ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ" (ПЕЧАТНЫЙ ВАРИАНТ)
рабочая программа по теме
Настоящая программа является двухгодичной программой дополнительного образования детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
horovoe_penie.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Музыка начинается с пения»
Курт Закс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа является двухгодичной программой дополнительного образования детей. Программа имеет художественно-эстетическую направленность.
Музыка - это один из уникальных и важнейших способов коммуникации, связывающая людей через пространство и время. Роберт Шуман в своем знаменитом своде «Жизненных правил для музыкантов», обращаясь к юным музыкантам, настойчиво советовал: «Пой усердно в хоре, особенно средние голоса. Это разовьет в тебе музыкальность...».
Хоровое искусство играет большую роль в формировании духовной культуры, нравственных качеств личности, ее творческого потенциала. В современный период хоровое пение является наиболее доступной и эффективной формой приобщения детей к музыкальному искусству, а также самой надежной основой интенсивного развития музыкальных способностей детей. Хоровое пение дает возможность каждому ребенку проявить свои способности, независимо от уровня подготовки и его природных данных.
По уровню освоения программы определяется как общекультурная, предполагающая удовлетворение познавательного интереса ребенка, приобретение им умений в совместной творческой деятельности, обогащение навыками общения. Программа наряду с вокально-хоровой работой включает хоровое сольфеджио, слушание музыки и работу над репертуаром.
Программа актуальна, так как базируется на лучших образцах народной, классической и современной профессиональной музыки. Ребенок находит в великих композиторах прошлого и современности своих друзей, поскольку их замыслы становятся его замыслами, они духовно пересекаются в моменты исполнительского творчества
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы: формирование основ музыкальной культуры учащихся для осуществления социально-значимой творческой деятельности и развития музыкально-эстетического вкуса через вокально-хоровое исполнительство.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Обучающих:
- содействовать формированию, развитию и совершенствованию основных вокально-хоровых навыков: певческой установки, дыхания, звукообразования, чистоты интонирования, строя, дикции, ансамбля;
- создать условия для накопления учащимися музыкального багажа на основе работы над репертуаром и слушания музыки;
- формирование знаний о строении голосового аппарата и охране певческого голоса;
- формирование знаний основ хорового сольфеджио;
- формирование осознанного подхода к исполнению музыкального произведения (восприятие идей композитора и поэта, включение воображения, фантазии, постижение образно-эмоционального содержания произведения, внесение творческих идей в исполнение).
2. Развивающих:
- развивать музыкальные способности: ладогармонический слух, музыкальную память, метроритм;
- стимулировать развитие образного мышления, воображения, эмоционального восприятия музыки, культуры чувств;
- развивать осмысленное выразительное исполнение вокально-хоровых произведений;
- понимать дирижерский жест;
- создать условия для творческой самореализации ребенка.
3. Воспитательных:
- воспитывать культуру слушателя;
- содействовать накоплению музыкального багажа, расширению кругозора, эрудиции, формированию гармонично развитой личности, с учетом посещения театров, концертных залов, исполнительской деятельности;
- способствовать воспитанию исполнительского творчества;
- воспитывать коммуникативные качества личности, содействовать формированию культуры общения;
- способствовать воспитанию любви к родному краю, уважения к его истории и традициям, воспитывать уважение к другим национальным культурам и народам разных стран.
Основные принципы обучения
Для успешной реализации цели и задач программы дополнительного образования очень важным является создание доброжелательной, теплой атмосферы на занятиях, поддержание постоянного интереса учащихся к хоровым занятиям.
Программа предоставляет возможность детям исполнять произведения различных стилей, эпох, жанров и направлений. Она отвечает важной социальной задаче воспитания учащихся на основе приобщения к высоким духовным ценностям на разных этапах эстетического развития. В образовательной программе разработан подробный репертуарный план по годам обучения.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью данной программы является ее направленность на развитие потребности ученика в активном творческом общении с музыкой. При этом педагог выступает не только как вдохновитель, организатор, но и как участник совместного творческого процесса. Педагог и ученик предстают как равноправные партнеры творческого музицирования.
