Технологические карты уроков
методическая разработка по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В данном разделе представлены технологические карты уроков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока биологии в 5 классе
Учитель: Крупенникова З.Н.
Дата:11.09.2023
Учебник: Биология. 5 класс. Пасечник В.В.
Тема урока: Строение клетки
Цель урока: Изучить строение клетки, основные органоиды и их функции, а также освоить правила работы с микроскопом.
Задачи урока:
- Образовательные:
- Познакомить учащихся с историей открытия клетки.
- Сформировать представление о клетке как основной структурной и функциональной единице живого организма.
- Изучить основные части клетки (клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, вакуоли, хлоропласты) и их функции.
- Отработать навыки работы с микроскопом.
- Развивающие:
- Развивать умение наблюдать, сравнивать, анализировать и делать выводы.
- Развивать познавательный интерес к изучению биологии.
- Развивать умение работать в группе, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
- Воспитательные:
- Формировать бережное отношение к природе и понимание единства всего живого.
- Воспитывать аккуратность и ответственность при работе с лабораторным оборудованием.
Планируемые результаты:
- Предметные:
- Учащиеся должны знать основные части клетки и их функции.
- Учащиеся должны уметь работать с микроскопом, готовить микропрепараты и описывать увиденное.
- Учащиеся должны уметь сравнивать клетки разных организмов.
- Метапредметные:
- Познавательные: умение работать с информацией, анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Регулятивные: умение планировать свою деятельность, контролировать и оценивать результаты своей работы.
- Коммуникативные: умение работать в группе, высказывать и аргументировать свою точку зрения, слушать и понимать других.
- Личностные: осознание ценности знаний о живой природе, формирование ответственного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Формы работы: Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: Словесные (беседа, объяснение), наглядные (демонстрация микропрепаратов, таблиц, видеоматериалов), практические (работа с микроскопом, выполнение заданий).
Оборудование:
- Микроскопы.
- Предметные и покровные стекла.
- Пипетки.
- Вода.
- Лук репчатый.
- Таблицы "Строение клетки", "Растительная клетка", "Животная клетка".
- Мультимедийная презентация.
- Раздаточный материал (карточки со строением клетки).
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1. Организационный этап (2 мин) | Приветствие, проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. | Готовность к уроку, положительный настрой на работу. |
2. Актуализация знаний (5 мин) | Повторение изученного материала о признаках живых организмов. | Отвечают на вопросы учителя, вспоминают признаки живых организмов. | Актуализация опорных знаний, необходимых для изучения новой темы. |
3. Целеполагание и мотивация (3 мин) | Подводит учащихся к формулированию темы и цели урока. | Формулируют тему и цель урока. | Осознание темы и цели урока, формирование познавательного интереса. |
4. Изучение нового материала (20 мин) | Объясняет строение клетки, используя таблицы, презентацию. Рассказывает об истории открытия клетки. | Слушают объяснение учителя, рассматривают таблицы и презентацию, делают записи в тетради. | Знание основных частей клетки и их функций, понимание истории открытия клетки. |
5. Первичное закрепление (5 мин) | Задает вопросы по изученному материалу. | Отвечают на вопросы учителя. | Закрепление изученного материала, выявление пробелов в знаниях. |
6. Лабораторная работа (15 мин) | Организует работу с микроскопом, инструктирует по технике безопасности- приложение. Физкультминутка | Готовят микропрепарат кожицы лука, рассматривают его под микроскопом, зарисовывают увиденное. | Умение работать с микроскопом, готовить микропрепараты, описывать увиденное. |
7. Закрепление и применение знаний (10 мин) | Предлагает выполнить задания на карточках (подписать части клетки).- приложение. Организует работу в группах. | Выполняют задания на карточках, работают в группах, обсуждают результаты. | Умение применять полученные знания на практике, развитие умения работать в группе. |
8. Рефлексия (5 мин) | Предлагает оценить свою работу на уроке. | Оценивают свою работу на уроке, высказывают свое мнение о том, что узнали нового. | Осознание своих достижений и трудностей, формирование адекватной самооценки. |
9. Домашнее задание (2 мин) | Задает домашнее задание: прочитать параграф параграф 10, ответить на вопросы 1-3, подготовить сообщение на выбор (темы: цитоплазма, ядро, мембрана). | Записывают домашнее задание. | Закрепление изученного материала, подготовка к следующему уроку. |
Приложение
Карточка для заполнения:
Видеофрагмент- как работать с микроскопом: https://ya.ru/video/preview/2146853293555179728
Правила работы с микроскопом (памятка)
1. Микроскоп поставьте штативом к себе на расстоянии 5-10 см от края стола. Приведите микроскоп в рабочее положение, наклонив верхнюю часть штатива на 45 градусов. В отверстие предметного столика при помощи зеркала направьте свет.
2. Приготовленный препарат поместите на предметный столик и закрепите предметное стекло зажимами.
3. Пользуясь винтом, плавно опустите тубус так, чтобы нижний край объектива оказался на расстоянии 1-2 мм от препарата.
4. В окуляр смотрите одним глазом, не закрывая и не зажмуривая другой. Глядя в окуляр, при помощи винтов медленно поднимайте тубус, пока не появится чёткое изображение объекта исследования.
5. После работы микроскоп приведите в нерабочее положение и уберите в футляр.
Микроскоп - хрупкий и дорогой прибор: работать с ним надо аккуратно, строго следуя правилам.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
Учитель: Крупенникова З.Н.
Дата: 14.01.2025
УМК: Пасечник В.В.
Класс: 6
Тема: «Строение цветка»
Цель: сформировать знания о цветке, как об основном органе цветкового растения. На основе изучения строения цветка выявить взаимосвязь строения и выполняемых функций.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить знания учащихся о цветке - его строение и функциях;
- Способствовать формированию умения определять околоцветник, чашечка, венчик, мужские и женские части цветка: тычинки, пестики;
- Показать значение цветка, выявить особенности строения цветков у однодольных и двудольных растений.
Развивающие:
- уметь выявлять главное, сопоставлять факты, формировать умение извлекать информацию из устного сообщения, видео- фрагментов, презентаций;
- формировать умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы;
- развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность;
- продолжать формирование биологической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения пронозировать результат деятельности;
- развивать навыки работы с гербарными материалами и микроскопом.
Воспитательные:
- раскрыть эстетическую ценность цветков;
- показать необходимость бережного отношения и охраны растений;
- воспитывать любовь к природе.
Планируемые результаты занятия:
Предметные:
Овладение понятийным аппаратом урока:
-знать и уметь характеризовать строение и функции цветка;
-уметь определять связь между особенностями строения цветка и выполняемыми функциями;
-уметь характеризовать биологическую роль цветка;
Давать четкую характеристику определениям: цветок, цветоножка, околоцветник, семязачаток, опыление, оплодотворение, зигота.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач и др.
Познавательные УУД
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- использование различных источников для получения биологической информации;
- постановка и формулирование цели и задач урока; формулирование и аргументация личного мнения.
Коммуникативные УУД
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах и др.
Оборудование:
- ПК;
- мультимедийный проектор;
- мультимедийная презентация к уроку;
- УМК: учебник для 6 класс И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова,В.С.Кучменко (ФГОС)
Структура урока:
- Организационный этап-2 мин.
- Актуализация знаний-5 мин.
- Постановка учебной задачи-3 мин.
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление-15 мин.
- Физкультминутка- 3 мин.
- Закрепление изученного материала-10 мин.
- Домашнее задание-2 мин.
Ход занятия:
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1.Организационный момент. Цель: Создание рабочего настроя учащихся на урок, мотивация на учебу. Выявить уровень подготовки учащихся к уроку | Личностные: определять общие для всех и индивидуальные правила поведения и работы на уроке. Метапредметные: Регулятивные УУД умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий и корректировать их Коммуникативные УУД слушать и понимать речь других | Приветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку. Отсутствующие. Сообщаю, что у нас урок изучения нового материала. Подготовка к проверке домашнего задания. | Приветствие учителя. Проверка рабочего места: расположение учебных принадлежностей, наличие раздаточного материала. |
2.Актуализация знаний. Цель: подведение учащихся к вопросу: «Что такое цветок?», «Какое строение имеет цветок?», «Какая существует взаимосвязь между строением цветка и выполняемыми функциями?» | Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Формирование мысли о необходимости изучения предмета биология, о необходимости получения знаний о строение и значении цветка. Применение знаний на практике. Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. | Проверка домашнего задания. Задание 1
. (луба.)
