Урок русского языка с межпредметными связями в 6 классе
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Урок русского языка с межпредметными связями в 6 классе РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛНЫХ (закрепление по теме перед сочинением –описанием по картине В.М.Васнецова «Аленушка»)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского зыка с межпредметными связями

в 7 классе

СМЫСЛОВЫЕ ГРУППЫ НАРЕЧИЙ

(на материале «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалогокупца Калашникова» М.Ю.Лермонтова)

Разработан учителем русского языка и литературы Федотовой О.Н.

Тема                      СМЫСЛОВЫЕ ГРУППЫ НАРЕЧИЙ

ЦЕЛИ УРОКА

1. Дать понятие о смысловых группах наречий.

2. Научить распознаванию смысловых групп наречй.

3. Совершенствовать орфографические  пунктуационные навыки учащхся (правописание наречий, обособление причастных и деепричастных оборотов).

4. Развивать логическое мышление ( работа над постановкой наречных вопросов).

5. развивать связную (устную и письменную) речь.  

ПЛАН УРОКА

  1. Сообщение целей урока.
  2. Проверка домашнего задания.

         1.Рассказ о наречии как о части речи.

      2.Распределительный диктант. Переход к теме урока.

  1. Объяснение новой темы. Пунктуационный разбор.
  2. Закрепление новой темы.
  1. Выборочный диктант.
  2. Творческое списывание.
  1. Обобщение.
  2. Домашнее задание.
  3. Выставление оценок.

ОБОРУДОВАНИЕ

1.Таблички с названиям смысловых групп наречий.

2.Иллюстрация И.Билибина к сцене боя из «Песни…» М.Ю.Лермонтова.

3.Презентация к уроку.

I. Сообщение целей урока.

На сегодняшнем урок вы продолжите изучать наречие, познакомитесь с его смысловыми группами. Так как вскоре вам предстоит написать сочинение по «Песне про царя Иваа Васильевича…» М.Ю.Лермонтова, работа по теме будет основана на этом литературном материале, что поможет вам в дальнейшем.

Надеюсь, этот урок обогатит ваш лексикон . закрепит знания, полученные на уроках русского языка и литературы.

Оформление записей в тетрадях.

(Число. Тема урока.)

II.Проверка домашнего задания.

  1. Связный рассказ о наречии , проиллюстрированный примерами из домашней работы.

(Примечание: в домашней работе необходимо было выписать наречия из «Песни про царя Ивана Васильевича…»М.Ю.Лермонтова.)

  1. Словарно-распределительный диктант.

(Переход к новой теме.)

Цели: совершенствование орфографических навыков.

Задание: записать наречия, распределив их по 3 группам в зависимости от вопроса. На который они отвечают.

(Один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях.)

ГДЕ?

КОГДА?

КАК?

позади

прежде

худо (кованый)

супротив

спозаранку

стремглав

всюду

завтра

замертво

-Какие лексико-стилистические группы слов встретились в диктанте?

(Разговорная лексика.)

-Запишите в каждый столбик по одному современному стилистически нейтральному слову к встретившемуся просторечному.

(Например: супротив-напротив, спозаранку- рано, худо-плохо.)

III. Объяснение новой темы.

1.Вывод учителя по распределительному диктанту.

-Наречия, отвечающие на вопрос ГДЕ?( а также КУДА? ОТКУДА? И т.п.), образуют смысловую группу наречий со значением МЕСТА

(На доску прикрепляется табличка с названием смысловой группы.)

-Наречия, отвечающие на вопрос КОГДА? Образуют смысловую группу наречий со значением ВРЕМЕНИ.

(На доску прикрепляется табличка с названием смысловой группы.)

-Наречия, отвечающие на вопрос КАК? или КАКИМ ОБРАЗОМ? , называются наречиями образа действия.

(На доску прикрепляется табличка с названием смысловой группы.)

2.Пунктуационный разбор.

-О других смысловых группах наречий вы узнаете из предложений, записанных на доске. (Предложения закрыты.)

Но прежде необходимо эти предложения доработать, графически объяснив пропущенные знаки препинания. Эта работа позволит вам вспомнить изученные в этом году пунктограммы.

(Открывается запись на доске.  У доски расставляет знаки препинания один ученик, составляет схемы предложений. Остальные учащиеся в тетрадях зачерчивают схемы пунктуационного разбора.)

Предложения для пунктуационного разбора.  (На доске – без знаков препинания.)

1.Клич, трижды прозвучавший на площади, возвещал о начале боя.

2.Защищая честь и достоинство семьи, купец невольно становится виновником смерти человека.

3.Автор намеренно обращается к прошлому, стремясь найти ответы на вопросы современной ему эпохи.