Неразрывна связь учебной работы с творческой, которая происходит непосредственно на занятиях через творческое соучастие детей в работе над произведениями: это и создание разнообразны иллюстраций, поделок к разучиваемым произведениям, использование элементов театрализации, подключения разнообразных шумовых инструментов.
Формы и режим занятий
Продолжительность программы - 2 года.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:
9-11 лет - 1 год обучения; 11-13 лет - 2 год обучения. Учебная нагрузка:
- 1 год обучения - 4 учебных часа в неделю;
- 2 год обучения - 4 учебных часа в неделю.
Формы проведения занятий по предмету выбираются педагогом, исходя их целей обучения и содержания материала:
Программа предоставляет возможность сделать результаты учебной работы начинающих музыкантов востребованными в живой концертной практике. Это означает, что учебно-репетиционные занятия детей реализуются в концертах, творческих вечерах, фестивалях, олимпиадах и других ярких запоминающихся событиях в жизни детей и их родителей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
НА 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
1год обучения | 2 год обучения | ||||||
№ п\п | Название раздела | Теория | Практика | Всего | Теория | Практика | Всего |
1. | Вводное занятие. Охрана труда. | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
2. | Вокально-хоровая работа. | 10 | 35 | 45 | 8 | 35 | 43 |
3. | Хоровое сольфеджио. | 9 | 9 | 18 | 10 | 14 | 24 |
4. | Работа над произведением. | 18 | 40 | 58 | 16 | 38 | 54 |
5. | Слушание музыки. | 5 | 6 | 11 | 3 | 6 | 9 |
6. | Концертно-исполнительская деятельность. | 3 | 7 | 10 | 2 | 10 | 12 |
7. | Итоговое занятие. | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
Всего: | 47 | 97 | 144 | 41 | 103 | 144 |
Содержание образовательной программы.
Раздел 1. Вводное занятие.
Правила безопасности труда и личной гигиены. Организация рабочего места. Бережное отношение к раздаточному материалу, школьному инвентарю, музыкальным инструментам.
Раздел 2. Вокально-хоровая работа.
Начальный этап формирования вокально-хоровых знаний, умений и навыков как особо важный для индивидуально - певческого развития каждого участника хорового коллектива.
Певческая установка. Певческая осанка.
- оптимальное положение тела во время работы стоя и сидя;
- положение рук при пении;
- положение головы прямое, отсутствие напряжения в мышцах лица, шеи, плеч;
- при положении сидя, сидеть нога на ногу категорически запрещается;
- воспитание умения следить за дирижерским жестом.
Методы:
- выполнение упражнений на снятие мышечного напряжения;
- соблюдение рекомендаций педагога.
Распевание.
Певческая работа немыслима без распевания, задачей которого является настройка певческого аппарата, подготовка его к пению, и работа над комплексом вокально-хоровых навыков. Важнейшие задачи:
- совершенствовать навык певческой установки;
- развивать голос необходимо из примарных тонов;
- считать основным критерием работы качество певческого звука и свободу работы
певческого аппарата в целом.
Методы:
- практический;
- различные упражнения А. Яковлева, М. Заринской, М. Глинки, В. Емельянова;
- выстраивание системы распеваний на основе понимания физиологических закономерностей певческого процесса, сочетание и чередование ладовых интонаций и фонем.
Певческое дыхание.
- плечи во время дыхания не должны подниматься;
- сохранение устойчивого положения гортани;
- вдох должен быть спокойно - активный, экономный;
- «торможение» выдоха при пении;
- «цепное» дыхание.
Методы:
- наглядный (показ педагога);
- практический (выполнение специальных дыхательных упражнений,
направленных на развитие умения правильно дышать при пении);
выполнение упражнений имитирующих голосовые сигналы доречевой коммуникации;
- визуальный контроль самими учащимися (предполагается использовать зеркало) Звукообразование.