передвигаются в стебле по сосудам ... . (древесины.) | Учащиеся слушают учителя, воспринимают информацию, готовятся к выполнению заданий по изученной теме «Строение стебля». Выполняют задания в индивидуальном порядке. |
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Задание 2. Выбрать правильный ответ.
короткими придаточными корнями – прицепками.
Ответы: 1, 4, 6, 7, 10. | Взаимопроверка в парах. | |
3.Постановка учебной задачи. Цель: Мотивировать учащихся на усвоение новых знаний. Определение целей и | Личностные: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Метапредметные: | Загадка: «Это радость, это любовь, это вечный источник вдохновения. Нашу Землю и жизнь людей украшают не только садовые, но и всегда радуют глаз скромные полевые …….(Цветы). | Учащиеся слушают учителя, воспринимают информацию. |
задач урока | Коммуникативные УУД осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других Регулятивные УУД: принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; корректировать собственные ответы и ответы одноклассников Познавательные УУД: постановка и формулирование цели и задач урока; формулирование и аргументация личного мнения; осознание учебно-познавательной задачи | Вопросы: -У всех ли растений образуются цветки? (Только у цветковых) - Какие растения могут цвести только 1 раз в жизни? (Бамбук. После цветения погибает.) -Какова функция цветка? -Каким органом, в связи с выполняемыми функциями, является цветок? (генеративным) | Отвечают на вопросы. Делают вывод, что для того, чтобы ответить на все вопросы, нужно изучить строение цветка. Делают выводы, определяют цели и задачи урока. |
4. Изучение нового материала. Цель: Изучить строение цветка, определить, какая существует взаимосвязь между строением цветка и выполняемыми функциями; изучить, что такое соцветие, какие бывают соцветия. Что такое опыление, оплодотворение. Определить биологическую роль цветка и соцветий. | Личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно- исследовательской деятельности Метапредметные: Регулятивные УУД умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять | Рассказ учителя. Цветок-это видоизмененный, укороченный и ограниченный в росте спороносный побег, приспособленный для семенного размножения. Развитие: все цветки и соцветия развиваются на генеративных побегах цветкового растения. Функция: образование плодов и семян в результате полового размножения. Зарисовать строение цветка и подписать его части. Цветоножка - это тонкий боковой побег с междоузлием, в узле которого находится цветок. Цветоложе-расширение, главная ось цветка, состоящая из одних узлов, в которых размещаются все части цветка. Чашечка-образована чашелистиками. Имеет зеленый цвет. Чашечка Раздельно- Сростнолепестная лепестная листки чашечки листки чашечки несросшиеся срослись между собой | Учащиеся слушают учителя, воспринимают информацию. Выполняют рисунок: стр.61 учебника, рис.71. Записывают определения в тетрадь. Составляют кластер. |
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач Познавательные УУД использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно- следственных связей, поиск аналогов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ– компетенций) Коммуникативные УУД осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах | герань гвоздика, вьюн поле- вой Венчик-состоит из лепестков. Венчик Раздельно- Сростнолепестной лепестной состоит из отдель- лепестки срос- ных лепестков лись полностью или частично лютик, слива дурман, колоколь- чик, табак. Функция венчика: привлечение насекомых-опылителей. Околоцветник: чашечка+венчик. Типы цветков по строение околоцветника:
| Составляют кластер. |
Предметные: овладение понятийным аппаратом урока | Функции околоцветника: защищает пестик и тычинки от неблагоприятных условий окружающей среды, а своей яркостью и ароматом привлекает внимание насекомых, опыляющих цветок. Цветок. Основная часть цветка- пестик и тычинки. Тычинка(муж.орган) Пыльник Тычиночная нить Созревает Поднимает пыльник Пыльца на необходимую высо- ту Пестик(женск. орган) Рыльце столбик завязь Служит поднятие содержит для удержив рыльца семязачатки в нем на пыльцы высоту | Составляют кластер. Записывают определение в тетрадь. |
Типы цветков:
облепиха).
одновременно и пестик и тычинки. (вишня, тюльпан). Значение пестика и тычинок: Пестик и тычинки участвуют в оплодотворении и образовании плода. Перенос пыльцы из пыльников на рыльце пестика называют опылением. После опыления в семязачатке происходит слияние мужских и женских половых клеток в одну - зиготу. Этот процесс называется - оплодотворением. Из завязи пестика после опыления цветка и оплодотворения яйцеклетки развивается плод, а из семязачатков - семена. Растения Однодомные двудомные Однодомные -растения, у которых пестичные и тычиночные цветки развиваются на одном растении. Пример: огурец,кукуруза. Двудомные - растения, у которых пестичные цветки располагаются на одном растении, а тычиночные на другом. Пример: конопля, тополь, ива, | Записывают определение в тетрадь. Записывают определение в тетрадь. |
облепиха. Соцветия - это группа цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке. Соцветия Простые сложные
расположенные на общей оси соцветия, как у подорожника. Соцветия пшеницы, ржи, ячменя-сложный колос.
Сложный зонтик –морковь, петрушка.
| Записывают определения. |
боярышник).
(клевер).
первого и второго порядка, на котором располагаются цветки на цветоножках (сирень). Биологическая роль соцветий: Собранные вмести цветки, увеличивают яркость и ароматность цветоносной части побега, что важно для привлечения насекомых- опылителей; образование большого количества плодов и семян, что обеспечивает лучшую возможность размножения растений. Цветение и опыление: Цветением называют состояние растения от начала раскрытия цветков до засыхания его тычинок и пестика или всего околоцветника. Продолжительность цветения- от 20- 25 мин до 70-80 суток. Перекрестное опыление: перенос пыльцы с тычинок одного цветка на рыльце пестика другого цветка. Имеет преимущество перед самоопылением, т.к повышает возможность получения дочерним растительным организмам новых свойств от 2-х его родителей. Этого не происходит при |
самоопылении. Самоопыление: перенос пыльцы на рыльце пестика одного и того же растения. Перенос пыльцы – ветер(ветроопыляемые растения),вода, животные, насекомые, птицы. Искусственное опыление-человек. | |||
5.Физкультминутка. | Здоровьесберегающий компонент. | Упражнения для глаз. | Выполняют упражнения. |
6.Закрепление материала. Цель: обобщение и систематизация полученных знаний. | Личностные УУД: Умение управлять своей познавательной деятельностью. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно- исследовательской деятельности Метапредметные Регулятивные УУД умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и | Решение практических заданий. Тест Цветок – это: а)яркий венчик в)пестик и тычинки б)околоцветник г)столбик и рыльце
а)лепестки и чашелистики б)пестик и тычинки
а)чашелистики в)лепестки венчика б)тычинки г)пестик
б)есть лепестки и чашелистики г) есть только пестик
а)образование плодов в)фотосинтез б)минеральное питание г) дыхание Ответы: 1-В; 2-Б; 3-В; 4-В,Г ;5-А Интересно: | Выполняют задания. Участвуют в обсуждениях, дополняют друг друга, анализируют ответы. |
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач Познавательные УУД использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно- следственных связей, поиск аналогов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (ИКТ– компетенций) Коммуникативные УУД осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах |
ночи», цветёт 2 часа, но запах прекрасней не бывает
Вывод урока: Мы сегодня много говорили о цветках растений. Давайте подведем итоги:
| Подводят итоги урока. |
Выставление оценок. | Убирают рабочее место. | ||
7. Домашнее задание. | П.11 читать, вопросы стр.66 устно. Используя информационные ресурсы, подготовить сообщение о типах опыления растений. | Записывают домашнее задание, анализируют, задаю вопросы учителю. |
Литература
- Биологические экскурсии/И.В. Измайлов, В. Е. Михлин, Э. В. Шашков и др.-- М.: Просвещение, 1983.
- Бобров Р.Н. Зеленый патруль: Пособие для учителей.-- М.: Просвещение, 1984.
- Всесвятский Б.В. Системный подход к школьному биологическому образованию: Книга для учителя.-- М.: Просвещение, 1985.
- Генке ль П.А. Физиология растений.-- М.: Просвещение, 1984.
- Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Пособие для учителей.-- М.: Просвещение, 1985.
- Емцев В.Т. Рубежи биотехнологии.--М.: Агропромиздат, 1986.
- Жизнь растений: В 6 т.-- М.: Просвещение, 1976--1982.
- Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Суравегина И.Т. Охрана природы в школьном курсе биологии.-- М.: Просвещение, 1977.
- Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии в средней школе.-- М.: Просвещение, 1985.
