Статья "Роль краеведческой работы в практике образовательной деятельности современной школы и дополнительного образования как основы образовательно-воспитательной системы"
статья

Мигонькина Зиля Раисовна

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Об этом можно судить, изучив государственную программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации, об этом говорят все утверждённые и принятые ФГОСы в образовании.
На современном этапе развития системы образования в целом, можно отметить, что до недавнего времени образовательные учреждения уделяли основное внимание обучению, а не воспитанию и развитию личности (понимая под воспитанием организацию деятельности обучающихся, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников, создание условий и ситуаций, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах); не учили принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. Отсутствие единства образования, воспитания и развития противостояло решению стратегических задач образования. Статья "Роль краеведческой работы в практике образовательной деятельности современной школы и дополнительного образования как основы образовательно-воспитательной системы" обращает внимание педагогов на то, что
комплексный характер воздействия интегративной краеведческой деятельности на её субъекты позволяет решить данную проблему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Роль краеведческой работы в практике образовательной деятельности современной школы и дополнительного образования как основы образовательно-воспитательной системы

Мигонькина Зиля Раисовна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «СЮТур»

Анжеро-Судженского городского округа

В настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Об этом можно судить, изучив государственную программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации, об этом говорят все утверждённые и принятые ФГОСы в образовании.

На современном этапе развития системы образования в целом, можно отметить, что до недавнего времени образовательные учреждения уделяли основное внимание обучению, а не воспитанию и развитию личности (понимая под воспитанием организацию деятельности обучающихся, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников, создание условий и ситуаций, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах); не учили принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. Отсутствие единства образования, воспитания и развития противостояло решению стратегических задач образования.

 Но, комплексный характер воздействия интегративной краеведческой деятельности на её субъекты позволяет решить данную проблему.

Краеведческая деятельность может являться содержательной и организационной основой образовательного процесса в том числе, в дополнительном образовании. Практика показывает, что для решения образовательных и воспитательных задач образовательными учреждениями недостаточно полно используются социокультурные и рекреационные ресурсы региона, педагоги пренебрегают краеведческим принципом преподавания. Снижается количество образовательных учреждений, ведущих краеведческую работу. Даже в тех образовательных учреждениях, где действуют краеведческие объединения учащихся, как правило, наблюдается отсутствие системы работы, связей с другими краеведческими объединениями, материалы работы практически не используются в образовательном процессе школы или в учреждениях дополнительного образования.

Всё это свидетельствует о наличии противоречия между потребностями образовательных учреждений, имеющимися образовательными и воспитательными ресурсами краеведческой деятельности и недостаточным уровнем его использования, решение которого возможно при определении содержания и организации краеведческой деятельности как системообразующего компонента педагогической системы образовательных учреждений.

Детское краеведение имеет ряд специфических особенностей, выделяющих его среди остальных направлений образовательной деятельности:

- приоритет воспитательных задач;

- возможности реализации принципов адаптивной педагогики;

- интегративный характер содержания (многопрофильность содержательной стороны изучаемой территории: природа, хозяйство, экология, культура, история, современность и др.); применение общеучебных навыков познания и способов деятельности для формирования целостного взгляда на регион;

- самые широкие возможности использования образовательных и воспитательных ресурсов социокультурного пространства микросреды, субрегиона;

- реализация личностного, деятельностного, исследовательского подходов в процессе деятельности;

- внешняя привлекательность деятельности для учащихся, вызывающая непосредственный интерес, формирующий познавательную мотивацию учащихся;

- практически неограниченный спектр возможностей использования и сочетания всех форм образовательной деятельности.

Всё это требует особого подхода к организации учебно -познавательной деятельности учащихся, методике организации образовательной деятельности в учреждениях образования каждого региона.

Главная цель организации детского (школьного) краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край – территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов. Об этом говорится в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, где одной из базовых национальных ценностей декларируется патриотизм (- любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству). 