Правильное формирование гласных звуков и обучение детей четкому, быстрому
произнесению согласных, пение естественным, звонким, небольшим по силе звуком,
не кричать, «мягкая» атака звука, осознание включения в звукообразование
голосовых мышц, осознание динамического и регистрового диапазона голоса,
осознание наличия механизма перехода из одного регистра в другой (регистровый
порог).
Дикция.
Выработка навыков автономного управления артикуляционной мускулатурой.
Задача - добиться полной свободы артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней
и верхней челюсти, их согласованной работы и активизации.
Методы:
- упражнения, вырабатывающие подвижность языка;
- упражнения на работу губ.
Строй и ансамбль.
На начальном этапе обучения главной задачей является выработка у учащихся навыков пения в унисон. Обучение умению пения без сопровождения и с ним, слушать и контролировать себя при пении, слушать всю партию, весь хор, сливаясь с общим звучанием по звуковысотности, ритму, не выделяясь по силе, сохраняя индивидуальную красоту своего тембра, изживая недостатки в технике исполнения ив звучании голоса; одновременно со всей партией или хором усиливать или ослаблять звучность, выдерживать постоянный темп, если нужно, вместе со всеми ускорять или замедлять его; правильно исполнять ритмический рисунок, одновременно с партией, хором произносить согласные, начинать и завершать произведение;
- формирование сознательного и критического отношения к своему пению,
самоконтроль во время пения
Методы:
- выполнение упражнений, направленных на достижение поставленных задач;
- музыкальные игры, помогающие в выработке навыка пения без сопровождения;
- игра на музыкальных инструментах, ритмические разминки, индивидуальная работа с ритмическими заданиями.
Раздел 3. Хоровое сольфеджио.
Знакомство учащихся с нотами, длительностями, знакомство со средствами музыкальной выразительности: понятием лад (мажор, минор), тональность, паузы, ритм, метр, динамика, оттенки, темп, тембр, регистр, музыкальный размер, сильная и слабая доли, тактовая черта, нюансы, штрихи; понятия трезвучие, аккорд, гамма, ступени лада, устойчивые и неустойчивые ступени, тоническое трезвучие; начальные этапы обучения пению по нотам с показом направления движения.
Методы:
- постепенное разучивание нот;
- вариативность и смена заданий для учащихся;
- метод предупреждения ошибок;
- метод сольмизации;
- игровой метод;
- словесный метод.
Раздел 4. Работа над произведением.
Задачи:
- познакомить с авторами и временем создания;
- подготовить восприятие содержания и осмысление песни;
- создать эмоциональный настрой;
- постижение смысла художественного образа;
- освоение мелодии и текста песни;
- формирование качества звука, обусловленного музыкальным образом;
- формирование рефлексии в процессе певческой деятельности;
- достижение необходимого качества певческого звучания;
- стимулирование творческого отношения детей к исполнительской деятельности;
- тщательная работа над интонацией, выразительностью;
- правильное освоение текстовых трудностей;
- концертное исполнение.
- Методы:
- метод мысленного пения;
- чередование пения «про себя» с пением вслух;
- объяснительно - иллюстративный метод;
- метод разучивания по слуху;
- метод «рука - нотный стан»;
- пение вокализом песен или их частей;
- прохлопывание ритма по слуху, по графической или нотной записям;
- выстраивание первого звука;
- метод создания ассоциаций;
- метод анализа ситуации;
- настройка на тональность;
- выравнивание на фермате созвучий;
- тихое активное произношение текста;
- активная артикуляция текста при пении про себя;
- целостное исполнение;
- исполнение солистов;
- метод создания эмоционального состояния;
- метод театрализации;
- дирижирование детьми.
