Разработка урока в форме технологической карты (ТК) по теме "Гаметогенез"
учебно-методический материал по биологии (10 класс)
Формат разработок технологических карт по определённой теме урока (ТК), либо по циклу тем, даёт возможность структурированно и методически качественно излагать учебный материал за небольшое время, особенно в условиях, связанных с частыми и длительными выездами обучающихся на спортивные сборы. Учителю это позволит не терять учебные часы и полномерно реализовывать учебный план в формате планируемых результатов ФГОС второго поколения; системно формировать УУД, межпредметные связи; на практике проводить диагностику достижения планируемых результатов обучающимися на всех этапах изучения тем(ы). Такая методика позволяет значительно улучшить знания обучающихся, повысить уровень мотивации и ответственность за самостоятельные коммуникативные действия в изучении материала по теме.
В данной ТК дана разработка темы "Гаметогенез" с пониманием разницы в механизмах образования половых клеток.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме «Гаметогенез»
Разработчик ТК – учитель биологии Н.Д. Котова (2025г)
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Формы организации учебной деятельности | Содержание учебной деятельности | Планируемые результаты | ||
Личностные | Мета предметные | Предметные | ||||
Мотивационно-целевой этап Цель: мотивировать обучающихся к формулировке цели урока методом выявления проблемного вопроса | Мы знаем, что жизнь конечна… Но мы также знаем, что в своем земном существовании жизнь бесконечна. Подумаем, что же обеспечивает постоянство жизни на земле? Учащиеся предлагают формулировки, выводящие на понимание, что в основе размножения лежат специальные клетки и ставят проблемный вопрос. Какие клетки и как появляются в организмах, что дают жизнь всему живому? Цель урока: узнать, как образуются половые клетки (гаметы); понять, в чём их отличие от соматических клеток; определить их специфику; изучить принцип гаметогенеза. | Беседа с детьми по вопросам: 1) может ли клетка жить вечно или она тоже имеет свой жизненный цикл? 2) если клетка умирает, умирает ли в целом ткань? 3) есть ли в организме своя «ремонтная мастерская» для клеток? | Анализ ответов (беседы) учащихся, формирование выводов, что: 1) у каждого типа /вида клеток свой жизненный ресурс и цикл; 2) вся ткань / организм погибнуть не могут, т.к. клетки возобновляются, или размножаются; 3) клетка имеет возможность восстанавливаться | Способность проявлять позитивное отношение к основным моральным нормам; уважение к иной точке зрения. | Умение устанавливать причинно-следственные связи с естественнонаучным циклом и общественных наук. | Понимание сути биологической информации. |
Этап актуализации знаний Цель: на основе уже имеющихся знаний по типам клеток, о способах их размножения и отличиях, вывести ребят на понимание – в чем же сущность гаметогенеза? | Выявление общих биологических знаний по теме «Жизненный цикл клетки. Митоз» 1) какие виды размножения существуют в природе? (бесполое, половое); 2) какие клетки формируют организмы? (соматические и половые); 3) как называются способы деления, которыми образуются и те, и другие клетки? В чём их существенное отличие? (митоз, мейоз; разное кол-во циклов, кол-во хромосомного и генетического материала; наличие кроссинговера у мейоза) | Беседа с детьми по имеющимся на данный момент знаниям о размножении клеток, механизмах и видах деления клеток. | Обращение к «Словарю биологических терминов» для пояснения слов: соматические клетки, интерфазный период, фазы митоза, жизненный цикл клетки, мейоз, коньюгация, кроссинговер, циклы деления, диплоидный / гаплоидный набор хромосом; расшифровка формул 2n4c, 2n2c, n2c, nc. | Проявление отношения к учебной теме и роли творчества в подходе её изучения | Умение строить рассуждения, выводы; анализировать, классифицировать, обобщать информацию; уважительно взаимодействовать с другими членами коллектива. | Формирование умений расшифровывать термины и ориентировать к специализированной информации. |
Этап изучения нового знания Цель: получение ответа(ов) на проблемный вопрос | Объяснение учителя материала по теме с использованием презентации (таблиц) о гаметогенезе как о процессе образования половых клеток (гамет), фаз гаметогенеза; о формировании в половых железах ♀ и ♂ (гонадах) клеток зачаткового эпителия, с которого начинается развитие гамет; о роли последовательных этапов митозов и мейозов, в результате чего образуются зрелые яйцеклетки (овогенез/оогенез ♀) и сперматозоиды (сперматогенез ♂). Гаметогенез ♀ и ♂ включает 3 фазы: 1) фаза размножения – 2n4c 2n2c 2) фаза роста – 2n4c 3) фаза созревания n2c nc | Оформление записей по теме урока в виде опорных конспектов в тетради; запись новых слов в словарь «Биологических терминов» | Ориентир понимания учащихся на сходство и отличия биологических процессов образования гамет: 1) в ♀ организме образование яйцеклеток начинается ещё до рождения девочки (в эмбриональном развитии) и завершается при половом созревании (в постэмбриональном развитии); 2) на конечном этапе развития гамет в ♀ организме будет сформирована только одна половозрелая клетка, остальные 3 станут направительными тельцами (недозрелыми); 3) в ♂ организме образование сперматозоидов начинается только при половом созревании и на конечном этапе формируются 4 одинаковые по общему строению и хромосомному составу клетки | Определение потребности в освоении учебной темы, её важности в получении знаний естественнонаучного цикла | Формирование умений конструктивно работать в коллективе | Формирование опыта решения проблемы в рамках творческой деятельности. |
Этап самоконтроля Цель: выполняя практическую работу обучающиеся работают с учебной литературой, изыскивают необходимую информацию, систематизируя её для запоминания | Обучающиеся заполняют таблицу «Гаметогенез: сходство и отличия формирования ♀ и ♂ гамет в организмах», чтобы чётко определить сходство и разницу в процессах образования половых клеток, их этапах развития, схематично зарисовывают данные процессы. | Обучающиеся самостоятельно выполняют практическую работу, заполняя таблицу «Гаметогенез…». | Используя материалы учебника и полученные знания на уроке, обучающиеся работают с таблицей, зарисовывают схемы размножения клеток | Формирование отношения к самооценке, эмоциональной включенности в тему. сопереживания друг к другу. | Умение классифицировать, обобщать информацию, переводить её в разные формы | Усвоение учебного материала практическим методом поиска и анализа информации, её фиксации. |
Этап рефлексии учебной деятельности Цель: Оценка собственного результата учебной деятельности | Учащиеся дают ответ на проблемный вопрос; дают формулировку понимания конвертации жизни. | Ребятам предлагается решить одно задание из варианта КИМа по данной теме. | При помощи изученных на уроке новых терминов дать пояснение на предложенное задание КИМа. | Осознанно определяют своё личностное отношение к изучаемой теме: уважение к пониманию пОла, целостности жизни, к своей родословной, к репродукции всего живого на Земле. | Умение оценивать результаты деятельности и планировать дальнейшее своё развитие. | Формирование осмысления и применение освоенной информации при решении учебно-познавательных проблем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Виды и формы технологических карт уроков математики"
Методическая разработка на тему: "Виды и формы технологических карт уроков математики"...