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

- познакомить учащихся с историей и современностью края;
- сформировать у учащихся представление о различных сторонах жизни своего края и его жителей;

- развить у детей стремление знать свой край;  

- способствовать формированию личностного отношения учащихся к нему;
- способствовать развитию гражданских качеств учащихся, патриотического отношения к малой родине;

- создать условия для изучения проблем развития края, формирования у школьников видения своего места в решении этих проблем, развития установки на необходимость внести личный вклад в совершенствование его жизни; (Решение данной задачи нацеливает педагогов на организацию проблемного обучения, использование проектных исследовательских форм обучения, практических работ прикладного характера, проведение полевых экспедиционных работ);

- способствовать адаптации школьников к действительности своего края, профессиональному самоопределению (что подразумевает организацию педагогами разнопланового изучения современной территории своей малой родины, формирование умений практически использовать полученные знания в различных сферах повседневной жизни);

- способствовать становлению, развитию и упрочению учебно-воспитательных коллективов, семьи;

- способствовать развитию личностных качеств учащихся средствами краеведения.

Учреждения дополнительного образования могут реализовать одно, или несколько направлений краеведческой деятельности, обеспечивающих выполнение поставленных задач. Направления краеведческой деятельности образовательного учреждения могут быть индивидуальны для каждого объединения учащихся, вплоть до отдельного ученика, в зависимости от возможностей и интересов конкретных учащихся и их объединений.

Роль краеведческой работы в общей системе образования и в практике образовательной деятельности современной школы и дополнительного образования позволяет рассматривать краеведческую работу как систему.

Системный подход, наряду с раскрытием педагогической эффективности краеведения, позволяет установить закономерные связи между его элементами, определить организационную структуру и методы его проведения.

Содержание, организационные формы и методы краеведения определяются целями и задачами воспитания и развития, требованиями образовательных программ, особенностями исторического прошлого, конкретными природными и социально-экономическими условиями родного края. Краеведческая работа, как система, в образовательной деятельности проводится в плане географического, исторического, литературного, природоведческого краеведения и в других направлениях. Все эти направления, представляя собой части целого, являются основными структурными элементами общеобразовательного краеведения, тесно связаны между собой как по своему содержанию, так и по форме организации и методам проведения.

Общим, например, для географического и природоведческого краеведения является изучение природных условий родного края. Природоведческое краеведение основное внимание уделяет изучению жизни растений и животных, выяснению взаимосвязей между растительным и животным миром, взаимоотношений между условиями обитания и сообществами организмов, между условиями природной среды и культивируемыми растениями. Оно даёт возможность учащимся глубже изучить хозяйственное значение растений и животных, агротехнику и технологию сельскохозяйственного производства. А географическое краеведение при изучении природы родного края главное внимание уделяет изучению отдельных элементов природы той или иной территории (рельефа, геологического строения, микроклимата, почв, растительного покрова, животного мира), установлению взаимосвязей между ними и хозяйственной деятельностью человека. Объектами географического краеведения являются также вопросы географии населения и населенных пунктов, хозяйственной деятельности населения родного края, связей между отдельными сторонами хозяйственной жизни и т. д. В этом отношении географическое краеведение имеет много общего с историческим и литературным краеведением.

Конкретным проявлением связей между различными направлениями краеведческой работы является исторический подход, осуществляемый педагогом в изучении природных и социально-экономических условий родного края, его культуры, искусства, литературы, устного народного творчества.

Каждое из направлений краеведения обусловлено конкретными задачами, стоящими перед тем или иным учебным предметом в школе или кружковым объединением в дополнительном образовании. Каждое направление имеет собственный объект изучения, представляет собой самостоятельную систему краеведческой работы с детьми.

Как любая система, краеведение в дополнительном образовании представляет собой комплекс элементов, находящихся в определенных организационно-методических взаимосвязях и взаимоотношениях. Комплекс элементов краеведения — это его задачи, и принципы организации, содержание краеведческой работы, формы и методы её проведения, планирования и руководства.

Краеведение, как система в образовательной деятельности, обусловлено общими целями и задачами воспитания и развития учащихся.

Основными задачами краеведения, направленными на практическое осуществление связи обучения и воспитания с жизнью, трудом и практикой будут являться: всестороннее изучение учащимися природных и социально-экономических условий родного края; использование добытых при этом краеведческих знаний, практических умений и навыков учащихся в целях более глубокого и осмысленного усвоения учебного материала и активизации учебно-воспитательной работы.

