Главные вкладки

    Рекомендации родителям по дистанционному обучению детей с ЗПР
    консультация

    Бабашова Мария Викторовна

    Рекомендации психолога с сайта ИКП РАО по дистанционному обучению детей с ЗПР

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл distantsionnoe_obuchenie_detey_s_zpr.docx22.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дистанционное обучение детей с ЗПР.

    Рекомендации родителям детей с ЗПР по созданию условий для дистанционной формы обучения ребенка

    Читая форумы и чаты родителей, можно увидеть, что в последнее время их все чаще захлестывают негативные эмоции. Дети и родители, оказавшиеся в непривычных для них условиях дистанционного обучения, сталкиваются с трудностями как технического, так и организационного характера. И если такие трудности возникают даже у детей с условно нормативным развитием, то как же быть мамам учеников с задержкой психического развития? Попробуем разобраться в самых частых проблемах.

    Прежде всего, родителям очень важно выстроить траекторию занятости ребенка на день. Напомним, что ребенку с ЗПР достаточно трудно долго удерживать активное внимание, контролировать свое поведение, выполнять учебные задания, поэтому он постоянно стремится перейти в игровую ситуацию. Характерной чертой этих детей является несамостоятельность в действиях, сложность в подчинении новым требованиям, им нужен дополнительный контроль со стороны взрослого. Таким образом, для смягчения новой нестандартной ситуации рекомендуем начинать утро с описания того, как будет выстроен день, какие формы заданий предстоит сделать, будет ли ребенок работать на компьютере или задания будут письменными/устными, будет ли урок проводиться в режиме видеоконференции или презентации. Важно озвучить ребенку, какова будет последовательность занятий, кто будет ему помогать (мама, бабушка, частный педагог, старший брат или сестра), а кто – контролировать (учитель или самопроверка). Все эти меры помогут настроить ребенка на занятия, снизить уровень тревожности, который у некоторых детей с ЗПР и так повышен в силу особенностей их развития.

    Исходя из описанных особенностей детей, мы понимаем, что вариант дистанционного обучения, при котором учитель дает задание через ЭЖД (электронный журнал), а ребенок должен его выполнить и отправить обратно на проверку, целиком ложится на плечи родителей, так как самоорганизовать себя ребенок с ЗПР, особенно младшего школьного возраста, не может. Такому ребенку больше подходит формат индивидуальных скайп-сессий. Поначалу очень важно, чтобы родитель присутствовал рядом, контролируя уровень включенности ребенка в образовательный процесс и помогая ему в организации деятельности.

    Один из важных моментов, на который родители часто не обращают должного внимания – это организация рабочего места ребенка. У ученика с ЗПР имеются особенности развития произвольного внимания, и без внешней помощи ему трудно сконцентрироваться. В связи с этим важно, чтобы рабочий стол ребенка стоял у стены или у окна, занавешенного плотными шторами или жалюзи. В боковые поля зрения не должны попадать какие-либо отвлекающие предметы (игрушки, книги, плакаты, журналы и т.д). На столе должно быть только то, что необходимо ребенку для конкретного занятия. Например, если нужны лишь тетрадь и две ручки (обычная и зеленая), не стоит оставлять перед ребенком пенал целиком – важно помнить, что ему не очень хочется заниматься и он с большим удовольствием будет что-то в нем искать, ронять, поднимать и т.д. Важно ограничить предметную среду вокруг ребенка, чтобы занятие получилось продуктивным, а не растянутым. В целях контроля ребенком времени, отведенного на выполнение задания, могут использоваться, например, песочные часы.

