Методическая разработка урока математики с технологической картой в 6 классе на тему "Умножение и деление обыкновенных дробей"
методическая разработка по математике (6 класс) на тему

Разработка урока математики для 6 класса на тему "Умножение и деление обыкновенных дробей" с технологической картой и презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

        «Лицей № 17» г. Ставрополь        

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей»

                                                                                                   

                                                                                                  Шевченко Наталья Петровна,

учитель математики,

37 лет стажа

Ставрополь 2015 г.

План-конспект открытого урока математики в 6 классе

Тема: «Умножение и деление обыкновенных дробей»

     Урок с применением компьютерной презентации, предназначен для учащихся 6 класса, обучающихся по учебнику Н.Я. Виленкина и др.

Преимущество такого урока - это его практическая направленность.

Использование презентации  выступает как средство наглядности, что способствует развитию познавательного интереса, лучшему усвоению учебного материала, повышению темпа работы на уроке.  Презентация используется на протяжении всего урока, но непосредственное обращение к слайдам презентации ограничено временными рамками, допустимыми при работе с компьютерными программами учащихся средних классов.

 

Техническое обеспечение урока: мультимедиапроектор и компьютер у учителя.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков. (Урок- игра «Лестница успеха»).

Задачи урока:

 1. Повторить правила действий умножения и деления обыкновенных  дробей

 2. Закрепить решение уравнений, задач на деление и умножение дробей

 3. Развивать логическое мышление учащихся

Предметные  цели урока:

- систематизировать знания учащихся по теме «Умножение и деление обыкновенных дробей»

Личностно-ориентированные  цели урока:

- формирование познавательного интереса к изучению математики, способам обобщения и систематизации знаний, осознание цели и выбора способа  деятельности,

- формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

- формирования навыков самоанализа и самоконтроля, оценка своих возможностей

Метапредметные цели:

коммуникативные:

- уметь точно и грамотно выражать свои мысли

- воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи

- формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации по теме

регулятивные:

- определять последовательность промежуточных действий с учётом конечного результата

- корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения

- осознавать уровень и качество усвоения материала

познавательные:

- ориентироваться на разнообразие способов решения

- создавать и преобразовывать схемы решения задач

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения

       

Активные методы, обеспечивающие решение образовательных задач в разных аспектах:

- формирование положительной учебной мотивации;

- повышение познавательной активности обучающихся;

- активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

- стимулирование самостоятельной деятельности;

- развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;

- эффективное усвоение большого объема учебной информации;

- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

- раскрытие личностно- индивидуальных возможностей каждого обучающегося и определение условий для их проявления и развития;

- развитие навыков самостоятельного умственного труда;

- развитие универсальных навыков.

Технологическая карта урока математики в 6 классе

по теме: Умножение и деление обыкновенных дробей»

 

Название

используе-мых ресурсов

Деятельность

учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1.Организационный этап (1 мин)

Вступительное слово учителя.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, проверка наличия карточек урока.

Приветствие учителя.

Проверка принадлежностей и наличия карточек.

Ставят перед собой цель: «Что хочу получить сегодня от урока».

  • Прогнозирование своей деятельности.

  • Умение слушать.

Планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

  • Самоопределяются, настраиваются на урок, внимательны, собраны, вежливы.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин)

Презентация урока

Вначале урока предлагается учащимся назвать лишнее слово: « сумма, разность, множитель, частное».  (слайд 2)

 Задается вопрос: «Какая тема нашего урока?», « Как называются компоненты при умножении и делении?». (слайд 3)

Задается позитивный настрой на успех: «С каким действием связаны действия «умножение и деление»? (слайд 4).

Включаются в деловой ритм урока.

Вступают в диалог с учителем и друг с другом, отвечая на его вопрос, высказывают свое мнение.

Формулируют тему урока, записывают в тетрадь.

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

Самостоятельно формулируют  цель и знакомятся с задачами урока.

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
  • анализ
  • Целеполагание (постановка учебной задачи).
  • Планирование и прогнозирование своей деятельности.
  • Умение слушать и слышать, анализировать, делать выводы.
  • Формирование устойчивой мотивации к обучению.

3. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.  ( 7 мин)

Презентация «Лестница успеха». 1ступенька « Вспомним»

(слайды 5 ,6)

На прошлых уроках мы проходили тему обыкновенные дроби. Сегодня я предлагаю посмотреть, как участвуют дроби в окружающей нас жизни .

Для начала ответьте:

«Какие действия с обыкновенными дробями вы умеете выполнять?», « Сформулируйте правила сложения, вычитания, умножения, деления, сокращения, сравнения обыкновенных дробей.» (слайд 7). Проверим как хорошо вы умеете применять эти правила!

1.Найдите ошибку.(слайд 8)

 2.Задание на смекалку: «Из 3-х чисел выберите одно, которое надо поместить в пустой кружок.» (слайд 9).

Выполняют задания из презентации.

В ходе выполнения заданий ученики применяют ранее усвоенные знания и определяют основную учебную проблему.

  • Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • Выбор эффективных способов решения.

