Презентация "Формирование навыков работы у учащихся на уроках биологии в контексте межпредметных связей"
презентация к уроку по биологии
Данная презентация представляет интерес для преподавателей биологии в средних и старших классах оющеобразовательных школ и рассказывает о формировании у учащихся основных учебных навыков работы в контексте межпредметнызх связей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Конец ХХ века ознаменовался вступлением общества в новую стадию развития – информационную. С появлением нового поколения компьютеров и Интернета встает вопрос об изменении роли человеческой личности в развитии общества. Жизнь резко усложнилась, уже с рождения ребенок погружается в такой поток информации, что не успевает ее осмыслить, пережить и усвоить. Главный акцент надо делать на развитие умения работать с информацией, формирование стиля нового мышления. Важным условием выживания и работы человека в информационном мире будет овладение методом научного познания, в основе которого находятся исследовательские технологии.
Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, формируют такие творческие качества личности, как самостоятельность, системность мышления, независимость суждений, гибкость, критичность, что необходимо специалисту в любой области, даже если он не стал научным работником. Вовлечение ситуаций исследования дает наибольший эффект в классах , где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету . Исследовательская деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание,сообразительность,взаимопомощь; способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся.
ГИПОТЕЗА: ОДНИМ ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ (ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ, СПОСОБОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ЯВЛЯЕТСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК В УРОЧНОЕ, ТАК И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ. НОВИЗНА: НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ ТЕСНО ВЗАИМОСВЯЗАНА СО ВСЕМИ ЕЕ ЭЛЕМЕНТАМИ. ОНА СЛУЖИТ СРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСНОГО РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ВОСПИТАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ, СРЕДСТВОМ ТРАНСЛЯЦИИ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ, СРЕДСТВАМ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕСТВА.
Научно-исследовательская деятельность учащихся - одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Определены следующие задачи по реализации проблемы: 1. Изучить литературу и практический опыт по данной теме. 2. Периодически проводить диагностику уровня формирования специальных умений и навыков исследовательской деятельности. 3. Разработать комплекс взаимосвязанных исследовательских заданий по некоторым разделам школьного курса. 4. Разработать элективные курсы, как наиболее эффективный способ внеурочной деятельности учащихся, направленный на развитие их творческих способностей.
Четыре этапа организации научно-исследовательской деятельности учащихся: 1 этап. Теоретико-экспериментальные исследования на уроке -получение первичных представлений о материальности мира. 2 этап. Ситуация частично-поискового исследования-предложение ученику разрешить простейшую проблему. 3 этап . Ситуация поисковой деятельности, основанием для создания которой служит исследование с неопределенным содержанием, когда ни учитель ,ни ученик не могут предугадать результата исследования. 4 этап. На этой ступени учащийся самостоятельно задаётся проблемой исследования, определяет его цели, составляет алгоритм действий.
Подготовительный этап ИД Работа с учебной литературой Наблюдение Сравнение Решение исследовательских задач Описание биологического объекта Метод эксперимента Изучение живых объектов
Простейшим звеном исследовательской деятельности является урок-конференция. На этом этапе учащиеся получают первые навыки в работе с научно-популярной литературой, учатся отбирать материал, соответствующий содержанию поставленной цели, анализировать литературные источники. Эффективным способом организации выполнения исследовательских заданий стали проблемные мини-эксперименты - это выполнение краткосрочного эксперимента по готовому алгоритму. Эксперимент дает возможность каждому ребенку почувствовать себя в роли ученого, приоткрывающего дверь в новое, неизвестное. Самостоятельно добывая в эксперименте знания, учащиеся получают уверенность в его истинности и справедливости.
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ. 1.Выбор темы . 2.ФОРМУЛИРОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ. 3.ВЫБОР ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ. 4.АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ. 5.ФОРМУЛИРОВКА ГИПОТЕЗЫ(ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДПОЛАГАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА). 6.ВЫБОР МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ(НАБЛЮДЕНИЕ,ЭКСПЕРИМЕНТ). 7.ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ. 8.ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. 9.ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ .
