Методическая разработка. Тема «Применение биологических тренажеров в рамках тренинговых технологий»
методическая разработка по биологии

Румянцева Елена Николаевна

Цель: повышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов по вопросу применения биологических тренажеров в рамках тренинговых технологий.

Задачи:

- дать представление о биологических тренажерах как эффективном средстве для проверки знаний, отработки решения генетических задач и понятийного аппарата;

- познакомить педагогов с особенностями работы с применением биологических тренажеров;

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование тренажеров в рамках тренинговых технологий в практике работы с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс педагогических достижений Московского района Санкт-Петербурга

«Призвание. Творчество. Успех»

План - конспект мастер – класса

Тема: «Применение биологических тренажеров в рамках тренинговых технологий»

Цельповышение профессиональной компетентности и мастерства педагогов по вопросу применения биологических тренажеров в рамках тренинговых технологий.

Задачи:

- дать представление о биологических тренажерах как эффективном средстве для проверки знаний, отработки решения генетических задач и понятийного аппарата;

- познакомить педагогов с особенностями работы с применением биологических тренажеров;

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование тренажеров в рамках тренинговых технологий в практике работы с детьми.

Оборудование:

- проектор, экран, презентация;

- раздаточный материал в виде шаблонов для создания карточки-тренажера;

- раздаточный материал для рефлексии.

Участники мастер-класса:

педагогический коллектив.

Ход мастер-класса

«Если запастись терпением и проявить старание, 

то посеянные семена знания непременно

 дадут добрые всходы»

Леонардо да Винчи.

Теоретическая часть.

  1. Введение. Роль тренинговых технологий.

В современных образовательных условиях значительно возросла роль тренинговых технологий как системы деятельности, способствующей отработке учебных навыков. Тренинговые технологии в отличие от привычного повторения подразумевают целенаправленные, систематические действия по отработке одного или нескольких видов учебной деятельности. В частности, важна эффективная отработка базовых учебных навыков при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

  1. Постановка проблемы: насыщенность предмета «Биология» научными понятиями, что усложняет усвоение предмета, недостаточное количество генетических задач в учебниках для выработки навыков решения основных типов наследования.
  2. Решение проблемы:

- при проверке знаний,  тренажер позволяет систематизировать основные биологические понятия, что способствует повышению эффективности процесса обучения. Он облегчает овладение основами научного знания, отработку понятийного аппарата, так как материал представлен в концентрированной структурированной форме;

- основное достоинство тренажера отработки решения генетических задач  в виде таблицы - компактность, что позволяет размножить его для использования обучающимися на уроке и дома. На уроках каждый ученик получает свою задачу благодаря таблице – тренажеру.

Практическая часть.

  1. Знакомство с биологическим карточкой - тренажером, ее структурой и применением:

Карточка включает в себя таблицу с 3 вариантами биологических понятий. В каждой строке они составляют одну группу (см. Приложение 1).  После таблицы идут задания:

- фронтальные устные опросы развивают умение сравнивать, обобщать, анализировать;

- фронтальные письменные задания способствуют закреплению и проверке знаний и умений;

- индивидуальный опрос предполагает развернутый ответ ученика, а карточка служит планом ответа.

Карточки биологического тренажера являются универсальными, позволяют организовать и текущее повторение, и подготовку к экзамену по биологии.

 

  1. Знакомство с биологическим тренажером для  решения генетических задач  в виде таблицы, его структурой и применением:

- большое количество вариантов задач (по дигибридному скрещиванию 46 задач), вариативность условий задачи;

- «главное действующее лицо” процесса скрещивания учитель может заменить на любой другой организм (хоть на тех же “Смешариков” из детского мультфильма – это не имеет значения), но признаки и их взаимодействие подбираются в соответствии с организмом и научными данными (см. Приложение 2, 3, 4, 5).  Решение направлено только на вычисление генотипов и фенотипов потомства.

Алгоритм работы с биологическим тренажером.

