Урок русского языка с межпредметными связями в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Урок русского языка с межпредметными связями в 6 классе РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛНЫХ (закрепление по теме перед сочинением –описанием по картине В.М.Васнецова «Аленушка»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_zyka_s_mezhpredmetnymi_svyazyami_v_7_klasse.doc | 50 КБ |
smyslovye_gruppy_narechiy.ppt | 356.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского зыка с межпредметными связями
в 7 классе
СМЫСЛОВЫЕ ГРУППЫ НАРЕЧИЙ
(на материале «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалогокупца Калашникова» М.Ю.Лермонтова)
Разработан учителем русского языка и литературы Федотовой О.Н.
Тема СМЫСЛОВЫЕ ГРУППЫ НАРЕЧИЙ
ЦЕЛИ УРОКА
1. Дать понятие о смысловых группах наречий.
2. Научить распознаванию смысловых групп наречй.
3. Совершенствовать орфографические пунктуационные навыки учащхся (правописание наречий, обособление причастных и деепричастных оборотов).
4. Развивать логическое мышление ( работа над постановкой наречных вопросов).
5. развивать связную (устную и письменную) речь.
ПЛАН УРОКА
- Сообщение целей урока.
- Проверка домашнего задания.
1.Рассказ о наречии как о части речи.
2.Распределительный диктант. Переход к теме урока.
- Объяснение новой темы. Пунктуационный разбор.
- Закрепление новой темы.
- Выборочный диктант.
- Творческое списывание.
- Обобщение.
- Домашнее задание.
- Выставление оценок.
ОБОРУДОВАНИЕ
1.Таблички с названиям смысловых групп наречий.
2.Иллюстрация И.Билибина к сцене боя из «Песни…» М.Ю.Лермонтова.
3.Презентация к уроку.
I. Сообщение целей урока.
На сегодняшнем урок вы продолжите изучать наречие, познакомитесь с его смысловыми группами. Так как вскоре вам предстоит написать сочинение по «Песне про царя Иваа Васильевича…» М.Ю.Лермонтова, работа по теме будет основана на этом литературном материале, что поможет вам в дальнейшем.
Надеюсь, этот урок обогатит ваш лексикон . закрепит знания, полученные на уроках русского языка и литературы.
Оформление записей в тетрадях.
(Число. Тема урока.)
II.Проверка домашнего задания.
- Связный рассказ о наречии , проиллюстрированный примерами из домашней работы.
(Примечание: в домашней работе необходимо было выписать наречия из «Песни про царя Ивана Васильевича…»М.Ю.Лермонтова.)
- Словарно-распределительный диктант.
(Переход к новой теме.)
Цели: совершенствование орфографических навыков.
Задание: записать наречия, распределив их по 3 группам в зависимости от вопроса. На который они отвечают.
(Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.)
ГДЕ? | КОГДА? | КАК? |
позади | прежде | худо (кованый) |
супротив | спозаранку | стремглав |
всюду | завтра | замертво |
-Какие лексико-стилистические группы слов встретились в диктанте?
(Разговорная лексика.)
-Запишите в каждый столбик по одному современному стилистически нейтральному слову к встретившемуся просторечному.
(Например: супротив-напротив, спозаранку- рано, худо-плохо.)
III. Объяснение новой темы.
1.Вывод учителя по распределительному диктанту.
-Наречия, отвечающие на вопрос ГДЕ?( а также КУДА? ОТКУДА? И т.п.), образуют смысловую группу наречий со значением МЕСТА
(На доску прикрепляется табличка с названием смысловой группы.)
-Наречия, отвечающие на вопрос КОГДА? Образуют смысловую группу наречий со значением ВРЕМЕНИ.
(На доску прикрепляется табличка с названием смысловой группы.)
-Наречия, отвечающие на вопрос КАК? или КАКИМ ОБРАЗОМ? , называются наречиями образа действия.
(На доску прикрепляется табличка с названием смысловой группы.)
2.Пунктуационный разбор.
-О других смысловых группах наречий вы узнаете из предложений, записанных на доске. (Предложения закрыты.)
Но прежде необходимо эти предложения доработать, графически объяснив пропущенные знаки препинания. Эта работа позволит вам вспомнить изученные в этом году пунктограммы.
(Открывается запись на доске. У доски расставляет знаки препинания один ученик, составляет схемы предложений. Остальные учащиеся в тетрадях зачерчивают схемы пунктуационного разбора.)
Предложения для пунктуационного разбора. (На доске – без знаков препинания.)
1.Клич, трижды прозвучавший на площади, возвещал о начале боя.
2.Защищая честь и достоинство семьи, купец невольно становится виновником смерти человека.
