5 А Развитие осязания и мелкой моторики
учебно-методический материал (5 класс)

Крамарова Татьяна Александровна

Задания для учащися 5 А класса по предмету "Развитие осязания и мелкой моторики" в режиме дистанционного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_a_klass_roimm.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

5 А класс «Развитие осязания и мелкой моторики»

Задания для дистанционной формы обучения

Уважаемые родители, обращаю ваше внимание, что в случае отсутствия необходимого набора предметов, для выполнения задания, вы можете использовать подручные предметы-заместители, которые есть у вас дома.

        

Тема занятия

Дата

Задание

Форма отчетности

Конструирование из бумаги

1.04

2.04

8.04

Предложите ребёнку выполнить различные варианты складывания листа бумаги ( пополам, в три-четыре раза и т.д.), сложить лист по диагонали, скрутить в трубочку, сложить гармошкой, скрутить в рожок(воронку) и т.д Итоговое задание по теме- изготовление бумажного конверта или открытки, украшенной бумажными фрагментами( с разными вариантами сложения бумаги)

Фото или видео отчёт о процессе и результате проделанной работы

Конструирование из различных материалов

9.04

15.04

16.04

22.04

Для развития осязания и мелкой моторики используйте различные виды деятельности:

• конструирование домиков, башенок из кубиков по образцу, по памяти, произвольно;

• раскладывание и складывание разборных игрушек (матрешек, пирамидок разной величины);

• складывание из камушков, пуговиц, пробок на фоновой бумаге, на магнитной доске по образцу, по представлению различных изображений, геометрических фигур, букв;

• сматывание ниток в клубок, на палочку, завязывание узлов различной конфигурации;

• рваную аппликацию из различного цвета бумаги, разного качества ее (папиросная, газетная и др.) или игры в «бумажный конструктор»;

• работа с природным материалом: поделки, игра «Узнай на ощупь»;

Фото или видео отчёт о процессе и результате проделанной работы

Развитие пластики и ритма действия рук.

23.04

29.04

  1. Разучите игры и упражнения, способствующие формированию представлений о строении и возможностях рук.

 «Замок».

«Пальчики здороваются»

«Пианист».

«Ввернем лампочку».

«Посчитаем пальчики».

«Пальчики бегут наперегонки».

«Пальчики просыпаются».

Упражнения для самомассажа  рук: 

«Поглаживание».

 «Молоточек».

«Пальчики играют в прятки».

«Карандаш».

 «Как зовут пальчики?»

( более подробную информацию см. ниже п.1  в методических рекомендациях)

  • Фото или видео отчёт о процессе и результате проделанной работы

Сопряженное действие рук. Дидактические игры и упражнения.

30.04

6.05

Предложите ребёнку разложить (сортировать) по коробкам мелкие предметы(бусины, пуговицы, камешки, ракушки, скрепки, монеты, и т.д.)

Собрать красивые бусы, при этом

главная задача научить нанизывать бусины крупного размера на цветную леску, используя сопряжённое действие рук.

Фото или видео отчёт о процессе и результате проделанной работы

Сопряженное действие рук. Предметно-практические игры.

7.05

Учите застегивать и расстегивать пуговицы, липучки.

 Дидактические игры – шнуровки. Обучайте последовательным действиям рук при шнуровании.

Формируйте координированные движения пальцев под визуальным контролем.

Совершенствовуйте более сложные навыки действий руками при выполнении бытовых действий: сматывание – наматывание, раскручивание – закручивание, завязывание узлов.

Фото или видео отчёт о процессе и результате проделанной работы

Алгоритм обследования себя.

Алгоритм обследования сверстников.

Алгоритм обследования взрослых.

13.05

14.05

20.05

21.05

Совершенствуйте приёмы осязательного обследования предметов и объектов

(см.Приложение 1)

Фото или видео отчёт о процессе и результате проделанной работы

        

Игры и упражнения на развитие осязания и мелкой моторики.