Знакомство с новым произведением всегда предваряется кратким вступительным
словом, настраивающим на восприятие содержания и создающим необходимую
эмоциональную установку.
Показывается преподавателем целиком. Хорошо показать произведение в
исполнении профессиональных певцов, хоров. После показа непременно
обсуждается услышанное с детьми, уточняется содержание, особенности звучания, сложности текста, непонятные слова, трудности диапазона, ритма, анализируется характер песни.
Раздел 5. Слушание музыки.
Слушание вокально-хоровых и инструментальных произведений с целью воспитания эмоционально - эстетической отзывчивости на музыку. Формирование эмоциональ - осознанного восприятия музыкального произведения, введение понятий: вступление, запев, припев, куплет.
Определять на слух первичные жанры и их признаки.
Формирование умения рассказать об особенностях музыкально – выразительных средств, расширение кругозора учащихся, знакомство с музыкальной культурой разных стран, музыкой русских и зарубежных композиторов, с лучшими образцами народной и современной песни.
Методы:
- вербальный (рассказ педагога, беседа, диалог, анализ музыкального
произведения);
- проведение музыкальных вечеров, посвященных музыке какого -либо композитора, эпохе, народу;
- использование аудио- и видеозаписи;
- сравнение различных интерпретаций;
- использование для наглядности современных технологий (компьютер, мультимедиа)
Раздел 6. Концертно-исполнительская деятельность.
Типы концертов:
Тематические вечера, олимпиады, фестивали, конкурсы.
Задачи:
- создание условий для наиболее яркого воплощения музыкального образа;
- стимулирование творческого эмоционального подъёма;
- создание необходимого эмоционального настроя;
- организация энергетического взаимодействия хора и дирижера в процессе исполнения.
Методы:
- метод создания эмоционального состояния;
- метод театрализации;
- приемы взаимодействия хора и дирижера.
Раздел 7. Итоговое занятие.
Подведение итогов. Составление плана работы на следующий год.
Поощрение учащихся.
Занятие может быть проведено в форме концерта для родителей участников хора.
4. Прогнозируемые результаты освоения учащимися программы. Результаты первого года обучения:
Вокальные навыки проверяются в конце года строго индивидуально.
- петь в диапазоне pel - до, ре 2;
- сидеть (или стоять) при пении прямо, не напряженно, слегка отведя плечи назад;
- чистое пение в унисон, в том числе и без сопровождения;
- петь с мягкой атакой, лёгким звуком, экономно расходуя дыхание;
- знать правила охраны певческого голоса;
- понимание дирижерского жеста;
- умение вместе начинать и заканчивать музыкальное произведение;
- правильно и ясно выговаривать слова песен;
- правильно дышать, петь ровно короткие фразы на одном дыхании;
- в более подвижных песнях уметь делать быстро активно - спокойный вдох;
- знать названия семи нот;
- пение простейшего двухголосия;
- восприятие эмоционального содержания музыки;
- выразительное исполнение произведений;
- восприятие художественного образа и смысла песен;
- пение одной из мажорных гамм;
- пение наизусть одного, двух одноголосных произведений из программы;
- умение слушать музыку.
Результаты второго года обучения:
- петь в диапазоне: сопрано: до1 - фа2
альты: фа-до2
- свободно соблюдать при пении певческую установку;
- петь чистым, естественным звуком, легко, нежно - звонко, мягко, сохранять индивидуальность здорового певческого звучания;
- правильно формировать гласные и согласные;
- уметь петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- уметь пользоваться при пении «цепным» дыханием;
- видеть и слышать свои недостатки и стремиться избавиться от них;
- уметь звуковысотно чисто и ритмически четко самостоятельно спеть несложную песню;
- петь чисто и слаженно в унисон несложные двухголосные каноны, песни с элементами двухголосия;
- петь без сопровождения одноголосные песни;
- петь по нотам песни, написанные в медленном темпе, с простой мелодией;
- знать средства музыкальной выразительности;
- восприятие элементов музыкального языка;
- выразительное исполнение произведений;
- пение одной минорной гаммы;
- пение двух - трёх произведений наизусть из репертуара;
- навыки пения дуэтом, трио, картером;
- простейшее дирижирование (размер 2\4, 3\4);
- знать основные музыкальные жанры, уметь определить их на слух.
