Методическая разработка. Тема «Применение биологических тренажеров в рамках тренинговых технологий»
методическая разработка по биологии
Цель: повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов по вопросу применения биологических тренажеров в рамках тренинговых технологий.
Задачи:
- дать представление о биологических тренажерах как эффективном средстве для проверки знаний, отработки решения генетических задач и понятийного аппарата;
- познакомить педагогов с особенностями работы с применением биологических тренажеров;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование тренажеров в рамках тренинговых технологий в практике работы с детьми.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 35.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс педагогических достижений Московского района Санкт-Петербурга
«Призвание. Творчество. Успех»
План - конспект мастер – класса
Тема: «Применение биологических тренажеров в рамках тренинговых технологий»
Цель: повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов по вопросу применения биологических тренажеров в рамках тренинговых технологий.
Задачи:
- дать представление о биологических тренажерах как эффективном средстве для проверки знаний, отработки решения генетических задач и понятийного аппарата;
- познакомить педагогов с особенностями работы с применением биологических тренажеров;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование тренажеров в рамках тренинговых технологий в практике работы с детьми.
Оборудование:
- проектор, экран, презентация;
- раздаточный материал в виде шаблонов для создания карточки-тренажера;
- раздаточный материал для рефлексии.
Участники мастер-класса:
педагогический коллектив.
Ход мастер-класса
«Если запастись терпением и проявить старание,
то посеянные семена знания непременно
дадут добрые всходы»
Леонардо да Винчи.
Теоретическая часть.
- Введение. Роль тренинговых технологий.
В современных образовательных условиях значительно возросла роль тренинговых технологий как системы деятельности, способствующей отработке учебных навыков. Тренинговые технологии в отличие от привычного повторения подразумевают целенаправленные, систематические действия по отработке одного или нескольких видов учебной деятельности. В частности, важна эффективная отработка базовых учебных навыков при подготовке к ЕГЭ и ГИА.
- Постановка проблемы: насыщенность предмета «Биология» научными понятиями, что усложняет усвоение предмета, недостаточное количество генетических задач в учебниках для выработки навыков решения основных типов наследования.
- Решение проблемы:
- при проверке знаний, тренажер позволяет систематизировать основные биологические понятия, что способствует повышению эффективности процесса обучения. Он облегчает овладение основами научного знания, отработку понятийного аппарата, так как материал представлен в концентрированной структурированной форме;
- основное достоинство тренажера отработки решения генетических задач в виде таблицы - компактность, что позволяет размножить его для использования обучающимися на уроке и дома. На уроках каждый ученик получает свою задачу благодаря таблице – тренажеру.
Практическая часть.
- Знакомство с биологическим карточкой - тренажером, ее структурой и применением:
Карточка включает в себя таблицу с 3 вариантами биологических понятий. В каждой строке они составляют одну группу (см. Приложение 1). После таблицы идут задания:
- фронтальные устные опросы развивают умение сравнивать, обобщать, анализировать;
- фронтальные письменные задания способствуют закреплению и проверке знаний и умений;
- индивидуальный опрос предполагает развернутый ответ ученика, а карточка служит планом ответа.
Карточки биологического тренажера являются универсальными, позволяют организовать и текущее повторение, и подготовку к экзамену по биологии.
- Знакомство с биологическим тренажером для решения генетических задач в виде таблицы, его структурой и применением:
- большое количество вариантов задач (по дигибридному скрещиванию 46 задач), вариативность условий задачи;
- «главное действующее лицо” процесса скрещивания учитель может заменить на любой другой организм (хоть на тех же “Смешариков” из детского мультфильма – это не имеет значения), но признаки и их взаимодействие подбираются в соответствии с организмом и научными данными (см. Приложение 2, 3, 4, 5). Решение направлено только на вычисление генотипов и фенотипов потомства.
Алгоритм работы с биологическим тренажером.
- Создание педагогами карточки – тренажера для работы с понятийным аппаратом с использованием шаблона (см. Приложение 6):
- определить класс, тему, понятия в которой можно классифицировать;
- заполнить таблицу понятиями по выбранной теме, распределив по группам;
- полностью сформировать вопросы для фронтального устного, фронтального письменного и индивидуального опросов, заполнив шаблон карточки-тренажера.
