"Дополнительное образование в общем образовательном пространстве школы"(На примере театральной деятельности)
статья на тему

Статья Кольчугиной Е.К. "Дополнительное образование в общем образовательном пространстве школы"

. Реализуя задачи дополнительного образования, школа пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой — создавать условия для свободного развития личности, что является основой гуманизации образования, провозглашенной в качестве важнейшего принципа реформы образования. Гуманистическая педагогика отличается направленностью на принятие ребенка как личности и индивидуальности, на защиту его права на саморазвитие и самоопределение. Только органичное сочетание в школьных стенах обоих видов образования может помочь развитию как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения.

Именно школный театр помогает в становлении личности и ориентирует ребёнка не только на творческое созидание в рамках театральной деятельности, но и побуждает на овладевание знаниями в процессе  освоения школьной программы по предметам (что важно для создания целостного образовательного пространства).

  •  выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
  • способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
  • обеспечить каждому ученику “ситуацию успеха”;
  • содействовать самореализации личности ребенка и педагога.

Анализ современных исследовании по терапии искусством подтверждает полезность целей и методов в том, что он:

1) предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере.

2) Подсознательные конфликты и внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре во время вербальной психотерапии.

3) позволяет работать с мыслями и чувствами, которые кажутся непреодолимыми. Иногда театральная деятельность оказывается единственным инструментом, вскрывающим и проясняющим интенсивные чувства и убеждения;

4) помогает укрепить взаимоотношение. Элементы совпадения в художественном творчестве могут ускорить развитие эмпатии и положительных чувств;

5) способствует возникновению чувства внутреннего контроля и порядка.

6) развивает и усиливает внимание к чувствам

7) усиливает ощущение собственной личностной ценности, повышает художественную и социальную компетентность

 

