Открытый урок по биологии Тема урока: «Витамины».
план-конспект урока по биологии
Открытый урок по биологии
Тема урока: «Витамины».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 243.5 КБ |
Предварительный просмотр:
,
Открытый урок по биологии
Тема урока: «Витамины».
Тип урока: комбинированный
Цель: систематизация полученных знаний о витаминах.
Задачи:
- повторить, углубить и обобщить знания учащихся по данной теме ;
- научить самостоятельно работать с текстом, рисунками и таблицами, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию. Логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций.
- выработать дух коллективизма, стремление к знаниям и умение работать в группе.
Планируемые результаты:
- предметные: знание о витаминах и их роль в организме человека, содержание витаминов Д, А, В, С в пищевых продуктах и о тяжелых заболеваниях, связанных с витаминами.
- метапредметные: умение работать с текстом учебника, рисунками и таблицами.
- личностные: развитие любознательности, стимулирование интереса к формированию ЗОЖ.
Оборудование и материалы: мультимедийный компьютер, презентация, муляжи (овощи и фрукты), корзина со свежими овощами и фруктами, таблица «Витамины».
Основные понятия, изучаемые на уроке: «витамины», водорастворимые и жирорастворимые витамины, «авитаминоз», гиповитаминоз», «гипервитаминоз», «куриная слепота», «бери-бери», «цинга», «рахит».
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Парты в классе расставлены для работы по группам. Ученики разделяются на 2 группы (города витаминов):
1 город: «Витамин А»
2 город: «Витамин В»
3 город: «Витамин С»
4 город «Витамин Д»
За каждый вид задания жители городов получают баллы, а самое интересное: каждый город в конце урока получит свой клад.
Без витаминов жить нельзя!
Они – надежные друзья!
Добрый день, ребята! Чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты, сжатием ладони. Всем вам желаю плодотворной работы, добра и здоровья. Рассаживаемся и начинаем наш урок. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на мою корзину. Глядя на корзину, что вы можете сказать? Овощи и фрукты. Чем богаты овощи и фрукты? Витаминами. Кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей, пища должна содержать так же органические соединения, получившие названия витамины. Что такое витамины? Записываем определение в тетрадь. Витамины- биологически активные вещества, синтезирующиеся в организме или поступающие с пищей, которые в малых количествах необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятельности организма. Сейчас мы совершим путешествие в страну витаминов. Побываем в четырех городах- «Витамины А, В, С и Д». Жители городов, путешествуя, выполняют несколько видов заданий.
КЛАССИФИКАЦИЯ
ВОДОРАСТВОРИМЫЕ ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ
Витамин В1 – тиамин Витамин А – ретинол
Витамин В2 – рибофлавин Витамин D – кальциферол
Витамин В6 – пиридоксин Витамин Е – токоферол
Витамин В12 – цианокобаламид Витамин К – филлохинон
Витамин С – аскорбиновая кислота
Станция № 1 «Историческая»
История открытия витаминов. (Просмотр видеоролика – «Витамины и их роль в организме человека») – 3 минуты.
- Витамины открыты русским ученым Н. И. Луниным в 1881 году.
- Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название – от латинского "vita" - "жизнь.
- Сейчас известно около 50 видов витаминов. Известно, что для нормальной жизни человека необходимо около 20 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита: A, B, C, D и цифрами, определяющими порядок открытия витаминов данной группы – В1, В2, В6, В12 и др.
- В организме они, как правило, не откладываются, а их избытки выводятся органами выделения.
- Наибольшее количество витаминов имеется в растительных продуктах, но некоторые содержатся только в животных продуктах.
- Гиповитаминоз – нехватка витаминов в организме.
- Гипервитаминоз – избыток витаминов в организме.
- Авитаминоз – полное отсутствие витаминов.
Станция № 2 «Табличная»
Жители городов – витаминов А, В, С, Д заполняют таблицу, используя учебник и схему. На ваших столах имеются карточки.
Название, суточная потребность | Значение | Признаки авитаминоза | Пищевые продукты, содержащие витамины |
Станция № 3 «Угадай»
Жители городов – витаминов А, В, С, Д заполняют таблицу, используя учебник и схему. На ваших столах имеются карточки с заданиями.
