Межпредметный урок русского языка и природоведения в 5 классе
методическая разработка (5 класс) на тему

Кальченко Людмила Владимировна

Вода - одно из начал существования живого на Земле. Она обладает удивительными свойствами, не встречающимися у других веществ. Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Антуан де Сент - Экзюпери

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   Межпредметный урок русского языка и природоведения

Вода - одно из начал существования живого на Земле. Она обладает удивительными свойствами, не встречающимися у других веществ. Вода! У тебя нет ни вкуса. Ни цвета. Ни запаха, тебя не опишешь, тобой  наслаждаешься, не понимая, что ты такое.

                                                                                                                      Антуан де Сент -Экзюпери

Цели и задачи:

Продолжить формирование знаний о воде, о ее свойствах, о переходе воды из одного состояния в другое (жидкая вода, твердая; туман, пар);

Развивать умение учиться ставить простейшие опыты, делать на их основании выводы;

Правильно и выразительно использовать слово в устной и письменной речи

Добиться того, чтобы учащиеся получали наслаждение от чтения и словесных игр. Ясно, точно и убедительно выражали свою мысль с помощью слов;

Развивать у учащихся приемы учебной деятельности (работа с книгой, схемами);

Развивать логическое мышление, речь. Память. Интеллектуальные способности.

    Ход урока :

1. Организационный момент

2.Оборудование (ноутбук, специальная доска, лабораторный столик, белые халаты для проведения опытов. Цитаты художников и поэтов о воде. Закрепленные на доске. Проектор, экран  )

3.Диалог учителя словесности с учителем природоведения)

Учитель словесности :

- для полного овладения русским языком нужно не только постоянное общение с простыми людьми, но и с природой

Учитель природоведения:

- вода - самое обыденное и в то же время удивительное вещество на нашей планете. Обладает рядом необычных, неожиданных свойств.

Во-первых, вода согревает нас. Вода поглощает солнечное тепло и, медленно остывая, отдает атмосфере. Поэтому на Земле - не бывает резких перепадов t как на Марсе.

Во-вторых, не только жидкая вода, но и ее пары - также наши спасатели (космический холод добрался бы до нас и заморозил). Вода нас поит и кормит.

Сама наша жизнь зародилась в воде, из неё вышли на сушу наши прапрапредки, да и сейчас соленая морская вода всё ещё плещется в наших жилах. Вода - наша кровь, без которой жизнь невозможна.

Итак, где нет воды, там нет и земной жизни. Впрочем, она есть везде - даже под барханами самых засушливых пустынь.

Учитель словесности:

- если нам необходимо узнать, как можно больше о слове, надо обратиться к толковому словарю. Слово «вода» многозначное и общеупотребительное, а общеупотребительные слова нейтральны по своей стилистической окраске.

Слово «вода» в различных ситуациях может передать совершенно разные чувства.

Если люди долго шли по бездомной местности и наконец, увидели реку, они с радостью восклицают:  «Вода!» тяжелобольной просит с нетерпением : «Воды!» женщина спустилась в погреб и тревогой кричит : «Вода!» на пляж приехал фургон, и продавец зовет покупателей : «Вода! Вода!».

Великие ученые, художники, поэты, композиторы не могли не обратить внимания на такое природное явление, как вода.

Вода - это стихия.

Раскаты грома, шум дождя, красота и могущество океана никогда не оставили равнодушными.

Очень ёмко и точно сказал о воде замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери: «Ты сама жизнь… ты самое большое богатство в мире».

Просмотр фильма (круговорот), обсуждение, дается задание;

- выполнение задания (проверяет учитель природоведения, за правильный ответ дается капелька).

Далее учащиеся читают наизусть стихотворения о воде (за лучшие ответы - капелька).

Бушует полая вода,

Шумит и глухо, и протяжно.

Грачей пролетные стада

Кричат и весело играют…

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер мягкий и сырой.

Глаза тихонько закрывает…

И. А. Бунин.

Лирическая физкультминутка (дождик, дождик кап, кап…)

На доске написан текст, учитель словесности дает задание найти в тексте «чужака» среди родственников воды.

Чужак

Собрались у воды родственники. Подводник с водицей беседуют. Водолаз с водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с водорослями разыгралась. Водичка по камешкам на одной ножке скачет. Даже сам водолей пожаловал. И все старуху воду ждут.

Вышла мудрая вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

Учащиеся дают ответ: «Водитель», получают свою заветную капельку.

Дается задание составить диалог о воде. К доске выходят два ученика и записывают свой диалог (даются капельки за грамотность и содержание).

Диалог:

Здравствуй, Сережа! Что было задано по природоведению?

- Привет, Артем! Ответить на вопрос: «Как человек использует воду?»

- Это очень интересная тема, я знаю как.

- И как же?

- Воду мы пьем, готовим пищу с использованием воды.

- А еще мы моемся, стираем в ней бельё.

- без воды не могут расти и плодоносить растения. Вот почему мы поливаем их. На заводах и фабриках используют воду для растворения различных веществ, охлаждения моторов станков, приготовление полезных изделий (мыло, шампунь, одеколон, духи), продуктов питания (варенье, соки, компоты).

- Ну всё. Можно сделать вывод, Серёжа. Без воды нет жизни на земле.

У доски учитель природоведения с группой ребят проводят опыты ( работа оценивается и учащиеся получают капельки).

Учитель природоведения

Опыты:

Докажите:

что вода прозрачна и бесцветна;

Что вода не имеет запаха и вкуса;

Что вода обладает текучестью;

Что вода может растворят различные вещества.

Учащиеся проводят опыты, наиболее отлившиеся получают капельки.

Вывод: вода бесцветна, прозрачна, текуча, растворитель, не имеет вкуса и запаха, плохой проводник тепла. Далее учитель природоведения говорит о том, что воду надо беречь. По нормам на каждого жителя города приходится 220 литров воды в сутки. Принимая душ в течение 5 минут расходуется около 100 литров воды. Каждый раз, когда вы чистите зубы расходуется 1 литр воды. Наполняя ванну лишь до половину, вы расходуете 1 литр воды, через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час.

Учитель словесности:

- вспомните пословицы о воде:

- Где вода есть, там саду цвесть.

- У воды нос остер, пробиваются всюду.

- Вода и мельницу сломает .

- Вода с гор потекла, весну принесла.

(за каждую пословицу ученик получает капельку).

Учитель природоведения:

- знаете ли вы, какие предметы предшествуют дождю?

Учащиеся с места называют приметы:

Птицы примолкли - жди грома.

Мошкара лезет в лицо - к дождю.

Ночная бабочка залетит в дом - к сильному дождю.

( за каждый ответ дается капелька).

Учитель словесности:

Каждый из нас мечтает хоть раз в жизни увидеть чудо, не замечая, что чудеса постоянно окружают нас, одно наиболее замечательных из них - вода.

Итог урока

Учащиеся вместе с учителем подводят итог урока, подсчитывая капельки и выставляют оценки за урок.

Задается домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...