Конспект урока Наземно-воздушная среда обитания
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Остапчук Анастасия Витальевна

Комплект для урока в 5 классе по теме: " Наземно-воздушная среда обитания " 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nazemnr-vozdushnaya_sreda_obitaniya.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № Класс 5 предмет Биология дата

ТЕМА: «Наземно-воздушная среда обитания »

Цель урока: изучить приспособления растений и животных к разнообразным условиям наземно-воздушной среды обитания.

Планируемые результаты

Предметные: называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде обитания; выделять характерные черты организмов, обитающих в разных условиях наземно-воздушной среды, описывать приспособления.

Метапредметные УУД

Регулятивные: умеют ставить цели урока, планировать свою деятельность, достигать результата в процессе учебной деятельности, умеют организовывать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам.

Познавательные: уметь работать с учебником и преобразовывать информацию из одной формы в другую, устанавливать причинно-следственные связи между особенностями строения растений и животных и их условиями обитания.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для решения поставленной задачи, вступают в диалог, аргументируют свою точку зрения, приводят примеры.

Личностные: -развить умение работать с различными источниками информации, развить умение сравнивать, анализировать, делать вывод.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, карточки с самооцениванием, презентация.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Приветствие. Позитивный настрой на продуктивную работу.

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  2. Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица!
  3. Нам предстоит очень серьезная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли
  4. задуманное осуществится… Для этого мне понадобиться ваша помощь.
  5. Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество в группе и
  6. творческий подход к делу. Вы готовы? Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых
  7. людей!
  8. Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица!
  9. Нам предстоит очень серьезная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли
  10. задуманное осуществится… Для этого мне понадобиться ваша помощь.
  11. Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество в группе и
  12. творческий подход к делу. Вы готовы? Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых
  13. людей!

Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень серьезная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится… Для этого мне понадобиться ваша помощь.

– Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество в группе и творческий подход к делу. Вы готовы? Спасибо, я уважаю смелых и отзывчивых людей!

  1. Актуализация знаний

СЛАЙД 1, 2

Да, прошлом уроке мы с вами изучали тему «Водная среда обитания». Поверим ваши знания.

Игра «Убери лишнее» с целью актуализации знаний по теме. Работают в парах.

А) Воробей, медуза, дельфин, рыба

Б) Ламинария, ромашка, ряска, кувшинка

В) Карп, осьминог, касатка, заяц

СЛАЙД 3

Одну среду мы с вами уже изучили. Чтобы определить тему сегодняшнего урока, посмотрите на картинку, и ответьте на вопрос: «Что объединяет всех этих животных?» Вы догадались, о чём идёт речь?

Рассмотрите картинки и подумайте:

- Каким организмам будет посвящена тема урока? Приведите свои примеры.

- Кто готов сформулировать цель урока? (запись темы урока в листе)

В конечном итоге учащиеся должны выйти на тему урока «Наземно-воздушная среда жизни.».

  1. Первичное усвоение новых знаний.

СЛАЙД 6

Характеристика наземно-воздушной среды:

  1. Низкая плотность воздуха
  2. Подвижность воздушных масс
  3. Низкое давление
  4. Газовый состав
  5. Почва и рельеф
  6. Дефицит воды
  7. Температурный режим

СЛАЙД 7

#1057;остав и перемещение воздуха

Чем окружены организмы в наземно-воздушной среде? Стр.108 1 абзац

Роль

Кислород ?-нужен для дыхания

Углекислый газ ?-используется зелёными растениями

Азот?-входит в состав белков

СЛАЙД 8

#1057;остав и перемещение воздуха

Быстрое перемещение воздуха по горизонтали над земной и водной поверхностью называют ветром

Образование ветра связано с неравномерным нагреванием поверхности и вращением Земли

СЛАЙД 9

Сочетание температуры и влажности воздуха, облачность, осадки, направление ветра называют погодой

Характерные для определённой местности многолетние сезонные изменения погоды называют климатом

? Какой бывает климат?

Стр.109 1 абзац

СЛАЙД 10

Климат может быть сухим, влажным, тёплым, холодным, умеренным

В тёплом и влажном климате богатый растительный и животный мир

СЛАЙД 11

#1055;лотность воздуха низкая

Приспособления к низкой плотности: стр.109 2 абзац

1.

