Методическая разработка заданий по формированию естественнонаучной грамотности школьников "Зелёная лаборатория"
методическая разработка по биологии (6 класс)

Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к  повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет их функциональная грамотность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_zelyonaya_laboratoriya.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка заданий

по формированию естественнонаучной  грамотности школьников

Пояснительная записка

Цель методической разработки:  развитие естественнонаучной  грамотности учащихся Задачи:  

  1. развитие способности  формулировать, применять и интерпретировать науку в разнообразных контекстах.
  2. совершенствовать способности  осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов,  освоения новых знаний,  объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
  3. понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
  4. демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.
  5. проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем.

Актуальность методической разработки: Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к  повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет их функциональная грамотность.

В данной методической разработке, предлагаю использование имеющихся знаний для осмысления и понимания явлений и процессов,  происходящих в природе

По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности. Ситуации изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно.

Место реализации в образовательном процессе:

Задание: «Зелёная лаборатория» можно использовать при изучении темы «Фотосинтез» в 6 классе

«Зелёная лаборатория»

       «Дайте самому лучшему повару сколько угодно солнечного света и целую речку чистой воды и попросите, чтобы из всего этого он приготовил вам сахар, крахмал, жиры и зерно -он решит, что вы над ним смеётесь. Но то, что кажется совершенно фантастическим человеку, беспрестанно совершается в зелёных листьях растений»

К.А. Тимирязьев.

  1. Какой процесс совершается в зелёных листьях  в высказывании и что необходимо для этого процесса?

       Изобретатель паровоза Стефенсон спросил однажды своего приятеля:

Знаешь ли ты, что двигает этот поезд?

-Конечно. Твоё изобретение, -ответил его собеседник.

-Нет. Его двигает солнечный луч, поглощённый зелёным растением сотни миллионов лет назад.

      2.  Что имел в виду Стефенсон?

       Отмирание сосны в больших городах-сигнал опасности и для человека. Наверное, многие замечали, какой жалкий, угнетённый вид имеют старые сосны в больших городах и поблизости от некоторых заводов. У таких деревьев много сухих отмерших веточек, а те, что остались в живых, покрыты короткой, редкой хвоёй. Иногда живой хвои совсем мало. Деревья кажутся больными, совсем погибающими.

  1. Почему погибают сосны?

Характеристика заданий

Задача Зелёная лаборатория

Характеристика заданий

Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы.

Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов  

Контекст: глобальный

Уровень сложности: средний

Формат ответа: развёрнутый ответ

Объект оценки: Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников

Система оценивания

1

Назван процесс и что необходимо для процесса Фотосинтез. Свет, вода, углекислый газ

0

Назван процесс, что необходимо для процесса  отсутствует.

Характеристика заданий

Задача Зелёная лаборатория

Характеристика заданий

Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы.

Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов  

Контекст: глобальный

Уровень сложности: высокий

Формат ответа: развёрнутый ответ

Объект оценки: Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников

Система оценивания

1

Названы виды топлива и как они образовались. Человек использует ископаемое топливо: каменный уголь, нефть и газ. Эти виды топлива образовались из отмёрших останков древовидных папоротников, мхов. Тысячелетиями они разлагались бактериями без доступа кислорода, слои земли засыпал их, давили и прессовали своей тяжестью

0

Названы виды топлива. Как они образовались не указано. Человек использует ископаемое топливо: каменный уголь, нефть и газ.

Характеристика заданий

Задача Зелёная лаборатория

Характеристика заданий

Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы.

Компетентностная область оценки: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов  

Контекст: глобальный

Уровень сложности: средний

Формат ответа: развёрнутый ответ

Объект оценки: Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников

Система оценивания

1

Названа причина и объяснение.  Это показатель того, что воздух сильно загрязнён газами, которые поступают в атмосферу из заводских труб, из топок. Сернистый газ, проникаю внутрь хвоинок через устьица, вызывает отравление живых тканей. В результате хвоя почти не снабжает дерево органическими веществами

0

Названа причина, объяснение отсутствует. Это показатель того, что воздух сильно загрязнён газами, которые поступают в атмосферу из заводских труб, из топок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Задания по формированию коммуникативных УУД на уроках английского языка»

   Необходимость  формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка является одним из важных факторов развития ключевых компетенций современного ученика. В результате ...

Методическая разработка "Задания по формированию читательской грамоты на уроках истории" 2021г.

Методическая разработка по формированию читательской грамотности на уроках историиПредмет: история России.Тема «Смута в Российском государстве». 7 класс...

Методическая разработка "Задания для формирования УУД на внеклассном занятии по русскому языку в 7 классе".

Задания для формирования УУД, используемые на  внеклассном занятии по русскому языку в 7 классе «Этимология – помощница орфографии» ....

Методическая разработка заданий по формированию финансовой грамотности учащихся

Диагностическая работа  основана на тексте «Устав о резах» из УМК «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России». «Устав о резах» -...

Авторская методическая разработка «Задание по формированию математической функциональной грамотности для 4 (5) класса»

Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и с...

методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников среди педагогов общеобразовательных организаций «Шестигранник успеха.»

Задание по формированию  функциональной грамотности с использованием технологии развития критического мышления и читательской грамотности.На уроке английского языка формирование функциональной гр...

Методическая разработка "Задания по формированию читательской грамотности школьников"

в данной методической разрботке представлены задания по формированию читательской грамотности для учащихся 5 классов....