В 2002 году началась моя театральная деятельность в школе со спектакля «Багаж» по С.Я. Маршаку с первым классом. Главной задачей было занять как можно больше учащихся, но это была задача классного руководителя, а моя, как профессионала ,естественно художественное исполнение. Спектакль на конкурсе работ занял 1-е место и за оформление и за костюмы и за режиссёрское решение. Классный руководитель предложил мне попробовать продолжить этот эксперимент, в результате с 2002 по 2005 учебные года появились спектакли: по стихам Б.Заходера, сказка А.С.Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях», «Лубяная избушка», Д.Хармс «Цирк Принтипрам», Е.Клюев «Сказки простого карандаша», который стал лауреатом окружного фестиваля школьных театров. Параллельно с репетициями проводилось обучение актёрской технике по Б. Ершову для школьников с этюдами по беспредметным действиям, изучалась пластика, проходили занятия по сценической речи. И вот что удивительно, классный руководитель стала отмечать , что дети , занимающиеся театром стали лучше читать , говорить, и, даже логически мыслить, в общем успеваемость и дисциплина у этих детей значительно отличалась от их сверстников. Мне было предложено организовать студию в школе не только в рамках этого класса, но и в других параллелях, тем более что желающих становилось больше. Так постепенно в студии появились и новые спектакли и новые ученики, как младшей школы, так и старшей. Интересным был опыт с девятым «А» классом. Пришли ко мне дети и подали список всех желающих принять участие в постановке, всё равно какой, лишь бы вместе и лишь бы поскорее. Пришлось объяснить , что для начала мне нужно их узнать-понять индивидуальность, а для этого давайте попробуем начать с этюдов, я задаю предлагаемые обстоятельства, а вы в них существуете ничего не выдумывая, и как бы вы себя повели в тех или иных ситуациях. И тут выяснилось, что дети к девятому классу обросли комплексами, потеряли наивность восприятия, а о фантазии и говорить не приходится .В сжатые сроки пришлось пройти курс театральной лексики, отсмотреть и обсудить ряд театральных работ известных мастеров сцены, ввести их в мир театра, перевоплощения, выполнения задач, поставленных режиссёром. А тем временем я к ним присматривалась и искала пьесу, чтобы каждому была роль по его способностям и как говорят в театре на его индивидуальность. К сожалению театром в большинстве хотят заниматься девочки, а пьесы рассчитаны на мужской состав трупы, и я их уговорила на сказку А.Усачёва «Страсти по Насте», где каждому нашлась роль. Жанр мы определили: «балаган с Петрушкой» и началась работа нужно было выдержать жанр и в стиле существования на сцене и в костюмах, кое-что ребята шили сами , что-то подбиралось из «бабушкиных сундуков», предварительно сравнивая с книгами по истории костюма. Слушали много народной музыки и ребята сами научились понимать , что соответствует нашему спектаклю , а что не совсем подходит, искали музыкальные темы для линии влюблённых, для поддержки комичности смешным персонажам, долго искали трагическую тему для смерти, но не настолько мрачную- ведь у нас сказка. Репетируя спектакль мы продолжали работу над этюдами, занимались сценическим тренингом (пластика и речь), постепенно мои актёры начали делать первые шаги , но уже как профессионалы. Спектакль вышел к концу  учебного года и был сыгран 11 раз, к последнему спектаклю ребята сознались , что перестали думать о руках ,ногах, а у всех было ощущение, что они и есть эти персонажи и удовольствие от игры на сцене наконец-то пришло. Удивительно и то , что никто из них не собирается связать свою жизнь с профессией актёра, но с завидной настойчивостью они каждый новый учебный год приходят на собрание студии и ждут новых работ. С этой группой выпускается в этом году 3-ий спектакль по пьесам  А.П.Чехова, до этого были миниатюры «Играем классику» состоящий из отрывков по А.Грибоедову «Горе от ума», Н.Гоголю «Ревизор» и «Женитьба», А.Чехову «Хористка». К слову сказать и этот спектакль был дан 10 раз.  И опять выбор произведений диктуется исходя из индивидуальностей актёров этой группы, правда теперь нам легче и быстрей распределять роли, потому что я их уже знаю, но работа по прежнему напряженная так как мы пытаемся и угадать что хотел автор, и постараться чтобы наш Чехов был Чеховым , пытаемся угадать интонацию присущую этому автору, точно так же как пытылись угадать Гоголя и Грибоедова. Ребята сознавались мне , что после наших разборов и читать программные произведения им стало интересней и понимать они стали больше, «Мы как будто выросли»,- говорили мне мои студийцы, а родители сообщали по секрету, что давно с таким рвением и быстро по срокам дети не читали ,заданного по литературе.

Первый спектакль мы играем для родителей и друзей, а после происходят бурные объяснения, которые как правило сводятся к тому , что дети стали открытием для своих же родителей , неожиданно раскрывшимися новой гранью, и талантом к сценическому творчеству обладают все занятые в спектакле. Эти встречи и обсуждения затягиваются допоздна, расходится никто не хочет, и все отмечают тёплую дружескую атмосферу внутри студии и радость, которую не хочется прерывать. Затем мы играем для школы, где присутствуют и педагоги и ученики, затем приглашаем школы-соседи , и наконец для жителей нашего района

 С ребятами младшей группы в начале работы наряду с теми же тренингами, спектакли выбирались по-другому.

Поступают в студию дети с различными проблемами , дети желающие проявится творчески, любящие театр etc., но почти всех объединяет неуверенность, зажатость, казалось бы при таком избытке информированности, полное отсутствие знаний истории, театральных работ, которые в своё время вошли в сокровищницу русской культуры, неумение читать и выделять главное в прочитанном, вообще отсутствие умения анализировать текст . Может быть они на уроках в школах получают больше знаний по объёму, но в чувственном плане они остаются, инфантильны и не развиты. Даже прагматичность, в которой они так стараются подражать взрослым, выглядит наивной и не практичной. Развить чувственно-эмоциональную природу ребёнка вот какую задачу ставит  или должен ставить основной сегодня школьный театр.. И сколько сил и времени мы тратим совместно, чтобы восполнить эти пробелы. Сколько усилий прилагается, чтобы справиться с зажатостью, научить громко и ясно говорить, строить фразу, проявить индивидуальность и способности.  Способности, традиционно понимаются как свойства, определяющие успешность какой-либо деятельности. Каждый человек при рождении получает задатки, от которых зависит возможность развития способностей и в мою задачу входит помочь раскрыться ребёнку в творчестве, а это возможно по разному ибо в театре не только ты актёр , но и бутафор, и столяр , и плотник , и художник,  и гримёр , и сценарист и портной…Многие дети открывают для себя новые профессии, научаются работать руками, а главное доводить начатое дело до конца. Теперь они делятся со мной тем, что не боятся выхода к доске, что пропал страх перед письменными работами по литературе и, как ни странно даже другие предметы стали даваться легче. А о том, что они стали понимать чувства другого, сострадать, научились владеть собой и не вступать в конфликты говорили их родители.  И вывод напрашивается сам:творческие люди обладают особым даром: создавая произведение искусства, они имеют возможность отстраниться от пережитого, переосмыслить его,театр позволяет каждому человеку творить свою жизнь в буквальном смысле слова. Реализовать свой потенциал и прийти в результате к гармонии с собой.