- Зверев И.Д., Мягкова А.Н.. Брунов Е.П. Воспитание в процессе обучения биологии/Под ред. И.Д. Зверева.--М.: Просвещение, 1984.
- Клинковская Н.П., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе.-- М.: Просвещение, 1986.
- Кузнецова В.И. Уроки ботаники.-- М.: Просвещение, 1985. Культ и асов И. М. Экология растений.-- М.: Изд-во МГУ, 1982. Максимова В.П., Ковалева Г.Е., Гольнева Д.П. и др. Современный урок биологии.-- М.: Просвещение, 1985.
- Методика обучения ботанике/Под ред. Н.В. Падалко.-- М.: Просвещение, 1982.
- Пугал Н.А., Розенштейн А.М. Кабинет биологии.-- М.: Просвещение, 1983.
- Лернер Г.И. Ботаника - тесты, задания, контрольные работы. 6-7-й кл. 1998.
- Дмитров Е.Н. Ботаника - познавательные задачи и их решение. 1996.
Предварительный просмотр:
Класс: 7
Дата: 22.10.2024
Предмет: Биология
Учитель: Крупенникова З.Н.
Тема: «Общая характеристика водорослей»
Цели урока:
1. Деятельностная: Формирование предметных и метапредметных знаний и умений на уроке
2. Планируемые результаты урока
2. 1. Предметные:
Учащиеся узнают:
-водоросли - представители низших растений
-среды обитания водорослей
-особенности строения клеток водорослей на примере хламидомонады
-особенности строения тела многоклеточных водорослей на примере ламинарии
-особенности размножения водорослей
Учащиеся научатся
-отличать водоросли от других растений
-объяснять принадлежность водорослей к низшим растениям
-объяснять явление «цветения воды»
-объяснять смысла биологических терминов (водоросли, хроматофор, светочувствительный «глазок», талом или слоевище, ризоиды)
2.2. Метапредметные:
2.2.1. Познавательные
-выявлять и характеризовать существенные признаки водорослей
-выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи
-самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам изучения строения водорослей по гербарным экземплярам
-устанавливать причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов на примере рассмотрения вопроса о размножении водорослей
-анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
-запоминать и систематизировать биологическую информацию
2.2.1 Регулятивные
-выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;
-самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений
-владеть способами самоконтроля и рефлексии
-вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей
-оценивать соответствие результата цели и условиям
-делать вывод, брать ответственность за решение
2.2.3. Коммуникативные
-уметь оформлять свои мысли в устной форме
-совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им
-в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения
-сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций (слушать и понимать речь других)
Личностные:
1. Убеждаются в познаваемости мира.
2. Проявляют интерес к изучению биологии.
Тип урока:
1. По ведущей дидактической цели: изучение нового материала.
2. По способу организации: комбинированный.
3. По ведущему методу обучения: репродуктивный.
Методы обучения:
1. Основной: корзина идей, объяснительно-иллюстративный.
2. Дополнительные: объяснение, беседа, самостоятельная работа.
Основные вопросы урока:
1. Водоросли – низшие споровые растения
2. Внешнее строение водорослей
3. Среда обитания водорослей
4. Особенности строения клеток водорослей
5. Характерные признаки царства растений на примере водорослей
6. Почему «цветет» вода
Средства обучения:
1. Учебник - Биология: 7 класс: базовый уровень: учебник/ В.В. Пасечник, С.В. Суматохин,
З.Г. Гапонюк; под редакцией В.В. Пасечника. – 2 издание, стер – Москва: Просвещение, 2024 (линия жизни)
2. Мультимедийное оборудование: презентация «Общая характеристика водорослей»
3. Гербарные экземпляры зеленых многоклеточных водорослей
4. Рабочие листы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА | |||||||
Этапы урока | Методы обучения | Время (мин) | Содержание деятельности | Формируемые УУД | Методы оценки/ самооценки | ||
учителя | ученика | ||||||
1. Организа-ционный. Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. | Фронтально | 1 | Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места: наличие учебника, тетрадей, дневника | |||
2. Актуализация опорных знаний и способов действий. | Работа с электронной презентацией Фронтально Прием: Корзина идей | 5 | Организует работу по активизации мыслительных процессов учащихся -Назовите растения, представленные на слайдах (слайд 1,2) -Посмотрите на следующий слайд и ответьте на вопросы (слайд 3) А как вы понимаете название слайда «Цветение воды» Привлекает учащихся к определению темы урока Подумайте над вопросом, что мы будем рассматривать на уроке? А что мы должны узнать о водорослях (слайд 5) | Называют растения, представленные на слайде 1 КЛЕВЕР РОМАШКА СИРЕНЬ Растения, представленные на слайде 2, называют «ВОДОРОСЛИ» Отвечают на предложенные вопросы, высказывают предположения о названии слайда Высказывают свои предположения, формулируют тему и цель урока Формулируют вопросы, озвучивают их и согласовывают | познавательные: -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание регулятивные: -прогнозирование, -целеполагание коммуникативные: -умение полно и точно выражать свои мысли | Взаимопроверка: одноклассники дополняют, исправляют, оценивают правильность ответов товарищей | |
3. Формирование новых знаний, умений, навыков Цель: создать условия для открытия учащимися знаний по теме урока Динамическая пауза Продолжение изучения нового материала | Фронтально Работа с презентацией, учебником, гербарным экземпляром. Беседа
Проблема Физкультминутка | 15 2 15 | Организует работу по восприятию нового материала - Запишите тему урока в тетрадь (слайд 4). - Выполните работу (слайд 6) -Рассмотрите выданные вам гербарные экземпляры и попробуйте найти такие органы, как то: корень, стебель, листья 2. Внешнее строение водорослей - Внешнее строение многоклеточных водорослей можно представить следующим образом (слайд 7) - Слово РИЗОИДЫ можно перевести как корневидные выросты. Какую роль играют ризоиды в жизни водорослей? 3. Среда обитания водорослей Давайте поиграем со словом ВОДОРОСЛИ. -Почему растения получили такое название? -А вы уверены, что только в воде живут водоросли? Прочитайте информацию, представленную в рабочем листе и подчеркните те слова или словосочетания, где можно встретить водоросли. -Подведем итог и запишем его в тетрадь (слайд 8) 4. Особенности строения клеток водорослей -В начале урока мы уже выяснили, что водоросли не имеют ни тканей, ни органов. Но как все живые организмы они имеет … -Совершенно верно. У клеток водорослей есть одна характерная особенность (слайд 9) Важно запомнить, что клетки водорослей имеют один большой хлоропласт, который называется ХРОМАТФОР. Форма и размеры хроматофора разные. 5. Характерные признаки царства растений на примере водорослей -Питание водорослей (слайд 10) Подведем итог. Водоросли относятся к царству РАСТЕНИЯ, значит им присущи характерные признаки данного царства. (слайд 11) 6. Почему «цветет» вода Вернемся к слайду «Цветение воды» (слайд 12) Чтобы грамотно объяснить данное явление, нам надо поговорить об одном очень важном свойстве всех живых организмов (слайд 13) Подведем итог урока (слайд 14) | Записывают тему урока в тетрадь 1. Водоросли – низшие споровые растения Читают предложенный текст (§ 3, стр. 16,1-ый абзац), находят нужную информацию и совместно с учителем заполняют недостающую информацию на слайде
Изучают гербарные экземпляры и не находят перечисленные органы Вывод: Водоросли не имеют органов Работают в рабочем листе «Общий план строения многоклеточных водорослей на примере ламинарии» (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Предполагают функции ризоидов: -поглощают воду -укрепляют водоросли ко дну водоема Записывают: -определение таллома (слоевища) -функции ризоидов Отвечают « Росли в воде» Работают с рабочим листом «Где обитают водоросли», читают информацию и выполняют задание (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Зачитывают свои ответы Записывают в тетрадь: Водоросли обитают: в воде, на суше (камни, забор, кора деревьев), в почве, лед, снег. Отвечают КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ Работают с рабочим листом «Строение клетки хламидомонады» (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) Подписывают органоиды клетки хламидомонады Рассматривают рис.7 на стр. 18. Обращают внимание на формы хроматофора улотрика и спирагиры Читают текст (§ 3 стр. 16, 1-ый абзац в статье «Питание и размножение водорослей») Заполняют схему, учителем представленную на слайде (вместе с учителем) Заканчивают предложения, представленные на слайде. Отвечают на вопросы, представленные на слайде 1. Размножение водорослей 2. Бесполое и половое размножение 3. А– бесполое, Б – половое 4. Бесполое – деление клеток, половое – слияние гамет Прослушивают информацию | познавательные: -анализировать визуализированную информацию, интерпретировать, делать выводы; -устанавливать причинно-следственные связи; -выдвигать объяснительные гипотезы регулятивные: -владеть способами самоконтроля и рефлексии -вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме | взаимопроверка: одноклассники дополняют, исправляют, оценивают правильность ответов товарищей | |
4. Закрепление изученного материала | Самостоятельно фронтально. | 3 | Проверьте себя, как вы усвоили материал урока. Подчеркните правильные ответы в предложениях | Выполняют работу на рабочем листе (ПРИЛОЖЕНИЕ 4) | регулятивные: -оценивать соответствие результата цели и условиям; делать вывод, брать ответственность за решение коммуникативные: -сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога | Проверка учителем | |
5. Заверша-ющий. | Фронтальный | 4 | -Подводит итоги работы на уроке. -Предлагает записать и комментирует домашнее задание (слайд15) -Предлагает заполнить анкеты рефлексии (слайд16) | Участвуют в подведении итогов работы на уроке. Записывают домашнее задание, слушают рекомендации учителя по его выполнению. Оценивают свою работу на уроке по анкетам рефлексии | Регулятивные, коммуникативные. | ||
На уроке я работал Своей работой на уроке я Урок мне показался За урок я Мое настроение стало Материал урока для мены был | Активно, пассивно Доволен, недоволен Коротким, длинным Не устал, устал Лучше, хуже Понятен, непонятен Интересен, скучен, Полезен, бесполезен | ||||||
Приложение 1
Общий план строения многоклеточных водорослей на примере ЛАМИНАРИИ
______________________________________
______________________________________
________________________________________
_______________________________________
________________________________________________________
_______________________________________________________
Приложение 3
Строение клетки ХЛАМИДОМОНАДЫ
1. _______________________________________________________
2. _______________________________________________________
3. _______________________________________________________
4. _______________________________________________________
5. _______________________________________________________
6. _______________________________________________________
Приложение 2
Где встречаются водоросли
Обычно водоросли считают водными организмами, и, действительно, подавляющее большинство водорослей обитает в лужах и прудах, реках и озерах, морях и океанах. Но несмотря на свое название, водоросли встречаются не только в воде, например, их очень много в почве.