  1. Формирование представлений о строении и возможностях рук.

А). «Замок». Различные упражнения при положении кистей рук в «замке».

«Пальчики здороваются». Ладони сомкнуты, пальцы попарно постукивают друг о друга.

«Пианист». Имитация игры на пианино.

«Ввернем лампочку». Кистью руки производятся движения, имитирующие ввертывание лампочки в патрон.

«Посчитаем пальчики». Пальцы по одному загибаются к ладони. Сначала упражнение выполняется одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Движения можно сопровождать проговариванием рифмовки, во время проговаривания первых пяти строчек дети сжимают пальцы в кулак и разжимают их:

На моей руке пять пальцев,

 Пять хватальцев, пять держальцев,

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить,

 Чтобы их же сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять.

 При проговаривании последней строчки дети поочередно загибают пальцы к ладони.

«Пальчики бегут наперегонки». Дети постукивают поочередно каждым пальцем по столу, двигая при этом кисти рук от нижнего края стола к верхнему, как бы имитируя бег наперегонки.

«Пальчики просыпаются». Кисти рук лежат на столе ладонями вниз. Пальцы по одному поочередно поднимаются вверх, остальные пальцы при этом прижаты к поверхности стола.

Б) Упражнения для самомассажа  рук: 

«Поглаживание». Правая рука массирует левую от кончиков пальцев к запястью. Затем так же левая рука массирует правую.

«Молоточек». Кисти сжаты в кулаки. Кулаком правой руки постучать по кулаку левой. Поменять руки. Функцию молоточка выполняет то правая рука, то левая.

«Пальчики играют в прятки». Кисти рук лежат на краю стола. При словах учителя: «Пальчики спрятались!» ученик ладонями проводит по ребру стола сверху вниз так, чтобы пальцы спрятались за крышкой стола. «Пальчики показались!» – ученик поднимает ладони, при этом массируется вся ладонная поверхность.

«Карандаш». Катание карандаша между ладонями. Массаж проходит интереснее, если используется считалочка:

 Раз, два, три, четыре, пять (дети поочередно соединяют мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д.) Вышли пальцы погулять. (хлопают в ладоши)

Этот пальчик самый сильный, (массаж правого большого пальца)

Самый толстый и большой. (Массаж левого большого пальца)

 Этот пальчик для того, (массаж правого указательного пальца)

Чтоб показывать его. (массаж левого указательного пальца)

Этот пальчик самый длинный (массаж правого среднего пальца)

 И стоит он в середине. (массаж левого среднего пальца)

Этот пальчик безымянный, (массаж правого безымянного пальца)

 Избалованный он самый. (массаж левого безымянного пальца)

 А мизинчик хоть и мал, (массаж правого мизинца)

Очень ловок и удал. (массаж левого мизинца).

 «Как зовут пальчики?» Упражнение выполняется под рифмовку.

 Дети сжимают руки в кулаки и разжимают их:

 Пять пальцев на руке своей назвать по имени сумей.

Первый пальчик – боковой,

называется большой, (дети показывают большие пальцы обеих рук)

Палец второй – указчик старательный,

 Не зря называется он указательный (дети показывают указательные пальцы)

 Пальчик твой третий – как раз посредине,

Поэтому «средний» даю ему имя. (показывают средние пальцы)

Пальчик четвертый зовут безымянный,

Неповоротливый он и упрямый. (показывают безымянные пальцы)

Совсем как в семье, братец меньший – любимец,

 По счету он пятый, зовется мизинец. (показывают мизинцы).

2. Выделение сенсорных эталонов осязательных признаков предметов.

Цель: учить различать свойства поверхности предметов (гладкая – шершавая – колючая, мягкая – твердая, липкий - пластичный).

«Липкие материалы». Оборудование: съедобные материалы – тесто, мармелад, густое варенье, мусс, желе, шоколадная паста, мякоть банана; несъедобные материалы – глина, пластилин, замазка, мокрый песок, размокшая газета.

