Педагогическая разработка урока по биологии для учащихся 9-го класса Влияние токсических веществ на развитие организма
план-конспект занятия по биологии (9 класс)
Формирование понимания значения таксических реакций в жизнедеятельности организмов, особенностей влияния различных факторов внешней среды на рост и развитие живых существ.
o Познакомить обучающихся с основными видами таксисов и механизмами реакции клеток на внешние раздражители.
o Показать связь между воздействием внешних факторов и процессами развития организма.
o Способствовать развитию аналитических способностей и умения обобщать материал.
Воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью и здоровому образу жизни.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Педагогическая разработка урока по биологии
для учащихся 9-го класса
Тема: «Влияние таксических веществ на развитие организма»
Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала и закрепления пройденного.
Цель урока:
Формирование понимания значения таксических реакций в жизнедеятельности организмов, особенностей влияния различных факторов внешней среды на рост и развитие живых существ.
Задачи урока:
- Познакомить обучающихся с основными видами таксисов и механизмами реакции клеток на внешние раздражители.
- Показать связь между воздействием внешних факторов и процессами развития организма.
- Способствовать развитию аналитических способностей и умения обобщать материал.
- Воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью и здоровому образу жизни.
Методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный метод (лекция).
- Частично-поисковый метод (работа с текстом учебника и наглядностью).
- Практический метод (решение биологической задачи).
Основные понятия:
- Таксис — направленное движение клетки или организма относительно химического вещества или физического фактора.
- Хемотаксис — реакция движения клеток или микроорганизмов в сторону увеличения концентрации определенного химического соединения.
- Фототаксис — перемещение клеток или животных в направлении света или от него.
- Геотропизм — ориентация органов растений относительно силы тяжести.
Материалы и оборудование:
- Учебник по биологии для 9-го класса.
- Таблицы и схемы иллюстрирующие различные типы таксиса.
- Презентация PowerPoint.
- Гербарий семян и проростков растений.
Планируемые образовательные результаты:
По завершении урока учащиеся смогут:
- Определять основные виды таксических реакций.
- Понимать механизмы воздействия внешних факторов на процессы роста и развития организмов.
- Приводить конкретные примеры проявления таксических реакций у разных групп организмов.
Структура урока:
I. Организационная часть:Проверка посещаемости и готовность учащихся к уроку.
II. Проверка домашнего задания:Краткий опрос по предыдущему материалу («Роль гормонов в организме человека»).
III. Мотивация и постановка целей урока:Проблемная ситуация: Почему растения поворачиваются к источнику света? Разъяснение цели и задач урока.
IV. Основная часть урока: изучение нового материала.
- Определение понятий:Учитель вводит понятие таксиса, объясняет различия между положительным и отрицательным таксисом.
- Классификация таксисов:Рассматриваются разные виды таксисов (фототаксис, хемотаксис, геотропизм), приводятся примеры из живой природы.
- Механизмы таксических реакций:Рассказывается о молекулярных механизмах восприятия сигналов клеткой и формирования двигательной реакции.
- Практическое применение знания:Решение биологической задачи о движении бактерий к пищевым веществам.
V. Закрепление изученного материала:Работа с учебником и таблицами. Выполнение заданий на определение типа таксической реакции.
VI. Подведение итогов урока:Обобщение изученного материала, формулировка выводов.
VII. Домашнее задание:Подготовить сообщение о конкретном виде таксиса у какого-либо животного или растения.
Пример биологической задачи:
Почему бактерии Escherichia coli активно перемещаются в среде с высоким содержанием глюкозы?
Решение:Хемотаксические реакции позволяют бактериям двигаться в сторону высокой концентрации питательных веществ (глюкозы). Благодаря специальным рецепторам бактерии способны ощущать градиент концентраций и менять направление движения соответственно увеличению количества пищи. Это обеспечивает наиболее эффективное использование ресурсов окружающей среды и способствует росту популяции бактерий.
Данная педагогическая разработка позволяет эффективно организовать образовательный процесс, обеспечивая прочное усвоение учебного материала и формирование целостного представления о роли таксических реакций в развитии организмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных приборов» Учитель биологии Викулова Е.В.
Урок по биологии для учащихся 5 –х классов с использованием технологии Дальтон лаборатория «Устройство увеличительных приборов»...
Методическая разработка урока по биологии по теме "Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся"
Тема: Сравнительная характеристика класса Земноводные и класса Пресмыкающиеся. Тип урока: обобщающийФорма проведения: игровая (разноуровневое обучение, работа вгруппах, обучение в сотрудничестве)...

Методическая разработка урока по биологии "Опорно-двигательная система", 8 класс
Данная разработка поможет учителю пиготовится к уроку и ученику самостоятельно изучить тему, если он пропустил занятие. Тип данного урока-обобщающий. Задачи урока:обобщить и систематизировать знания, ...

Разработка урока по биологии "Углеводы и липиды" 9 класс (проектная деятельность)
Урок для 9 класса разработан с элементами ФГОС...

Разработка урока по биологии "Нормы питания" + презентация 8 класс
Цель: Обобщить знания по теме обмен веществ; сформулировать понятия об основном и общем обмене, энергетической емкости пищи и рациональном п...

Методическая разработка урока по биологии и географии для 7 класса на тему "Жизнь организмов на разных материках"
Методическая разработка урока снабжена рабочими листами с заданиями для учащихся. Предусмотрена работа в малых группах....
Влияние таксических веществ на развитие организма
Формирование понимания значения таксических реакций в жизнедеятельности организмов, особенностей влияния различных факторов внешней среды на рост и развитие живых существ....