Вы должны как можно больше узнать о своем городе-витамине.
Название, суточная потребность | Значение | Признаки авитаминоза | Пищевые продукты, содержащие витамины |
1-2 мг | Влияет на рост и развитие организма | Задерживает рост и развитие организма, снижается сопротивляемость организма к инфекциям, заболевание «куриная слепота» | Морковь, красный перец, яичный желток, рыбья икра, масло, помидоры, молоко |
2-3 мг | Участвует в обмене белков, жиров, углеводов | Заболевание «бери-бери», при котором теряется аппетит, наблюдается раздражительность, нарушение деятельности нервной системы | Черный хлеб, овсяная крупа, яичный желток, дрожи, печень, шпинат |
75-90 мг | Регулирует обмен белков и углеводов, повышает иммунитет | Заболевание цинга, кровоточивость десен, выпадают зубы, утомляемость, слабость | Черная смородина, лимон, шиповник, капуста |
0,02-0,05 мг | Участвует в обмене фосфора и кальция | Выведение кальция и фосфора из костей, нарушение процессов формирования костей, их деформации - рахиту | Рыбий жир, образуется в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца |
Название, суточная потребность | Значение | Признаки авитаминоза | Пищевые продукты, содержащие витамины | |
А | 1-2 мг | Влияет на рост и развитие организма | Задерживает рост и развитие организма, снижается сопротивляемость организма к инфекциям, заболевание «куриная слепота» | Морковь, красный перец, яичный желток, рыбья икра, масло, помидоры, молоко |
В | 2-3 мг | Участвует в обмене белков, жиров, углеводов | Заболевание «бери-бери», при котором теряется аппетит, наблюдается раздражительность, нарушение деятельности нервной системы | Черный хлеб, овсяная крупа, яичный желток, дрожи, печень, шпинат |
С | 75-90 мг | Регулирует обмен белков и углеводов, повышает иммунитет | Заболевание цинга, кровоточивость десен, выпадают зубы, утомляемость, слабость | Черная смородина, лимон, шиповник, капуста |
D | 0,02-0,05 мг | Участвует в обмене фосфора и кальция | Выведение кальция и фосфора из костей, нарушение процессов формирования костей, их деформации - рахиту | Рыбий жир, образуется в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца |
Станция № 4 «Кроссвордная»
Найти ключевое слово.
1. Полное отсутствие витаминов в организме.
2. Болезнь, вызываемая при недостатке витамина С.
3. Нехватка витаминов в организме.
4. Болезнь, вызываемая при недостатке витамина D.
5. Овощ, содержащий витамин А.
6. Избыток витаминов в организме.
7. Ученый, который назвал витамины жизненно-важными веществами.
Станция №5 «Парк отдыха»
Первый – А витамин,
Руки вверх мы поднимаем.
Второй – В витамин,
Руки мы опускаем.
Третий – витамин С,
Теперь руки разведем.
Четвертый – D витамин,
И скорей к себе прижмем.
Сядем тихо-тихо
И продолжим наш урок.
Станция № 6 «Определительная»
На столе лежат муляжи и свежие овощи, фрукты и продукты. Определить, какие витамины содержатся в данных овощах, фруктах и продуктах.
Станция № 7 «Задача»
ЗАДАЧА 1 . При исследовании сыворотки крови ребенка обнаружено понижение содержания фосфата кальция. Отмечено также варусное положение нижних конечностей(ноги колесом), замедленное прорезывание зубов, позднее закрытие родничка, асимметрия головы. На какое заболевание указывают эти отклонения? Как проводится профилактика этого заболевания?
ОТВЕТ: Указанные изменения в сыворотке крови свидетельствуют о рахите (авитаминозе витамина D). Для профилактики используется УФО облучение (провитамин D → витамин D), т.е. пребывание ребёнка на солнце, употребление пищи, богатой витамином D (сливочное масло, яйца, молоко, печень морских рыб).
ЗАДАЧА 2. К окулисту обратился больной, 55 лет, с жалобами на появление трудностей с управлением автомобилем в ночное время, на внезапные расстройства зрения при плохом освещении. В то же время дневное зрение остается нормальным. Питание нерегулярное. На какое заболевание указывают эти отклонения? Как проводится профилактика этого заболевания?