- Создание педагогами тренажера для решения задач с использованием шаблона (см. Приложение 7):
- выбрать тему, в которой исходные данные можно комбинировать попарно, заполнить вертикальный столбик данными;
- сформулировать условие задачи, что должен определить ученик в результате решения.
Заключение. В завершение мастер-класса хочется вспомнить цитату, с которой он начинался. Но произнести ее полностью.
«Если запастись терпением и проявить старание,
то посеянные семена знания непременно
дадут добрые всходы.
Ученья корень горек, да плод сладок»
Леонардо да Винчи.
Пожелание педагогам только сладких плодов в их нелегком, но великом труде.
Рефлексия.
На цветных листочках фразы для рефлексии. Педагоги выбирают по цвету листок, заканчивают предложения, осуществляя обратную связь. Фразы для рефлексии:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
мастер-класс дал мне для жизни…
мне захотелось…
Приложение 1
Карточка-тренажер
Тема: Вещества клетки
№ п/п | Характеристика | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 |
1 | Понятие | Клетка | Орган | Вещество |
2 | Газообразное вещество | Углекислый газ | Кислород | Углекислый газ |
3 | Вещества | Вода и минеральные соли | Жир | Белок |
4 | Углевод | Целлюлоза | Глюкоза | Крахмал |
Фронтальный устный опрос
1. Объясните, как вы понимаете понятие, указанное в строке 1 вашего варианта.
2. Какое значение в процессе дыхания растений имеет вещество, указанное в строке 2 вашего варианта?
3. К какой группе – неорганических или органических веществ – относят вещество, указанное в строке 3 вашего варианта?
4. Какую роль в растительном организме играет углевод, указанный в строке 4 вашего варианта?
Фронтальный письменный опрос
1. Дайте определение понятию, указанному в строке 1 вашего варианта.
2. Приведите примеры опытов, доказывающих наличие в сосуде вещества, указанного в строке 2 вашего варианта.
3. Докажите, что растительная клетка содержит вещество, указанное в строке 3 вашего варианта.
4. В каких органоидах клетки находится углевод, указанный в строке 4 вашего варианта?
Индивидуальный опрос
1. Проанализируйте материал в таблице и расскажите о газообразных веществах клетки, их значении в процессе дыхания и воздушном питании.
2. Используя материал таблицы, расскажите об органических веществах клетки.
3. Объясните значение неорганических веществ в растительной клетке.
Приложение 2
Карточка-тренажер для решения задач по дигибридному скрещиванию
Исходные данные: Черная окраска доминирует над белой.
Мохнатая форма доминирует над гладкой.
№ п/п | Фенотипы самки | Фенотипы самца | ||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | ||
I | Черная мохнатая особь, гомозиготная по обоим признакам. | 9 | ||||||||
II | Черная мохнатая особь, гомозиготная только по второму признаку. | 1 | 10 | 36 | ||||||
III | Черная мохнатая особь, гомозиготная только по первому признаку. | 2 | 11 | 18 | ||||||
IV | Дигетерозиготная черная мохнатая особь. | 3 | 12 | 19 | 25 | |||||
V | Белая гомозиготная мохнатая особь. | 4 | 13 | 20 | 26 | 31 | ||||
VI | Белая гетерозиготная мохнатая особь. | 5 | 14 | 21 | 27 | 32 | 37 | |||
VII | Гомозиготная черная гладкая особь. | 6 | 15 | 22 | 28 | 33 | 38 | 41 | ||
VIII | Гетерозиготная черная гладкая особь. | 7 | 16 | 23 | 29 | 34 | 39 | 42 | 44 | |
IX | Белая гладкая особь. | 8 | 17 | 24 | 30 | 35 | 40 | 43 | 45 | 46 |
Задание: 1. Провести скрещивание, определив генотипы родителей по таблице.
2.Определить формулы расщепления потомства по генотипу и фенотипу.
3. Перечислить, какие законы Менделя проявляются. После решения задачи сделать
вывод, на какой закон была задача.