 Задания: 1. Обследовать предложенные материалы (съедобные попробовать на вкус).

 2. Определить, какой из материалов самый липкий, какой пластичный.

3. Из пластичных материалов слепить колбаску, бублик и т.д..

«Юный кулинар». Оборудование: тесто (глина, пластилин), формочки для теста, пластиковый нож.

 Ход игры: учитель показывает, что можно сделать с тестом: крутить, мять, бросать, раскатывать, резать, отщипывать, вырезать с помощью формочек фигурки. Ребенок повторяет действия взрослого.

Задания: 1. Вылепить из теста пирог (изделие прямоугольной формы), украсить его фигурками, вырезанными с помощью формочек.

 2. Вылепить шарик, отщипнуть от него кусочек и т.д.

3. Развитие способности к различению структуры поверхностей

Цель: учить различать структуру поверхности предметов.

«Клавишная доска». Оборудование: Доска (24x12 см), разделенная на два квадрата. Один квадрат гладко отлакирован, другой обтянут шершавой бумагой. Доска (24х12 см), разделенная на 9 равных полос, попеременно отлакированных или обтянутых шершавой бумагой.

Ход игры: учитель берет первую доску. Он показывает, как пальцами одной руки с расслабленным запястьем медленно и легко проводят сначала по одной, потом по другой поверхности. Делает это несколько раз. Ребенок повторяет упражнение. Затем учитель берет вторую доску, снова легко касается поверхности, но теперь уже только указательным и средним пальцами, так как полоски очень узкие. Задание: 1. Прикоснись сначала ко всем шершавым, потом ко всем гладким поверхностям.

2. Обследуй по очереди каждую полоску и скажи, какая она на ощупь.

3. Найди в комнате что-нибудь шершавое. Найди что-нибудь гладкое.

Словарная работа: понятия «шершавый» – «гладкий».

«Волшебные дощечки» Оборудование: 2 комплекта дощечек, одинаковых попарно, с разной структурой поверхности – глянцевая, бархатная, наждачная, промокательная бумага, мех, поверхность, закапанная воском, оклеенная разломанными спичками, фольгой, куском веревки или толстого шнура и т.д.

Ход игры: Учитель кладет обе серии отдельно на стол. Он выбирает из одной серии дощечку, обследует ее осязательно, затем ищет путем осязательного обследования подходящую табличку в другой серии и кладет ее рядом. Так он поступает со всеми остальными табличками. Затем предлагает ребенку повторить упражнение.

Задание: 1. Обследуй поверхность каждой дощечки, постарайся запомнить, какие они на ощупь и в каком порядке лежат.

2. Возьми второй комплект дощечек. Постарайся разложить их в том же порядке.

 3. Возьми одну дощечку, обследуй ее. Что тебе напоминает ее поверхность?

4. Разложи дощечки в таком порядке: гладкие – шершавые – колкие.

5. Рассмотри дощечки. Наверняка одни из них нравятся тебе больше, другие меньше, а какие-то могут быть даже  неприятны. Разложи дощечки в таком порядке: от самой неприятной до самой приятной. Словарная работа: понятия «гладкий», «шершавый», «колкий».

«Ящик с кусочками тканей». Оборудование: несколько кусочков ткани, одинаковых попарно, отличающихся друг от друга фактурой (шелк, шерсть, хлопок, драп, искусственное волокно и т.д.). Ход игры: Учитель берет кусочки тканей из ящика и кладет их на стол, попарно упорядочивая. Кладет перед ребенком две пары сильно отличающихся друг от друга тканей, берет поочередно кусочки в руку и обследует их. Предлагает ребенку поступить так же. Теперь учитель перемешивает кусочки, дает один из них в руки ребенку, ребенок должен его обследовать и выбрать такой же среди остальных кусочков. Постепенно вводятся другие пары.