  1. Создание педагогами карточки – тренажера для работы с понятийным аппаратом  с использованием шаблона (см. Приложение 6):

- определить класс, тему, понятия в которой можно классифицировать;

- заполнить таблицу понятиями по выбранной теме, распределив по группам;

- полностью сформировать вопросы для фронтального устного, фронтального письменного и индивидуального опросов, заполнив шаблон карточки-тренажера.

  1. Создание педагогами тренажера для  решения задач  с использованием шаблона (см. Приложение 7):

- выбрать тему, в которой исходные данные можно комбинировать попарно, заполнить вертикальный столбик данными;

- сформулировать условие задачи, что должен определить ученик в результате решения.

Заключение. В завершение мастер-класса хочется вспомнить цитату, с которой он начинался.   Но произнести ее полностью.

«Если запастись терпением и проявить старание, 

то посеянные семена знания непременно

 дадут добрые всходы.

Ученья корень горек, да плод сладок»

Леонардо да Винчи.

Пожелание педагогам только сладких плодов в их нелегком, но великом труде.

Рефлексия.

На цветных листочках фразы для рефлексии. Педагоги выбирают по цвету листок, заканчивают предложения, осуществляя обратную связь. Фразы для рефлексии:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мастер-класс дал мне для жизни…

мне захотелось…

Приложение 1

Карточка-тренажер

Тема: Вещества клетки

п/п

Характеристика

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

1

Понятие

Клетка

Орган

Вещество

2

Газообразное вещество

Углекислый газ

Кислород

Углекислый газ

3

Вещества

Вода и минеральные соли

Жир

Белок

4

Углевод

Целлюлоза

Глюкоза

Крахмал

Фронтальный устный опрос

1. Объясните, как вы понимаете понятие, указанное в строке 1 вашего варианта.

2. Какое значение в процессе дыхания растений имеет вещество, указанное в строке 2 вашего варианта?

3. К какой группе – неорганических или органических веществ – относят вещество, указанное в строке 3 вашего варианта?

4. Какую роль в растительном организме играет углевод, указанный в строке 4 вашего варианта?

Фронтальный письменный опрос

1. Дайте определение понятию, указанному в строке 1 вашего варианта.

2. Приведите примеры опытов, доказывающих наличие в сосуде вещества, указанного в строке 2 вашего варианта.

3. Докажите, что растительная клетка содержит вещество, указанное в строке 3 вашего варианта.

4. В каких органоидах клетки находится углевод, указанный в строке 4 вашего варианта?

Индивидуальный опрос

1. Проанализируйте материал в таблице и расскажите о газообразных веществах клетки, их значении в процессе дыхания  и воздушном питании.

2. Используя материал таблицы, расскажите об органических веществах клетки.

3. Объясните значение неорганических веществ в растительной клетке.

Приложение 2

Карточка-тренажер для решения задач по дигибридному скрещиванию

Исходные данные: Черная окраска доминирует над белой.

Мохнатая форма доминирует над гладкой.

п/п

Фенотипы самки

Фенотипы самца

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

I

Черная мохнатая особь, гомозиготная по обоим признакам.

9

II

Черная мохнатая особь, гомозиготная только по второму признаку.

1

10

36

III

Черная мохнатая особь, гомозиготная только по первому признаку.

2

11

18

IV

Дигетерозиготная черная мохнатая особь.

3

12

19

25

V

Белая гомозиготная мохнатая особь.

4

13

20

26

31

VI

Белая гетерозиготная мохнатая особь.

5

14

21

27

32

37

VII

Гомозиготная черная гладкая особь.

6

15

22

28

33

38

41

VIII

Гетерозиготная черная гладкая особь.

7

16

23

29

34

39

42

44

IX

Белая гладкая особь.

8

17

24

30

35

40

43

45

46

Задание: 1. Провести скрещивание, определив генотипы родителей по таблице.

                 2.Определить формулы расщепления потомства по генотипу и фенотипу.

                 3. Перечислить, какие законы Менделя проявляются. После решения задачи сделать  

                    вывод, на какой закон была задача.              