Приложение 3
Карточка-тренажер для решения задач по полимерному действию генов (полимерия)
Исходные данные: наследование цвета кожи у человека
№ п/п | Фенотипы женщины | Фенотипы мужчины | ||||||||
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII | IX | ||
I | Негр | 9 | ||||||||
II | Темный мулат (ААВв) | 1 | 10 | 36 | ||||||
III | Темный мулат (АаВВ) | 2 | 11 | 18 | ||||||
IV | Средний мулат (АаВв) | 3 | 12 | 19 | 25 | |||||
V | Средний мулат (ааВВ) | 4 | 13 | 20 | 26 | 31 | ||||
VI | Средний мулат (ААвв) | 5 | 14 | 21 | 27 | 32 | 37 | |||
VII | Светлый мулат (Аавв) | 6 | 15 | 22 | 28 | 33 | 38 | 41 | ||
VIII | Светлый мулат (ааВв) | 7 | 16 | 23 | 29 | 34 | 39 | 42 | 44 | |
IX | Белый | 8 | 17 | 24 | 30 | 35 | 40 | 43 | 45 | 46 |
Задание: 1. Провести скрещивание, определив генотипы родителей по таблице.
2.Определить формулы расщепления потомства по генотипу и фенотипу.
.
Приложение 4
Карточка-тренажер для решения задач по наследованию групп крови
(пример кодоминирования)
Исходные данные: наследование групп крови человека
№ п/п | Фенотипы женщины | Фенотипы мужчины | |||||
I | II | III | IV | V | VI | ||
I | I группа крови | 1 | 22 | 25 | |||
II | II группа крови, гомозигота | 2 | 7 | 23 | |||
III | II группа крови, гетерозигота | 3 | 8 | 12 | 24 | ||
IV | III группа крови, гомозигота | 4 | 9 | 13 | 16 | ||
V | III группа крови, гетерозигота | 5 | 10 | 14 | 17 | 19 | |
VI | IV группа крови | 6 | 11 | 15 | 18 | 20 | 21 |
Задание: 1. Провести скрещивание, определив генотипы родителей по таблице.
2.Определить формулы расщепления потомства по генотипу и фенотипу.
Приложение 5
Карточка-тренажер для решения задач по наследованию признаков, сцепленных с полом (гемофилия, дальтонизм)
Исходные данные: признак сцеплен с X хромосомой
№ п/п | Фенотипы женщины | Фенотипы мужчины | |||||
I | II | III | IV | V | VI | ||
I | Женщина здоровая, не носитель заболевания | 7 | 10 | ||||
II | Женщина здоровая, носитель заболевания | 8 | 11 | ||||
III | Женщина больная | 9 | 12 | ||||
IV | Мужчина здоровый | 1 | 3 | 5 | |||
V | Мужчина больной | 2 | 4 | 6 | |||
Задание: 1. Провести скрещивание, определив генотипы родителей по таблице.
2.Определить формулы расщепления потомства по генотипу и фенотипу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Применение информационно - коммуникационных технологий при преподавании русского языка и литературы
В своей методической разработке «Применение информационно - коммуникационных технологий при преподавании русского языка и литературы» я представляю свой практический опыт использования метода проекта ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по применению кейс-технологии при обучении иностранным языкам в образовательных организациях СПО.
Данная методическая разработка представляет собой методические рекомендации по применению кейс-технологии (метода case study) при обучении иностранным языкам в образовательных организациях СПО. Методи...

Методическая разработка по применению в образовательном процессе модульной технологии при изучении спецдисциплины «Организация и управление грузовой и коммерческой работой на железнодорожном транспорте»
В методической разработке изложена методика изучения предмета, определена технология организации и управления перевозочным процессом, те...
Научно-методическая разработка урока: «Применение информационных технологий на уроках карачаевского языка и литературы»
Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него...

Методическая разработка по применению межпредметных связей. Технология + История. 7 кл.
В методической разработке представлен пример по проведению занятия по предмету Технология (Технический труд. 7 кл. Мальчики). Тема: "Устройство и работа токарного станка СТД-120М", с использован...

Методическая разработка Тема: «Применение фитнес технологий в школе»
В последние десятилетия актуальной проблемой физического воспитания в школе остается поиск нетрадиционных средств и методов построения и проведения занятий. Для улучшения положения необходима грамотна...

Методическая разработка Тема: Иформационно-коммуникативные технологии как средство интеллектуально-творческого развития личности. Опыт применения интернет - т
Данная разработка посвящается проблеме применения информационно - коммуникационных технологий на уроке «Фортепиано». Вот несколько вопросов, затрагиваемых в данной теме:Понятие...
