Связь уроков русского языка и литературы в 11 классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс) на тему

Борисова Светлана Петровна

Программа изучения русской литературы в 11-м классе очень обширна. Для обобщения огромного литературного материала в конце изучения темы, например, «Тема Великой Отечественной войны в литературе» или «Основные темы современной литературы» предлагаем составление  таблицы

с помощью наиболее читающих учеников.  Такая работа поможет также готовиться к ЕГЭ по русскому языку. Этот литературный материал может служить аргументом для выражения собственного мнения в сочинении-рассуждении на основе исходного текста. Потому выявляем проблему, называем автора и название произведения, приводим краткий комментарий от лица автора сочинения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_urokov_literatury_i_russkogo_yazyka_v_11.docx24.63 КБ

Предварительный просмотр:

Связь уроков литературы и русского языка в 11-м классе.

Программа изучения русской литературы в 11-м классе очень обширна. Для обобщения огромного литературного материала в конце изучения темы, например, «Тема Великой Отечественной войны в литературе» или «Основные темы современной литературы» предлагаем составление  таблицы

с помощью наиболее читающих учеников.  Такая работа поможет также готовиться к ЕГЭ по русскому языку. Этот литературный материал может служить аргументом для выражения собственного мнения в сочинении-рассуждении на основе исходного текста. Потому выявляем проблему, называем автора и название произведения, приводим краткий комментарий от лица автора сочинения

Тема Великой Отечественной войны в литературе

Проблемы

Авторы и произведения

-Писатель и война

-Роль литературы в годы войны

Во время войны поэты: А.Сурков, М.  Исаковский, А.Твардовский «В.Тёркин», «Я убит подо Ржевом», К.Симонов «Жди меня», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины?», «Живые и мертвые», А.Фадеев «Молодая гвардия» Современная .лит: М.Шолохов, В.Быков,

Б Васильев, Ю.Бондарев

Они утверждали право говорить «от имени России» прямым участием в боях. Более 1000 ушли на фронт, и свыше 400 не вернулись.

Дети и война

В.П.Катаев «Сын полка» (Ваня Солнцев и ефрейтор Вознесенский)

Владимир Богомолов «Иван» (12-летний разведчик Иван Буслов)

Высокое, взрослое чувство ответственности, долга, ненависти и любви к Родине. Боль автора за исковерканную войной судьбу, за безжалостно оборванное детство.

Женщина на войне «У войны не женское лицо»

Повесть Виталия Закруткина «Матерь Человеческая». Мария осталась одна, проявляет великий гуманизм, борется за жизнь тяжело раненного.немецкого солдата, выхаживает 7 сирот ленинградского детдома, работает одна, родила сына.

Повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие» Рита Осянина, Женя Комелькова, Соня Гурвич, Лиза Бричкина, Галка Четвертак, Федот Васков. Май 1942г

Героический подвиг простой русской женщины Марии, сумевшей все преодолеть во имя любви к людям, во имя любви к жизни. Звучит как гимн жизни: «зацвела обожженная пожаром яблоня»

Пять девочек погибли, но враг не прошел

Проблема нравственного выбора человека на войне

В.Быков. Повести:«Альпийская баллада» (Иван Терешка и Джулия), «Сотников» (Сотников и Рыбак), «Обелиск»(учитель Алесь Иванович Мороз) Герой повестей В.Быкова даже в безвыходных  обстоятельствах остается человеком, для которого  самое святое - не пойти против своей совести, диктующей его нравственные поступки.

Ценность человека на войне измеряется не только выполнением боевых заданий. Военные ситуации, где человек перед нравственным выбором  обнаруживает себя «до дна» в добре и зле, мужестве и страхе, духовном взлёте и нравственном падении, позволяют писателю открывать в своём герое главное, выявлять идейно-нравственные основы его личности.

Человек на войне

Виктор Астафьев. Повести «Пастух и пастушка» (старики погибают вместе, прикрывая друг друга), (любовь Бориса Костяева к Люсе)

«Живи и помни.

Война в изображении писателя была испытанием для народа, испытанием для человека. Война не может заглушить человеческое в человеке(тема любви)

Каковы истоки героического подвига? Психология подвига.

