Методическая разработка.Генетическая связь и генеалогическое древо.
методическая разработка (8 класс)

Глушкова Лилия Эриковна

В методической разработке представлен урок химии 8 класса по теме " Генетическая связь"  Новизна:Проведена параллель между генетической связью и генеалогическими древами участников Великой Отечественной войны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx309.63 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Генетическая связь между основными классами неорганических веществ


Глушкова Лилия Эриковна

Методическая разработка урока химии в 8 классе по теме:

Генетическая связь между основными классами неорганических веществ

        

        Проблемная тема:

        Ген [6] — структурная и функциональная единица наследственности живых организмов. Почему этот биологический термин составляет основу нашего урока? И только ли урока?

Урок посвящен 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Урок – воспоминание о подвигах прадедов.

В основе концепции урока – судьбы участников Великой Отечественной войны.

Аннотация:

Данная разработка показывает, что и на уроках естественнонаучного цикла актуальна проблема формирования нравственных качеств личности, воспитание гражданина своей родины. Важным фактором является то, что на уроках химии можно соединить лирику и науку, заставить учеников задуматься не только над химическими реакциями в окружающей жизни, но и над вопросами ценности человека и его жизни. Содержание материала основано на фактах, событиях Великой Отечественной войны, которое вызывает большой интерес детей. Мотивация к уроку вызывается на основе решения учеников жизненных и научных проблем человека.

Пояснительная записка:

Методическая разработка урока химии в 8 классе «Генетическая связь между основными классами неорганических веществ» написана с целью систематизации пройденного учебного материала и освоения новой темы. Актуальность данной темы определяется необходимостью использования накопленных знаний о химических свойствах и реакциях   в вопросах формирования кругозора учащихся. Химическая реакция   является одним из наиболее важных факторов развития жизни на Земле.

В методической разработке показана широкая реализация межпредметных связей, большое внимание уделяется актуализации опорных знаний, которые мотивируют учащихся на освоение новых знаний.  

Положительным является и то, что интерактивный урок с использованием беседы позволяет учащимся высказать собственное мнение(https://vk.com/club......), выслушать другие точки зрения и прийти к общему решению.

 Данная методическая разработка   показывает принципы планирования учебного материала, формы и методы проведения урока, формы достижения планируемых результатов и способы оценки планируемых результатов обучения. 

Яркий иллюстрированный материал наиболее наглядно и доходчиво, с помощью интересных рисунков представлен в рабочей тетради учащихся, с целью привлечения внимания учащихся к уроку и вызвать максимальную заинтересованность. Особое место в содержании урока уделяется формированию функциональной грамотности.

Важным моментом мотивации учащихся к изучению новой темы является элемент неожиданности через представление «Чёрного ящика» в которой скрыто генеалогическое древо участника (прадеда) Великой Отечественной войны и труженицы тыла, и «зелёные треугольники». Напоминание о солдатских письмах значительно повышают интерес учащихся к уроку. Преимущественно зрительное восприятие материала позволяет учащимся не механически переписывать информацию, а осмысливать и запоминать.

Урок проводится на основе технологии проблемного обучения, интеграции учебного материала русской литературы, истории, биологии и химии

Методы: обучения: исследовательский, творческое сотрудничество, решение проблемы.

Урок открытия новых знаний проходит на основе глубоких размышлений, душевных переживаний участников урока.

 Стихотворение Евгения Евтушенко, которое должно затронуть душу каждого ученика, играет большую роль в мотивационной части урока.

        Ген

«Я трогаю тихонько ветку вербную.
В ней гены наших прадедов, наверное,
Не прадедов, а дальше – пра-пра-пра…
Им всем воскреснуть на земле пора.
И все деревья – справа или слева,
Как генеалогические древа.
На их ветвях – российские синицы,
А под корой – этруски, ассирийцы.
В движенье соков от корней до кроны
Растворены рабы и фараоны.
Потрогаем замшелые коряги,
А нам из них откликнутся варяги.
И партизанка вздрогнула в петле
Когда из виселицы плачущей, берёзовой,
Раздался крик боярышни Морозовой,
От глаз фашистских спрятанной в дупле…»

Цели урока:

  • обучающие: обобщить и систематизировать знания об основных классах неорганических веществ;
  • рассмотреть генетическую взаимосвязь между классами неорганических соединений;
  • показать, что генетическая связь веществ – основа для осуществления взаимных превращений;
  • развивающие: продолжить развитие логического мышления, умений наблюдать, анализировать, сравнивать, находить причинно-следственные связи, делать выводы; формирование интереса к предмету;
  • воспитательные: формирование патриотизма и нравственных ценностей учащихся, формировать научное мировоззрение обучающихся, совершенствовать трудовые навыки, формирование культуры межличностного общения: умения слушать друг друга, задавать вопросы, анализировать ответы товарищей, прогнозировать результат работы, оценивать свою работу, прочувствовать тяжесть испытаний солдат на войне и тружениц тыла.