Приложение 3

Карточка-тренажер для решения задач по полимерному действию генов (полимерия)

Исходные данные: наследование цвета кожи у человека

п/п

Фенотипы женщины

Фенотипы мужчины

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

I

Негр

9

II

Темный мулат

(ААВв)

1

10

36

III

Темный мулат

(АаВВ)

2

11

18

IV

Средний мулат

(АаВв)

3

12

19

25

V

Средний мулат

(ааВВ)

4

13

20

26

31

VI

Средний мулат

(ААвв)

5

14

21

27

32

37

VII

Светлый мулат

(Аавв)

6

15

22

28

33

38

41

VIII

Светлый мулат

(ааВв)

7

16

23

29

34

39

42

44

IX

Белый

8

17

24

30

35

40

43

45

46

Задание: 1. Провести скрещивание, определив генотипы родителей по таблице.

                 2.Определить формулы расщепления потомства по генотипу и фенотипу.

                 

.              

Приложение 4

Карточка-тренажер для решения задач по наследованию групп крови

(пример кодоминирования)

Исходные данные: наследование групп крови человека

п/п

Фенотипы женщины

Фенотипы мужчины

I

II

III

IV

V

VI

I

I группа крови

1

22

25

II

II группа крови, гомозигота

2

7

23

III

II группа крови, гетерозигота

3

8

12

24

IV

III группа крови, гомозигота

4

9

13

16

V

III группа крови, гетерозигота

5

10

14

17

19

VI

 IV группа крови

6

11

15

18

20

21

Задание: 1. Провести скрещивание, определив генотипы родителей по таблице.

                 2.Определить формулы расщепления потомства по генотипу и фенотипу.

        

Приложение 5

Карточка-тренажер для решения задач по наследованию признаков, сцепленных с полом (гемофилия, дальтонизм)

Исходные данные: признак сцеплен с X хромосомой

п/п

Фенотипы женщины

Фенотипы мужчины

I

II

III

IV

V

VI

I

Женщина здоровая, не носитель заболевания

7

10

II

Женщина здоровая, носитель заболевания

8

11

III

Женщина больная

9

12

IV

Мужчина здоровый

1

3

5

V

Мужчина больной

2

4

6

Задание: 1. Провести скрещивание, определив генотипы родителей по таблице.

                 2.Определить формулы расщепления потомства по генотипу и фенотипу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Тема: Применение информационно - коммуникационных технологий при преподавании русского языка и литературы

В своей методической разработке «Применение информационно - коммуникационных технологий при преподавании русского языка и литературы» я представляю свой практический опыт использования метода проекта ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по применению кейс-технологии при обучении иностранным языкам в образовательных организациях СПО.

Данная методическая разработка представляет собой методические рекомендации по применению кейс-технологии (метода case study) при обучении иностранным языкам в образовательных организациях СПО. Методи...

Методическая разработка по применению в образовательном процессе модульной технологии при изучении спецдисциплины «Организация и управление грузовой и коммерческой работой на железнодорожном транспорте»

       В методической разработке изложена  методика изучения  предмета,    определена технология организации и управления перевозочным процессом, те...

Научно-методическая разработка урока: «Применение информационных технологий на уроках карачаевского языка и литературы»

Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него...

Методическая разработка по применению межпредметных связей. Технология + История. 7 кл.

В методической разработке представлен пример по проведению занятия по предмету Технология (Технический труд. 7 кл. Мальчики). Тема: "Устройство и работа токарного станка СТД-120М",  с использован...

Методическая разработка Тема: «Применение фитнес технологий в школе»

В последние десятилетия актуальной проблемой физического воспитания в школе остается поиск нетрадиционных средств и методов построения и проведения занятий. Для улучшения положения необходима грамотна...

Методическая разработка Тема: Иформационно-коммуникативные технологии как средство интеллектуально-творческого развития личности. Опыт применения интернет - т

Данная  разработка посвящается проблеме применения информационно - коммуникационных технологий  на уроке «Фортепиано». Вот несколько вопросов, затрагиваемых в данной теме:Понятие...