Адаптированная образовательная программа по варианту 3.3 ФГОС для обучающихся с ОВЗ по предмету "Адаптивная физическая культура" 1 класс"
рабочая программа по физкультуре по теме
Адаптированная образовательная программа по варианту 3.3 ФГОС для обучающихся с ОВЗ по предмету "Адаптивная физическая культура" 1 класс"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья с нарушением зрения посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Программа коррекционно-развивающей работы направлена на обеспечение коррекции недостатков, в физическом развитии обучающейся с нарушением зрения, что поможет ребенку социализироваться и адаптироваться в обществе.
Программа коррекционной работы разработана в соответствии с нормативными документами, регламентирующими работу образовательных учреждений, в том числе, регламентирующих работу инструктора по адаптивной физической культуры в образовательном учреждении, а также методических материалов, рекомендованных Минобразованием РФ и науки РФ:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 19.12.2014г. №1598;
- методические рекомендации «Об организации работы с обучающимися, имеющими нарушения зрения, в общеобразовательном учреждении», утвержденные Минобразования и науки РФ от 04.06.2003г. №27/2897-6;
- инструктивно-методическое письмо Минобразования и науки РФ «О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях» от 21.02.2001г. №1;
- приказ Департамента образования и науки ХМАО от 30.06.2009г. №355 «Об утверждении примерных учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов) для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья ХМАО-Югры»;
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида./под ред. Л.И.Плаксиной
Форма коррекционно-развивающей работы – индивидуальные занятия, которые проводятся в свободное от учебных занятий время.
Форма оценивания- безотметочная система
Сроки реализации программы - 2 года. Программа рассчитана на 34 часа (1 занятие в неделю). Продолжительность занятия – 40 мин.
При необходимости проводится корректировка содержания программы . Продолжительность занятий может меняться.
Обследование обучающегося проводится с 01.09.2016 по 15.09.2016, с 15.05.2017 по 31.05.2017.
Диагностические методики используемые при определения физического развития:
- оценка уровня развития двигательных способностей - мышечная сила, выносливость, гибкость, точность, прыгучесть, быстрота, равновесие;
- оценка функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем в покое и при стандартных физических нагрузках.
Адресат: Михаил М., 1 класс, КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа». Физическое заключение – слабо развита мелкая и крупная моторика, плохая ориентировка в пространстве , на собственном теле. При выполнении основных движений допускаются грубые ошибки или же требуется значительная словесная и действенная помощь со стороны инструктора. Ребенок не проявляет интереса к самостоятельной двигательной активности.
Резервные возможности |
|
Факторы риска |
|
Вариант программы – 3.3
Цель: развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
Задачи:
- охрана и укрепление здоровья, нервной системы, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие,
- воспитание интереса к различным доступным ребенку видам деятельности,
- формирование нравственных и личностных качеств;
- повышение двигательной активности детей путем создания специальных условий, позволяющих преодолевать скованность, ограниченность, недостаточность движений, боязнь передвижения в пространстве;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков на основе деятельности сохранных анализаторов;
- коррекция и компенсация недостатков физического развития;
- формирование личностных качеств, воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, Преодоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности.
Программа учитывает возможности физического воспитания, обеспечивает обучающему условия для самостоятельной ориентировки в пространстве, создает предпосылки для расширения сферы интересов, общения.
Программа построена по концентрическому принципу, предполагает увеличение объема и усложнение содержания материала по годам обучения и разделам.
Общие разделы программы включают:
1. Основные движения:
- ходьба, бег, ползание, лазанье, прыжки;
- упражнения с шагом, на развитие равновесия, координации движений;
- формирование осанки;
- основные положения (рук, ног, головы; положения сидя, лежа, упоры).
2. Общеразвивающие упражнения: упражнения для рук и плечевого пояса, ног, туловища;
3. Спортивные и подвижные игры с элементами спортивных игр и основных движений.
4. Физкультурно-оздоровительные мероприятия: закаливание (солнце, воздух).
Специальные разделы программы включают:
1. Развитие навыков пространственной ориентировки:
- ориентировка на себе (знание схемы тела);
- ориентировка в физкультурном зале и на спортивной площадке (знакомство с помещением зала, с предметами, заполняющими его, и их назначением, условиями безопасного передвижения);
- определение направления;
- знакомство и обучение;
- ориентировка с помощью слухового и тактильно-двигательного анализаторов.
2. Коррекция вторичных дефектов:
- исправление нарушений осанки, плоскостопия;
- коррекция скованности, ограниченности и недостаточности движений;
- преодоление боязни передвижения в пространстве.