Задачи урока:

  1. Деятельностные –  организовать совместную деятельность детей по расширению и закреплению знаний, через творческое сотрудничество. Систематизация знаний обучающихся о свойствах основных классах неорганических веществ
  2. Личностные – воспитание трепетного отношения к участникам, к событиям Великой Отечественной войны
  3. Метапредметные – расширение кругозора обучающихся, развитие умений и навыков применения полученных знаний для объяснения явлений окружающего мира.

        Цели, поставленные на уроке, реализуются с помощью различных педагогических технологий:

  • проблемное обучение (учащиеся сформулировали проблему);
  • исследовательское обучение (составление генеалогического древа); - технология критического мышления (анализ и синтез информации);
  • технология развивающегося обучения (решение опережающего задания)
  • дифференцированное обучение (работа с текстом, иллюстрациями);
  • ИКТ - технологии c формированием функциональной грамотности, практической деятельности, метапредметной связи   истории, литературы, биологии и химии.

                На уроке применяются активные методы обучения: разбор проблемных ситуаций, обсуждение, исследовательская деятельность.

                Данные методы дают возможность организовать активную деятельность учащихся по открытию новых знаний, активно сотрудничать в процессе обучения, обмениваться теоретическими и практическими знаниями со своими одноклассниками, отстаивать и представлять свою точку зрения на данную проблему.

Кроме того, данные методы обучения позволяют повысить активизацию учащихся, углубить их знания, повысить интерес к изучаемому материалу. Учебное занятие с разными формами и методами обучения помогает учащимся лучше усвоить базовые знания по предмету, повысить наглядность и практическую направленность обучения, систематизировать полученные знания, формирует мотивацию к учению, следовательно, значительно повышает результативность обучения.

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

Умение раскрывать сущность генетических рядов веществ. Составлять схемы генетических рядов металлов и неметаллов. Записывать уравнения реакции.

  1. Метапредметные:

Познавательные УУД: умение составлять схемы.

Личностные УУД: умение управлять своей познавательной деятельностью.

Регулятивные УУД: умение определять цели и задачи деятельности и выполнять.

Коммуникативные УУД: умение с уважением относиться к участникам Великой Отечественной войны и труженикам тыла.

  1. Личностные:

Осознание единства и взаимосвязи неорганического мира и окружающего нас мира.

        Тип урока:

        Урок открытия новых знаний и формирования нравственных ценностей.

        Форма урока: 

        Урок-исследование с элементами проблемного обучения.

                Методы и методические приемы: 

                Проблема для обсуждения, исследовательская работа, рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная исследовательская, аналитическая работа, работа обучающихся.

        Межпредметные связи:

        Использование учебного материала по истории, биологии, литературе.

                Средства обучения:

                Рабочая тетрадь, презентация урока, составленные учащимися генеологические древа.

                Учебник: 

                Габриелян О.С. Химия 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 288, [2] с.: ил.


Структура урока

Этап урока

Учитель

Ученик

I

Организационный этап

Приветствие: Дарите друг другу тепло и улыбки.  Улыбка всесильна. Всего лишь улыбка и вам будут все рады

1 мин

II

Мотивация учебной деятельности

Проводится настрой учащихся на урок через загадку, игру-противоположности, видео демонстрацию химического  опыта.

3 мин

III

Актуализация знаний обучающихся

Общение с учащимися о металлах и неметаллах  приводит к раскрытию учащимися темы и цели урока.

5 мин

IV

Первичное усвоение новых знаний

Работа с схемой и текстом, развитие функциональной грамотности и исследовательская работа генеалогического древа  способствует первичному этапу усвоения

20 мин

V

Первичное закрепление знаний

Подстановка химических формул в генетические цепочки закрепляет усвоенный материал.

4 мин

VI

Первичная проверка понимания изученного.

Способность составления химических уравнений по схеме и определение типов химических реакции  говорят о понимании изученного материала.