    Мотивация – это важный компонент любой деятельности, в том числе и учебной. Чтобы ребенок действительно усваивал информацию, важно, чтобы он хотел с ней познакомиться. Многим детям очень нравится выполнять задания на компьютере, поэтому одним из «мотиваторов» может быть предложение выполнить задание на компьютере после отработки правила письменно и в рабочей тетрадке. Педагог всегда сможет подобрать такие задания под конкретные темы уроков, и лучше, если они будут красочные и с игровым компонентом. Мотивирующим компонентом может быть также игровой контекст. Например, в начале работы ребенку выдается паспорт гражданина Узнавандии, на стену вешается карта Узнавандии. Президент Узнавандии знает о школьных успехах ребенка и просит его о помощи. Выполняя задания, ребенок помогает местным жителям справляться с их проблемами. Другой вариант: за успешно выполненные задания ребенку вручаются золотые монетки (вырезанные из бумаги), складываемые им в «сундук», который необходимо наполнить, чтобы получился целый клад. Возможны и какие-то подвижные игры на внимание (например, огонь-лед, море волнуется, растущее дерево и т.д.). Все зависит от Вашей фантазии и интересов ребенка.

    Дети с ЗПР очень быстро истощаются, поэтому важно, особенно на начальном этапе организации такого формата обучения, дозировать нагрузку, ориентируясь на признаки поведения ребенка, указывающие на изменение его психофизического состояния. Такими признаками, связанными с органическими или функциональными нарушениями деятельности центральной нервной системы, могут быть недомогание, слабость, быстро наступающее утомление или, наоборот, перевозбуждение, которое может проявляться в виде телесной расторможенности. Важно устраивать паузы активного отдыха с легкими физическими упражнениями и расслаблением.

    Следует помнить, что для ребенка с ЗПР даже при дистанционной форме обучения в содержание образования необходимо включать коррекционно-развивающий компонент. Это может быть, в частности, выполнение задания на карточках, например, на развитие внимания, мышления, памяти и т.д., которые учитель готовит совместно с психологом и высылает заранее, а родитель перед занятием распечатывает.

    Еще один существенный компонент дистанционного образования – это эмоциональный фон, с которым родитель и учитель организуют дистанционную форму обучения. Важно не забывать об особенностях своего ребенка, всячески поддерживать его, не требовать от него полной самостоятельности в самоорганизации и при выполнении домашнего задания, поощрять любые проявления инициативы, попытки сформулировать свое непонимание задачи, желание обратиться за помощью. Следует помнить, что при необходимости, в случае возникновения трудностей, родитель или учитель должны подключить к решению проблемы школьного психолога. Самое главное – не допустить, чтобы дистанционное обучение ребенка с ЗПР стало формальным, при котором в силу разных причин задания за ребенка делают родители.

    В заключение попробуем выделить плюсы дистанционного обучения детей с ЗПР при грамотно подобранном цифровом контенте и хорошо организованном рабочем месте. Такая форма обучения:

    - повышает уровень мотивационного компонента;

    - обеспечивает полисенсорное и интерактивное воздействие на ребенка;

    - дает возможность продвигаться в оптимальном для ребенка темпе;

    - обеспечивает вариативность и индивидуализацию обучения;

    - дополнительно включает в процесс обучения коррекционный компонент – развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности, умения подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям;

    - благодаря работе за компьютером в некоторой степени развивает рефлексивный компонент, так как ребенок может, исходя из результатов, представленных на экране, наглядно увидеть свои ошибки.

    Ксения Сыроваткина-Сидорина,

    научный сотрудник ФГБНУ «ИКП РАО»,

    педагог-психолог школы №1505 г. Москвы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации для учащихся и их родителей по дистанционному обучению.

       На этой странице я размещаю учебный материал  по курсу обществознания 7 класс для дистанционного обучения учащихся.  В учебный материал входит календарно- тематичес...

    Рекомендации родителям по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Материал статьи направлен на повышение педагогической компетентности родителей, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями здоровья, за счет обучения навыкам взаимодействия и общения со с...

    Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации

    Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

    «Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации»

    Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

    Советы психолога родителям на время дистанционного обучения детей

    Как родителям помочь детям справиться с возможным стрессом во время карантина...

    Рекомендации родителям по дистанционному обучению детей с ЗПР

    Рекомендации психолога с сайта Института коррекционной педагогики Российской Академии образования...

    Рекомендации по дистанционному обучению детей танцами

    Не так давно появились понятия «удаленная работа» и «дистанционное обучение». Для некоторых профессий такой вид деятельности уже давно стал неотъемлемой частью. Например, в сфе...