"Понятие юмора в произведениях словесности" (литература, 5 кл., ВЧ)
презентация к уроку (5 класс)

Куликовская Евгения Анатольевна

Презентация для дистанционного урока литературы (5 класс, ВЧ) "Понятие юмора в произведениях словесности (на примере рассказа Ю.Марковой "Детектив")

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку литературы в 5 классе подготовлена учителем русского языка и литературы ГБОУ школа 212 Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга Куликовской Евгенией Анатольевной Понятие юмора в литературе

Слайд 2

Что же такое юмор в произведениях словесности, с помощью чего он создаётся и для чего служит?

Слайд 3

Что же такое юмор? Как вы считаете?

Слайд 4

Молодцы! А вот слова Л.Н.Толстого : «Юмор – большая сила. Ничто так не сближает людей, как хороший безобидный смех». То есть юмор – это смех, который хорош тем, что никому не будет обиден?

Слайд 5

Давайте попробуем разобраться в сути юмористического смеха на примере рассказа «Детектив» замечательной петербургской писательницы Юлии Марковой .

Слайд 6

Герой рассказа – ученик пятого класса – стоит в школьной раздевалке и рассматривает свою куртку. « У Васи была не куртка - айсберг. Большая и толстая».

Слайд 7

"Стопроцентный пух, - говорила с гордостью мама. - Это тебе на вырост. Не на один же год покупать. Рукава подвернем, резинку вставим. В поясе утянем. Годика через два в самый раз будет!"

Слайд 8

Итак, комична сама ситуация. Во-первых, куртка мальчику велика, а мама этим довольна. Во-вторых, Вася не первый день носит свою куртку, но изучает её так, словно впервые увидел. ? Возникает вопрос: «А что скрывается в куртке-айсберге?» Мы же у настоящего айсберга видим лишь верхнюю (малую) часть, а большая скрыта под водой. Значит, гипербола сравнения оправдана! Что таит в себе куртка-айсберг?

Слайд 9

Куртка – айсберг! Правильно - мы уже посмеиваемся от этого преувеличения.

Слайд 10

Комична и неожиданность маминого вывода о достоинствах куртки: пух настоящий – это главное, а что ходить в большой одёжке не совсем удобно – так это мелочи, не стоящие внимания…

Слайд 11

Оказывается, что у Васи пропала шапка! Простая вязаная шапка. Да и ситуация банальна – кто не терял вещей в школьной раздевалке! Тем более такая мелочь – шапочка… Но из этой мелочи рождается дедуктивная мысль – на наших глазах пятиклассник превращается в сыщика! Ведь «ШАПКУ УКРАЛИ!»

Слайд 12

"Интересно, - думал Вася. - Чего это ему именно моя шапка понадобилась? А не Ивушкиной, например, или Смирнова? У Ивушкиной шапка большая, пушистая, из натурального меха. А у Смирнова ушанка военная, говорит, настоящая - папина. Наверное, преступник спортсмен, - решил Печёнкин. - Точно спортсмен: по-пластунски умеет ползать, а шапка ему нужна для тренировок на улице. Ведь в ушанке бегать не будешь. Или в пушистой шапке-одуванчике".

Слайд 13

Какие замечательные выводы делает наш герой! Он уже вычислил преступника! Это – спортсмен! Тётя Паша, гардеробщица, занятая поисками пропавшей шапки, до такого никогда не додумается. Она-то не детектив!

Слайд 14

Вот ещё один способ создания комического – сама речь героя: с верными наблюдениями и совершенно неожиданными неординарными выводами… Мы читаем рассуждения детектива-пятиклассника и улыбаемся.

Слайд 15

А далее тётя Паша по-своему пытается решить проблему с исчезнувшей шапкой. Она предлагает Васе на выбор одну из вещей-« потеряшек »… И предложения тёти Паши тоже заставляют нас смеяться.

Слайд 16

Но никакими силами не может тётя Паша уговорить Васю идти домой. « - Никуда я без шапки не пойду, - уперся Вася. - Да ты у меня уже в печёнках сидишь ! - взвыла тетя Паша. - Ну где я тебе шапку-то возьму? - А потом сказала: - Я тебе шапку свяжу, точно такую же – синюю». Вот тут-то мы и понимаем, что фамилия у героя особая! А как называется такая фамилия?

Слайд 17

Молодцы! Конечно – «говорящая». Ведь Вася же Печёнкин . Он своей неуместной в данной ситуации настойчивостью уже «в печёнках» у тёти Паши сидит.

Слайд 18

Наконец Вася отправляется домой. Но его «мозг сыщика» продолжает работать: "Все-таки кто же украл шапку? Вора обязательно нужно поймать. Завтра в школе повешу объявление. Напишу приметы шапки и приметы преступника. Шапка: темно-синяя, вязаная. Преступник: среднего роста, спортивного телосложения, лицо наглое, голова не больше, чем у пятиклассника, ползает по-пластунски не хуже Человека-Паука, только не по стенкам, а по полу - бесшумно и незаметно. Специализируется на вязаных шапках. А в конце: "За любую предоставленную информацию - вознаграждение". И еще: "Береты, ушанки, шапочки для бассейна не предлагать"".