7 мин

VII

Информация о домашнем задании

Прочтение стихотворения Евтушенко способствует раскрытию тайны

«Чёрного ящика». Заострение внимания на генеалогическом древе расширит знания учащихся о целостности мира неживого и живого. И бережное отношения к старшему поколению поможет не только продлить память о войне  .и воспитанию духовно развитой личности

2 мин

VIII

Рефлексия

                Победители войны и победители сегодняшнего дня. Кто я сегодня на уроке?

                Об этом расскажет цвет солдатского треугольника.

                Солдатские треугольники с суммой цифр коэффициентов =15 обеспечат учащимся «отлично» за урок.

                        


Основная часть урока

                Проблемная тема

                Ген — структурная и функциональная единица наследственности живых организмов. Почему этот биологический термин составляет основу нашего урока? И только ли урока?

Имя нашего урока: 

“О…….   В…………  Г….”

// мотивация учебной деятельности //

                        Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным миром. Миром химии. Миром ……

Она идет,

она прошла!

Никто не скажет,

что пришла!

                Давайте вспомним! А вообще какие типы реакций вы знаете?

Демонстрация опыта [https://www.youtube.com/watch?v=ePFd70GeqCk]

Общение: с какими противоположностями Вы сталкивались в жизни?

  • добро и зло
  • белое и черное
  • плюс и минус, четное нечетное
  • притяжение и отталкивание
  • наследственность и изменчивость

А есть ли противоположности в химии? Конечно же! Металлы и неметаллы

C:\Users\v1le\Desktop\11.jpg

Имя нашего урока: «О……..В………….Г……….» ”.

О чём мы с вами будем говорить? (очень важен ген)

Перед вами текст по теме нашего урока (опорный конспект).

Прочитав, вы должны сказать тему урока и цели.

Записываем:

IV.

Этап первичного усвоения новых знаний

««Генетическая связь между классами неорганических веществ».

 (20 мин)

  • Понять о генетической связи между классами неорганических соединений.
  • Закрепить умение записывать химические реакции между оксидами, кислотами, солями, основаниями.
  • Определить «ген» в генетической цепочке в неорганической химии.
  • Показать связь химии и жизни.

                Генетической называют связь между веществами разных классов, основанную на их взаимопревращениях и отражающую единство их происхождения, т. е. генезис веществ. Генетический ряд неметаллов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один неметалл.

                Генетический ряд металлов отражает взаимосвязь веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же металлC:\Users\v1le\Desktop\33.jpg

А теперь предлагаю расставить в правильно порядке прямоугольники, показав генетическую цепочку меди!

C:\Users\v1le\Desktop\12.jpgC:\Users\v1le\Desktop\14.jpgC:\Users\v1le\Desktop\13.jpgC:\Users\v1le\Desktop\44.jpg

Обсуждение:

  1. Почему таков порядок расстановки? (Ме – МеО – МеR - МеОН)
  2. Что вам подсказала таблица растворимости? (МеОН-нерастворим)
  3. Что является «геном» в данной цепочке? (Cu)
  4. Медь-металл или неметалл? (Ме)
  5. Можно ли провести параллель между генетической цепочкой металла и генологическим древом вашего прадеда-участника Великой Отечественной войны? (Ответы детей. Да. Дети демонстрируют   генологическое древо (подготовленное домашнее задание). Обращают внимание на фамилии. Вспоминают подвиги прадедов-победителей.
  6. Что значит быть победителем? Это значит одержать победу где-либо: в спорте, в учёбе, в конкурсе. Это значит быть первым. Это значит быть лучшим. Сегодня вы можете сказать о себе как о победителе-правнуке своего прадеда?

V.

Первичное закрепление знаний

 (4 мин)

Cа -- ? -- Cа (OH)2 --- CаCl2

? -- MgO – МgCl2  ------ Mg (OH)2

P – P2O5 -- ? → Мg 3 (PO4)2

S --- ? ------ ? -------- ?


VI.

Первичная проверка понимания изученного

 (7 мин)

C:\Users\v1le\Desktop\12.jpgC:\Users\v1le\Desktop\13.jpgC:\Users\v1le\Desktop\14.jpgC:\Users\v1le\Desktop\44.jpg

Д

По генетической цепочке меди записать уравнения реакции и определить тип реакции.