ОТВЕТ: Предполагаемая причина – гемералопия («куриная слепота»). В ее основе – гиповитаминоз витамина А (ретинола). Для профилактики нужно употреблять пищу, богатую витамином А(печень, сыр, сливочное масло, морковь, красный перец, тыкве, помидоры.
Станция № 8 «Есть ли у меня авитаминоз?»
- Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?
А – да Б- нет
2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?
А – да Б – нет
3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?
А – да Б – нет
4. Свойственны ли вам весной раздражительность, утомляемость?
А – да Б – нет
5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?
А – да Б – нет
6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?
А – да Б – нет
7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?
А – да Б – нет
8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?
А – да Б – нет
9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?
А – да Б – нет
10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?
Подсчет результатов.
За каждый ответ «А» - 1 балл,
за каждый ответ «Б» - 0 баллов
0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.
1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.
3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.
6– 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.
9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни.
Все тексты - задания на экране. Время выполнения 2 – 3 минуты. Проверка: ответы появляются на слайдах.
Большую роль в сохранении витаминов играет правильное приготовление пищи.
Правила приготовления пищи, обеспечивающие сохранение витаминов.
1.Овощи очищать и нарезать перед варкой или употреблением.
2.Закладывать овощи в кипящую воду, варить недолго в эмалированной посуде под крышкой.
3.Овощные блюда употреблять сразу же после приготовления, длительному хранению они не подлежат.
4.Для лучшего усвоения продукты, содержащие жирорастворимые витамины употреблять с маслом или сметаной.
Мы всегда должны помнить:
1. Наш организм, обязательно должен получать с пищей необходимые витамины. Это обеспечивает, особенно в детском и юношеском возрасте, нормальный рост, поддерживает работоспособность и устойчивость к заболеваниям.
2. Сохранность витаминов зависит от кулинарной обработки продуктов, условий хранения, продолжительности хранения.
3. Разрушают витамины высокая температура, металлическая посуда, длительное хранение.
Жюри подводит итоги соревнования. Тот город- витамин, который заработал большее количество баллов, получает клад:
клад № 1(каждый житель города получает «5»).
клад № 2 – «4»
клад №3 – утешительные призы.
Рефлексия (синквейн).
Вот и подошел к концу наш урок. Я говорю вам «большое спасибо» за активную и плодотворную работу и хочу подарить витаминные рецепты с пожеланием - здоровье не купишь, его разум дарит здоровье.
«Берегите здоровье смолоду!»
Желаю вам расти, цвести,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути,
Главнейшее условие!
Использованная литература
Биология 8класс. «Русское слово»М.Б.Жемчугова, Н.И. Романова
Биология в схемах и таблицах: учебное пособие/ Ю.В. Щербатых. 2-е изд., испр. – М.: Эксмо, 2011. – 384 с. – (Экзамен по схеме).
Биология. 8 класс: учебно- методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс» / сост. Н.Ю. Спиридонова. – М.: Дрофа, 2013. – 397, [3] с. – (Книга для учителя).
Биология. Весь школьный курс в таблицах/ сост. Л.В.Ёлкина. – Минск: Современная школа: Кузьма, 2010. – 3-е изд. – 416 с.
Биология. Тема «Человек» (8-9 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы / Г.И. Лернер. – М.:Эксмо, 2012. – 192 с. – (Мастер-класс для учителя).
Биология. Человек. 8кл.: учеб. Для общеобразоват.учреждений / Д. В. Колесов, Р. Д. Беляев. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 332,[4] c.: ил.