2.

СЛАЙД 12

#1055;лотность воздуха низкая

Приспособления к низкой плотности: стр.109 2 абзац

1. У животных-скелет

2. У растений-опорные ткани, древесина

СЛАЙД 13

Низкая плотность воздуха

Облегчает передвижение животных

Многие наземные виды способны к полету.

У таких организмов изменены передние конечности, развиты грудные мышцы

СЛАЙД 14

#1044;авление воздуха

Давление воздушной оболочки на земную поверхность называют атмосферным давлением.

Оно часто изменяется в зависимости от места и времени. Обычно атмосферное давление снижается в пасмурную погоду и повышается в солнечную. В горах атмосферное давление ниже, чем на уровне моря

СЛАЙД 15

Низкое давление

Все обитатели суши чувствительны к сильным перепадам давления.

Животные и растения приспособились к жизни в условиях низкого атмосферного давления

СЛАЙД 16

#1057;ветовой режим

Свет необходим всем живым организмам. Особенно растениям.

Стр. 110 абзац 5,6,7

Найдите как растения можно разделить по отношению к свету

СЛАЙД 17

#1057;ветовой режим

Растения:

светолюбивые(земляника, берёза, сосна)

теневыносливые(лещина, черника, ландыш)

тенелюбивые(зелёные мхи, кислица, майник двулистный)

СЛАЙД 18

#1057;ветовой режим

Животных так же различают по отношению к свету

Стр. 111 абзац 2

Найдите как животных можно разделить по отношению к свету

СЛАЙД 19

#1057;ветовой режим

Животные: дневные и ночные

СЛАЙД 20

#1058;епловой режим

Воздух плохой теплоизолятор и обладает низкой теплоёмкостью. Поэтому температура воздуха может быстро меняться на больших пространствах.

Постоянен только в тропических зонах земли

В других местах сильно меняется по сезонам года и в течение суток

СЛАЙД 21

#1058;епловой режим: приспособления

Смена времён года влияет на растения

СЛАЙД 22

5 .Тепловой режим: приспособления

Смена времён года влияет на животных (спячка)

СЛАЙД 23

5 .Тепловой режим: приспособления

Растения засушливых мест (опушение, видоизменения листьев)

СЛАЙД 24,25

5 .Тепловой режим: приспособления

4. У животных (стр.112 3,4 абзац)

А )тёмная окраска насекомых в Арктике

Б) светлая окраска насекомых в жарком климате

В) большое количество жира

Г) густой волосяной покров

Д) жизнь в снежном покрове.

СЛАЙД 26

  • Количество кислорода О2 Много
  • Количество воды Н2О Мало
  • Колебания температуры t Высокие
  • Освещенность Высокая
  • Плотность Низкая

5. ФИЗМИНУТКА

А теперь ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

6 . Первичное проверка понимания.

Фронтальный опрос

7. Первичное закрепление

Рабочий лист

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Параграф 17 – прочитать

Стр. 112 – вопросы Проверьте себя – устно

Стр. 112 – Подумайте – письменно

Стр. 113 – Моя лаборатория - прочитать

9 ) Рефлексия

В о п р о с ы:

Добился ли ты цели на уроке?

Да

Нет

10 ) Подведение итогов урока

Анализ результатов урока, оценка работы учащихся. Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения «Три среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания».

Урок природоведения для 5 класса.Цели и задачи:-способствовать формированию представлений о среде обитания, необходимой для жизни организмов;-выявить особенности каждой среды обитания;-определить, как...

Урок по теме: "Среды обитания организмов. Факторы среды"

Урок по теме "Среды обитания организмов. Факторы среды" .для учащихся 5 класса, является вводым уроком в разделе "Среды жизни"...

План - конспект "открытого" урока по теме "Среда обитания животных. Степени сравнения имён прилагательных".

Этот урок предназначен для обучающихся 4 класса, которые изучают английский язык по учебнику "Английский с удовольствием". Это урок обобщения и систематизации знаний. С помощью этого урока можно проко...

Движение в наземно-воздушной, водной среде

Формы движения, черты приспособленности к разным видам движения...