Примерный репертуар.
Первый год обучения: Распевания:
«До-ре-ми»; «Лесенка», «Дон -дон», «Андрей - воробей», «Счет», «Сорока»,
«Ладушки», «Скок - поскок».
Фрагменты разучиваемых произведений, упражнения на развитие слуха и
голоса, ритма;
Народные песни:
« Как у наших у ворот» р.н.п.
«Во поле берёза стояла» р.н.п.
«Ладушки» р.н.п.
«Соловушка» р.н.п.
А я по лугу» р.н.п.
«Кукушечка» р.н.п.
«Светит месяц» р.н.п.
«Солнышко» укр.н.п.
«Ладушки» бел. н.п.
«Ку -ку в чаще лесной» нем.н.п. обр. Р. Рустамова
Классические произведения:
«Мой Лизочек» П.И. Чайковского;
«Белка» Н.А. Римского - Корсакова;
«Колыбельная» А.Лядова, слова народные;
«За рекою старый дом» И. - С. Баха;
«Весенняя» музыка В. Моцарта, слова К. Овербека;
«Сурок» музыка Л. Бетховена;
«Пастух» музыка И. Гайдна, слова Я. Серпины;
«Слава солнцу» (канон) музыка В. Моцарта.
Песни современных авторов:
«Осень» музыка Е. Осиновой;
«Если б не было школ» песня из к\ф «Утро без отметок»;
«Снеженика» музыка Я. Дубравина;
« Зимняя песенка» музыка М.Красева, слова С. Вышеславцевой;
«Ленинградские мальчишки» песня из к\ф «Зелёные цепочки»
музыка Й. Шварца, слова Коростылёва;
«Весна пришла» музыка Г. Читчан;
«Маме в день 8 марта» музыка Е. Тиличеевой, слова М. Ивенсен;
«Мама» песня из к\ф «Мама».
Второй год обучения:
Распевания:
Фрагменты из изучаемых произведений, различные вокализы,
скороговорки на одном, двух звуках, упражнения на развитие слуха и голоса
по системе Яковлева, Емельянова;
пение в постепенном движении вверх и вниз;
упражнения на активизацию артикуляционного аппарата.
Народные песни:
«Зайка» р.н.п. обработка Э. Елисеевой;
«Сорока» р.н.п.
«Ах, вы сени, мои сени» р.н.п. обработка С. Любского;
«А я по лугу» р.н.п. в записи А. Тихомирова;
«Не летай, соловей» р.н.п. обработка В. Попова;
«У кота - воркота» р.н.п.
«Шёл да пошёл» р.н.п.
«Светит месяц» р.н.п. с элементами двухголосия;
«Коровушка» р.н.п.
«Кант виват»;
«Висла» лат.н.п.
«Вей, ветерок» лат.н.п. обработка А. Юрьяна;
«Немецкая народная песня» обработка А. Александрова;
«Весна» нем.н.п.(канон)
«Пастушка» фр.н.п.
«Время спать» исп.н.п. обработка В. Соколова;
Классические произведения:
«Лесная песнь» музыка Э. Грига;
«Весна» музыка А. Гречанинова;
«Малиновка» музыка Л. Бетховена, слова Г. Бюргера;
«Колыбельная» музыка В. Моцарта;
«Мы дружим с музыкой» музыка Й. Гайдна, слова П. Синявского;
«Зима» музыка Ц. Кюи, слова Е. Баратынского;
«Колыбельная» музыка Б. Бриттена, русский текст Ю. Энтина;
«Хор птиц» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского - Корсакова;
«Канон» музыка Л. Керубини.