3. Формирование мотивации движений - положительного интереса к двигательной деятельности.
4. Развитие элементарных зрительных функций:
- прослеживающей функции глаза;
- глазомера;
- гимнастика для снятия зрительного утомления.
Основные методы обучения: практические, словесные, наглядно-демонстрационные (рельефно-графические схемы, образы, шарнирная кукла).
Планируемые предметные результаты освоения коррекционно-развивающей программы
Обучающийся должен узнать:
- части тела, их предназначение в усвоении и выполнении движений и упражнений.
- способность ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»;
- способность ориентироваться в понятиях «физическая подготовка», «основные положения», «сила», «быстрота», «выносливость», «равновесие», «координация»;
- основных положениях рук, ног, движениях головы, туловища, уметь их принимать и выполнять;
- роль ходьбы, бега, прыжков, лазанья, ползания, ходьбы на лыжах, плавания как жизненно важных способов передвижения человека;
- способы безопасного поведения на уроках физической культуры и в выполнении физических упражнений;
- «схему тела»; дифференцировать части тела, осваивать их двигательные возможности.
Метапредметные результаты освоения коррекционно-развивающей программы:
- преодоления боязни движения; безбоязненного преодоления пространства;
- следовать инструкциям учителя и общим правилам его организации;
- развить интерес к занятиям физической культуры и интересу к спорту;
- учиться слушать и выполнять инструкции.
Содержание программы
Знакомство с основными положениями
- Основная стойка. Ребенок должен стоять прямо, касаясь стены одновременно затылком, обеими лопатками, плечами, ягодицами, пятками. Пятки вместе, носки врозь, ноги в коленях не сгибать. Живот подобран, плечи и руки опущены вниз, пальцы полусогнуты и прижаты сбоку к бедрам (формирование правильной осанки).
- Стойка ноги врозь (на ширину плеч), руки на поясе. Обычное положение стоп, стопа - на себя, стопа - от себя. Прямое положение головы, наклоны головы влево - вправо, вперед - назад.
- Положение рук - руки вперед, вверх, в стороны, на пояс, за спину.
- Положение ладоней - кверху, книзу, внутрь, пальцы - прямые, сжатые в кулачок; кистей рук - обычное положение. Положение сидя, лежа.
Формирование представлений о движении
Основные движения:
- ходьба - обычная, на носках (на пятках), за инструктором на звук, по спецдорожке;
- бег - обычный, на носках - по прямой, врассыпную (не шаркая ногами, не опуская головы, сохранять правильную осанку);
- катание, бросание, ловля мяча двумя руками: друг другу вверх, в ворота вниз;
- упражнения в равновесии: ходьба по прямой дорожке, по доске, гимнастической скамейке, по ребристой доске, перешагивание через предметы; медленное кружение в обе стороны;
- ползание на четвереньках по прямой, подлезание под препятствия, перелезание через скамейку; лазанье по гимнастической стенке (учить хвататься за перекладину во время лазанья, не пропуская реек);
- прыжки на двух ногах на месте и с продвижением;
Строевые упражнения:
- в рассыпную, в колонну по одному, в круг (с помощью взрослых);
- танцевальные упражненья: кружение, притопывать попеременно ногами и последовательно одной ногой; выполнять движения с предметами (платочки, флажки, ленточки).
Общеразвивающие упражнения
- Для рук и плечевого пояса: поднимать и опускать прямые руки вперед, вверх, в стороны (одновременно); хлопать перед собой и от водить руки за спину; вытягивать руки вперед, в стороны, поворачивать их ладонями вверх; шевелить пальцами; сжимать кисть в кулак.
- Для ног: подниматься на носки; приседать, держась за опору, без нее, приседать, вынося руки вперед; поочередно поднимать и опускать ноги, согнутые в коленях.
- Для туловища: повороты вправо, влево; из исходного положения сидя: поворачиваться (положить предмет сзади себя, повернуться и взять его); из исходного положения лежа на спине: одновременно поднимать и опускать ноги, двигать ногами попеременно.
- На ориентирование: части тела (руки, ноги, голова, туловище), общие сведения о положениях, принимаемых ими; упражнения на формирование пространственных понятий: слева - справа, выше -ниже, спереди - сзади; определение направления по звуковому сиг-•. налу; передвижение к нему шагом и бегом, ходьба за звуковым сигналом; катание мяча в озвученную цель.
- Подвижные игры: с ходьбой и бегом, прыжками, с подлезанием с мячом, на ориентировку в пространстве.
- Учить детей выполнять правила в подвижных играх, развивать интерес к ним.