Ю.Бондарев. Роман «Горячий снег» 1942г битва под Сталинградом. Офицеры –артиллеристы Кузнецов

(чувство общей судьбы, ответственности) и Дроздовский (взять от войны свою долю успеха, «злая правота») разные, драматизм положения генерала Бессонова, широта взглядов члена военсовета Веснина

Сложные, цельные и волевые, мужественные люди. Они скорее погибнут, чем отступят. Любовь к родной земле, несокрушимая  духовная сила. Пленный майор Диц говорит «В России горит снег»

Проблема проявления гуманизма в тяжелых военных условиях

Повесть В.Закруткина «Матерь Человеческая».

Ю.Бондарев «Берег». 2 плана изображения. Май 1945. Германия. Никитин –молодой лейтенант, теперь известный писатель. Любовь к немецкой девушке Эмме, встреча в Гамбурге. Полемика, умирает. Андрей Княжко погиб, чтобы спасти будущее Германии

Гуманистический смысл романа в торжестве человечности в человеке, это мечта писателя о счастье. Берег – это поиск счастья, познания самого себя, поиск берега в самом себе. Это роман о связи времен, какой мир создаем теперь мы благодаря победе в 1945г. Когда наш солдат ступил на немецкую землю, главное было в том, что психология советского человека не могла быть психологией фашиста.

Проблема  героизма и стойкости

Повесть Б.Васильева «В списках не значился» 21 июня 1941г прибыл в Брест Николай Плужников-19- летний выпускник военного училища. Девушка Мирра.

Вышел 12 апреля 1942г в день своего 20-летия. Крепость не сдалась, фашисты .не взяли ни одного стяга, она истекла кровью. Последней каплей был Н.Плужников – «Это солдат-победитель»

Трудовой подвиг народа в Великой Отечественной войне

Ф.Абрамов Романы «Братья и сестры», «Две зимы и три лета»

Пряслины

Чингиз Айтматов «Джамиля»

Герои Ф.Абрамова сильны своей верой, сильны тем, что всегда рядом чувствуют плечо друга, который никогда не оставит в беде. Человек бросает вызов войне

«Дети войны»

Рассказы  М.Шолохова «Судьба человека», В.Распутина «Уроки французского» 

Основные проблемы современной литературы

Автор, произведение, герои

Проблема

Виктор Астафьев. Повесть «Царь-рыба» Игнатьич и осётр, царь-рыба, «Повязались одной долей человек и рыба»

«Из-за неё забылся в человеке человек! Жадность его обуяла!» (но он вовсе не плохой человек, думал, так и проживёт в погоне за рыбой, а об остальном пусть другие думают – но любимая племянница попала под колеса пьяного шофёра)

Взаимоотношения  человека с природой, охрана природы, браконьерство

Вмешиваясь в жизнь природы грубо, без учёта последствий этого, нарушая экологическую среду, человек совершает нравственное преступление. Кто беспощаден ко всему живому, а стало быть, и к самому себе.

Браконьер – это человек, убивающий жизнь. Автор против его варварской позиции «урвать, пока я существую, а остальное меня не касается»

Валентин Распутин. Повести

«Последний срок» (Умирает старуха Анна 80лет и приезжают её 5детей-возрождение)

«Прощание с Матёрой» (жители острова Матёра, Дарья, Анна, Настасья, Богодул, царский листвень, строится ГЭС)

«Пожар» (поселок Сосновка, шофёр Иван Петрович, архаровцы)

«Живи и помни» Андрей Гуськов в 1944г  испугался погибнуть в самом конце войны, дезертировал после госпиталя. Жена Настена  помогает и погибает.

Рассказ «Уроки французского»

(Послевоенная школа, 5класс, 11-летний мальчик, голод-ели глазки картошки и зёрна, учительница Лидия Михайловна, игра в «пристенок»)

Проблемы смысла жизни, жизни и смерти, отцов и детей, связи с родной землёй, с прошлым, сохранения человеческого в человеке.

Человек и технический прогресс.