Работа в театральной группе помогает каждому участнику лучше понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен. Занятия в театральной студии позволяют успешно работать с тревогой, раздражительностью, страхами, а также неуверенностью в себе, сниженной самооценкой, трудностями в общении, они способны смягчить разрыв с близким человеком, помочь уладить конфликты в семье и преодолеть страх перед освоением новой сферы деятельности.  Театр – ценный инструмент при оказании психологической помощи детям с различными эмоциональными и поведенческими нарушениями, проблемами в развитии, поскольку с ребенком намного легче наладить контакт с помощью игр .

Терапия искусством опирается на позиции психоанализа, согласно которым создаваемые нами художественные образы отражают процессы, протекающие в бессознательном. Этот символический язык позволяет свободно выражать свои страхи, желания, внутренние конфликты, воспоминания детства,нереализованные мечты. Заново переживая их таким образом, мы получаем возможность исследовать их и экспериментировать с ними. С помощью искусства глубинные переживания выражаются свободнее и легче, они переводятся в творчество. Возможно, поэтому нередко искусство оказывается единственным инструментом, проясняющим неосознаваемые чувства и переживания.

Театр позволяет отыграть любые психотравмирующие ситуации: непонимание близких, их холодность или гиперопеку, предательство, горе, утрату доверия к миру, а так же помогает понять свой внутренний мир, осознать собственный потенциал и оценить возможность перемен. И когда проблемы становятся яснее, можно переходить на новый этап – создавать новый рисунок, спектакль или стихотворение на тему «Как будет выглядеть моя новая жизнь».

 И так  в начале с вновь пришедшими в студию я ставлю задачу раскрепостить, снять психологические и физические зажимы, для этого подбирается материал приближенный к клоунаде, где дети в радости и в свободе творят вдохновенно, надевая смешные костюмы и гримируясь соответственно образу клоуна, забывают робость и неуверенность.

В каждом коллективе существуют свои особенности. В моём коллективе  насчитывается 90 человек, а это 6 групп по 15 человек в возрасте от 7 до 17 лет. Не для кого не секрет, что дети загружены дополнительными занятиями не только в системе дополнительного образования, но и по предметам, подготовкой к экзаменам. Каждая группа - это маленькая труппа со своим расписанием и укладом (как правило объединяет общая параллель).С каждой группой в результате выпускается индивидуальная работа-экзамен, именуемая спектаклем. Для такого объёма работы требуется и большего количества времени для занятий и дополнительных резервов - таких как педагоги по пластике и вокалу, сценической речи. Раньше со всеми этими дисциплинами я справлялась сама, теперь появилась необходимость в дополнительных кадрах, тем более что дети увлечены, а по школьным урокам стараются не отставать, чтобы неуспеваемость не мешала при выпуске спектаклей - это условие пребывания в студии. Теперь дополнительно ребята получают комплекс занятий по пластике и вокалу, что способствует развитию гибкости и умений требующихся при подготовке спектаклей. Педагог по сценическому движению развивает каждого отдельно на ряду с общим комплексом, выявляя способности каждого ребёнка и акцентируя личностные качества и его умения , соответствующие индивидуальности. А вокал помогает отработать постановку голоса, что не мало важно как для сцены, так и в жизни, ведь умение владеть голосом необходимо в повседневной жизни и на уроках и во внеурочном общении, умение донести свою мысль, чётко и ясно выразить свою позицию. Конечно, количество учащихся в студии хорошо для охвата большей аудитории школьников, но на практике это тормозит процесс обучения. Поясню: для занятий в группе по СанПину допускается от 10 до 12 человек в одной группе, а по требованиям школьным - 15, но пьесы с таким количеством действующих лиц найти тяжело, да и  на саму постановку спектакля не так много времени, ведь основа курса обучение актёрской грамоте и сами  масштабные постановки не дают в полной мере проявится ученикам, ведь мы не можем выпускать спектакли, которые длятся больше 2-х часов. Вот и приходится выбирать  между количеством и качеством. Это очень тормозит процесс обучения.

