1  

   

   

Практическое  Занятие    

24.  

        Физиология растений            

1  

   

   

Теоретическое занятие  

25.  

        Экологический практикум            

1  

   

   

Исследовательск ая деятельность  

26.  

Экологический         практикум,         подготовка к отчетной конференции  

1  

   

   

Исследовательск ая деятельность, создание презентаций,  

 

           

 

 

 

докладов  

27.  

        Отчетная конференция            

1  

   

   

Презентация работы  

   

Итого    

35 ч  

   

   

   

  

  

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ    

Материально-техническое обеспечение программы  

  1. Учебная лаборатория.  
  2. Интерактивная панель  
  3. Микроскопы    
  4. Комплект гербарных материалов  
  5. Комплект влажных препаратов животных  
  6. Модели аппликаций развития животных и растений.  
  7. Цифровая лаборатория   
  8. Оборудование для опытов и экспериментов.  

Информационно-коммуникативные средства обучения   

  1. Компьютер    
  2. Мультимедийный проектор    Информационное обеспечение   справочники, карты, учебные плакаты и картины, дополнительная литература по предметам,  

раздаточный материал, образцы творческих работ.  

   

Литература для учителя  

  1. Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996.    
  2. Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.    
  3. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.    
  4. Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3—5 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.    
  5. Чернова         Н.М.         Лабораторный         практикум         по         экологии.         —         М.:         Просвещение,         1986.  Интернетресурсы    
  1. http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.    
  2. http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).    
  3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»  
  4. http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.  

  

  

  

 

  

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....

Методическая разработка интеллектуальной игры по теме "Литература и биология - мои любимые предметы" в рамках интегрированной декады биологии в 10 классе

   Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Я считаю, что предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои спо...

Учебно – методическое пособие для учителей биологии: «Использование прикладных программных средств (ППС) во внеурочной деятельности на примере игры по станциям: «Добро пожаловать в мир биологии».

Применение ЭОР в разумных приделах повышает познавательную активность учащихся. На сегодняшний день в большинстве школ есть целый комплекс прикладных программных средств обучения (ППС, как вариа...

Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"

Происходящие в современном обществе перемены требуют  совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...

Методические рекомендации по изучению биологии с использованием УМК «Биология 5 класс и учетом требований ФГОС основного и общего образования

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ  ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ Для  реализации ФГОС в массовой  педагогической ...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...