Название, суточная потребность | Значение | Признаки авитаминоза | Пищевые продукты, содержащие витамины | |
А | 1-2 мг | Влияет на рост и развитие организма | Задерживает рост и развитие организма, снижается сопротивляемость организма к инфекциям, заболевание «куриная слепота» | Морковь, красный перец, яичный желток, рыбья икра, масло, помидоры, молоко |
В | 2-3 мг | Участвует в обмене белков, жиров, углеводов | Заболевание «бери-бери», при котором теряется аппетит, наблюдается раздражительность, нарушение деятельности нервной системы | Черный хлеб, овсяная крупа, яичный желток, дрожи, печень, шпинат |
С | 75-90 мг | Регулирует обмен белков и углеводов, повышает иммунитет | Заболевание цинга, кровоточивость десен, выпадают зубы, утомляемость, слабость | Черная смородина, лимон, шиповник, капуста |
D | 0,02-0,05 мг | Участвует в обмене фосфора и кальция | Выведение кальция и фосфора из костей, нарушение процессов формирования костей, их деформации - рахиту | Рыбий жир, образуется в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца |
Название, суточная потребность | Значение | Признаки авитаминоза | Пищевые продукты, содержащие витамины |
1.Витамин А | |||
2.Витамн В | |||
3.Витамин С | |||
4.Витамин D | |||
5.Витамин E | |||
6.Витамин PP | |||
7.Витамин K |
Название, суточная потребность | Значение | Признаки авитаминоза | Пищевые продукты, содержащие витамины |
1-2 мг | Влияет на рост и развитие организма | Задерживает рост и развитие организма, снижается сопротивляемость организма к инфекциям, заболевание «куриная слепота» | Морковь, красный перец, яичный желток, рыбья икра, масло, помидоры, молоко |
2-3 мг | Участвует в обмене белков, жиров, углеводов | Заболевание «бери-бери», при котором теряется аппетит, наблюдается раздражительность, нарушение деятельности нервной системы | Черный хлеб, овсяная крупа, яичный желток, дрожи, печень, шпинат |
75-90 мг | Регулирует обмен белков и углеводов, повышает иммунитет | Заболевание цинга, кровоточивость десен, выпадают зубы, утомляемость, слабость | Черная смородина, лимон, шиповник, капуста |
0,02-0,05 мг | Участвует в обмене фосфора и кальция | Выведение кальция и фосфора из костей, нарушение процессов формирования костей, их деформации - рахиту | Рыбий жир, образуется в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца |
Название, суточная потребность | Значение | Признаки авитаминоза | Пищевые продукты, содержащие витамины |
1-2 мг | Влияет на рост и развитие организма | Задерживает рост и развитие организма, снижается сопротивляемость организма к инфекциям, заболевание «куриная слепота» | Морковь, красный перец, яичный желток, рыбья икра, масло, помидоры, молоко |
2-3 мг | Участвует в обмене белков, жиров, углеводов | Заболевание «бери-бери», при котором теряется аппетит, наблюдается раздражительность, нарушение деятельности нервной системы | Черный хлеб, овсяная крупа, яичный желток, дрожи, печень, шпинат |
75-90 мг | Регулирует обмен белков и углеводов, повышает иммунитет | Заболевание цинга, кровоточивость десен, выпадают зубы, утомляемость, слабость | Черная смородина, лимон, шиповник, капуста |
0,02-0,05 мг | Участвует в обмене фосфора и кальция | Выведение кальция и фосфора из костей, нарушение процессов формирования костей, их деформации - рахиту | Рыбий жир, образуется в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца |
«Есть ли у меня авитаминоз?»
- Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?
А – да Б- нет
2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?
А – да Б – нет
3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?
А – да Б – нет
4. Свойственны ли вам весной раздражительность, утомляемость?
А – да Б – нет
5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?
А – да Б – нет
6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?
А – да Б – нет
7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?
А – да Б – нет
8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?
А – да Б – нет
9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?
А – да Б – нет
10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?
«Есть ли у меня авитаминоз?»
- Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?
А – да Б- нет
2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?
А – да Б – нет
3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?
А – да Б – нет
4. Свойственны ли вам весной раздражительность, утомляемость?
А – да Б – нет
5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?
А – да Б – нет
6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?
А – да Б – нет
7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?
А – да Б – нет
8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?
А – да Б – нет
9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?
А – да Б – нет
10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?
Без витаминов жить нельзя!
Они – надежные друзья!
Витамин А
Витамин В
Витамин С
Витамин D
Станция № 1 «Историческая»
Станция № 2 «Табличная»
Станция № 3 «Угадай»
Станция № 4 «Кроссвордная»
Станция №5 «Парк отдыха»
Станция № 6 «Определительная»
Станция № 7 «Эпизодная»
Станция № 8 «Есть ли у меня авитаминоз?»