Основным условием набора в студию является мотивация ребёнка - «я очень хочу этим заниматься». Поэтому ни отбора, ни предварительных прослушиваний  при поступлении в студию нет. Да и кто может заранее сказать, что может получиться при большом старании и (всестороннем) процессе обучения. Да и я не ставлю своей задачей превратить их в актёров, но ребята, приобретая навыки актёрских тренингов в студии, значительно отличаются от большинства своих сверстников умением говорить, держаться на публике при выступлении, да и что греха таить, даже разбирать произведение, логически мыслить, рассуждать они начинают по-другому. В мои задачи входит воспитание гармоничной личности, умеющей творчески жить и мыслить, знающей этику поведения, умеющей выходить из конфликтной ситуации, а главное уметь отличить добро от зла и всему этому учит великая русская литература, драматургия и театр. Театр учит работать в коллективе, учит объединяться ради идеи спектакля, умению управлять своей волей,  видеть и слышать другого, понимать природу поступка и поведения, управлять своими эмоциями и главное понять о себе и своих возможностях. В нашей работе ребёнок может ощутить свой потенциал как творческий, так и человеческий, а это значит, он становится свободным и мыслящим.Живое действие, которое разворачивается на сцене,  помогает обнаружить  форму и смысл в любой истории или переживании.  Эти истории посредством эстетического оформления связывают сообщество людей, будь то  единовременно собранный зал зрителей или   группу, в которой жизни участников связаны друг с другом. Театр предлагает  публичную арену, на которой  смысл индивидуального опыта  становится частью общего смысла осознанного существования. Рассказ собственных историй  способствует  определению чувства идентичности, нашего места в этом мире. "В раздробленном  бытие, которое многие из нас переживают, где мала связанность людей и территорий, время бежит слишком быстро для того, чтобы  найти время внимательно выслушать друг друга, где многие  люди ищут смысл, но кажется что смысл все больше ускользает от нас", — пишет  Джо Салас, определяя цели театра.Сама атмосфера театра безопасна и воодушевляющая, поэтому  действует для зрителей и актеров исцеляюще. Среда,  в которой есть принятие и великодушие, эстетика  всегда  дает возможность ощутить свой личный рост.

 Деятельность педагога дополнительного образования, как и педагогическая деятельность, вообще является управленческой, регулирующей взаимодействие между учащимися и родителями, учащимися и педагогами, интегрирующей и координирующей воспитательные воздействия различных социальных сфер, сфера дополнительного образования становится открытой зоной поиска в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной лабораторией последнего. При студии создан родительский комитет, который собирается на заседания раз в месяц. В работу комитета входит родительская помощь по оформлению спектаклей и изготовления костюмов, а также обсуждение после спектакля работ детей - маленький худсовет. Это нужно и детям и родителям, теперь у всех есть общее дело, объединяющее интересы детей и интерес родителей к своим детям. В наше время много развлечений и мало дел, которые могут объединить детей и родителей, время которое  родители могут посвятить своим детям и собственным примером серьёзного отношения к делу помочь в  воспитании ответственной личности.