  • Умение принимать учебную задачу.
  • Владение навыками самоконтроля и саморегуляции
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
  • Умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

4. Применение комплекса знаний (15мин.)

 Презентация «Лестница успеха» 2 ступенька

«Это ты можешь».(слайды 10,11)

«Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». Д. Пойа.

 Научиться можно самому. Работа по карточкам: в каждом столбце таблицы записаны варианты ответа на пример в верхней строчке. Обвести в  кружок правильный результат действия, если ни один ответ не подходит, вписать в последней строчке правильный ответ.  (слайд 12)

Анализируют полученную из презентации информацию и самостоятельно выполняют задание, осваивают приемы применения правил на конкретных примерах, решение в тетради, ответы в таблице, решение проверяется в парах             ( слайд 13), карточки сдают учителю.

.

  • структурирование знаний;
  •  осознанное и произвольное построение письменной форме
  •  подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей;
  • моделирование
  •  выдвижение гипотез и их обоснование

  • Планирование своей деятельности. Проверка знания правил и умение их применять при решении. Саморегуляция.
  • Умение задавать вопросы, необходимые для получения наивысшего результата.
  • Смыслообразование

Презентация урока

«Лестница успеха» 3 ступенька

«Дружно вместе».(слайды 13,14)

«Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед!» (А. Нивен).

Предлагается задание : Решить задачу.

Слайды 15,16).

(Фронтальная работа с классом)

 

Задача разбирается и создается алгоритм решения. Выполняют задание самостоятельно в тетради и проверяют решение  на доске.  

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  •  построение логической цепи рассуждений
  • синтез
  • Саморегуляция Контроль деятельности.
  • Оценивание.
  • Соблюдение заявленных правил
  • Умение формулировать собственное мнения и позиции.

  • Умение адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

5. Физминутка. (1мин.)

Презентация урока

(слайд 17)

Раз- поднялись, потянулись    Два – согнулись, разогнулись, Три –в ладошки три     хлопка, На четыре – три прыжка, Пять- руками помахать, Шесть - тихонечко присесть.                          

Учащиеся делают зарядку.

6. Контроль  знаний. (8мин.)

Презентация урока

«Лестница успеха» 4 ступенька

«Сами умеем».(слайды 18,19)

Предлагает повторить понятия «уравнение», «равенство», «корень уравнения». Проводит беседу о том, где встречаются в жизни уравнения. Учащиеся получают карточки с заданием: « решить уравнение».(слайды20,21).  

Затем ученикам предлагается обменяться карточками с решениями. Далее следует демонстрация правильного решения.

Ученикам предлагает оценить работу соседа, поставить оценку (+ или -). (Работа в парах)

 Повторяют правила .

Выполняют задания  самостоятельно в тетради и проверяют ответ на доске.  Оценивают работу другого ученика.

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
  • Построение логической цепочки заключений
  • Самостоятельно ставят учебные задачи и выполняют их по заданному алгоритму.
  • Умение интегрироваться в группу (пару) сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

  • Планирование учебного сотрудничества со сверстниками 

7. Прикладное применение обыкновенных дробей. (2мин.)

Презентация урока«Лестница успеха» 5 ступенька «Зачем это нужно?»

(слайды 22,23,24)

Организуется обсуждение: «Где применяются дроби?»

Происходит обсуждение проблемы «Для чего нужны дроби? Где применяются?»

  • Анализируя извлекают необходимую информацию, приводят примеры.
  • В ситуации затруднения регулируют ход мыслей.
  • Выражают свои мысли, агументируют свое мнение.
  • Умение адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. ( 1 мин)

Задает домашнее задание.

Обеспечивает понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.(слайд 25)

Записывают домашнее задание.

  • Умение принимать и сохранять учебную задачу
  • Умение задавать вопросы, необходимые для получения наивысшего результата.

 

9. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (2 мин)

Карточка урока

Задает вопросы:

Достигли ли цели урока?

Какие правила изучили по изучаемой теме, сформулируйте их.

Какие вопросы еще возникают?

Учитель инициирует рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействию с учителем и другими детьми в классе.

Просит заполнить карточку, ответив на вопросы.

Учитель просит учащихся оценить свое психологическое состояние в конце урока и сделать отметку(смайл) в графе «Настроение».

Отвечают на вопросы учителя.

Задают вопросы.

Анализируют свою учебную деятельность, заполняя карточку урока.

  • Моделирование
  • Ретроспективная рефлексия.
  • Оценка (осознание качества и уровня усвоения)

  • Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли и чувства
  • Самооценка

   

                

Мне всё понятно, я уверен в своих знаниях

 

Я не совсем уверен в себе

Мне многое непонятно

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Ф.И. учащегося ________________________

Задания

Уровень выполнения

отметка

учителя

2

3

4

5

1. Формулирование темы урока, постановка цели и задач.

2 . Устная работа на повторение по слайдам презентации.

3.Работа по карточкам.

4. Решение текстовой  задачи.

5. Знание правил работы с обыкновенными дробями.

6. Решение уравнений.

7. Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция.

8. Решение конструктивных задач: «Прикладное применение обыкновенных дробей».

9. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

10

11.