Станция № 4 «Кроссвордная»
Найти ключевое слово.
1. Полное отсутствие витаминов в организме.
2. Болезнь, вызываемая при недостатке витамина С.
3. Нехватка витаминов в организме.
4. Болезнь, вызываемая при недостатке витамина D.
5. Овощ, содержащий витамин А.
6. Избыток витаминов в организме.
7. Ученый, который назвал витамины жизненно-важными веществами.
Станция № 4 «Кроссвордная»
Найти ключевое слово.
1. Полное отсутствие витаминов в организме.
2. Болезнь, вызываемая при недостатке витамина С.
3. Нехватка витаминов в организме.
4. Болезнь, вызываемая при недостатке витамина D.
5. Овощ, содержащий витамин А.
6. Избыток витаминов в организме.
7. Ученый, который назвал витамины жизненно-важными веществами.
Станция № 7 «Задача»
ЗАДАЧА 1 . При исследовании сыворотки крови ребенка обнаружено понижение содержания фосфата кальция. Отмечено также варусное положение нижних конечностей(ноги колесом), замедленное прорезывание зубов, позднее закрытие родничка, асимметрия головы. На какое заболевание указывают эти отклонения? Как проводится профилактика этого заболевания?
ОТВЕТ: Указанные изменения в сыворотке крови свидетельствуют о рахите (авитаминозе витамина D). Для профилактики используется УФО облучение (провитамин D → витамин D), т.е. пребывание ребёнка на солнце, употребление пищи, богатой витамином D (сливочное масло, яйца, молоко, печень морских рыб).
ЗАДАЧА 2. К окулисту обратился больной, 55 лет, с жалобами на появление трудностей с управлением автомобилем в ночное время, на внезапные расстройства зрения при плохом освещении. В то же время дневное зрение остается нормальным. Питание нерегулярное. На какое заболевание указывают эти отклонения? Как проводится профилактика этого заболевания?
ОТВЕТ: Предполагаемая причина – гемералопия («куриная слепота»). В ее основе – гиповитаминоз витамина А (ретинола). Для профилактики нужно употреблять пищу, богатую витамином А(печень, сыр, сливочное масло, морковь, красный перец, тыкве, помидоры.
Станция № 7 «Задача»
ЗАДАЧА 1 . При исследовании сыворотки крови ребенка обнаружено понижение содержания фосфата кальция. Отмечено также варусное положение нижних конечностей(ноги колесом), замедленное прорезывание зубов, позднее закрытие родничка, асимметрия головы. На какое заболевание указывают эти отклонения? Как проводится профилактика этого заболевания?
ЗАДАЧА 2. К окулисту обратился больной, 55 лет, с жалобами на появление трудностей с управлением автомобилем в ночное время, на внезапные расстройства зрения при плохом освещении. В то же время дневное зрение остается нормальным. Питание нерегулярное. На какое заболевание указывают эти отклонения? Как проводится профилактика этого заболевания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...

Разработка урока биологии по теме «Витамины» с использованием ИКТ. 8 класс.
Разработка урока биологии по теме «Витамины» с использованием ИКТ. 8 класс. ...
урок биологии по теме "Витамины" 8 класс учебник Драгомилов Маш
Урок соответствует современным требованиям. С использованием элементов критического мышления, проектных технологий, проблемного обучения, современных технических средств обучения....

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор
Предмет: Физическая культураТема урока: «Баскетбол»Тип урока: КомбинированныйФорма урока: коллективная, парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

РАЗРАБОТКА УРОКА на тему "Урок-путешествие" (билингвальный урок)
Целью урока является развивать умения говорить и читать в рамках темы на двух языках (английском, немецком)...
Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5
В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...
ИНСТРУКЦИИ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ ДО УРОКА, ВО ВРЕМЯ УРОКА И ПОСЛЕ УРОКА.
ИНСТРУКЦИИ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СПОРТИВНОМ ЗАЛЕ ДО УРОКА, ВО ВРЕМЯ УРОКА И ПОСЛЕ УРОКА....