Снежные водоросли в больших количествах часто встречаются во льдах и снегах арктической и антарктической пустынь, а также альпийских высокогорий. В холодных полярных морях они растут столь же хорошо, как и в горячих источниках. Так называемый "красный снег" – результат присутствия в нем микроскопических водорослей. Снежные водоросли бывают окрашены в красный, зеленый, желтый и бурый цвет.
Водоросли живут и во многих других местообитаниях, иногда весьма необычных. Они встречаются, например, на поверхности или внутри водных и наземных растений. Поселяясь в тканях многих тропических и субтропических видов, они растут здесь настолько активно, что могут повреждать их листья: у чайного куста такая болезнь называется "ржавчиной". В умеренном климате водоросли часто покрывают зеленым налетом кору деревьев, обычно с затененной стороны
Приложение 4
Прочитать предложения и подчеркнуть правильные суждения о водорослях.
1. Водоросли относятся к высшим/ низшим растениями, т.к. они не имеют/ имеют органы и ткани и их тело называется листостебельное/ слоевище или таллом.
2. Ризоиды – это настоящие корни/корневидные выросты водорослей, с помощью которых они прикрепляются к субстрату (дну водоемов, камням) / вегетативно размножаются
3. В клетках водорослей содержится много мелких зеленых пластид-хлоропластов/одна большая зеленая пластида – хроматофор.
4. . Как и все растения, водоросли имеют ограниченный/ неограниченный рост, автотрофный/ гетеротрофный тип питания.
5. Водоросли размножаются только бесполым/только половым/ бесполым и половым способом.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс: 8
Предмет: Биология
Учитель: Крупенникова З.Н.
Дата: 25.05.2022
Тема: Значение птиц в природе и жизни человека
Цель урока: | Сформировать у обучающихся осознание значимости значения птиц в природе и жизни человека. | |
Задачи уро- ка: | Формировать у обучающихся знания о значении птиц в природе и жизни человека. Обобщить и закрепить знания у обучающихся о многообразии птиц в природе и их приспособленности к определен- ной среде обитания. | |
Тип урока: | Комбинированный | |
Планируемые результаты обучения | ПРЕДМЕТНЫЕ: | Раскрывать роль птиц в природе и в жизни человека, роль домашних птиц в хозяйственной деятельности человека и его повседневной жизни, объяснять значение птиц в природе и жизни человека. |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: | Регулятивные: Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; Умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания; Умение адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации. Коммуникативные: Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы. Познавательные: выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления. | |
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ: | Использовать приемы работы с информацией биологического содержания в разной форме: текста, таблицы, схем, критического анализа информации и оценки ее достоверности. | |
ЛИЧНОСТНЫЕ: | Развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности. | |
Ход урока
Этапы урока | Вре мя эта | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Средства обу- чения |
па | ||||
1.Организацион ный | 2 | Приветствует класс, проверяет готовность к занятию. Мотивирует учащихся к действию. | Приветствуют педагога. Выполняют оценку готовности к уроку, настрой на урок | Рабочий лист |
2. Актуализация знаний. Планирование деятельности | 10 | Виртуальная экскурсия в лес. Задает вопросы к видеофрагменту:
Учитель включает 1 видеосюжет «Голоса птиц» и приглашает ведущих с выступлением. Учитель включает 2 видеосюжет «Леса съели».
Тема урока: Значение птиц в природе и жизни человека. Учитель совместно с обучающимися формулирует цели и задачи.
Проведѐм небольшую разминку. Учитель включает презентацию «Значение птиц в природе и жизни человека». Задание 1. «Что кому по вкусу?». Обучающимся предлагается перечень еды, которую употребляют птицы. Необходимо определить, кто из птиц что ест. Задание 2. «Кто где живет?» Внимательно посмотрите на гнезда и найдите птиц, которые в них живут. Взаимопроверка в парах. | Смотрят видеосюжеты. Ведущие говорят вступительное слово. Отвечают на вопросы. Дети делают пред- положения по теме урока. Ставят цели и задачи совместно с учителем. Записывают цели и задачи в рабочий лист. Отвечают на вопросы. Выполняют задания и записывают результат выполнения в рабочих листах. Проводят взаимопроверку в парах. Выставляют баллы | Видеосюжет 1 «Голоса птиц». https://www.yout ube.com/watch?v Видеосюжет 2 «Леса съели». https://yandex.ru/ video/preview/96 44049232037581 Презентация (Слайды 1-5) Рабочий лист. Презентация (Слайды 8-10) Презентация |
в рабочих листах. | (Слайды 11-20) | |||
3. Открытие но- вых знаний | 17 | Работа по группам (3 группы). Группы получают раздаточные материалы с заданиями. Необходимо определить значение птиц в природе и жизни человека и собрать кластер по определенному виду птицы. На доске каждая группа размещает свои кластеры. Учитель предлагает заполнить таблицу в рабочем листе «Значение птиц в природе и жизни человека» с опорой на выступления групп и сделать вывод. | Выступление групп. Оценивают работу своей группы и других групп в рабочих листах. Учащиеся заполняют таблицу в рабочем листе по итогам работы «Значение птиц в природе и жизни человека» | Раздаточный материал (листы А4 с изображением птиц и набор вклеек со значением птиц в природе и жизни человека, Рабочий лист. |
4. Закрепление | 7 | Учитель проводит блиц-опрос. За каждый правильный ответ выдаются значки в виде птиц. (Каждый 1 балл). | Отвечают на вопросы. Записывают баллы в рабочий лист | Презентация (Слайды 22-23) Рабочий лист. |
5. Рефлексия | 2 | Определите свое отношение к уроку.
Подводит итоги урока. Предлагает учащимся подсчитать баллы в рабочем листе. Показывает на слайде критерии оценки. Дает качественную характеристику работе детей на уроке. | Отвечают на вопросы. Подсчитывают баллы, заполняют лист самооценивания, сдают учителю. | Рабочий лист. Презентация (Слайд 24) |
6. Домашнее задание | 2 | Учитель задает домашнее задание. | Записывают домашнее задание. Задают вопросы |
Рабочий лист
Тема урока: __________________________________________________________________
Цель урока: ___________________________________________________________________
- Значение отдельных видов птиц (работа с информационным листом №1).