Органичное сочетание в учебно-воспитательных комплексах основного образования с дополнительным создает реальную основу для формирования совершенно нового типа образовательного пространства — гуманистической социально-педагогической среды, способствующей разностороннему личностному развитию каждого ребенка, поиску путей его самоопределения, возникновению благоприятного социально-психологического климата, как в отдельных детских коллективах, так и на уровне школьного коллектива в целом.Подводя итог, хочется отметить, что использование театральных методик в совокупности с совместной деятельностью, ориентированной на получение социально-ориентированного театрального продукта, безусловно, способствует формированию коллектива и, как следствие, развитию социальных компетентностей подростков.

 Внеурочная, половина дня оказывает существенное влияние на первую, занятую уроками.. Во-первых, дополнительное образование оказывает воздействие на образовательный процесс школы. Дополнительные образовательные программы:

  • делают школьное обучение личностно-значимым для многих учащихся;
  • углубляют и расширяют знания учащихся по основным предметам;
  • стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;
  • повышают мотивацию к обучению по ряду общеобразовательных курсов.

Во-вторых, школьный театр как дополнительное образование оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: он способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость учащихся во внеурочное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в работе театральной студии способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Жаль, что воспитательные возможности школьного театра как дополнительного образования до сих пор осознаются педагогами в недостаточной мере. Как показывает опыт, школьные учителя тогда начинают по-настоящему ценить внеурочную деятельность детей, когда она позитивно сказывается на их учебных достижениях. Именно тогда педагоги  начинают постепенно воспринимать эти  занятия. Многие учителя понимают, что между знаниями, которые даются в школе, и теми, что нужны учащимся в жизни, пока имеется большой разрыв. Это суждение разделяют и сами школьники, которые сегодня больше всего ценят здоровье, уверенность в себе, любовь, то есть ценности индивидуально-психологического плана. Следом идут: интересная работа, материальный достаток, дружная семья, домашний уют.Молодежь неравнодушна к образованию, но хотела бы, чтобы оно было более жизненным и личностно ориентированным. Очевидно, что одно только базовое образование не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело использовать огромные возможности школьного театра в системе дополнительного образования, благодаря которому ученик действительно получает возможность самостоятельно выбирать вид деятельности, определить свой собственный образовательный путь.

Таким образом, школьный театр способен решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы. Это лишь первый шаг на пути создания целостной системы дополнительного образования в школе. Главное — сделать его. Дальнейшее будет зависеть от нашего желания, настойчивости и способности увлечь за собой всех тех, кому небезразлично, какое развитие получат наши дети в современной школе и какими мы их подготовили для будущего профессионального самоопределения.

 

  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция дополнительного образования с дошкольными образовательными учреждениями в образовательном пространстве города Донецка.

Взаимодействие спортивных образовательных учреждений дополнительного образования с дошкольными, это актуальная тема. Есть виды спорта, требующия занятия с детьми с более раннего возраста, да и двигате...

«Школьный музей в образовательном пространстве школы полного дня (интеграция основного и дополнительного образования школьников)»

Музей сотрудничает с различными организациями – дошкольным учреждением, советом ветеранов, воскресной школой, другими музеями....

Индивидуальная образовательная программа дополнительного образования для работы с одаренными детьми в области театрального искусства "Художественное чтение"

Индивидуальный образовательный маршрут по актерской речи «Художественное чтение» разрабатывается дополнительно для индивидуальной работы с детьми со 2-го года обучения по основной образовательной прог...

Образовательная программа дополнительного образования детей. Общая физическая подготовка.

1.Пояснительная записка.·        Направленность программы:В группах секции осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разно...

Модифицированная образовательная программа дополнительного образования детей «ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»

Образовательная программа дополнительного образования детей  «ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА»...

Доклад "Информационное образовательное пространство школы -как фактор повышения качества образования"

Интенсификация внедрения информационных процессов в науку, экономику, производство требует разработки новой модели системы образования, на основе современных информационных технологий. Необходимо созд...

Статья "Роль краеведческой работы в практике образовательной деятельности современной школы и дополнительного образования как основы образовательно-воспитательной системы"

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Об этом можно суд...


 

Комментарии

Эта статья была написана в 2009 году