Методическая разработка заданий по формированию естественнонаучной грамотности школьников "Зелёная лаборатория"
методическая разработка по биологии (6 класс)
Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет их функциональная грамотность.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка заданий
по формированию естественнонаучной грамотности школьников
Пояснительная записка
Цель методической разработки: развитие естественнонаучной грамотности учащихся Задачи:
- развитие способности формулировать, применять и интерпретировать науку в разнообразных контекстах.
- совершенствовать способности осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, освоения новых знаний, объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
- понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
- демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.
- проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем.
Актуальность методической разработки: Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет их функциональная грамотность.
В данной методической разработке, предлагаю использование имеющихся знаний для осмысления и понимания явлений и процессов, происходящих в природе
По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности. Ситуации изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно.
Место реализации в образовательном процессе:
Задание: «Зелёная лаборатория» можно использовать при изучении темы «Фотосинтез» в 6 классе
«Зелёная лаборатория»
«Дайте самому лучшему повару сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно -он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрестанно совершается в зелёных листьях растений»
К.А. Тимирязьев.
- Какой процесс совершается в зелёных листьях в высказывании и что необходимо для этого процесса?
Изобретатель паровоза Стефенсон спросил однажды своего приятеля:
Знаешь ли ты, что двигает этот поезд?
-Конечно. Твоё изобретение, -ответил его собеседник.
-Нет. Его двигает солнечный луч, поглощённый зелёным растением сотни миллионов лет назад.
2. Что имел в виду Стефенсон?
Отмирание сосны в больших городах-сигнал опасности и для человека. Наверное, многие замечали, какой жалкий, угнетённый вид имеют старые сосны в больших городах и поблизости от некоторых заводов. У таких деревьев много сухих отмерших веточек, а те, что остались в живых, покрыты короткой, редкой хвоёй. Иногда живой хвои совсем мало. Деревья кажутся больными, совсем погибающими.
- Почему погибают сосны?
Характеристика заданий | |
Задача Зелёная лаборатория | |
Характеристика заданий Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы. Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов Контекст: глобальный Уровень сложности: средний Формат ответа: развёрнутый ответ Объект оценки: Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников | |
Система оценивания | |
1 | Назван процесс и что необходимо для процесса Фотосинтез. Свет, вода, углекислый газ |
0 | Назван процесс, что необходимо для процесса отсутствует. |
Характеристика заданий | |
Задача Зелёная лаборатория | |
Характеристика заданий Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы. Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов Контекст: глобальный Уровень сложности: высокий Формат ответа: развёрнутый ответ Объект оценки: Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников | |
Система оценивания | |
1 | Названы виды топлива и как они образовались. Человек использует ископаемое топливо: каменный уголь, нефть и газ. Эти виды топлива образовались из отмёрших останков древовидных папоротников, мхов. Тысячелетиями они разлагались бактериями без доступа кислорода, слои земли засыпал их, давили и прессовали своей тяжестью |
0 | Названы виды топлива. Как они образовались не указано. Человек использует ископаемое топливо: каменный уголь, нефть и газ. |
Характеристика заданий | |
Задача Зелёная лаборатория | |
Характеристика заданий Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы. Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов Контекст: глобальный Уровень сложности: средний Формат ответа: развёрнутый ответ Объект оценки: Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников | |
Система оценивания | |
1 | Названа причина и объяснение. Это показатель того, что воздух сильно загрязнён газами, которые поступают в атмосферу из заводских труб, из топок. Сернистый газ, проникаю внутрь хвоинок через устьица, вызывает отравление живых тканей. В результате хвоя почти не снабжает дерево органическими веществами |
0 | Названа причина, объяснение отсутствует. Это показатель того, что воздух сильно загрязнён газами, которые поступают в атмосферу из заводских труб, из топок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Задания по формированию коммуникативных УУД на уроках английского языка»
Необходимость формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка является одним из важных факторов развития ключевых компетенций современного ученика. В результате ...
Методическая разработка "Задания по формированию читательской грамоты на уроках истории" 2021г.
Методическая разработка по формированию читательской грамотности на уроках историиПредмет: история России.Тема «Смута в Российском государстве». 7 класс...

Методическая разработка "Задания для формирования УУД на внеклассном занятии по русскому языку в 7 классе".
Задания для формирования УУД, используемые на внеклассном занятии по русскому языку в 7 классе «Этимология – помощница орфографии» ....
Методическая разработка заданий по формированию финансовой грамотности учащихся
Диагностическая работа основана на тексте «Устав о резах» из УМК «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России». «Устав о резах» -...

Авторская методическая разработка «Задание по формированию математической функциональной грамотности для 4 (5) класса»
Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и с...

методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников среди педагогов общеобразовательных организаций «Шестигранник успеха.»
Задание по формированию функциональной грамотности с использованием технологии развития критического мышления и читательской грамотности.На уроке английского языка формирование функциональной гр...

Методическая разработка "Задания по формированию читательской грамотности школьников"
в данной методической разрботке представлены задания по формированию читательской грамотности для учащихся 5 классов....