Организация дистанционного обучения: план действия педагога
материал

Шатилова Светлана Алексеевна

О возможностях огранизации дистанционного обучения на разных платформах, о плюсах и минусах этих платформ, о сложностях дистанционного обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_distantsionnogo_obucheniya.doc24.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация дистанционного обучения: план действий для педагога  (Шатилова С. А., учитель немецкого языка МОУ СОШ №16);

Дистанционное обучение становится неотъемлемой частью нашей реальности, но вспоминая для многих первый опыт вынужденного столкновения с этой формой обучения в конце прошлого учебного года, мы понимаем, что первое погружение в это бескрайнее непривычное для нас море вызывает стресс. Мы все были ему подвержены, включая родителей и наших учеников. Поэтому первое, что стоит сделать в любой стрессовой ситуации - это успокоиться. Хорошей установкой, настраивающей на правильный лад может послужить лозунг издательского дома "Первое сентября": "Вы - блестящий учитель, у Вас прекрасные ученики". Стоит произнести эту фразу, обращаясь к самому себе, а затем начать действовать в том направлении, чтобы это утверждение стало очевидным для всех окружающих.

Какие же дальнейшие шаги нужно предпринять?

1. Сначала стоит определить наши возможности и, главное, возможности наших учеников. Оказать психологическую поддержку всем участникам образовательного процесса, включая родителей, настраивая их на совместную работу.

Общаться с ребёнком дистанционно один на один - умеет каждый учитель. Мы так или иначе пользуемся мессенджерами. Мессенджеры научили и наших детей, и нас взаимодействовать друг с другом. Но работа с классом в дистанционном режиме - это уже совсем другая история. Сразу появляется ряд вопросов: та программа, которую мы выбираем, может ли она работать со всеми 20-30 детьми, подключатся ли все 30 детей или нет, тоже сложный вопрос, потому что наличие быстрого Интернета и даже устройств для осуществления дистанционного обучения для некоторых семей остаётся нерешённой проблемой, возможно ли провести урок в одно время, когда все дети подключаются. Для некоторых платформ возникают сложности с регистрацией, которые тоже ложатся дополнительным грузом на плечи учителя, который каждому ученику должен раздать логин/пароль, разослать ссылку и т.д. Может, стоит рассмотреть для конкретного класса такую форму дистанционного обучения, где нет очной встречи, а класс в целом работает асинхронно, то есть даётся задание, даётся время через которое нужно получить ответы, мы видим эти ответы и на них реагируем и при необходимости подключаемся для консультации с теми учениками, которым нужна помощь или дополнительные разъяснения по выполнению заданий. И такой вариант возможен. Появляются новые варианты взаимоотношений сторон образовательного процесса и такие понятия как смешанный класс: когда часть группы работает онлайн, а остальная требует внимания учителя не во время он-лайн урока, а за его временными рамками. Учитель должен быть готов к тому, что поддержку своим ученикам он будет оказывать чуть ли не 24 часа в сутки. Первый опыт в сфере дистанционного обучения мы уже получили и он во многом сделал нас более подготовленными к данной форме обучения.

Дистанционное обучение - это возможность всем чуть легче относиться к проблеме, ввести другие правила отношений, ввести другие временные рамки, потому что в течение 45 минут заниматься с детьми онлайн - это большой срок, тем более по САН ПИНу время, отводимое на работу за компьютером, даже у старшекслассников значительно меньше. Возможность находиться во время дистанционного обучения дома тоже даёт дополнительную зону комфорта, которую и следует использовать для эффективной организации обучающего пространства. Можно сделать акцент на том, что дети дома, могут в полной мере чувствовать себя как дома, а мы, учителя, приходим к ним в гости. И все используемые программы - это только антураж для нашего прямого общения. Шаблоны общения в классе с годами отработаны и даже при желании сложно ломаются, хоть и кажется, что иначе себя нужно вести с новым поколением детей. А дистанционное обучение даёт нам шанс выстроить общение иначе, возможно более эффективно, ведь взаимоотношения между людьми - это важнейшее, что происходит в жизни, а в педагогике тем более.  Мы можем теперь разговаривать, замечая жизнь наших детей. Нужно отметить, что в разных программах одна из проблем очного дистанционного общения в том, что условия жизни у всех разные и иногда дети сталкиваются с тем, что им приходится выбирать ракурс, в котором их жильё  будет выглядеть достойно. Иногда это может стать одной из причин, почему ребёнок не включается в прямое общение, если нет возможности представить свой дом так, как дети хотели бы. И учитель должен это учитывать. Разрешение не включаться в видео общение, если ребёнок не хочет, тоже важная составляющая дистанционного обучения. Кроме того некоторые программы такие как zoom, skype  предлагают решение этой проблемы (например, размытие фона или выбор фона), с этим ребёнка тоже нужно познакомить.