Слайд 19

И мы опять смеёмся. Потому что при Васиной наблюдательности его выводы забавны. Потому что приписка в конце этого будущего объявления одновременно логична и комична…

Слайд 20

А через две недели на улице потеплело. И мама убрала Васин пуховик в шкаф. Но, проверяя карманы и рукава, мама обнаружила пропажу. «- А я похитителя нашла, - сказала мама, вытаскивая из рукава шапку. - Эх ты, детектив !» И мы не чувствуем злой насмешки в этих словах. В них – лёгкая ирония..

Слайд 21

Итак, что же такое ЮМОР в художественном произведении?

Слайд 22

Юм op – эт o вид к o мич ec к o г o, в к o т opo м п opo ки oc м e ив a ют c я н e б ec п o щ a дн o , a д o б po ж e л a т e льн o п o дч ep кив a ют c я н e д oc т a тки и c л a б oc ти ч e л o в e к a или явл e ния , н a п o мин a я o т o м, чт o o ни ч ac т o лишь п po д o лж e ни e или изн a нк a н a ши x д oc т o ин c тв .

Слайд 23

Давайте вспомним, с помощью чего создавался юмор в рассказе Юлии Марковой

Слайд 24

Замечательно! Вы молодцы! Конечно, это и комизм неожиданных неординарных выводов героя, и гиперболы, и лёгкая ирония повествования, и «говорящая» фамилия, и смешные ситуации, и речь героя…

Слайд 25

Какова же цель юмористических рассказов?

Слайд 26

Разумеется, вы правы: смех. Ведь смех – лучшее лекарство. Посмеялся – исцелился.

Слайд 27

А теперь – небольшой тест 1. Что не характерно для юмора? А) Незлая шутка Б) Изображение героев в смешном виде В) Злое осмеяние человеческих пороков Г) Изображение череды нелепых и смешных ситуаций

Слайд 28

Верно. Ответ В. Для юмора не характерно з лое осмеяние человеческих пороков

Слайд 29

Вопрос 2. Укажите верное утверждение: А) Отличительным признаком юмора является доброе начало Б) Юмор помогает смешные вещи сделать жестокими В) Цель юмора заключается в стремлении через злой смех вызвать слезы Г) Шутка соединяется с чувствами злобы и раздражения

Слайд 30

Молодцы! Конечно, ответ А: Отличительным признаком юмора является доброе начало

Слайд 31

И вопрос 3. Что характерно для юмора? А) Шутка соединяется с чувством негодования Б) Беспощадность В) Жестокое обличение пороков Г) Добрый смех

Слайд 32

Снова молодцы! Ответ Г. Для юмора характерен ДОБРЫЙ СМЕХ

Слайд 33

И в заключение урока вспомним, чем же заканчивается рассказ Юлии Марковой «Детектив»?

Слайд 34

Именно! Вася ворчит, что у него порвался рюкзак… «Мама осмотрела рюкзак со всех сторон и сказала: - Идем покупать новый. Только маленький не проси. Возьмем такой, чтобы до одиннадцатого класса хватило. На вырост».

Слайд 35

Вы представляете, сколько всего может затеряться в ТАКОМ рюкзаке? Это же не просто какая-то куртка-айсберг! Это же… И как детектив Вася Печёнкин будет искать пропавшие вещи! Только представьте!

Слайд 36

Спасибо вам сегодня за работу. Удачи и творческого вдохновения при выполнении домашнего задания. До встречи на следующем уроке. Вот это и будет вашим домашним заданием. Попробуйте написать небольшое (потому что дополнение не может быть больше самого рассказа) продолжение истории о детективе Васе Печёнкине, у которого теперь что-то «украли» из нового портфеля…

Слайд 37

И сточники Ю.Маркова . Профессионалы. Худ. А.Яковлев . – СПб: Детское время, 2017. – 112 с. https:// obrazovaka.ru/literatura/yumor-chto-takoe.html https://ru.wiktionary.org/wiki/% D1%8E%D0%BC%D0%BE%D1%80 https ://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/yumor/? q=458&n=268


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Юмор в произведениях УНТ (тютнярский фольклор)

Представление о народном юморе как основе устного народного творчества, представление о художественных приемах, с помощью которых достигается веселое и остроумное звучание фольклорных жанров ( а...

«Мир уцелел, потому что смеялся» Юмор в произведениях УНТ (тютнярский фольклор)

Мужественный, сильный, суровый – по былинам и историческим песням; хитроватый, насмешливый и озорной – по бытовым сказкам; веселый, задорный и неунывающий по плясовым и шуточным песням, частушка...

РОМАН М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ (ЧЕРЕЗ РАСКРЫТИЕ ПОНЯТИЙ И СИМВОЛОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ)

Представленная работа раскрывает необходимость подробного объяснения обучающимся всех символов и понятий, встречающихся в романе "Мастер и Маргарита", для более чёткого и глубокого понимания произведе...

Программа элективного курса «Сатира и юмор в произведениях русских писателей»

Программа элективного курса «Сатира и юмор в произведениях русских писателей»...

ОСОБЕННОСТИ БРИТАНСКОГО ЮМОРА В ПРОИЗВЕДЕНИИ ЧАРЛЬЗА ДИККЕНСА «ПОСМЕРТНЫЕ ЗАПИСКИ ПИКВИКСКОГО КЛУБА»

Чувство юмора является одной из важнейших составляющих характеристик личности. При этом существует понятие национального юмора, согласно которому каждая нация обладает совершенно особенными ...

Юмор в произведениях югорских писателей

Презентация (региональный компонент)...