6 А Развитие осязания и мелкой моторики октябрь 2020
учебно-методический материал (6 класс)

Крамарова Татьяна Александровна

Задание на период с 1 октября 2020 по 8 октября 2020

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_a_osyazanie.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

6 «А» класс

Развитие осязания и мелкой моторики

Занятия 1.10.2020, 2.10.2020, 8.10.2020

Тема: Алгоритм осязательного обследования предметов простой формы.

Задание: Освоить алгоритм осязательного обследования предметов простой формы.

Ожидаемый результат: Ребёнок должен овладеть алгоритмом осязательного обследования предметов простой формы, различных объектов (геометрических фигур, предметов быта, растений, и др.)

Осязательное обследование, как, правило, подразделяется на два этапа. Сначала осуществляется общее ознакомительное беглое обследование предмета (изображения) в целом. При этом руки детей движутся от начального пункта, указанного педагогом. Затем сразу же следует уточняющее восприятие с выделением существенных (главных) признаков изучаемого объекта. Обследование любого предмета или изображения проводится двумя руками. При этом обе руки действуют не синхронно, а функции их разделяются: правая рука обычно бывает поисковой, а левая - контролирующей. Однако обследование строго симметричных фигур (предметов, рисунков) проводится обеими руками, которые одновременно движутся сверху вниз от верхней серединной точки.

Возможны варианты осязательного восприятия: в некоторых случаях левой рукой ребенок фиксирует начальный пункт обследуемого предмета правой, проводит по всему предмету, последовательно выделяя его части. Затем правая рука подводится к начальному пункту, соединяясь с- левой. Например, при ощупывании многоугольников ребенок сначала охватывает фигуру обеими руками, при таком общем обхвате находит самый заметный угол, затем берет фигуру в левую руку и держит ее именно за этот угол, считая его первым. Потом он ведет слева на право указательным пальцем правой руки последовательно по сторонам многоугольника , выделяя и считая каждый из углов до того угла, который держит пальцами левой руки.

При осязательном восприятии некоторых предметов после нахождения начального пункта левая рука передвигается вслед за правой. Способы обследования варьируются и в зависимости от особенностей объекта.

Например, при сравнении геометрических тел с кривыми поверхностями (шар, конус, цилиндр) сначала детьми различается форма предмета, а при сравнении прямолинейных фигур (квадрата, прямоугольника и др. четырехугольники) сначала различаются размеры.

Обследование животных начинается с головы при последующем переходе к туловищу, крыльям, хвосту и лапам (ногам). Ощупывание растения начинается со знакомой части (цветка с его головки, ветки дерева - с листьев, овощей - с части, употребляемой в пищу).

Восприятие незнакомых или мало знакомых объектов педагог должен сопровождать словесным объяснением, в котором, характеризуя выделяемые признаки, он излагает или напоминает способы осязательного обследования. Действия детей контролируются педагогом. Если ребенок затрудняется в процессе обследования, то нужно взять его руки в свои и всю работу проделать с ним.

Приемы осязательного обследования

  • Обследование предмета или изображения проводится обеими руками (правая рука – поисковая, левая – контролирующая)
  • Обследование симметричных фигур или рисунков проводится обеими руками начиная от верхней средней точки.
  • При обследовании асимметричных предметов или изображений левая рука фиксирует начало обследования предмета, правая обследует весь предмет, выделяя его части

Алгоритм изучения предмета

  • Первичное ознакомление. Выдели общую форму, величину предмета.
  • Выдели основные части предмета.
  • Опиши структуру поверхности основных частей, их форму, величину.
  • Что это за предмет? Расскажи о его назначении.

Алгоритм изучения внешнего вида животных

  • Первичное ознакомление. Выдели общую форму, величину животного.
  • Выдели основные части его тела: голова, туловище, хвост, лапы, крылья.
  • Обследуй по плану: форма, величина, структура поверхности частей его тела.
  • Что это за животное? Составь рассказ о его внешних признаках. Где оно живет? Используется ли человеком?

Алгоритм изучения внешнего вида растений

  • Первичное ознакомление. Выдели общую форму, величину растения.
  • Найди значимую часть растения (у цветка – соцветие, у дерева – листья, у овощей и фруктов – ту часть, которую употребляют в пищу). К какому классу относится это растение?
  • Выдели части растения: корень (у травянистых), стебель, листья, ветки, цветок, плоды, семена.
  • Обследуй и опиши основные части растения: структуру их поверхности, форму, величину, температуру, толщину и количество стеблей, веток.
  • Что это за растение? Опиши его внешний вид. Где оно растет? Применяется ли человеком? Для чего?

В процессе осязательного обследования дети анализируют округлость формы, наличие граней, углов, плоскости, вогнутости и другие осязательные признаки предмета. Важно обеспечить детям с нарушением зрения тесный контакт с данным предметом. При этом надо учить детей видеть вначале основное, потом отдельные признаки, давая характеристику объекту, подчеркивать его выразительность, индивидуальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная программа для 6-8 классов Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком

Цель коррекционной программы «Развитие осязания и мелкой моторики через изучение декоративно-прикладного искусства на основе вязания крючком» – формирование у детей с нарушением зрения умений и н...

6 Б Развитие осязания и мелкой моторики октябрь 2020

Задание на  29 сентября и 5 октября 2020...

7 А Развитие осязания и мелкой моторики октябрь 2020

Задания на период с 29 сентября 2020 по 7 октября 2020...

8 А Развитие осязания и мелкой моторики октябрь 2020

Задания на период с 1 октября по 8 октября 2020г...