Задания: 1. Сложи попарно одинаковые кусочки тканей.

2. Найди кусочки гладкой (шершавой, жесткой, мягкой, толстой, тонкой) ткани.

3. Исследуй свойства тканей, из которых сшита твоя одежда (гладкая – шершавая, толстая – тонкая, мягкая – жесткая).

Словарная работа: гладкая ткань – шершавая ткань, жесткая ткань – мягкая ткань, толстая ткань – тонкая ткань.

4. Выделение сенсорных эталонов формы.

 Цель: учить различать с помощью осязания геометрические фигуры и геометрические тела, находить эти формы в окружающих предметах.

 «Чудесный мешочек». Оборудование: геометрические тела, плоские геометрические фигуры.

 Задания: 1. Найди все шары (кубики, конусы и т.д.).

2. Найди все круги (квадраты, треугольники и т.д.).

 Словарная работа: шар, куб, конус, цилиндр, брусок.

«Геометрический комод». Оборудование: рамка с прорезями геометрической формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), фигуры вкладыши (вкладыши совпадают с прорезями по форме и размеру). Задание: вложить вкладыши в соответствующие прорези.

Словарная работа: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

«Составь из частей целое». Оборудование: геометрические фигуры, разрезанные на две части, шар и эллипсоид, разделенные на половины (из математического прибора Клушиной), кубики, параллелепипеды.

 Задания: 1. Составь из двух треугольников квадрат (из двух квадратов прямоугольник, из двух частей круг и т.д.)

2. Составь из двух частей шар (эллипсоид), из двух кубиков параллелепипед и т.д.

5. Формирование представлений о величине предметов.

Цель: учить различать величину предметов, учить осязательным приемам сравнения предметов.

 «Не ошибись!». Оборудование: ленты разной длины.

Задания: 1. Найди самую короткую (длинную) ленту путем наложения их друг на друга.

2. Разложи ленты в порядке убывания от самой длинной к самой короткой.

3. Измерь, сколько раз укладывается лента в длине и ширине стола.

Словарная работа: длинный – короткий, длиннее – короче, самый длинный – самый короткий.

«Чудесный мешочек». Оборудование: геометрические тела и геометрические фигуры разных размеров. Задание: Найди самый маленький шарик (кубик и т.д.).

6. Формирование приемов использования осязания в процессе ориентировки в окружающих предметах.

Цель: Учить определять поверхности окружающих предметов, находить разницу в деревянных, металлических, стеклянных, пластмассовых предметах, давать детям возможность упражняться в различении этих признаков в реальной обстановке.

«Угадайка». Задания: 1. Угадай, из какого материала сделан этот предмет.

 2. Найди, где стена, где окно, а где батарея.

 3. Угадай, какие вещи сделаны из  дерева, а какие из металла (пластмассы, стекла).

 Словарная работа: стеклянный, деревянный, металлический, пластмассовый.

7. Дифференцирование различных признаков и свойств предмета.

Цель: учить классифицировать предметы в группы по общим отличительным осязательным признакам; учить обследовать различные предметы (из дерева, металла, тканей, пластмассы, стекла и т.д.) с целью тренировки дифференцирования их величины, фактуры, температурных ощущений.

 «Сортировщик -1». Оборудование: предметы, выполненные из разных материалов, с разной структурой поверхности.

 Задания: 1. Выбери все круглые (шершавые, колючие, холодные, мягкие и т.д.) предметы.

«Сортировщик–2». Оборудование: бусинки, желуди, камешки, ракушки и т.д. Задания: 1. Найди все круглые предметы. 2. Выбери все металлические предметы. 3. Найди все мягкие предметы.

8. Ориентирование на микроплоскости с помощью осязания.

Цель: учить выделять стороны, углы, середину листа (стола); учить размещать предметы по образцу и словесному указанию.

 «Художник». Оборудование: фланелеграф, плоские геометрические фигуры.