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Значение птиц в природе и жизни человека.
Значение птиц в природе | Значение птиц в жизни человека |
Вывод: _______________________________________________________________________
- Причины сокращения численности отдельных видов птиц (информационный лист №2).
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Охрана птиц.
Что может сделать каждый человек, в том числе и школьник для охраны птиц?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Проверь себя! Выбери один правильный ответ.
1. Подсчитали, что птицы бакланы наносят большой урон рыбному хозяйству, т.к. ода птица за сутки съедает до 2 кг рыбы. Чтобы повысить улов обсуждалось несколько версий, какую вы считаете наиболее правильной:
- надо уничтожить бакланов;
- нельзя отлавливать бакланов, т.к. это красивые птицы;
- если полностью уничтожить бакланов, то может начаться гибель рыбы от глистных заболеваний; ведь бакланы в первую очередь ловят ослабленную рыбу, зараженную червями-паразитами, потому они приносят рыбному хозяйству больше пользы, чем вреда.
2. Птицы оказывают существенное влияние на жизнь природных сообществ. В сообществах они играют роль организмов:
- производителей органических веществ;
- потребителей органических веществ;
- разрушителей органических веществ.
3. Положительная роль птиц в жизни растений состоит в том, что они:
- поедают листья;
- распространяют плоды и семена;
- разрушают кору;
- поедают почки.
4. Птиц нужно охранять, так как они:
- поедают ягоды и семена;
- участвуют в почвообразовании;
- обитают на деревьях;
- регулируют численность насекомых.
5. Хищных птиц нельзя уничтожать, так как они:
- уничтожают грызунов и больных животных;
- служат основной пищей крупным хищникам;
- плохо размножаются;
- питаются главным образом растениями.
6. Для охраны лесных птиц нужно:
- сооружать гнезда;
- выкармливать птенцов;
- отстреливать всех хищников;
- подкармливать птиц зимой.
7.Уникальный природный комплекс Смоленское Поозерье, включающий около 80% видов птиц, занесенный в Красную книгу Смоленской области, является:
- заповедником;
- заказником;
- национальным парком.
Оцени себя: _________________________________
- Рефлексия. Достигли ли вы поставленной цели урока? Что помогало вам в работе на уроке, а что мешало? Запишите свои впечатления, эмоции, пережитые на уроке или составьте синквейн на тему «Птицы»
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Домашнее задание: § 50 до статьи «Происхождение птиц». Творческое задание на выбор:
- Создать памятку-инструкцию для учащихся младших классов «Покормите птиц зимой»,
- Создать памятку-инструкцию «Птичий дом».
- Написать творческую работу на тему: «Птицы – наши друзья!»
Информационный лист №1
Значение птиц
Используя приведенный ниже информационный материал, подумайте, каково значение этих птиц в природе или в жизни человека. Запишите сформулированные выводы одним предложением в рабочие листы.
По данным зоолога Порша, около 2 тысяч видов птиц способны питаться нектаром цветов и опылять их. Основными опылителями являются колибри и нектарницы. Колибри – самые маленькие птицы на земле, весят они всего лишь 1,6-2 грамма. Питаясь нектаром, они высасывают его с помощью трубкообразного языка.
Большой пестрый дятел без особых усилий выдалбливает дупла, вскрывает ходы короедов. В желудке дятлов находили до 150 вершинных короедов. Дятел упорен и педантичен, он любит все доводить до конца. Если уж взялся лечить дерево, не успокоится, пока не освободит его от врагов. Вот как описывает писатель М. Пришвин работу дятла. «Дятел, очевидно, выслушал осину, как доктор, понял пустоту, оставляемую червем, и приступил к операции извлечения червя. Пока он долбил свою дырку, червяк прошел выше: дятел ошибся. И в третий раз и в четвертый. Нетолстый слой осины походил на свирель с клапанами. Семь дырок сделал хирург-дятел и только на восьмой захватил червяка, вытащил и спас осину».
Осенью и зимой дятла привлекают семена хвойных деревьев, которые он выклевывает из шишек. Птицы предпочитают сами отрывать их и приносить к дереву, где есть удобная расщелина или вилка между двумя ветвями. Засунув туда шишку, дятел выбирает из-под чешуек крепким клювом семена.
Дятел истинный благодетель для многих мелких птиц: скворцов, синиц, поползней – словом, для тех, кто устраивает гнезда в дупле. В условиях острого жилищного кризиса дятел бескорыстно предоставляет им квартиры.
Информационный лист №1
Значение птиц
Используя приведенный ниже информационный материал, подумайте, каково значение этих птиц в природе или в жизни человека. Запишите сформулированные выводы одним предложением в рабочие листы.
Из птиц, связанных с древесной растительностью очень полезны синицы. Наиболее распространенная большая синица добывает пищу, не только осматривая листья, ветки, стволы и пни, но и долбя кору, гнилые сучья. Везде выискивает она насекомых и их яйца и личинки. Ловит синица насекомых и на лету, а нередко собирает корм и на земле. Десятки видов различных насекомых поедают эти резвые подвижные птички.
Летом серая куропатка истребляет большое количество вредителей: улиток, слизней, клопа-черепашку и почти недоступных для других птиц куколок лесной пяденицы. Расправляясь с вредителями из животного царства, куропатка не менее активно ведет борьбу на втором фронте – против сорняков. Представители этого племени более многочисленны и, увы, более живучи, чем культурные растения. Куропатки – часть нашего богатства. Истребляя вредных насекомых и семена сорняков, они являются надежными помощниками человека в борьбе за урожай. И, кроме того, в период осеннего отстрела части птиц люди получают вкусное и питательное мясо.
Информационный лист №1
Значение птиц
Используя приведенный ниже информационный материал, подумайте, каково значение этих птиц в природе или в жизни человека. Запишите сформулированные выводы одним предложением в рабочие листы.
Соловьи начинают петь тотчас же по прилете из теплых стран. Поют только самцы. Вначале это песня бодрости и весеннего возбуждения пред встречей с подругой, которая, прилетев позже, легко находит своего друга по голосу. Песней соловьи приманивают новую подругу, если старой нет. Кроме того, песня служит сигналом, что участок занят: соловьи никогда не гнездятся близко друг от друга, группами, а всегда только попарно.
Известный ученый, профессор Д.Н. Кайгородов так отзывался о соловье: «Маленькая серенькая птичка с большими черными глазами. Великолепный, не имеющий себе равных певец. Любимец майской ночи, очаровывающий своими бесподобными песнями даже самые жестокие сердца и очерствелые души. Художник-музыкант, вдохновитель поэтов всех времен и народов»
В период выкармливания птенцов соловьи уничтожают много вредных бабочек, слепней, мух и их личинок. Мухи составляют до 35% корма птенцов.
На сороку люди издавна в обиде. Она и пустомеля и сплетница, приносящая самые невероятные известия на своем хвосте. Она и воровка, наделенная страстью к блестящим вещам. Длиннохвостые стрекотуньи – птицы всеядные. Но основным кормом им служат насекомые-вредители: хрущи, долгоносики, щелкуны, проволочники, пилильщики, клопы-черепашки. Истребляют сороки еще и грызунов – мышей и полевок.
Информационный лист №1
Значение птиц
Используя приведенный ниже информационный материал, подумайте, каково значение этих птиц в природе или в жизни человека. Запишите сформулированные выводы одним предложением в рабочие листы.
Ранняя весна, на грядках зеленеет лук, и сразу же в огороде появляется воробей. Сядет на грядку и начинает щипать перья молодого лука, иной раз и луковицу вытащит из земли. В конце лета стая бродяг-воробьев налетает на поле подсолнухов, усаживается на шляпки и давай клевать семечки. А то залезают в сад и набрасываются на поспевшие ягоды. Их устраивает и малина, и клубника, и смородина. Все ясно, категорически утверждают многие. Воробей – разбойник и тунеядец, живущий за чужой счет. Но, позвольте, возражают другие. В период вскармливания птенцов воробьи – полезные птицы. В общей добыче воробьев почти 84% насекомых - вредители садов, полей, огородов и лесов. Удалось подсчитать, что пара полевых воробьев, выкармливая двух птенцов в течение одного дня (8-15 раз в час), приносит им около 500 насекомых.
