Разработка урока в форме технологической карты (ТК) по теме "Гаметогенез"
учебно-методический материал по биологии (10 класс)

Котова Наталья Джамшидовна

Формат разработок технологических карт по определённой теме урока (ТК), либо по циклу тем, даёт возможность структурированно и методически качественно излагать учебный материал за небольшое время, особенно в условиях, связанных с частыми и длительными выездами обучающихся на спортивные сборы. Учителю это позволит не терять учебные часы и полномерно реализовывать учебный план в формате планируемых результатов ФГОС второго поколения; системно формировать УУД, межпредметные связи; на практике проводить диагностику достижения планируемых результатов обучающимися на всех этапах изучения тем(ы). Такая методика позволяет значительно улучшить знания обучающихся, повысить уровень мотивации и ответственность за самостоятельные коммуникативные действия в изучении материала по теме. 

В данной ТК дана разработка темы "Гаметогенез" с пониманием разницы в механизмах образования половых клеток.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по теме «Гаметогенез»

Разработчик ТК – учитель биологии Н.Д. Котова (2025г)

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Формы организации учебной деятельности

Содержание учебной деятельности

Планируемые результаты

Личностные

Мета предметные

Предметные

Мотивационно-целевой этап

Цель:

мотивировать обучающихся к формулировке цели урока методом выявления проблемного вопроса

Мы знаем, что жизнь конечна… Но мы также знаем, что в своем земном существовании жизнь бесконечна. Подумаем, что же обеспечивает постоянство жизни на земле?

Учащиеся предлагают формулировки, выводящие на понимание, что в основе размножения лежат специальные клетки и ставят  

проблемный вопрос.

Какие клетки и как появляются в организмах, что дают жизнь всему живому? 

Цель урока: узнать, как образуются половые клетки (гаметы); понять, в чём их отличие от соматических клеток; определить их специфику; изучить принцип гаметогенеза. 

Беседа с детьми по вопросам:

1) может ли клетка жить вечно или она тоже имеет свой жизненный цикл?

2) если клетка умирает, умирает ли в целом ткань?

3) есть ли в организме своя «ремонтная мастерская» для клеток?

Анализ ответов (беседы) учащихся, формирование выводов, что: 1) у каждого типа /вида клеток свой жизненный ресурс и цикл; 2) вся ткань / организм погибнуть не могут, т.к. клетки возобновляются, или размножаются; 3) клетка имеет возможность восстанавливаться

Способность проявлять позитивное отношение к основным моральным нормам; уважение к иной точке зрения.

Умение устанавливать причинно-следственные связи с естественнонаучным циклом и общественных наук.

Понимание сути биологической информации.

Этап актуализации знаний

Цель:

на основе уже имеющихся знаний по типам клеток, о способах их размножения и отличиях, вывести ребят на понимание – в чем же сущность гаметогенеза?

Выявление общих биологических знаний по теме «Жизненный цикл клетки. Митоз»

1) какие виды размножения существуют в природе? (бесполое, половое);

2) какие клетки формируют организмы? (соматические и половые);

3) как называются способы деления, которыми образуются и те, и другие клетки? В чём их существенное отличие? (митоз, мейоз; разное кол-во циклов, кол-во хромосомного и генетического материала; наличие кроссинговера у мейоза)

Беседа с детьми по имеющимся на данный момент знаниям о размножении клеток, механизмах и видах деления клеток.

Обращение к «Словарю биологических терминов» для пояснения слов: соматические клетки, интерфазный период, фазы митоза, жизненный цикл клетки, мейоз, коньюгация, кроссинговер, циклы деления, диплоидный / гаплоидный набор хромосом; расшифровка формул 2n4c, 2n2c,  n2c, nc.

Проявление отношения к учебной теме и роли творчества в подходе её изучения

Умение строить рассуждения, выводы; анализировать, классифицировать, обобщать информацию;  

уважительно взаимодействовать с другими членами коллектива.

Формирование умений расшифровывать термины и ориентировать к специализированной информации.