Ресурсы ( основные и дополнительные ).

  • Учебник «Математика. 6 класс»,  Н.Я. Виленкин и др., М.: «Мнемозина», 2015г.
  •  Раздаточный материал: таблицы с примерами, карточки с уравнениями.
  • Презентация к уроку в программе Power Point.
  •  Технические средства обучения:

            1. Компьютер

            2. Мультимедийный проектор, экран.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей)

Слайд 3

Т е м а у р о к а: « Умножение и деление обыкновенных дробей ».

Слайд 4

Цели: Образовательная : способствовать выработке знаний, умений и навыков деления и умножения дробей, закрепить навыки выполнения действий над обыкновенными дробями. Развивающая : развитие интеллектуальной сферы, самостоятельности, познавательной активности учащихся, развивать логическое мышление, письменную и устную математическую речь и память. Воспитательная : способствовать созданию ситуации успешности в обучении, умению слышать и слушать другого человека.

Слайд 5

Лестница успеха Зачем это нужно знать? Сами умеем Дружно все вместе Это ты можешь Вспомним 5

Слайд 6

6 Вспомним

Слайд 7

Действия с дробями: Сокращение дробей; Сравнение дробей; Сложение и вычитание дробей с одинаковым и разным знаменателем; Сложение и вычитание дробей на числовом луче; Умножение и деление дробей.

Слайд 10

Лестница успеха Зачем это нужно знать? Сами умеем Дружно все вместе Это ты можешь Вспомним 10

Слайд 11

11 Это ты можешь

Слайд 12

В каждом столбце таблицы записаны варианты ответа на пример в верхней строчке. Обведите кружочком правильный результат деления в каждом столбце. Если ни один ответ не подходит, впишите в последнюю строчку правильный ответ.

Слайд 13

В каждом столбце таблицы записаны варианты ответа на пример в верхней строчке. Обведите кружочком правильный результат деления в каждом столбце. Если ни один ответ не подходит, впишите в последнюю строчку правильный ответ.

Слайд 14

Лестница успеха Зачем это нужно знать? Сами умеем Дружно все вместе Это ты можешь Вспомним 14

Слайд 15

15 Дружно все вместе

Слайд 16

Решите задачу: В книге два рассказа занимают 121 страницу. Число страниц первого рассказа составляет 3/8 от числа страниц второго рассказа. Сколько страниц в каждом рассказе?

Слайд 17

Решение. Пусть х стр. во II рассказе, тогда в I рассказе 3/8х стр. Вместе 121 стр. Составим уравнение: х + 3/8х = 121 11/8х = 121 х = 121 : 11/8 = 121 : 11 * 8 = 88 стр во ll рассказе 3/8х = 3/8 * 88 = 33 стр в l рассказе Ответ : 33 стр. в I рассказе, 88 страниц во II рассказе

Слайд 18

18

Слайд 19

Лестница успеха Зачем это нужно знать? Сами умеем Дружно все вместе Это ты можешь Вспомним 19

Слайд 20

20 Сами умеем

Слайд 21

Решите уравнения 1)

Слайд 22

Ответы: 1 вариант 35 39 2 вариант 39 35

Слайд 23

Лестница успеха Зачем это нужно знать? Сами умеем Дружно все вместе Это ты можешь Вспомним 23

Слайд 24

24 Зачем это нужно знать?

Слайд 25

Где применяются дроби? При изучении школьных предметов; В музыке; В фармакологии; В торговле; В строительстве; В кулинарии; В сельском хозяйстве; В военном деле

Слайд 26

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели. (А. Маркушевич) 26

Слайд 27

Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле. (А.Н. Крылов) 27

Слайд 28

Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполняйте свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе. (М.И. Калинин) 28

Слайд 29

Оценим свои знания и умения по теме « Деление обыкновенных дробей» 29

Слайд 30

Домашнее задание: Параграф 17; № 643, № 635( д, е ).

Слайд 31

31 Всем спасибо за урок! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока математики "В мире необыкновенных животных" ( умножение и деление обыкновенных дробей, 6 класс).

Повторительно-обобщающий урок для 6 класса по теме "Умножение и деление обыкновенных дробей". Методическая разработка включает в себя конспект урока и презентацию....

Методическая разработка урока математики по теме "Уравнения" (5 класс)

Урок начинается с демонстрации математического фокуса "Угадай задуманное число", что, в свою очередь, обеспечивает активность учащихся на уроке и их заинтересованность в результатах своей работы. Пред...

Итоговая курсовая работа "Конструирование технологической карты урока математики с указанием ЭОР, УУД по теме: "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями""

Итоговая работа была представлена на курсах повышения ИОЧ по ИБ "Основные направления региональной политики в контексте модернизации российского образования"...

Учебно-методическая разработка урока математики на тему "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" (для учащихся 6-го класса).

Урок математики "Деление десятичной дроби на десятичную дробь" может быть использован учителями в качестве учебно-методического материала при подготовке к уроку....

Методическая разработка урока математики по теме "Уравнения" 5 класс

Урок повторения и закрепления знаний учащихся по теме "Решение уравнений" 5 класс в игровой форме....