Составными частями краеведения являются учебная (программная) и внеклассная краеведческая работа. По своему существу, педагогическому значению и целевым установкам оба эти направления тесно связаны между собой, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Практически нельзя представить одно направление работы без другого.

Так, например, чем богаче жизненный и познавательный опыт и краеведческие знания учащихся, тем больше возможностей у педагога в осуществлении краеведческого подхода в процессе обучения. А в целенаправленном обогащении школьников жизненным и познавательным опытом и знаниями о природно-экономических условиях родного края значительную роль играет внеклассное краеведение. То есть то краеведение, которое может предложить дополнительное образование, организуя туристские походы, краеведческие экспедиции и так далее.

 «Хорошо организованное первое направление (осуществление краеведческого подхода в обучении, — указывает Е. Ю. Ривкин,— готовит условия (даёт знания, навыки работы на местности юным краеведам) для успешного развития внеклассной краеведческой работы. В результате последнее обогащает и расширяет краеведческие знания учащихся и создаёт наилучшие предпосылки для решения краеведческого принципа в преподавании» [4, с. 25]. Нередко в методической литературе и очень часто в школьной практике внеклассное краеведение рассматривают как добровольное для учащихся занятие. Чтобы активизировать внеурочную учебно-краеведческую работу как промежуточное звено учебного и внеклассного краеведения педагогами практикуются:

а) наблюдения учащихся за природно-экономическими явлениями и процессами своей местности;

 б) природоведческие и производственные экскурсии;

 в) индивидуальные задания учащимся по изучению и описанию отдельных природных и хозяйственных объектов или отдельных их сторон и особенностей;

г) организация чтения учащимися научной и художественной краеведческой литературы.

Предварительно собранный материал о родном крае и краеведческие знания учащихся, являясь одним из средств активизации учебного процесса, используются педагогом на занятиях при изучении соответствующей темы. Широкое развитие в связи с этим должны получить походы по родному краю.

Методическая система в руководстве краеведческой работой учащихся включает в себя предварительную работу над литературными и краеведческими источниками; организацию наблюдений над природно-экономическими явлениями и процессами; проведение полевых исследований; оформление собранного материала в виде письменно-графических работ, альбомов, стендов и т. д.

Итак, важнейшим условием повышения образовательно-воспитательной роли краеведения в дополнительном образовании и в школе является системный подход в его организации.

Системный подход в организации краеведения, проводимая систематически и последовательно с учетом, конкретных природных и социально-экономических условий родного края и познавательных интересов, учащихся работа, является эффективным педагогическим средством повышения общеобразовательной, трудовой политехнической подготовки и профессиональной ориентации школьников, способствует подготовке «...учащихся к общественно полезному, производственному труду» [2].

Краеведение в руках творчески работающего педагога является одним из могучих средств вовлечения учащихся в активную учебно-познавательную и общественно полезную деятельность. Оно имеет большое практическое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании.

Образовательно-воспитательное значение географического краеведения, прежде всего проявляется в активизации учебно-воспитательной работы. Активизация учебно-воспитательного процесса — это совершенствование организационных форм и методов учебно-воспитательной работы, направленной на усиление активной познавательной и практической деятельности учащихся.

Активизация познавательной деятельности направлена не только на улучшение процесса усвоения знаний, но и на формирование активности и самостоятельности как качеств личности учащихся.

Педагогическое значение краеведения в активизации учебно-воспитательной работы получило освещение во многих исследованиях по краеведению. Во многих исследованиях и методических пособиях основными средствами активизации познавательной деятельности учащихся являются формы организации, методы и приемы решения краеведческих задач.

А.А. Остапец в своей работе «Педагогика туристско-краеведческой работы в школе» обращает внимание на то, что школьное краеведение основано на ситуации поиска, на активном действии учащегося, заданном, как правило, учителем, способствует мобилизации всех возможностей и познавательных сил подростков. Увлекательный краеведческий поиск в большинстве случаев осуществляется на высоком уровне познавательно-практической инициативы учащихся, их эмоционального настроя, что создает предпосылки для развития качеств познавательных способностей личности [3, с. 52—53].