Этап изучения нового знания

Цель:

получение ответа(ов) на проблемный вопрос

Объяснение учителя материала по теме с использованием презентации (таблиц) о гаметогенезе как о процессе образования половых клеток (гамет), фаз гаметогенеза; о формировании в половых железах ♀ и ♂ (гонадах) клеток зачаткового эпителия, с которого начинается развитие гамет; о роли последовательных этапов митозов и мейозов, в результате чего образуются зрелые яйцеклетки (овогенез/оогенез ♀) и  сперматозоиды (сперматогенез ♂). Гаметогенез ♀ и включает 3 фазы:

1) фаза размножения – 2n4c          2n2c

2) фаза роста – 2n4c

3) фаза созревания  

n2c            nc  

Оформление записей по теме урока в виде опорных конспектов в тетради; запись новых слов в словарь «Биологических терминов»

Ориентир понимания учащихся на сходство и отличия биологических процессов образования гамет: 1) в организме образование яйцеклеток начинается ещё до рождения девочки (в эмбриональном развитии) и завершается при половом созревании (в постэмбриональном развитии);

2) на конечном этапе развития гамет в организме будет сформирована только одна половозрелая клетка, остальные 3 станут направительными тельцами (недозрелыми);

3) в  организме образование сперматозоидов начинается только при половом созревании и на конечном этапе формируются 4 одинаковые по общему строению и хромосомному составу клетки

Определение потребности в освоении учебной темы, её важности в получении знаний естественнонаучного цикла

Формирование умений конструктивно работать в коллективе

Формирование опыта решения проблемы в рамках творческой деятельности.

Этап самоконтроля

Цель:

выполняя практическую работу обучающиеся работают с учебной литературой, изыскивают необходимую информацию, систематизируя её для запоминания 

Обучающиеся заполняют таблицу «Гаметогенез: сходство и отличия формирования  и гамет в организмах», чтобы чётко определить сходство и разницу в процессах образования половых клеток, их этапах развития, схематично зарисовывают данные процессы.

Обучающиеся самостоятельно выполняют практическую работу, заполняя таблицу «Гаметогенез…».

Используя материалы учебника и полученные знания на уроке, обучающиеся работают с таблицей, зарисовывают схемы размножения клеток

Формирование отношения к самооценке, эмоциональной включенности в тему. сопереживания друг к другу.

Умение классифицировать, обобщать информацию, переводить её в разные формы

Усвоение  учебного материала практическим методом поиска и анализа информации, её фиксации.

Этап рефлексии учебной деятельности

Цель:

Оценка собственного результата учебной деятельности

Учащиеся дают ответ на проблемный вопрос; дают формулировку понимания конвертации жизни.

Ребятам предлагается решить одно задание из варианта КИМа по данной теме.

При помощи изученных на уроке новых терминов дать пояснение на предложенное задание КИМа.

Осознанно определяют своё личностное отношение к изучаемой теме: уважение к пониманию пОла, целостности жизни, к своей родословной, к репродукции всего живого на Земле.

Умение оценивать результаты деятельности и планировать дальнейшее своё развитие.

Формирование осмысления и применение освоенной информации при решении учебно-познавательных проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Виды и формы технологических карт уроков математики"

Методическая разработка на тему: "Виды и формы технологических карт уроков математики"...

Конспект урока по теме "Голосеменные" в форме технологической карты 5 класс ФГОС

Конспек урока по теме "Голосеменные"   разработан в соответствии с ФГОС  в форме технологической карты. Определена проблема, дан план ее решения. Форма деятельности учащихся- исследова...

Сценарий урока по геометрии 8 класс "Параллелограмм" в форме технологической карты ФГОС

Сценарий урок описывает ход урока, формируемые УУД на каждом этапе. Применяемые методики: системно - деятельностный подход, дифференцированный подход....

Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)

Учитель химии Якимчик Е.Е.     ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании М...

Содержание, виды, методы и формы контроля. Универсальные учебные действия учащихся (УУД). Основные виды учебной деятельности учащихся (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока)

Учитель химии Якимчик Е.Е.ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа)  Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной статьи автора «Классификация методов и форм обучения, типы и структура ...

Методическая разработка урока математики с технологической картой в 6 классе на тему "Умножение и деление обыкновенных дробей"

Разработка урока математики для 6 класса на тему "Умножение и деление обыкновенных дробей" с технологической картой и презентацией....

Цикл уроков по английскому языку в 7 классе в форме технологических карт по теме Развлечения

Циклы уроков представлены в форме технологических карт, подробно описаны деятельность учителя и учащихся....