С
Лебедь-шипун
птицами роднит людей давнишняя дружба. Человек всегда любовался красотой птичьего полета, восторгался предельным совершенством крыла, восхищался лебединой верностью, бесстрашием сокола, наслаждался пением соловья. Нас удивляют чудесные навигационные способности голубей, их загадочные инстинкты и более сложное, нежели у зверей, поведение. О любви народа к птицам свидетельствуют памятники, воздвигнутые пернатым, это видно по поэзии, музыке, по народным пословицам,
поговоркам:
- «Птица видна по полету»,
- «Лучше синица в руке, чем журавль в небе»,
- «Красна птица пением, а человек умением»,
- «Грач на горе – весна на дворе»,
- «Слово не воробей вылетит - не поймаешь».
Информационный лист №1
Значение птиц
Используя приведенный ниже информационный материал, подумайте, каково значение этих птиц в природе или в жизни человека. Запишите сформулированные выводы одним предложением в рабочие листы.
Сколько летает человек, столько длится конфликт самолетов и птиц. Начало его зарегистрировано в 1910 году. Аэроплан пролетал над заливом Лонг-Бич в Калифорнии. Он столкнулся с чайкой. Повреждения были столь серьезные, что самолет стал неуправляем и упал на берег. Пилот погиб.
Как показывает опыт, птица размером с утку прошибает пуленепробиваемое ветровое стекло кабины толщиной в три сантиметра. Это эквивалентно давлению в 300 тысяч атмосфер.
День-деньской без устали, трудятся в осеннем лесу кедровка. Выбирает из шишек самые хорошие семена и заботливо прячет их впрок. Кладовые из кедровых семян она устраивает на земле под мхом, лишайниками, в каменистых россыпях, под корой и в дуплах деревьев. При запасании корма кедровка собирает орехи в горловой мешок. В нем находили до 120 орешков кедра! Птицы запоминают места своих кладовых и зимой находят, раскапывают их, проделывая в снегу ходы до 60 см. Часть запасов кедровки не используют, семена в них прорастают. Тем самым ореховка играет большую роль в расселении кедровой сосны. Возобновление кедровой сосны на гарях происходит исключительно с помощью этой птицы.
Информационный лист №1
Значение птиц
Используя приведенный ниже информационный материал, подумайте, каково значение этих птиц в природе или в жизни человека. Запишите сформулированные выводы одним предложением в рабочие листы.
Свою добычу ласточки, как правило, ловят в воздухе. Обычно они, как и стрижи, не гоняются за отдельными летающими насекомыми, а проносятся сквозь скопления толкущихся в воздухе мелких насекомых и поглощают всех, кто попадется на пути. Подсчитали, что одна ласточка за лето вылавливает до миллиона различных насекомых, преимущественно вредных. Большая польза от них людям. Наблюдая за ласточками и их повадками, люди составили себе примету: «Ласточки низко летают над землей – к дождю и ветру». И это действительно так. Изменение атмосферного давления очень тонко улавливается животными. Многочисленные насекомые, чувствуя непогоду, затаились в траве, а если и летают, то очень низко. Вот ласточка и ловит их над самой землей или прямо с травинок подхватывает.
Приручение птиц произошло в глубокой древности. Предком всех современных пород домашних кур был один вид – банкивкая, или кустарниковая, курица, распространенная в лесах Юго-Восточной Азии. Одомашнивание произошло в Индии за несколько тысячелетий до нашей эры. В Европу куры завезены в античное время. Кур разводят для получения мяса, яиц, перьев. Есть бойцовые петухи и декоративные куры. Если дикие банкивские куры откладывают 12-15 яиц в год, то современные яйценосные породы – 200-300 яиц и при этом несутся почти ежедневно. Человек одомашнил около 10 видов птиц, кроме кур, это – утки, гуси, индейки и др.
Информационный лист №1
Значение птиц
Используя приведенный ниже информационный материал, подумайте, каково значение этих птиц в природе или в жизни человека. Запишите сформулированные выводы одним предложением в рабочие листы.
В баснях, сказках и пословицах кукушке явно не повезло. На первый взгляд для этого есть достаточные основания. В самом деле, что же это за мать, которая подкладывает яйца в гнезда других птиц, возлагая на них хлопотливую обязанность высиживать и выкармливать приемышей. Отложив на земле яйцо, кукушка берет его в клюв и, подлетев незаметно к гнезду какой-либо птички, подкладывает туда. И все же кукушка очень полезная для леса птица. Она никогда не портит ни семян, ни ягод, а вредных насекомых истребляет тысячами. Особенно важно, что она уничтожает волосатых гусениц шелкопрядов (насекомые из отряда бабочек), от которых отказывается большинство других птиц. Бедствия от шелкопрядов неисчислимы. Они губят сады и леса на огромных территориях, объедая листья. За длинный июньский день кукушка съедает больше тысячи гусениц, спасая леса, парки и сады.
Совы – ночные хищники. Они нападают на птиц и зайцев. Но главный объект их промысла – грызуны. Сипуха, например, за год съела 1407 мышей, 143 крысы, 7 летучих мышей, 5 крольчат, 375 воробьев, 23 скворца, 24 другие птицы, 4 маленькие ящерицы, 174 лягушки, 25 крупных ночных бабочек, 52 сверчка и немного других насекомых, главным образом жуков. В среднем каждая сипуха за год поедает около 1200 грызунов.
Информационный лист № 2.
Причины сокращения численности отдельных видов птиц
Прочитайте приведенную ниже информацию и сделайте выводы о причинах сокращения численности птиц, запишите их в тетрадь.
- Изменение естественных мест обитания: вырубка лесов распашка степей, осушение болот, – одна из основных причин резкого сокращения численности птиц. Дрофа в 50-е годы прошлого века в большом количестве обитала в степях вокруг шахтерского поселка – Губкина, в дальнейшем при строительстве города, использовании земель эти птицы перестали гнездиться и тем самым сократили резко свою численность. В настоящее время на нашей территории дрофы сохранились в количестве несколько пар в заповедном участке «Ямская степь».
- Полярная утка-гага, имеющая самый теплый пух, весной устилает им гнездо и накрывает яйца. Люди собирают этот пух для своих целей, убивают взрослых птиц. Сейчас гаги занесены в Красную Книгу, находятся под охраной государства в Кандалакшском заповеднике.
- В эпоху географических открытий люди переселялись на другие материки, острова, завозя вместе с собой своих домашних питомцев: кроликов, собак, кошек, свиней. Эти животные в поисках пищи, а иногда и жилья, разрушали гнезда, норы птиц, поедали яйца, птенцов, да и взрослых птиц. Так на островах и в Австралии обитало множество нелетающих птиц. Кошки явились причиной исчезновения 20% видов птиц этих мест. Вместе с людьми и их питомцами на вновь открытые земли переселялось множество инфекций, подавляющее большинство из которых оказалось губительным для животных этих земель.
- В настоящее время из-за загрязнения окружающей среды в цепи питания животных, в том числе и птиц, вошло множество ядовитых веществ: ДДТ (дуст), тяжелые металлы (ртуть, свинец и т. д.), повышенное содержание радиоактивных нуклидов и т.д. Все вещества, постепенно накапливаясь в организмах животных, вызывают у них хронические заболевания, мутации и уродства у потомства. Так, например, ДДТ уже обнаружен в яйцах пингвинов; ртуть, накапливаясь в организме водоплавающих птиц (гуси, утки), вызывает слепоту и другие увечья. Загрязнение морей и океанов нефтью и продуктами ее переработки приводит к гибели большого количества птиц, так как маховые перья теряет летательные свойства, птица не может взлететь. Перья и пух слипаются, вода легко проникает к коже, и птицы гибнут от охлаждения.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Крупенникова З.Н.
Дата: 11.10.2024
Класс: 10 класс
УМК: Биология; В.В. Пасечник (§23)
Предмет: биология
Тема: фотосинтез
Тип урока: урок усвоения новых знаний, многоцелевая лекция.
Цель: формирование у учащихся представлений об автотрофных типах метаболизма. Задачи урока:
- образовательные:
- продолжить углубление знаний об автотрофном способе питания;
- сформировать понятия о световой и темновой фазах фотосинтеза;
- познакомить учащихся с сущностью процесса хемосинтеза;
- раскрыть значение хемосинтеза и фотосинтеза в биосфере;
- воспитательные:
- сформировать представления о вкладе отечественных ученых в развитие биологической науки;
- заложить основы бережного отношения к автотрофным организмам, как создателям необходимых условий для жизни на планете;
- развивающие:
- продолжить формирование материалистического мировоззрения, как основы научной картины устройства окружающего мира.