-Найдите наречия в данных предложениях.

-Задайте вопрос к каждому наречию.( В случае затруднения помогает учитель.0

Параллельно на доске появляются таблички с названиями смысловых групп наречий.

-Прозвучавший  СКОЛЬКО? трижды.  (На доске – МЕРЫ И СТЕПЕНИ.)

-Становится ПОЧЕМУ? ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ? невольно .(На доске- ПРИЧИНЫ.)

-Обращается ЗАЧЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? намеренно. (На доске – ЦЕЛИ.)

ВЫВОД о смысловых группах наречий по опорной записи на доске.  (Делается учителем или сильным учеником.)

-Какие смысловые группы наречий вы узнали на уроке? Как их различить? (Обобщение делают несколько учащихся последовательно.)

IV.Закрепление.

1.Выборочный диктант.

-Итак, вы уже познакомились со смысловыми группам наречий. Закрепить эти знания вам поможет следующая работа – выборочный диктант.

Вначале вы внимательно слушаете предложения. После повторного прочтения выписываете словосочетание с наречием.

Предложения для выборочного диктанта.

  1. Типично фольклорным является в «Песне….» уподобление героев образам птиц.
  2. Очень важны для подражания фольклорным произведениям и слова с ласкательно-уменьшительными суффиксами.
  3. Автор часто обращается к постоянным эпитетам, придающим образность повествованию.
  4. Необычайно ярко образ природы помогают создать олицетворения.
  5. Все фольклорные средства, используемые Лермонтовым, гармонично взаимодействуют друг с другом.

Проверка осуществляется в форме самопроверки : на доске (экране) открывается правильная запись.

-Определите смысловые группы выписанных наречий, надписав начальные буквы  названий групп. (Вопросы задаются к наречиям «по цепочке».)

2.Творческое списывание.

-А теперь попробуйте самостоятельно подобрать наречия для определённого контекста. Для этого обратимся к уже хорошо вам знакомой по урокам литературы иллюстрации к «Песне…» И.Билибина.

Эта работа поможет вам в составлении связных высказываний при описании иллюстраций к художественным произведениям. (На доске (экране) открывается текст для творческого списывания.)

-Подберите и запишите на месте пропусков подходящие по смыслу наречия и прилагательные. У наречий определите смысловую группу.

1.Национальный характер иллюстрации И Билибина  (как?) переплетается с (каким?) стилем «Песни…».

2.Художник (в какой степени?) подробно выписывает детали русского народного костюма.

3.Следуя замыслу поэта, иллюстратор (зачем?) придаёт образу купца черты  (какого?) богатыря.

4. Калашников (как?0 смотрит на «злого охульника».

- В случае затруднения обращайтесь к словарному материалу, используемому на уроке.

-Обратите внимание на оформление цитат, это поможет вам в работе над сочинением.

Проверка работы.

V.Обобщение.

Связный рассказ учащихся (1-3) о смысловых группах наречий с опорой запись на доске.

VI. Домашнее задание .

&38,составить 5 предложений на тему «Фольклор в «Песне…»М.Ю.Лермонтова» с использованием наречий. Определить смысловые группы используемых наречий.

VII. Выставление оценок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с межпредметными связями в 6 классе

Урок русского языка с межпредметными связями в 6 классе РАЗРЯДЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛНЫХ (закрепление по теме перед сочинением –описанием по картине В.М.Васнецова «Аленушка»)...

Урок русского языка с межпредметными связями в 7 классе

Урок русского языка с межпредметными связями в 7 классе ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРИЧАСТНОМ ОБОРОТЕ (закрепление)...

урок русского языка с межпредметными связями в 9 классе "Сложные предложения"

урок русского языка в 9 классе "Сложные предложения" (повторение и обобщение ) проводится параллельно с изучением на уроках литературы творчества А.С.Есенина и построен на материале произведений поэта...

Связь уроков русского языка и литературы в 11 классе

Программа изучения русской литературы в 11-м классе очень обширна. Для обобщения огромного литературного материала в конце изучения темы, например, «Тема Великой Отечественной войны в литературе» или ...

Реализация межпредметных связей на примере интегрированного урока русского языка и истории в 10 классе

Рассмотрение осуществления межпредметных связей на интегрированном уроке русского языка и истории...

Межпредметный урок русского языка и природоведения в 5 классе

Вода - одно из начал существования живого на Земле. Она обладает удивительными свойствами, не встречающимися у других веществ. Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой на...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе по теме: Способы связи слов в словосочетании на материале стихотворения " Листок" М.Ю. Лермонтова.

Интегрированный урок русского языка и литературы  при изучении видов связи слов в словосочетании  побуждает учащихся к активному познанию окружающей действительности, к осмыслен...