 Запись уравнений реакции:

  1. 2Сu+O2  = 2СuO   ( р. Соединения)
  2. СuO + H2SO4 = СuSO4 + H2O (р. Обмена)
  3. Сu SO4 + 2NaOH= Сu(OH)2   + Na2SO4 (р. Обмена)

VII Домашнее задание и оценка деятельности.

        Обращаем внимание учащихся на «Чёрный ящик» на столе учителя, читая стихотворение. 

«Я трогаю тихонько ветку вербную.
В ней гены наших прадедов, наверное,
Не прадедов, а дальше – пра-пра-пра…
Им всем воскреснуть на земле пора.
И все деревья – справа или слева,
Как генеалогические древа.
На их ветвях – российские синицы,
А под корой – этруски, ассирийцы.
В движенье соков от корней до кроны
Растворены рабы и фараоны.
Потрогаем замшелые коряги,
А нам из них откликнутся варяги.
И партизанка вздрогнула в петле
Когда из виселицы плачущей, берёзовой,
Раздался крик боярышни Морозовой,
От глаз фашистских спрятанной в дупле…»

  1. Что в «Чёрном ящике?
  2. Генеалогическое древо прабабушки?
  3. Почему фамилии ваши не совпадает с фамилией прабабушки?
  4. Можно ли провести параллель между генетической цепочкой неметалла и генеалогическим древом прабабушки? Если согласны, то решите цепочки неметаллов, составленные на уроке.

VIII.

Рефлексия

 (3 мин)

        Великая Отечественная война затронула судьбы миллионов человек, изменила жизнь целых семей, вырвала 5 лет из жизни каждого. Сегодня мы с гордостью носим титул народа-победителя, не всегда отдавая отчет себе в том, что за этим титулом стоит.

                Что значит быть победителем? Это значит одержать победу где-либо: в спорте, в учёбе, в конкурсе. Это значит быть первым. Это значит быть лучшим. Сегодня мы можем привести множество таких примеров, каждый день мы узнаём о различных победах, каждый день появляется новый победитель.

                Чувствуете ли вы сегодня себя победителем на уроке?

                Победители войны и победители сегодняшнего дня. Кто я сегодня на уроке?

                Об этом расскажет цвет солдатского треугольника.

                Солдатские треугольники с суммой цифр коэффициентов =15 обеспечат учащимся «отлично» за урок.

  1. Если «да» - то покрасьте треугольник в зелёный цвет
  2. Если «сомневаетесь»-жёлтый.
  3. Если «нет»- красный

Оценивание

Рассчитайте сумму коэффициентов в уравнениях реакции.

(Если сумма-15. Вы заслужили «5»)

Спасибо за урок!

Литература.

1. Химия. 8 класс. Учебник. Габриелян О.С. (2013, 288с.)

2 Изучаем химию в 8 классе. Дидактическое пособие.  Габриелян О.С., Смирнова Т.В. (2002, 224с.)

3.Методика обучения химии в средней школе.  Чернобельская Г.М. (2000, 336с.)  

4.Настольная книга учителя химии. 8 класс.   Габриелян О.С. (2001, 256с.)

5.Занимательная химия. 8-11 классы. В 2-х ч.   Леенсон И.А. (1996, 400с.)

6. https://biology.su/molecular/gene

7. https://uchebniki-rabochie-tetradi.com/knijka1876listat/num1876.html#prettyPhoto/129/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие элективного курса КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА по теме Создание коллажа в Adobe Photoshop. Генеалогическое древо

Создание коллажа, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы,  опирается на положительные эмоциональн...

«Исследование генеалогического древа рода А. С. Пушкина и составление своих родословных».

Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9 классе. Цель его – провести исследование родословной А. С. Пушкина и составить родословную своей семьи....

Интегрированный урок литературы и биологии на тему: «Исследование генеалогического древа рода А.С.Пушкина и составление своих родословных»

научиться находить подтверждения передачи признаков по наследству, прикоснуться к прошлому семьи великого поэта земли русской и своей семьи....

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО МОЕЙ СЕМЬИ

Учебно-исследовательский проект...

генеалогическое древо

•Формирование  представлений о себе, о своих родителях, бабушках и дедушках, как о наследниках предшествующих поколений, имеющих тесную духовную и кровную связь;•Обучение методике составлен...

генеалогическое древо

Генеалогическое древо семьи....

Методическая разработка "Генетическое определение пола"

Методическая разработка теоретического занятия по теме «Генетическое определение пола» предназначена для преподавателей и  составлена в соответствии с примерной  программой среднего общего о...