Песни современных авторов:
«Наши учителя» музыка Р. Бойко, слова М. Садовского;
«Что такое школа» музыка Т. Смирновой;
«Верность» музыка С. Ляпунова;
«Катюша» музыка Блантера, слова М. Исаковского;
«Баллада о русских мальчишках» музыка А. Новикова, слова Л. Ошанина;
«Матерям погибших героев» музыка Г. Струве, слова Л. Кондратенко;
«Последний бой» музыка и слова М. Ножкина;
«Будь всегда в цвету, земля» музыка Ю. Слонова (канон).
Материал для слушания музыки:
Для слушания предлагается следующие произведения:
Форт, цикл «Времена года» П. Чайковского;
«Рассвет на Москве - реке» из оп. «Хованщина» М. Мусоргского;
Симф. фантазия «Ночь на Лысой горе» М.Мусоргского;
Симф. поэма «Море» К. Дебюсси;
Сюита «Карнавал животных» К. Сен - Санса;
Произведения В. Моцарта, Л. Бетховена, й.- С. Баха, Й. Гайдна, Р Шумана,
Ф. Шопена, М. Огиньского, Й. Штрауса и т.д.
Предполагается элементарное знакомство с видами изложения музыки;
Лучшие образцы вокальной музыки;
Песни в исполнении детских хоровых коллективов;
Лучшие исполнители русских народных песен;
Звучание различных инструментов, различных видов оркестров.
5. Формы и методы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Основными формами аттестации учащихся являются: зачеты один раз в полугодие
по освоению вокально-хоровых навыков и репертуара, проверка знаний в форме
зачета хоровых произведений и хорового сольфеджио.
Основная форма подведения итогов - итоговый отчетный концерт в конце
учебного года для родителей участников хора и гостей.
В конце года участников хорового коллектива награждают памятными призами и
грамотами.
На первых этапах обучения особенно большую роль играет совместное сотрудничество с родителями детей. Серьёзное, заинтересованное отношение родителей к занятиям ребёнка благотворно сказывается на результате обучения. Связь с родителями устанавливается через проведение родительских собраний для участников хорового коллектива, индивидуальных бесед, открытых занятий, концертных выступлений для родителей. Они становятся не только преданными помощниками детей и педагога в организации исполнительской деятельности. Но и самыми благодарными слушателями в концертных залах.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№ | Тема или раздел программы | Формы занятий | Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
1. | Вводное занятие. Охрана труда. | Беседа | Словесные, наглядные, практические. | ТСО, оборудование кабинета | Обсуждение |
2. | Вокально-хоровая работа. | Репетиция, беседа, прослушивание, игровая. Пластическая импровизация. | Метод многократного повтора, показ, пропевание, практические методы, сотрудничество, создание поисковой ситуации. | Кассеты и диски с записями произведений, ТСО, нотный материал, текстовой материал, фортепиано шумовые инструменты. | Сдача партитур, участие в школьных мероприятиях, концертные выступления, конкурсы, фестивали, зачет раз в полугодие. |
3. | Слушание музыки | Прослушивание, беседа, рассуждение | Показ, словесный (разбор произведения), Сотрудничество творческие задания. | Кассеты и диски с записями произведений, портреты композиторов, ТСО, фортепиано, аккордеон. | Обсуждение. |
4. | Хоровое сольфеджио | Беседа, игровая, тренинг, репетиция. | Словесный показ, диалог, анализ муз. произведения, пропевание, работа по образцу. | Нотный материал, ТСО, сб. для сольфеджирования. | Индивидуальное прослушивание, групповое прослушивание, обсуждение, диктанты. |
5. | Работа над произведением | Репетиция, игра, беседа, прослушивание, репетиция, тренинг, импровизация. | Наглядный (показ),игровой, практический, многократного повтора, элементарное дирижирование, тактирование, пропевание про себя. | Фортепиано, аудио кассеты, записи песен, шумовые муз. инструменты. | Концертные выступления, олимпиады, конкурсы, концерты для родителей, зачет раз в полугодие. |
6. | Концертно- исполнительская деятельность | Выступления, праздники, фестивали, концерты, концертные поездки. | Открытые мероприятия., открытые занятия, участие в семинарах. | Необходимая аппаратура для выступлений. | Выступления на разных концертных площадках, выездные концерты. |
7. | Итоговое занятие | Концерт | Словесные, поощрения. | Видеокассета с записью. | Обсуждение концерта |
Список литературы, необходимый для работы педагога:
1 .Алиев Ю. Б., Белобородова В. К., Ригина Г.С. «Музыкальное воспитание школьников» М, 1975 г.