Планируемые образовательные результаты
Предметные знания, предметные действия | Универсальные учебные действия / базовые учебные действия (для детей с ОВЗ) | Личностные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
учащиеся должны знать:
(энергетический обмен) – две стороны единого процесса метаболизма.
| самоорганизация:
постоянно повышать свой | базовые логические действия
деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями
существенных связей и | общение:
участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы;
совместная деятельность:
совместной деятельности, | гражданское воспитание: способность определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять её; патриотическое воспитание: способность оценивать вклад российских учёных в становление и развитие биологии; духовно-нравственное воспитание: |
гетеротрофный. Роль ферментов в обмене веществ и превращении энергии в клетке.
темновая фазы фотосинтеза. Реакции фотосинтеза. Эффективность фотосинтеза. Значение фотосинтеза для жизни на Земле. Влияние условий среды на фотосинтез и способы повышения его продуктивности у культурных растений.
Хемосинтезирующие бактерии. Значение хемосинтеза для жизни на Земле. учащиеся должны уметь:
процессов: обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза | образовательный и культурный уровень; самоконтроль:
познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
ситуации, выбора верного решения; принятие себя и других:
деятельности;
| отношений в изучаемых биологических объектах
рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения; базовые исследовательские действия:
работа с информацией:
язык в качестве средства при работе с биологической информацией | организовывать и координировать действия по её достижению;
биологической проблемы; | осознание личного вклада в построение устойчивого будущего; эстетического воспитание: понимание эмоционального воздействия живой природы и её ценности; трудовое воспитание: умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; экологическое воспитание: экологически целесообразное отношение к природе как источнику жизни на Земле, основе её существования; ценности научного познания; понимание специфики биологии как науки, осознания её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия |
Ход урока
№ | Этап урока | Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности учащихся | Действия учителя по организации деятельности учащихся | Действия учащихся (предметные, личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов урока |
1. | Организационны й этап (1 мин) | Создание рабочей обстановки | фронтальная | Приветствует учащихся, осуществляет контроль присутствия и наличия необходимых материалов | Коммуникативные: осуществляют коммуникации в рамках взаимодействия учитель-ученик | Рабочая обстановка сформирована | Визуальный контроль |
2. | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (3 мин) | Самостоятельное формулирование цели урока | фронтальная | Формулирует проблемный вопрос: Известно, что первыми организмами на Земле были анаэробные гетеротрофы, не способные к образованию органических веществ из неорганических. Размножаясь в геометрической прогрессии, они должны были уничтожить все органические вещества абиогенного происхождения и погибнуть. Этого не произошло. Почему? Ожидаемый ответ: появились иные источники органических веществ. Известны ли они нам? Назовите их. Ожидаемый ответ: фотосинтез, хемосинтез. К какому типу метаболизма их можно отнести? Ожидаемый ответ: автотрофный! Что же нам предстоит изучить на данном занятии? На какие аспекты названных процессов нам следует обратить свое внимание? Ожидаемые ответы: автотрофный обмен веществ, условия, исходные вещества, результаты процессов фотосинтеза и хемосинтеза. Таким образом, целью нашего занятия является изучение автотрофного обмена веществ, а именно процессов фотосинтеза и хемосинтеза. | Предметные: актуализируют знания о типах обмена веществ; Логические: определяют цели деятельности, задавая параметры и критерии их достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными целями; Познавательные: овладевают научной терминологией; Коммуникативные: активно участвуют в диалоге, предлагают варианты ответов. | Цель урока сформулирована | Достижение результата определяется степенью самостоятельности в формулировании цели |
3. | Актуализация знаний (8мин) | Установление внутрипредметных связей с материалом предыдущих курсов | Групповая | Устанавливает внутрипредметные связи. Давайте вспомним, что нам известно об автотрофном обмене веществ из программы 5-9 класса. Первый ряд: используя схему «Транспорт веществ в растении» назовите необходимые для течения фотосинтеза исходные вещества, продукты фотосинтеза, условия течения фотосинтеза, место протекания фотосинтеза. Ожидаемый ответ: исходные вещества – вода и углекислый газ, продукты – глюкоза(крахмал) и кислород, условия – свет и хлорофилл. Второй ряд: на основе знаний, полученных в основной школе, составьте суммарное уравнение фотосинтеза, используя следующие формулы: свет,хлорофилл C6H12O6, 6H2O, 6CO2, 6O2↑, +, +, →−−−−−−−−−−→. Сформулируйте определение понятия «фотосинтез» Ожидаемый ответ: Фотосинтез - образование органических веществ из неорганических за счет энергии света! свет,хлорофилл 6H2O+6CO2→−−−−−−−−−−→C6H12O6+6O2↑ свет,хлорофилл nH2O+nCO2→−−−−−−−−−−→крахмал+nO2↑ Третий ряд: сформулируйте определение понятия хемосинтез, на основе анализа следующих схем, обоснуйте свой ответ: Род Nitrosomonas: 2 NH3+3O2→2HNO2+2H2O+662кДж Род Nitrobakter: 2HNO2 + O2 → 2HNO3 + 101 кДж Кто осуществляет этот процесс? Ожидаемый ответ: Из исходных неорганических веществ некоторые бактерии создают органические вещества, используя освобождающуюся в реакциях энергию. | Предметные: раскрывают содержание биологических терминов и понятий Коммуникативные: осуществляют коммуникации в рамках взаимодействия учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – ученический коллектив | Установлены внутри-предметные связи с курсом биологии 5-9 класса. | Верно названы исходные вещества, продукты фотосинтеза, условия течения фотосинтеза, место протекания фотосинтеза; Верно составлена суммарная схема фотосинтеза, указаны условия течения; Сформулировано определение понятия хемосинтез, дано верное обоснование, названы организмы. |
Группа бактерий | Исходный субстрат | Суммарное уравнение | Конечный продукт | Роль |
4. | Первичное усвоение новых знаний (18 мин) | Трансляция и усвоение новых знаний | Фронтальная | 1. Классификация организмов по типу метаболизма (2 мин) В процессе эвристической беседы, учитель вместе с учащимися определяет место фотосинтеза и хемосинтеза в составе классификации реакций метаболизма | Познавательные: применяют схемно- модельные средства для представления существенных связей и отношений в изучаемых биологических объектах Коммуникативные: осуществляют коммуникации в рамках взаимодействия учитель – ученик, ученик – ученик. | Заполнена немая схема «Метаболизм» | В рабочих тетрадях составлена схема «Метаболизм» |
Учитель организует самостоятельную работу с учебником, §23, с.161-162, учащиеся дают краткую характеристику хемосинтеза по плану:
Учитель формулирует вопрос: почему бактерии хемосинтетики имеют такие названия? | Познавательные: ориентироваться в различных источниках информации; использовать научный язык в качестве средства при работе с биологической информацией | Определены группы хемосинтетиков, установлена основа номенклатуры хемосинтетиков | Заполнены 1,2 колонки таблицы |
3. Молекулярно-клеточный механизм фотосинтеза. (4 мин) В процессе монологической лекции, учитель дает характеристику фотосинтеза на молекулярном и клеточном уровнях. Для работы используются цифровые конспекты модульного актив-курса. Учащимся предлагается соотнести излагаемый материал со схемой 85, с 163 и обнаружить происходящие процессы на схеме в учебнике. Фотосинтез – процесс образования сложных органических веществ из неорганических веществ, происходящий за счет световой энергии. Механизм фотосинтеза (ИА-доска)
| Познавательные: ориентироваться в различных источниках информации; проводят мысленное сопоставление различных форм графического представления информации; | Первичное усвоение знаний о молекулярных и клеточных механизмах фотосинтеза | Диагностика проводится на следующем этапе урока |
Схема 85 §23 для сопоставления |
4. Работа фотосистем (4 мин, с ускорением 1,5) Учитель предлагает классу просмотр видеофрагмента из учебного фильма о работе фотосистем. («fotosintez-svetovaya-faza-ikl-kalvina-elektronniy- transport_(videomega.ru)»). Фильм выводится на экран ТВ. В процессе просмотра учащимся снова предлагается соотнести увиденное на компьютерной трехмерной анимации с работой фотосистем на абстрактной схеме в §23, с 165. В процессе демонстрации, учитель делает акценты и пояснения, необходимые для успешного сопоставления | Познавательные: ориентироваться в различных источниках информации; проводят мысленное сопоставление различных форм представления информации: графической и анимационной; использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий | Первичное усвоение знаний о молекулярных и клеточных механизмах фотосинтеза | Диагностика проводится на следующем этапе урока |