- Спортивные игры: знакомство с санками, лыжами, трехколесным велосипедом.
- Познакомить с терминологией простейших движений и положений. Учить осуществлять контроль за выполнением движения. Использовать для обучения метод опосредованной наглядности (показ на ребенке или взрослом).
Особые условия для реализации АООП НО:
Учебное пространство:
- стены учебных кабинетов окрашены в светлые пастельные
тона, предпочтительно светло-зеленый, светло-желтый; - не допускается на окнах использование темных штор, освещение кабинета максимально доступное;
Специальное оборудование:
Пособия:
- Рельефно- графическое пособие -"Азбука движений"-М. ООО "Исток Аудио Трейдинг".
Развивающая среда:
- Развивающий комплекс «ДОН»
- Тифлоприбор «Ориентир».
- «Летающая» тарелка (Фрисби) со звуковым сигналом.
- «Летающая» тарелка (Фрисби) со звуковым сигналом.
- Мяч волейбольный, звенящий.
- Набор мягких кирпичей различной жесткости.
- Тактильная игра "Пощупай рукой, определи ногой».
- Тактильная дорожка.
- Тренажер «Черепаха» .
- Статус. Программа для воспитания здоровой осанки, профилактики, коррекции плоскостопия по методу БОС.
- Сенсорная комната.
Содержание | Сроки |
Работа с педагогами | |
Консультирование по вопросам коррекционного сопровождения обучающегося с ОВЗ | В течение учебного года |
Разработка рекомендаций по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ | |
Выступления по методических объединениях педагогов школы | |
Посещение уроков учителей (при необходимости) | |
Работа с родителями | |
Консультирование родителей по вопросам коррекционного сопровождения обучающегося с ОВЗ (форма – индивидуальное и подгрупповое , групповое консультирование, итоговый документ – буклет) | В течение учебного года |
Учебно-методическое обеспечение
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида/ Под редакцией Л. И. Плаксиной М.: Город, 1997г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ОВЗ
- Рельефно-графическое пособие «Азбука в картинках». - М.:ООО «ИПТК «Логос» ВОС»,2010.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел программы | Тема урока | Содержание урока: теория, виды упражнений, требования программы. | Средства решения задач | Кол-во часов | план | факт |
1 год обучения | |||||||
1. | Основные движения | Диагностика детей: уровень физического развития, уровень развития моторики, уровень развития координации движений. | 1 | 1 учебная неделя | |||
Техника безопасности и правила поведения в спортивном зале | Повторить правила поведения на занятиях; Ознакомить учащихся с приемами оказания первой помощи при травмах; | Инструктаж; Беседа; Опрос учащихся; | 1 | 2 учебная неделя | |||
Форма- игра. Виды ходьбы. Строевые упражнения (СУ) | Выявлять различия в основных способах передвижения человека. Осваивать ходьбу под счет Осваивать универсальные умения, связанные с выполнением организующих упражнений. Моделировать сочетание различных видов ходьбы. | Комплекс общеразвивающих упражнений (ОРУ). Строевые упражнения: основная стойка, построение в колонну по одному и в шеренгу. Ходьба обычная, на пятках, носках, в полуприседе, с различным положенеим рук, под счет учителя, коротким и средним шагом. П/игра на внимание «Запрещенное движение» | 1 | 3 учебная неделя | |||
2. | Общеразвивающие упражнения | Коррекция нарушений опорно -двигательного аппарата | Формировать правильную осанку; Укрепить мышцы поясничного отдела спины; | Ходьба по заданию, с изменением ширины и длины шага; Ходьба обычная, на носках, с высоким подниманием колена, по два (парами), взявшись за руки , за инструктором на звука. Подвижные игры с прыжками | 1 | 4 учебная неделя | |
Основные движения: ходьба, бег. Коррекция осанки. | Формировать правильную осанку; Укрепить мышцы поясничного отдела спины; | Обычный на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп. Бег в индивидуальном темпе по прямой дорожке (длина 5—6 м, ширина 25—30 см). Подвижные игры на ориентировку в пространстве: «Найди свое место». | 1 | 5 учебная неделя | |||
Основные движения: бросание и ловля мяча | Укрепление пояса верхних конечностей; Развитие гибкости, ловкости | Ходьба по размеченному кругу, Бег по прямой , врассыпную , с одной стороны зала (площадки) на другую. Передавать мяч друг другу (вперед и в сторону) из положения сидя и стоя. | 1 | 6 учебная неделя | |||
Основные движения: ходьба, бег. Подвижные игры. | Упражнения на осанку, профилактику плоскостопия, создания «мышечного корсета» туловища. Упражнения для развития зрительно-двигательной ориентировки | Ходьба на носках, на пятках, перекаты; Быстрая ходьба с чередованием медленного бега;. Бег с заданиями (останавливаться у ориентира, убегать от догоняющего, догонять догоняющего, бежать по сигналу в указанное место). Подвижные игры на развитие зрительно-двигательной ориентации: «Возьми флажок». | 1 | 7 учебная неделя | |||