2. Асафьев Б.О.
«О хоровом искусстве» Л.,1980 г.
3. Гродзенская Н.Л.
«Слушание музыки в начальной школе» М., 1962 г. 4.Емельянов В
«Развитие голоса» СП6Д997 г. 5. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца» М.,1984 г. 6.Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке?» М., 1977 г.
7. Костина Э.П.
«Камертон» (Программа музыкального образования детей дошкольного и школьного возраста) М., 2004 г.
8. Способин И.
«Элементарная теория музыки» М., 1996 г.
9. Стулова Г.П.
«Развитие детского голоса в процессе обучения пению» М., 1992.г.
10. Стулова Г.П.
«Что необходимо знать учителю - хормейстеру для правильной организации вокальной работы с детьми: Сб. научн. трудов Mill У» М., 2002 г.
11. Стулова Г.П.
«Теория и практика работы с детским хором» М., 2002 г.
12. Мазель Л.
«Строение музыкальных произведений» М., 1979 г.
13. Школяр Л.В.
«Музыкальное образование в школе» М., 2001 г.
14. Шеломов Б.
«Детское музыкальное творчество на русской народной основе» СПб., 1997 г.
- «100 канонов для детского хора» составитель Л. Абелян, В.Попов,М.Музыка,1969г.
- «Хрестоматия русской народной песни» составитель Л. Мекалина, М. Музыка, 1974
Список литературы, рекомендованный детям:
1. Металлиди Ж.Дерцовская А.
«Сольфеджио для 1,2 классов ДМШ» учебное пособие.
2. Струве Г.
«Хоровое сольфеджио» М.: Советский композитор, 1988 г.
3. Юдина Е.
«Мой первый учебник по музыке и творчеству» М.: 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сокращенный вариант модуля "Танцуй и не болей" модифицированной образовательной программы "Азбука балета". Белова Е.М.
Занятия для первоклассников в общеобразовательной школе по предмету ритмика....
Вариант оборудования кабинета для ведения образовательной деятельности.
Как примерно, на мой взгляд, должен быть оснащен класс для ведения образовательной деятельности...
проект образовательной программы "Безопасная дорога" (как вариант)
основа программы...
Адаптированная образовательная программа по математике 2 класс. Вариант 3.1.
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы начального общ...
Адаптированная образовательная программа для 1 класса. УМК "Школа России". Вариант 3.1.
Адаптированная образовательная программа начального общего образования предоставляет возможность обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом в раскрытии интеллект...
АННОТАЦИЯ К КУРСУ «КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по адаптированной основной образовательной программе АООП НОО (вариант 1)
Документ подходит для учителей-логопедов коррекционных школ. Данная аннотация представлена к курсу "Коррекция и развитие устной и письменной речи" для обучающихся с лёгкой умственной отстало...
АННОТАЦИЯ К КУРСАМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» и "ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ" для обучающихся с расстройством аутистического спектра по адаптированной основной образовательной программе АООП НОО (Вариант 8.4)
Использование вспомогательных и альтернативных систем коммуникации является одним из важных методов в работе с детьми с РАС. При использовании данной системы, ребенок, испытывающий тяжелые трудности к...