5. | Первичная проверка понимания (5 мин) | Провести диагностику первичного усвоения знаний, произвести коррекцию ошибочно усвоенных знаний | Фронтальная, парная | Учитель организует выполнение заданий в парах. Задание 1. В классе выделяются 2 пары мотивированных учащихся, способных к продуктивной учебной деятельности в условиях ограниченного времени. Им предлагается провести анализ фаз фотосинтеза по плану (записан на доске). Для успешной работы им выдается соответствующий конспект на бумажном носителе (либо в цифровом виде передается на телефон, планшет). План характеристики: Используя схему «Фотосинтез» с пояснениями охарактеризуйте фазы, по плану, ответы перенесите на доску: ответы – красным! 1 пара учащихся: Световая фаза: А) Место протекания: мембраны тилакоидов гран; Б) Необходимые условия:
В) Результаты:
2 пара учащихся: Темновая: А) Место протекания: строма хлоропласта. Б) Необходимые условия:
В) Результаты:
| Познавательные: ориентироваться в различных источниках информации; использовать научный язык в качестве средства при работе с биологической информацией; использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий Коммуникативные: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; Регулятивные: делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретённый опыт | Результатом является обобщенная характеристика фаз фотосинтеза на доске | Публичный контроль правильности исполнения учащимися класса с возможностью обоснования и защиты своего ответа, с последующей коррекцией учителем |
Задание 2. Учитель организует фронтальную работу с остальным классом по сопоставлению процессов, протекающих на мембранах тилакоидов гран в хлоропластах элементам схемы (задание заполняется совместно на интерактивной доске)
| Познавательные: ориентироваться в различных источниках информации; использовать научный язык в качестве средства при работе с биологической информацией; использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий Коммуникативные: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; Регулятивные: делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретённый опыт | Оценка степени первичного освоения учебного материала учащимися | Степень первичного освоения определяется долей правильно установленных соответствий |
6. | Первичное закрепление (5 мин) | Реализация практической направленности обучения; развитие естественнонаучной грамотности; формирование индивидуального опыта решения заданий ГИА | Парная | Учитель организует работу в парах с последующей самопроверкой. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни. В ХVII веке голландский учёный ван Гельмонт провёл опыт. Он посадил небольшую иву в кадку с почвой, предварительно взвесив растение и почву, и только поливал её в течение нескольких лет. Спустя 5 лет учёный снова взвесил растение. Его вес увеличился на 63,7 кг, вес почвы уменьшился всего на 0,06 кг. Объясните, за счёт чего произошло увеличение массы растения, какие вещества из внешней среды обеспечили этот прирост. Возможный ответ: Опыт показал:
Вывод: кроме минерального питания существует иной способ питания (фотосинтез) | Познавательные: использовать научный язык в качестве средства при работе с биологической информацией; использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий Коммуникативные: осуществлять коммуникации во всех сферах жизни, активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы; развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; Регулятивные: делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность | Прочное усвоение ключевых понятий в рамках изученной темы; перевод полученных знаний из кратковременной в долговременную память; повышение естественно- научной грамотности; увеличение прикладного характера полученных знаний; приобретение нового опыта; | Верное выполнение предложенных заданий; Соответствие предложенных вариантов ответа матрице; |
Учитель организует выполнение заданий на развитие функциональной грамотности: Возможный ответ: для развития растений необходима не только вода, но и воздух для дыхания. В горшочке без отверстий корни погибнут. |
Учитель организует выполнение заданий в формате ЕГЭ
Возможный ответ: 13
Возможный ответ:
| за решение; оценивать приобретённый опыт |
ФАЗЫ ФОТОСИНТЕЗА 1) 1 2) 2 ПРОЦЕССЫ А) восстановление углерода Б) выделение кислорода из воды В) использование энергии ΑΤΦ Г) передача протонов водорода через мембрану Д) возбуждение электронов светом Е) включение углерода в состав органических веществ Возможный ответ: 212112 |
7. | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин) | Конкретизировать перечень действий для успешного усвоения учебного материала в домашних условиях | Фронтальная, индивидуальная | Учитель предлагает учащимся индивидуальные задания (3 уч-ся):
Общее задание:
варианте через мессенджер «Max»), подготовьтесь к семинару практикуму по теме «Автотрофный обмен» Примечание: задание выведено на ИА-доску, для экономии времени учитель отправляет в группу класса (мессенджер «Max»). | Познавательные: ориентироваться в различных источниках информации; использовать научный язык в качестве средства при работе с биологической информацией; использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий Коммуникативные: развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; Регулятивные: делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; оценивать приобретённый опыт | Учащиеся получают конкретизированное домашнее задание с возможностью реализовать свой творческий потенциал | Фиксация в дневниках, электронном дневнике, в группе класса (мессенджер «Max»). |
8. | Рефлексия (3 мин) | Выявление собственных информационных дефицитов, формирование адекватной самооценки в свете освоения нового учебного материала | Учитель предлагает учащимся набор незаконченных предложений, учащимся надо выбрать одно из нескольких и закончить Сегодня я узнал… Я научился… Меня удивило… У меня получилось… Было трудно… Я смог… Я понял, что… Я попробую… Я теперь могу… Меня удивило… Мне захотелось… Было интересно… Данные знания в своей деятельности используют люди следующих профессий… Если бы я был растениеводом (ботаником, агрономом,), я бы изменил свой образ жизни и образ жизни своих близких следующим образом. Каковы перспективы данных профессий в будущем? | Регулятивные: владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения | |||
9. Итоги и самоанализ урока/ обоснование выбранных действий педагогом, форм организации деятельности | Данный урок является продолжением блока учебных занятий, посвященных изучению обмена веществ в клетке. Он проводится после семинарского занятия посвященного энергетическому обмену. У учащихся сформированы представления об универсальных аккумуляторах энергии, работе АТФ-синтаз (АТФ- синтетаз, устар.), мембранном окислительном фосфорилировании, функционировании двумембранных органоидов. Это облегчает усвоение нового материала. Его изучение целесообразно организовывать в форме лекции, так как в этом случае возможно передать укрупненную дидактическую единицу на одном учебном занятии. Авторы программ и учебников продолжают усложнять учебный материал и увеличивать его объем без увеличения количества часов на его изучение. Именно этим обусловлен выбор типа занятия. Данный материал является одним из самых сложных, поэтому молекулярные и клеточные механизмы были проиллюстрированы моей авторской схемой, объединяющей учебный материал десятков литературных источников. Это позволило сократить объем учебного материала и повысить его информативность, что важно при подготовке к ЕГЭ. Тип лекции, указанный в графе типологии урока, активно используется в интегральной технологии В.В. Гузеева, как часть блока учебных занятий. При одном часе в неделю стало затруднительно реализовывать в полном объеме данную технологию, поэтому вынужден использовать ее элементы. Данный тип лекции выполняет не только функцию урока освоения новых знаний, но и позволяет решать другие дидактические задачи, такие как обобщение, повторение, закрепление, а в некоторых случаях и контроль. Трудностями в реализации подобных занятий является жесткий лимит времени, который требует от учащихся максимальной концентрации, высокой мотивации, умения работать в группах, парах и индивидуально. Количество заданий можно варьировать, опираясь на возможности класса. Изложение самого сложного материала учителем, а не организация его самостоятельного изучения, считаю оправданным, так как многолетний опыт показывает, что самостоятельно освоить этот материал могут единицы учащихся, затрачивая значительные объемы личного времени. Урок включает все необходимые этапы. Деятельность учащихся на занятии, учитывая его типологию, максимально разнообразна и учитывает разный уровень мотивации, подготовки учащихся и их индивидуальные особенности. Разнообразие заданий позволяет реализовать учебный потенциал большинства учащихся. Домашнее задание также направлено на активизацию творческой деятельности учащихся, воспитание гражданской позиции в отношении вклада отечественных ученых в развитие биологической науки, а также работу с разнообразными источниками информации, такими как интернет, учебные пособия. Сократить время подготовки к следующему уроку позволяет цифровой конспект по данной теме, который является частью, разработанного мной актив-курса. Его наличие позволяет осуществлять подготовку по любым вопросам школьного курса, от ботаники до общей биологии. Все заинтересованные дети получают его в виде цифровых конспектов и активно используют не только в школе, но и по ее окончании на первых курсах ВУЗов при изучении общебиологических дисциплин. | ||||||
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....
































