Природа и человек

Проблема милосердия

Анна-великая труженица, замечательная  мать, характер её основан на удивительной доброте и человечности. Но дети не на высоте: оторваны от матери, но и от земли, от народа

Пожар – горят склады, душевный пожар героя(«земля уходит из-под ног»), жизнь движется вспять, люди сами разрушают и губят жизнь.

Он утрачивает человеческие качества. Это трагедия человека, оторвавшегося от народа

Уроки милосердия, которые она даёт мальчику и которые он запоминает на всю жизнь-это в глазах окружающих речь на чужом для них языке. Таков смысл названия рассказа.

Чингиз Айтматов. Роман «Плаха»

Нравственные проблемы

Социальные проблемы (проблема наркомании)

Экологические проблемы

Сборщики травки преследуют Авдия, который хотел отказаться от наркотиков.

История волков. Волчица не может вывести свое потомство по вине человека: отстрел сайгаков, пожар, волчат украл человек. Чел. наносит вред себе.

М.Булгаков.  Роман «Мастер и Маргарита»

Художник и творчество

(«Рукописи не горят»)

Мастер живёт во власти воображения и творчества, его занимают вечные, общечеловеческие проблемы, эстетическ. вопросы, поиск истины. Он несёт в себе идею добра и  любви, правдив, неподкупен. Но судьба его трагична в современном ему мире(тоталитарный режим)

А.Ахматова. Поэма «Реквием»

Перед этим горем гнутся горы,

Не течёт великая река…

А.Твардовский Поэма «По праву памяти»(судьба отца)

Но это было явной былью Для ставших лагерною пылью…Нет, все былые недомолвки

Домолвить долг велит.

Владимир Тендряков Рассказ «Хлеб для собаки» (голод, жертвы политики коллективизации, участь «врагов народа»)

Историческая память народа.

Осмысление истории и современной действительности

Проблема милосердия, сострадания к людям, умирающим от голода

Проблема гуманизма

Чувство боли и личной ответственности за те беды, которые пережил народ в 20-30г. Осуждение культа личности Сталина. Нельзя забывать.

Отражены события 1933г от имени очевидца, подростка, кот. хотел делиться обедом «с самым, самым голодным, даже если он враг» Образ голодной собаки. Страх животного перед человеком.

А.И.Солженицын Повесть «Один день Ивана Денисовича»(И.Шухов-Ш-654, 8 лет за измену Родине)

Рассказ  «Матрёнин двор». 1956г.Жизнь далекой русской деревни, судьба многострадальной русской женщины. «Мы жили с ней рядом и не поняли, что она есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша»

Русский нац.характер (Платон Каратаев-«Война и мир» Толстого, Иван Флягин-«Очарованный странник» Н.С.Лескова)

 Проблема праведничества

Смысл жизни праведник видит в сострадании и помощи ближнему (праведники Лескова)                            

Выжить, но не утратить чел-го облика, следовать крестьянской мудрости, трудолюбию, остаться верным своей твердой нравственной основе.

Исключительность, странность, непохожесть на других. Несмотря на несчастья, тяжелую судьбу, она сохранила доброту, милосердие, человечность. бескорыстие, готовность прийти на помощь другим, трудолюбие, терпеливость, деликатность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система уроков русского языка и литературы. 6 класс.

Данный материал предназначен для организации работы учителей русского языка, работающих по УМК М.Т. Баранова, предназначен для 6-часовой учебной недели....

Формирование УУД на уроках русского языка и литературы в классах III и IV вида.

Цель педагога - способствовать формированию у учащихся УУД. Как это сделать? Давайте думать вместе....

Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы (мастер-класс)

Рекомендации о наиболее эффективном использовании цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности....

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»

Презентация. Обобщение опыта работы. «Эффективные формы обучения на уроках русского языка и литературы в классах 2-й ступени в условиях вечерней школы»...

« Здравствуй, дорогой Сергей Есенин!» Интегрированный урок русского языка и литературы. 6 класс. Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

   Интегрированный урок русского языка и литературы с целью расширить представления уч-ся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных в устн...

Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся

Метапредметные уроки дают возможность повысить интерес обучающихся к изучению русского языка и литературы, активизировать познавательную самостоятельность, повысить качество обучения, создать условия ...

Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся

В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в со...