Задания: 1. На фланелеграфе составь картинку по образцу.

2. Положи в левом верхнем углу фланелеграфа кружок, в правом нижнем углу квадрат, на квадрат сверху положи треугольник и т.д.

«Не ошибись!». Оборудование: игрушки, набор кубиков.

Задания: 1. Расставь игрушки так, как я скажу.

 2. Расскажи, где стоят игрушки.

3. Расставь игрушки так же, как на макете.

9. Формирование представлений о человеке.

 Цель: учить обследовать человека, выделяя форму, строение тела, характерные признаки и особенности тела.

«На что похоже?» Задание: Обследуй куклу и скажи, на какую фигуру похожа голова (нос, ухо и т.д.) «Угадай, кто это?» Задание: Попробуй узнать своих друзей (родных), дотрагиваясь до макушки их головы.

10. Развитие мелкой моторики

Цель: развивать мелкую моторику.

«Сухие материалы». Оборудование: разные виды круп (рис, пшено, горох) смешать на подносе.

 Задания: 1. Набрать в ладонь, высыпать сквозь пальцы, насыпать в подготовленную емкость. Закрепить цвет, форму, величину.

2. «Золушка». Перебрать крупу.

3. Используя крупу, нарисуй дорожку, домик, елочку, фигурку человека и т.д.

«Играем со спагетти». Оборудование: отваренные спагетти, поднос, пластиковый нож. Ход игры: учитель показывает, что спагетти можно резать, рвать, жевать, выкладывать из них разные фигурки.

Задания: 1. С помощью ножа раздели спагетти на две (три и т.д.) части.

2. Выложи дорожку, домик, елочку используя спагетти.

Приложение 1.

  1. Приемы осязательного обследования

Обследование предмета или изображения проводится обеими руками (правая рука – поисковая, левая – контролирующая

Обследование симметричных фигур или рисунков проводится обеими руками начиная от верхней средней точки.

 При обследовании асимметричных предметов или изображений левая рука фиксирует начало обследования предмета, правая обследует весь предмет, выделяя его части

  1. Алгоритм изучения предмета

Первичное ознакомление.

Выдели общую форму, величину предмета.

Выдели основные части предмета.

Опиши структуру поверхности основных частей, их форму, величину.

Что это за предмет?

 Расскажи о его назначении.

  1. Алгоритм изучения внешнего вида животных

Первичное ознакомление.

 Выдели общую форму, величину животного.

Выдели основные части его тела: голова, туловище, хвост, лапы, крылья.

Обследуй по плану: форма, величина, структура поверхности частей его тела.

 Что это за животное? Составь рассказ о его внешних признаках. Где оно живет? Используется ли человеком?

  1. Алгоритм изучения внешнего вида растений

Первичное ознакомление.

 Выдели общую форму, величину растения.

 Найди значимую часть растения (у цветка – соцветие, у дерева – листья, у овощей и фруктов – ту часть, которую употребляют в пищу).

 К какому классу относится это растение?

Выдели части растения: корень (у травянистых), стебель, листья, ветки, цветок, плоды, семена.

Обследуй и опиши основные части растения: структуру их поверхности, форму, величину, температуру, толщину и количество стеблей, веток.

Что это за растение? Опиши его внешний вид. Где оно растет? Применяется ли человеком? Для чего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная программа для 6-8 классов Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком

Цель коррекционной программы «Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком» – формирование у детей с нарушением зрения умений и н...

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие осязания и мелкой моторики рук"

Целью Адаптированной программы по коррекционному курсу "Развитие осязания и мелкой моторики рук" является формирование у детей с нарушениями зрения умений и навыков осязательного восприятия ...

6 А Развитие осязания и мелкой моторики октябрь 2020

Задание на период с 1 октября 2020 по 8 октября 2020...

6 Б Развитие осязания и мелкой моторики октябрь 2020

Задание на  29 сентября и 5 октября 2020...