Методическая разработка заданий по формированию естественнонаучной грамотности школьников "Грибы"
методическая разработка по биологии (7 класс)

Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к  повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет их функциональная грамотность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_griby.docx151.87 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка заданий

по формированию естественнонаучной  грамотности школьников

Пояснительная записка

Цель методической разработки:  развитие естественнонаучной  грамотности учащихся Задачи:  

  1. развитие способности  формулировать, применять и интерпретировать науку в разнообразных контекстах.
  2. совершенствовать способности  осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов,  освоения новых знаний,  объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.
  3. понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
  4. демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки  оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества.
  5. проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем.

Актуальность методической разработки: Разработанные задания нацеливают учеников на развитие познавательных способностей, а их развитие ведёт к  повышению успешности в освоении естественнонаучных дисциплин, большую роль в этом играет их функциональная грамотность.

В данной методической разработке, предлагаю использование имеющихся знаний для осмысления и понимания явлений и процессов,  происходящих в природе

По каждой ситуации предлагается серия заданий-задач, требующих определённых интеллектуальных действий разной степени сложности. Ситуации изложены простым, понятным языком, как правило, немногословно.

Место реализации в образовательном процессе:

Задание: «Грибы», может быть использовано на уроках биологии  при изучении темы «Многообразие и значение грибов» в 5 классе, а также применять при изучении темы: «Биогеоценоз», «Совместная жизнь организмов в природном сообществе».

        

Задание «Грибы»

       В конце лета Лена с подружками пошла в лес за грибами. Девочки бродили по лесу наугад, не зная точно, где подвернётся на глаз хороший съедобный гриб. Девочки вспомнили, что на уроке биологии учительница рассказывала, что, например, подосиновик следует искать под осинами. Однако красные шляпки подосиновиков нередко красовались и среди берёзового леса. Да и встречались грибы не под самыми деревьями, а в стороне и поодаль-где попало. Как тут разберёшь, где же они растут?  

       На суходольном лугу девочки встретили луговые опёнки. Ещё за несколько шагов на зелени луга они увидели серовато-жёлтые пятна грибных шляпок. Перед ними оказалась стайка небольших, изящных грибков на тонких стройных ножках с широкополыми желтовато-кожистыми шляпками. Девочки присмотрелись и увидели целый хоровод!

       Грибы с низко надвинутыми и лихо приподнятыми и заломленными шляпками образовали на лужайке замкнутый круг. И казалось, что им недостаёт только рук, чтобы начать весёлые хороводные пляски. Такое зрелище девочкам показалось странным. Почему и как построились в круг луговые опёнки?

Задача. 1 : «Дружба с корнем»

«Я делывал с ними грибные набеги:https://avatars.mds.yandex.net/i?id=513471dad0c22c527ad027249774be3549f0c106-9843161-images-thumbs&n=13

Раскапывал листья, обшаривал пни…»

                                     Н.А. Некрасов


        Есть виды грибов, очень разборчивых к древесным породам. Известно, что белые грибы, подберёзовики, подосиновики, рыжики и другие строго приурочены к отдельным породами деревьев. Грибы не просто растут по соседству с избранными ими деревьями. Соседство оказалось более тесное.

Как называется такое соседство?

Что даёт грибокорень дереву, а что дерево грибокорню?

Задача. 2 : «Сотрудничество с зелёным миром»

«Наш русский лес очень нуждается в друзьях охранителях»https://avatars.mds.yandex.net/i?id=18334fac9e27539285cd6988920fe0f6ed5ef792-10808983-images-thumbs&n=13

                                                                                Д.Кайгородов

        Долгое время грибы считались непонятными и ненужными в природе дармоедами, живущими на готовеньком, за счёт других растений и животных. Учёные узнали правду о грибах. Перед ними раскрылась удивительная картина. Грибы, неспособные прокормить самих себя, вдруг оказались очень нужными и полезными, неутомимыми работниками.

Какова роль грибов в жизни леса?

Задача. 3 : «Ведьмины круги»https://stihi.ru/pics/2021/10/13/5595.jpg

«Известно ли вам, как старик подосиновик

В траву загоняет свою детвору.

Как в жёлтых платочках и ярко-малиновых

Ведут хоровод сыроежки в бору?»

                                             А. Коваленков.

        Люди давно знают, что не только луговые опёнки, но и другие шляпочные грибы вырастают кругами. Однако очень долгое время ни грибники-практики, ни учёные исследователи не знали истинной причины этих странных грибных хороводов. Естественных причин не находилось - придумывали небылицы. Суеверным людям мерещилось, что грибные круги устраивает «нечистая сила». Так в Голландии крестьяне всерьёз считали, что в грибных кругах по ночам черти взбивают масло, а от травы, взятой с грибных кругов, получается плохое молоко. В Швеции с древних времён грибные круги считались местами хранения заколдованных кладов. В Германии смотрели на грибные круги как на места пляски «ведьм».