Именно в формах, методах и приемах организации краеведческой работы заложены большие возможности формирования и развития у учащихся познавательных способностей, которые содействуют активному усвоению знаний, выработке умений и навыков использования этих знаний в решении учебно-познавательных и практических задач.

В методах и приёмах организации краеведческой работы заложены большие возможности для формирования познавательной активности школьников. А познавательная активность в процессе работы с краеведческим материалом вызывается его новизной, тем, что способствует углублению знаний, побуждает учащихся к творческой деятельности.

В процессе краеведческой работы школьники охотно участвуют в поисковых экспедициях и походах, ведут систематические наблюдения за природными явлениями, исследуют местные водоемы и геологические обнажения, собирают и обрабатывают различный по содержанию краеведческий материал. Им приходится много работать с краеведческой литературой и источниками, со справочниками, изданиями периодической печати и т. д. Всё это содействует развитию у школьников познавательного мышления, наблюдательности, интереса к самостоятельному добыванию знаний и привитию им умений и навыков поисково-исследовательского характера.

Краеведение принадлежит к комплексным наукам. В самом термине «краеведение» заключено его определение. Оно изучает природу, историю, хозяйство, население края, его культуру, быт, то есть данная наука близка истории и географии, археологии и искусствоведению, этнографии и другим наукам. [1, с. 7] 

Краеведческая работа всегда считалась составляющей в учебной и внешкольной деятельности. Сегодня эта составляющая существенно расширяется и модифицируется. Краеведение рассматривается как неотъемлемый элемент региональной компоненты образовательных стандартов, отражающего своеобразие края.

Воспитание краеведением подразумевает не только обучение знаниям и распространение знаний о прошлом и настоящем своего края, его особенностях и достопримечательностях, но и привитие потребности в действенной заботе о будущем своего края и о сохранении его культурного и природного наследия.

Организация и проведение краеведческой работы в туристском походе – сложный и многогранный процесс, который необходимо строить на основе общих педагогических принципов в образовательной деятельности. Краеведческая работа в походе должна быть доступной и соответствовать возрасту и способностям учащихся, носить научный характер исследований, быть систематической, иметь связь с жизнью, а также зависеть от реальных потребностей и интересов учащихся, всегда иметь практическое значение как для самих учащихся, так и для образовательных, научных, культурных учреждений.

Правильно организованная педагогом краеведческая деятельность является главным критерием успешности развития индивидуальной личности учащихся. Приобретённые устойчивые знания о родном крае, опыт практических исследований порождают умение применять данные знания и опыт в своей жизни, способствуют самоопределению учащихся, их профессиональной ориентации, выработке активной гражданской позиции в общественной жизни.

Список использованной литературы:

  1. Ионов, Ю.И. Туристские маршруты по Кузбассу [Текст]/ Ю.И. Ионов. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство,1981. - 163с.
  2. Малолетко, А.М. Введение в географическую ономастику [Текст]: Учебное пособие / А.М. Малолетко. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995. - 123с.
  3. Остапец, А. А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе [Текст]/ А. А. Остапец. – М.: Педагогика, 1985. - С.85
  4. Ривкин, Е.Ю. Организация туристической работы со школьниками [Текст]: практическое пособие / Е.Ю. Ривкин. - М.: АРКТИ, 2001. - 345с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности учащихся в объединении дополнительного образования ««Ириска» – основы журналистики»

Воспитание гражданской ответственности и социальной активности через проектные работы в школьном объединении "Ириска - основы журналистики"...

Благодарственное письмо эксперту Всероссийского конкурса образовательных практик по обновлению содержания и технологий дополнительного образования 2021 г.

Благодарственное письмо от директора ФГБУК "Всероссийский центр художественного творчества и гуманитарных технологий" О.В.Гончаровой за экспертизу конкурсных материалов Всероссийского конкур...

Семинар для педагогов дополнительного образования "«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Целью даного семинара является определениезначений игровых технологий, раскрытие методики организации игровой деятельности на занятиях и ознакомление педагогов с различными типами занятий, проводимых ...