Конспект урока по теме "Голосеменные" в форме технологической карты 5 класс ФГОС
Конспек урока по теме "Голосеменные" разработан в соответствии с ФГОС в форме технологической карты. Определена проблема, дан план ее решения. Форма деятельности учащихся- исследова...
Сценарий урока по геометрии 8 класс "Параллелограмм" в форме технологической карты ФГОС
Сценарий урок описывает ход урока, формируемые УУД на каждом этапе. Применяемые методики: системно - деятельностный подход, дифференцированный подход....

Классификация методов и форм обучения, типы и структура уроков (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока в соответствии с требованиями ФГОС)
Учитель химии Якимчик Е.Е. ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Материалом для данной статьи послужила работа автора при подготовке к выступлению с докладом на заседании М...

Содержание, виды, методы и формы контроля. Универсальные учебные действия учащихся (УУД). Основные виды учебной деятельности учащихся (информационно-справочный материал для работы по разработке рабочих программ и технологических карт урока)
Учитель химии Якимчик Е.Е.ГКСУВУ СОШ № 1 (закрытого типа) Настоящая статья является продолжением ранее опубликованной статьи автора «Классификация методов и форм обучения, типы и структура ...
Методическая разработка урока математики с технологической картой в 6 классе на тему "Умножение и деление обыкновенных дробей"
Разработка урока математики для 6 класса на тему "Умножение и деление обыкновенных дробей" с технологической картой и презентацией....

Цикл уроков по английскому языку в 7 классе в форме технологических карт по теме Развлечения
Циклы уроков представлены в форме технологических карт, подробно описаны деятельность учителя и учащихся....