2. Анализ инструментов дистанционного обучения - важный шаг, без которого не получится в полной мере решить все стоящие перед нами задачи.

3. Выбор платформы, на базе которой будет происходить дистанционное обучение - тоже вопрос не из лёгких, где важными становятся следующие критерии: насколько легко осуществляется подключение к выбранной платформе, платная она или бесплатная, насколько требовательна эта платформа к качеству Интернет-связи, насколько она позволяет одновременно работать со всеми детьми, позволяет ли данная платформа работать с группами.

Есть платформы свободные от контента, то есть учитель сам готовит материал, выбирает, когда и как его предъявлять, выбирает способ контроля, то есть сам наполняет образовательное пространство. А есть платформы, где образовательное пространство уже создано, и работая с этими платформами, учитель пользуется имеющимся содержанием. Такие известные образовательные платформы как РЭШ, ЯКласс, ИнтернетУрок, Учи.ру уже предлагают готовый  материал для использования.

Нужно иметь представления о плюсах и минусах каждой образовательной платформы, каждой программы, которую мы используем, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант для себя и Ваших детей.

Skype разрешает до 50 подключений, а также позволяет сохранить цифровой след нашего взаимодействия с учениками в виде аудио- видеозаписей, документов. Каждый из участников конференции имеет одинаковые права для того, чтобы включаться и предоставлять материалы.

Zoom  как будто бы создан для того, чтобы работать дистанционно с классом. Достаточно просто подключиться, есть возможность разбивать класс на группы, больше возможностей готовить урок и материалы заранее и потом только их предъявлять

Microsoft Teams бесплатна для пользователей Microsoft, неограниченное количество участников, нет ограничений по времени, сохраняются аудио- и видеозаписи, прикрепляются документы и фото, титры в видеозвонках позволяют лучше общаться тем, кто плохо слышит, есть интерактивная доска для объяснений и мозговых штурмов, позволяет создавать группы под проекты. Всё то, к чему мы привыкли: и календарь, и Word,  и таблицы Exel органично включаются в работу на этой платформе, но нужно чтобы каждый участник был включён в Microsoft Office 365, что тоже связано с рядом проблем.

Важно, чтобы каждый учитель понимал, что при всех сложностях дистанционного обучения, он не одинок и не беспомощен. В дистанционном обучении иногда проще реализовать практические советы, такие как, например, "не стесняться просить помощи у детей, они многое и быстрее, и эффективнее могут сделать за Вас".

Во всём имеющемся арсенале средств каждый учитель вне зависимости от своей привычной стратегии обучения может найти оптимальную образовательную платформу: и консерватор, который привык, что всегда под рукой известный набор обучающих средств и материалов, и новатор, которому необходимо иметь свободное пространство для творчества и экспериментов.

 При любой форме обучения главное, чтобы Вы и Ваши дети оставались сплочённой командой, которая не боиться трудностей и с успехом решает поставленные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-клнспект урока по теме: "Обучение двигательным действиям на уроках физической культуры при изучении темы спортивная игра - баскетбол"

В уроке используется много не стандартного оборудования. Очень большой диапозон различных упражнений и заданий. Урок можно разбить на несколько уроков и получится блок уроков по определённому напрвлен...

Как организовать дистанционное обучение. План действия для учителя

Если вы оказались в ситуации, когда надо срочно спланировать обучение учеников на дому, то это публикация именно для вас. В статье рассмотрим технические и методические вопросы, связанные с организаци...

Как организовать дистанционное обучение. План действий для педагога.

Если вы оказались в ситуации, когда надо срочно спланировать обучение на дому, то эти рекомендации именно для Вас. В этом материале рассмотрены технические и методические вопросы, связанные с организа...

Программа обучения двигательному действию в рамках III этапа (закрепления и совершенствования; на примере избранного вида спорта (плавание) и избранного двигательного действия (гребок при плавании кролем на груди)) с использованием приемов воображения

В данной методической разработке обозначена важность использования приемов воображения на всех этапах обучения двигательному действию. Представлен порядок действий для закрепления и совершенствования ...

Семинар для педагогов «Алгоритм действия педагога в конфликтной ситуации с применением элементов медиации».

Семинар для педагогов«Алгоритм действия педагога в конфликтной ситуации сприменением элементов медиации»....