Модель учебно- исследовательских умений школьников Завершающий этап «Развитие умений и навыков исследовательской деятельности» . Памятки для проведения исследовательской деятельности: «Учись наблюдать» Осмысли цель наблюдения: для чего проводится наблюдение? Уточни предмет наблюдения: что ты будешь наблюдать? Наблюдение осуществляй по заранее разработанному плану. Выбери способ наблюдения. Наблюдать можно визуально или при помощи приборов. Наблюдение необходимо проводить несколько раз. Проводи фиксацию наблюдаемых явлений. Описание наблюдаемых процессов может быть выражено в словесной форме, представлено аналитически или графически.
«Учись ставить эксперимент» Что я хочу узнать во время проведения эксперимента? Что я уже знаю об этом явлении? Что я предлагаю сделать? Какие приборы и материалы мне нужны? Каков план моих действий? Как я буду действовать, и что я при этом получу? Моё объяснение результата. Анализ результата. Мои выводы.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ НАСЕКОМОГО» (8 КЛАСС) Цель: развитие у учащихся познавательной самостоятельности, активной мыслительной деятельности, логического мышления Формулировка вопроса Для ответа на данный вопрос выполни следующие действия 1. Какой покров (плотный или мягкий) имеет насекомое? Каково его значение? 1. Осторожно дотронься до тела жука пальцем. 2. Из скольких отделов состоит тело насекомого? - Отличаются ли по форме и размерам отделы тела насекомого? 2. Найди у жука голову, грудь и брюшко. Внимательно рассмотри их и ответь на вопросы. 3. Сколько усиков, глаз, ротовых частей имеет жук? - Какую роль могут играть эти органы в жизни насекомого? 3.Рассмотри голову насекомого, найди перечисленные органы. Подумай и ответь на вопросы. 4. Сколько члеников образуют грудь насекомого? - Какие органы расположены на грудном отделе насекомого? Каково их число? - Какие функции могут выполнять органы расположенные на груди? 4. Переверни жука нижней стороной вверх. Сосчитай число члеников груди. Рассмотри органы, расположенные на грудном отделе, определи их число. Ответь на вопросы.
Механизм интеграции проектной деятельности в образовательный процесс. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, однако органично сочетается и с групповым подходом в обучении. Основные требования: -в исследовательском проекте должна быть решена какая-либо проблема; -в процессе работы проводится исследование, используются исследовательские методы; -исследование выполняется самостоятельно учащимися; -учитель не вмешивается в работу, он выступает в роли консультанта; -содержательная часть проекта структурирована; -результаты выполненных исследований должны быть оформлены; -необходимо указать роль каждого на различных этапах; - необходимо проанализировать причины неудач и отметить положительные результаты.
Функции межпредметных связей Методологическая; Образовательная; Развивающая; Воспитывающая; Конструктивная. Виды межпредметных связей в содержании обучения биологии Внутрицикловые; Межцикловые; Содержательно-информационные и организационно-методические .
М ежпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. Использование межпредметных связей способствуют: 1. Более прочному системному усвоению учебной информации; 2. Формированию у обучающихся способностей оперативно использовать знания различных дисциплин в усвоении новых знаний; 3. Развитию ключевых компетенций у обучающихся. 4.Широкому применению полученных знаний на практике. 5.Подготовке к итоговой аттестации.
Планирование и пути реализации межпредметных связей 1) изучение раздела "Межпредметные связи" по каждому биологическому курсу и опорных тем из программ и учебников других предметов, чтение дополнительной научной, научно-популярной и методической литературы; 2) поурочное планирование межпредметных связей с использованием курсовых и тематических планов; 3) разработка средств и методических приемов реализации межпредметных связей на конкретных уроках; 4) разработка методики подготовки и проведения комплексных форм организации обучения; 5) разработка приемов контроля и оценки результатов осуществления межпредметных связей в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Технология интегрированного урока как средство осуществления межпредметных связей"
Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области. Проблема интеграции обучения и воспитани...
Урок русского языка с межпредметными связями в 6 классе
Урок русского языка с межпредметными связями в 6 классе РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛНЫХ (закрепление по теме перед сочинением –описанием по картине В.М.Васнецова «Аленушка»)...
Урок русского языка с межпредметными связями в 6 классе
Урок русского языка с межпредметными связями в 6 классе РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛНЫХ (закрепление по теме перед сочинением –описанием по картине В.М.Васнецова «Аленушка»)...

Индивидуальная тема самообразования: «Активизация познавательной активности учащихся на уроках биологии в контексте ФГОС ООО».План реализации.
В данном документе описан план и пути реализации темы пор самообразовани....

Современный комбинированный урок по логопедии с межпредметной связью с уроком по производственно-трудовому обучению (швейное дело)
Тема: «Сезонная одежда»...

Проект "Самостоятельная работа как средство формирования «мягких» навыков учащихся на уроках биологии"
Проект "Самостоятельная работа как средство формирования «мягких» навыков учащихся на уроках биологии"...

Проект "Самостоятельная работа как средство формирования «мягких» навыков учащихся на уроках биологии"
Проект "Самостоятельная работа как средство формирования «мягких» навыков учащихся на уроках биологии"...