Педагогическая разработка урока по биологии для учащихся 9-го класса Влияние токсических веществ на развитие организма
план-конспект занятия по биологии (9 класс)

Формирование понимания значения таксических реакций в жизнедеятельности организмов, особенностей влияния различных факторов внешней среды на рост и развитие живых существ.

o    Познакомить обучающихся с основными видами таксисов и механизмами реакции клеток на внешние раздражители.
o    Показать связь между воздействием внешних факторов и процессами развития организма.
o    Способствовать развитию аналитических способностей и умения обобщать материал.

Воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью и здоровому образу жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая разработка урока по биологии

для учащихся 9-го класса

Тема: «Влияние таксических веществ на развитие организма»

Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала и закрепления пройденного.

Цель урока:

Формирование понимания значения таксических реакций в жизнедеятельности организмов, особенностей влияния различных факторов внешней среды на рост и развитие живых существ.

Задачи урока:

  • Познакомить обучающихся с основными видами таксисов и механизмами реакции клеток на внешние раздражители.
  • Показать связь между воздействием внешних факторов и процессами развития организма.
  • Способствовать развитию аналитических способностей и умения обобщать материал.
  • Воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью и здоровому образу жизни.

Методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный метод (лекция).
  • Частично-поисковый метод (работа с текстом учебника и наглядностью).
  • Практический метод (решение биологической задачи).

Основные понятия:

  • Таксис — направленное движение клетки или организма относительно химического вещества или физического фактора.
  • Хемотаксис — реакция движения клеток или микроорганизмов в сторону увеличения концентрации определенного химического соединения.
  • Фототаксис — перемещение клеток или животных в направлении света или от него.
  • Геотропизм — ориентация органов растений относительно силы тяжести.

Материалы и оборудование:

  • Учебник по биологии для 9-го класса.
  • Таблицы и схемы иллюстрирующие различные типы таксиса.
  • Презентация PowerPoint.
  • Гербарий семян и проростков растений.

Планируемые образовательные результаты:

По завершении урока учащиеся смогут:

  • Определять основные виды таксических реакций.
  • Понимать механизмы воздействия внешних факторов на процессы роста и развития организмов.
  • Приводить конкретные примеры проявления таксических реакций у разных групп организмов.

Структура урока:

I. Организационная часть:Проверка посещаемости и готовность учащихся к уроку.

II. Проверка домашнего задания:Краткий опрос по предыдущему материалу («Роль гормонов в организме человека»).

III. Мотивация и постановка целей урока:Проблемная ситуация: Почему растения поворачиваются к источнику света? Разъяснение цели и задач урока.

IV. Основная часть урока: изучение нового материала.

  1. Определение понятий:Учитель вводит понятие таксиса, объясняет различия между положительным и отрицательным таксисом.
  2. Классификация таксисов:Рассматриваются разные виды таксисов (фототаксис, хемотаксис, геотропизм), приводятся примеры из живой природы.
  3. Механизмы таксических реакций:Рассказывается о молекулярных механизмах восприятия сигналов клеткой и формирования двигательной реакции.
  4. Практическое применение знания:Решение биологической задачи о движении бактерий к пищевым веществам.

V. Закрепление изученного материала:Работа с учебником и таблицами. Выполнение заданий на определение типа таксической реакции.

VI. Подведение итогов урока:Обобщение изученного материала, формулировка выводов.

VII. Домашнее задание:Подготовить сообщение о конкретном виде таксиса у какого-либо животного или растения.


Пример биологической задачи:

Почему бактерии Escherichia coli активно перемещаются в среде с высоким содержанием глюкозы?

Решение:Хемотаксические реакции позволяют бактериям двигаться в сторону высокой концентрации питательных веществ (глюкозы). Благодаря специальным рецепторам бактерии способны ощущать градиент концентраций и менять направление движения соответственно увеличению количества пищи. Это обеспечивает наиболее эффективное использование ресурсов окружающей среды и способствует росту популяции бактерий.


Данная педагогическая разработка позволяет эффективно организовать образовательный процесс, обеспечивая прочное усвоение учебного материала и формирование целостного представления о роли таксических реакций в развитии организмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных приборов» Учитель биологии Викулова Е.В.

Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием  технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных  приборов»...

Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"

Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...

Методическая разработка урока по биологии "Опорно-двигательная система", 8 класс

Данная разработка поможет учителю пиготовится к уроку и ученику самостоятельно изучить тему, если он пропустил занятие. Тип данного урока-обобщающий. Задачи урока:обобщить и систематизировать знания, ...

Разработка урока по биологии "Нормы питания" + презентация 8 класс

Цель:           Обобщить знания по теме обмен веществ; сформулировать понятия об основном и общем обмене, энергетической емкости пищи и рациональном п...

Методическая разработка урока по биологии и географии для 7 класса на тему "Жизнь организмов на разных материках"

Методическая разработка урока снабжена рабочими листами с заданиями для учащихся. Предусмотрена работа в малых группах....

Влияние таксических веществ на развитие организма

Формирование понимания значения таксических реакций в жизнедеятельности организмов, особенностей влияния различных факторов внешней среды на рост и развитие живых существ....