        Нередко в старину учёные и сами верили в сказки о чертях и ведьмах и сочиняли небылицы о «ведьминых кругах». Но прошли столетия, прежде чем учёным удалось выяснить эту скрытую от глаз людей грибную тайну.

В чём разгадка тайны?

Почему в середине грибных кругов не растёт трава?

Характеристика заданий и система оценивания

Задание: Грибы

Задача:  «Дружба с корнями»

Характеристика заданий

Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы.

Компетентностная область оценки: Научное объяснение явлений;

Контекст: глобальный

Уровень сложности: средний

Формат ответа: развёрнутый ответ

Объект оценки: вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные

знания для объяснения явления

Система оценивания

2

Дан ответ на 1 и 2 вопрос.

  1. Гриб и корень срастаются в грибокорень-микоризу.
  2. Грибокорень добывает дереву своими нитями влагу и минеральные вещества из почвы, а грибница получает готовую пищу, добытую древесными корнями.

1

Дан ответ  на 1 вопрос

0

Ответ не дан

Характеристика заданий

Задача: «Сотрудничество с зелёным миром»

Характеристика заданий

Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы.

Компетентностная область оценки: Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов;

Контекст: глобальный

Уровень сложности: высокий

Формат ответа: развёрнутый  ответ

Объект оценки: Оценивать c научной точки зрения аргументы и доказательства из различных источников

Система оценивания

2

Дан полный ответ с пояснениями

  1. Готовят пищу для корней растений. Микориза превращает почвенные органические вещества в азотистые соединения, усваиваемые деревьями, одновременно получая от клеток их корней необходимые для развития грибницы органические соединения.
  2. Грибы доставляют готовую пищу в корни при помощи микоризы Установлено, что многие древесные и кустарниковые породы плохо растут при отсутствии на них корнях микоризы. Одно из важнейших свойств микоризы - увеличение ею всасывающей поверхности корней, которая у дерева мала по сравнению с испаряющей поверхностью листьев.
  3. Участвуют в почвообразовательном процессе. Превращают мёртвые остатки в строительный материал для живых растений

1

В ответе указаны все пункты и дано одно пояснение

0

В ответе указано только пункты, пояснения отсутствуют

Характеристика заданий

Задача: «Ведьмины круги»

Характеристика заданий

Содержательная область оценки содержательное знание; живые системы.

Компетентностная область оценки: Научное объяснение явлений;

Контекст: глобальный

Уровень сложности: высокий

Формат ответа: развёрнутый ответ

Объект оценки: делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления.

Система оценивания

2

Дан ответ и полное объяснение на 1 и 2 вопросы

  1. Грибница потребляет большое количество питательных веществ, но нити её не все одинаково питаются. Внутренние нити в середине грибницы быстро истощают почву, им некуда расти, и они постепенно отмирают. Наружные, наоборот, растут во все стороны, на соседние, свободные места. Они питаются с избытком, на них и вырастают грибы.
  2. Там, где растут грибницы, ни пищи,  ни воды не хватает, поэтому трава не растёт.

1

Дан ответ на два вопроса , пояснение отсутствует

0

Ответ дан  на один из двух вопросов.

Список литературы

Хрестоматия по ботанике.  Составитель Е. А. Алешко.  Издательство: «Министерство Просвещения РСФСР»  Москва. 1960

Т.Г. Зорина «Школьникам о лесе» Издательство: «Лесная промышленность», Ленинград. 1971

Н. Верзилин «По следам Робинзона. Сады и парки» Издательство: «Детская литература», Москва. 1964


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Задания по формированию коммуникативных УУД на уроках английского языка»

   Необходимость  формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка является одним из важных факторов развития ключевых компетенций современного ученика. В результате ...

Методическая разработка "Задания по формированию читательской грамоты на уроках истории" 2021г.

Методическая разработка по формированию читательской грамотности на уроках историиПредмет: история России.Тема «Смута в Российском государстве». 7 класс...

Методическая разработка "Задания для формирования УУД на внеклассном занятии по русскому языку в 7 классе".

Задания для формирования УУД, используемые на  внеклассном занятии по русскому языку в 7 классе «Этимология – помощница орфографии» ....

Методическая разработка заданий по формированию финансовой грамотности учащихся

Диагностическая работа  основана на тексте «Устав о резах» из УМК «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России». «Устав о резах» -...

Авторская методическая разработка «Задание по формированию математической функциональной грамотности для 4 (5) класса»

Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Но большинство экспертов считает, что куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и с...

методическая разработка заданий по формированию функциональной грамотности школьников среди педагогов общеобразовательных организаций «Шестигранник успеха.»

Задание по формированию  функциональной грамотности с использованием технологии развития критического мышления и читательской грамотности.На уроке английского языка формирование функциональной гр...

Методическая разработка "Задания по формированию читательской грамотности школьников"

в данной методической разрботке представлены задания по формированию читательской грамотности для учащихся 5 классов....