3.Автор намеренно обращается к прошлому, стремясь найти ответы на вопросы современной ему эпохи.
-Найдите наречия в данных предложениях.
-Задайте вопрос к каждому наречию.( В случае затруднения помогает учитель.0
Параллельно на доске появляются таблички с названиями смысловых групп наречий.
-Прозвучавший СКОЛЬКО? трижды. (На доске – МЕРЫ И СТЕПЕНИ.)
-Становится ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ? невольно .(На доске- ПРИЧИНЫ.)
-Обращается ЗАЧЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? намеренно. (На доске – ЦЕЛИ.)
ВЫВОД о смысловых группах наречий по опорной записи на доске. (Делается учителем или сильным учеником.)
-Какие смысловые группы наречий вы узнали на уроке? Как их различить? (Обобщение делают несколько учащихся последовательно.)
IV.Закрепление.
1.Выборочный диктант.
-Итак, вы уже познакомились со смысловыми группам наречий. Закрепить эти знания вам поможет следующая работа – выборочный диктант.
Вначале вы внимательно слушаете предложения. После повторного прочтения выписываете словосочетание с наречием.
Предложения для выборочного диктанта.
- Типично фольклорным является в «Песне….» уподобление героев образам птиц.
- Очень важны для подражания фольклорным произведениям и слова с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
- Автор часто обращается к постоянным эпитетам, придающим образность повествованию.
- Необычайно ярко образ природы помогают создать олицетворения.
- Все фольклорные средства, используемые Лермонтовым, гармонично взаимодействуют друг с другом.
Проверка осуществляется в форме самопроверки : на доске (экране) открывается правильная запись.
-Определите смысловые группы выписанных наречий, надписав начальные буквы названий групп. (Вопросы задаются к наречиям «по цепочке».)
2.Творческое списывание.
-А теперь попробуйте самостоятельно подобрать наречия для определённого контекста. Для этого обратимся к уже хорошо вам знакомой по урокам литературы иллюстрации к «Песне…» И.Билибина.
Эта работа поможет вам в составлении связных высказываний при описании иллюстраций к художественным произведениям. (На доске (экране) открывается текст для творческого списывания.)
-Подберите и запишите на месте пропусков подходящие по смыслу наречия и прилагательные. У наречий определите смысловую группу.
1.Национальный характер иллюстрации И Билибина (как?) переплетается с (каким?) стилем «Песни…».
2.Художник (в какой степени?) подробно выписывает детали русского народного костюма.
3.Следуя замыслу поэта, иллюстратор (зачем?) придаёт образу купца черты (какого?) богатыря.
4. Калашников (как?0 смотрит на «злого охульника».
- В случае затруднения обращайтесь к словарному материалу, используемому на уроке.
-Обратите внимание на оформление цитат, это поможет вам в работе над сочинением.
Проверка работы.
V.Обобщение.
Связный рассказ учащихся (1-3) о смысловых группах наречий с опорой запись на доске.
VI. Домашнее задание .
&38,составить 5 предложений на тему «Фольклор в «Песне…»М.Ю.Лермонтова» с использованием наречий. Определить смысловые группы используемых наречий.
VII. Выставление оценок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка с межпредметными связями в 6 классе
Урок русского языка с межпредметными связями в 6 классе РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛНЫХ (закрепление по теме перед сочинением –описанием по картине В.М.Васнецова «Аленушка»)...
Урок русского языка с межпредметными связями в 7 классе
Урок русского языка с межпредметными связями в 7 классе ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ (закрепление)...
урок русского языка с межпредметными связями в 9 классе "Сложные предложения"
урок русского языка в 9 классе "Сложные предложения" (повторение и обобщение ) проводится параллельно с изучением на уроках литературы творчества А.С.Есенина и построен на материале произведений поэта...
Связь уроков русского языка и литературы в 11 классе
Программа изучения русской литературы в 11-м классе очень обширна. Для обобщения огромного литературного материала в конце изучения темы, например, «Тема Великой Отечественной войны в литературе» или ...
Реализация межпредметных связей на примере интегрированного урока русского языка и истории в 10 классе
Рассмотрение осуществления межпредметных связей на интегрированном уроке русского языка и истории...
Межпредметный урок русского языка и природоведения в 5 классе
Вода - одно из начал существования живого на Земле. Она обладает удивительными свойствами, не встречающимися у других веществ. Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой на...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе по теме: Способы связи слов в словосочетании на материале стихотворения " Листок" М.Ю. Лермонтова.
Интегрированный урок русского языка и литературы при изучении видов связи слов в словосочетании побуждает учащихся к активному познанию окружающей действительности, к осмыслен...