Статья "Причины учебных конфликтов в средней и старшей школе "
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Мартыненко Дарья Андрееевна

Конфликты "ученик-учитель" значительно ухудшают мотивацию, а следовательно, и результат обучения.  В учебниках по психологии и педагогике причины обобщены, оторваны от реальности. В данной статье излагаются взгляды на проблему, которых придерживаются  практикующие учителя, постоянно работающие именно  с детьми, которых принято называть "трудными".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причины конфликтов учителей и учащихся в средней и старшей школе

Школа – первый социальный институт, который вынужден заставлять.  В начальной школе учитель для ребёнка ,в большинстве случаев, априори прав  почти во всём, а ведущая деятельность , учитывая особенности возраста, игровая . В средней         школе подход меняется,  давление на детей в силу необходимости  становится сильнее , а подросток уже стремится к самостоятельности. Следовательно, сопротивляется любым действиям педагога.
К средней школе заинтересованность родителей значительно меньше: родители уже не могут контролировать выполнение многих заданий в том числе и из-за нежелания обострять отношения с ребёнком – кажется , что он стал старше и сознательнее, поэтому его иногда боятся обидеть недоверием. Тогда функции  неизбежного пресса  почти полностью ложатся на плечи учителя, чему, разумеется, ребёнок противостоит. Он ещё хочет «играть», но требует к себе «взрослого» отношения, где он сам волен делать выбор. А сделать тот, что идёт на пользу ему самому , а потом придерживаться принятого решения, чаще всего ребёнку не под силу.

В современном обществе очень много говорят о правах детей. Разумеется, это важно, но ребенок запоминает не то, какие именно это права, а сам факт: у него есть права. При этом в логике неопытного человека отсутствует связь права-обязанности, а так же сознание того, что эти права есть и у других, например, у одноклассников, у учителей  и родителей.  Вкупе с детским максимализмом  получаем детей-«снежинок», которые, в том числе,  путаются  в правах, обязанностях и ,учитывая гормональное развитие и перегруженность современного ребёнка , не могут адекватно расставить приоритеты и проанализировать полученный опыт. А значит, постоянно  вступают в  разного рода конфликты, даже сами с собой.

На данный момент практически нет школьных программ, действительно , учитывающих особенности психологического и ментального развития ребенка в конкретном обществе, на данном этапе его развития, а все вносимые в программы и саму методическую базу по предметам  изменения на деле оказываются лишь попытками залакировать действительность: информации больше, но она добавляется к уже существующей, перегружая ребёнка и учителя, а зачастую и затормаживая развитие личности.
Перенасыщение мозга информацией давно уже стало проблемой , о которой пишут и психологи, и педагоги, о которой говорят в сми, но факт остаётся фактом: информации слишком много, получает её ребенок слишком быстро и качество полученной информации зачастую оставляет желать лучшего.  Если раньше ребёнок , испытывающий информационный голод, был вынужден искать способы получения иноформации , вынужден анализировать нужна ли она ему, то теперь он получает нужную и ненужную информацию мгновенно  - из интернета, причем иногда она недостоверна, а особенности подачи материала в интернете предполагают навязывание дополнительной информации, которую ребенок не искал, но получил – лишней информации.  Происходит перенасыщение, подросток не в состоянии проанализировать столько, он испытывает стресс, даже дистресс, который выливается в неврозы, что тоже не способствует адекватному восприятию действительности, мешает строить отношения со взрослыми  и сверстниками. А поскольку родители , занимаясь воспитанием , так или иначе навязывают ребёнку свое мнение, учитель, являясь частью системы образования, вынужден требовать выполнения по образцу, требовать соответствия работы определённым критериям - давит, средства информации тоже  навязывают  некую точку зрения, дети оказываются в ситуации ножниц, когда желаемое, необходимое ребёнку не просто не соответствует действительности, а  сама действительность вообще двойственна, как минимум – то, чему учат родители и школа противоположно тому, что навязывают сми и ,в том числе, интернет. Т.о.  естественного развития личности, воспитания самости не происходит, либо формируется личность противопоставляющая себя миру не в рамках юношеского максимализма , а делающая сознательный взрослый  выбор  « я против всех» на ментальном и эмоциональном уровне.

Разумеется, всё указанное значительно усложняет отношения ребёнок-взрослый. А современный учитель настолько измотан неадекватными требованиями, самой политикой в отношении профессии – система не учитывает ни профессиональные , ни человеческие потребности бесправного учителя, что выгорание происходит гораздо быстрее, и учитель срывается на детях, не имея возможности лишний раз выслушать, улыбнуться и просто быть верным самому себе в отношениях с учениками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности образования между тремя ступенями:начальной, средней и старшей школой.

Выступление на заседании методического объединения учителей английского языка Зеленоградского округа г.Москвы....

Методическая разработка "Создание условий для формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка в средней и старшей школе с применением коммуникативной технологии "Дебаты""

В данном материале раскрывается роль и значение коммуникативных универсальных учебных дейсвиях в свете внедрения новых государственных образовательных стандартов.Дается характериста коммуникативных УУ...

ВНЕДРЕНИЕ МАЛЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Статья "ВНЕДРЕНИЕ МАЛЫХ СРЕДСТВ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПРОЦЕССОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ И СТАРШЕЙ ШКОЛЕ" из опыта работы...

Обучение аудированию и письму в средней и старшей школе, с помощью ресурсов Интернета

В статье даются приемы обучения аудированию и письму, с помощью Интернета, на примере использования их на уроке старшими школьниками. А также, предоставлены фрагменты уроков, с использованием приемов,...

Инновационные образовательные технологии на уроках информатики в средней и старшей школе.

Современное образование предусматривает значительное расширение роли информационных технологий как эффективного средства саморазвития, самосовершенствования и самообразования обучающихся. Умение наход...

Тренинг командообразования "Первобытная школа" для учащихся средней и старшей школы

Тимбилдинг (англ.) — командообразование («team» — команда, «build» — строить). Это совокупность игровых этапов, направленных на формирование и развитие навыко...

Школа вожатых как средство самореализации обучающихся средней и старшей школы.

Самореализация человека является одним из важным критерием для его успешной карьеры и жизни в целом...