Развитие координационных способностей | Упражнения для формирования способности оценивать пространственные, динамические и временные характеристики движений, для развития координированных движений рук, ног, туловища, упражнения в равновесии. | Ходьба по одному и друг за другом .Бег по размеченному кругу змейкой (между предметами). Ползание на четвереньках по прямой, между предметами, по скамейке. Упражнения для снятия зрительного утомления. | 1 | 8 учебная неделя | |||
Общеразвивающие и корригирующие упражнения | Упражнения для формирования способности оценивать пространственные, динамические и временные характеристики движений, для развития координированных движений рук, ног, туловища, упражнения в равновесии. | Ходьба в чередовании с бегом . Подлезание под предметами. Подниматься на носки, доставая рукой подвешенный предмет. Учить правильному прокатыванию мяча по полу, по скамейке, между ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров. | 1 | 9 учебная неделя | |||
Общеразвивающие упражнения, упражнения на дыхание | Формирование правильного диафрагмального дыхания; Укрепление пояса верхних конечностей; | Ходьба с перешагиванием через предметы (высота 10—15 см). Лазанье по гимнастической стенке. Перекладывать предметы из одной руки в другую перед собой, прослеживая взором, за спиной, над головой. Дыхательные упражнения с воздушным мячиком. | 1 | 10 учебная неделя | |||
Общеразвивающие и корригирующие упражнения | Упражнения на общую и мелкую моторику: с сенсорными набивными мячами разного диаметра (прокатывание, перекатывание партнеру) | Ходьба по наклонной доске (высота 20—25 см). Упражнения для формирования способности оценивать пространственные, динамические и временные характеристики движений, для развития координированных движений рук, ног, туловища, упражнения в равновесии. | 1 | 11 учебная неделя | |||
Итоговое занятие | Учить осуществлять контроль за выполнением движения. использовать для обучения метод опосредованной наглядности (показ на ребенке или взрослом) Повтор пройденного курса-устный зачет. | 1 | 33 учебная неделя | ||||
Диагностика | 1 | 34 учебная неделя | |||||
Итого : 34 часа |
План взаимодействия специалистов
Направление коррекционной работы | Цель работы | Учитель-дефектолог | Педагог-психолог | Учитель-логопед | Инструктор адаптивной физкультуры |
Развитие коммуникативных навыков | Формирование вербальной и невербальной коммуникации, возможно с применением компьютерных технологий |
| |||
Социализация | Развитие форм адекватного поведения |
| |||
Здоровьесбередение | Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни |
| |||
Познавательно-речевое развитие | Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка |
| |||
Формирование эмоционально-волевой сферы | Овладение общеучебными навыками |
|
В целях эффективной реализации и освоения программы педагогам и родителям необходимо выполнять следующие рекомендации:
Рекомендации учителю:
- Осуществлять образовательный процесс по направлениям: речевое, познавательное, эмоционально-личностное развитие обучающегося с ОВЗ с учетом «Методических рекомендации по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ» (в соответствии с ФГОС НООО с ОВЗ), разработанные специалистами Центра оздоровительной и коррекционной работы (ЦОиКР) для категории обучающихся с ОВЗ (слепые (незрячие) .
Рекомендации родителям:
- Развитие сохранных анализаторов (осязательные, тактильные, слуховые, двигательные).
- Развитие навыков ориентировки в пространстве (микро- и макропространстве).
- Развитие навыков связной речи (ведение диалога, монологические высказывания).
- Развитие мелкой и крупной моторики (синхронность и скоординированность действий, точность и скорость движений).
- Развитие познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие, воображение).
- Развитие навыков коммуникации и межличностного взаимодействия.
- Развитие мотивационно-регулятивного компонента деятельности, познавательной активности (усидчивость, терпеливость, желание узнавать новое и т.д).
- Развитие эмоционально-личностных и нравственных качеств: доброжелательность, приветливость, терпение и толерантность и т.д.
Подпись_______________ ___________________________
расшифровка подписи
« ____» _____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект адаптированной образовательной программы по чтению и развитию речи для обучающихся с глубокой умственной отсталостью
Проектная работа по теме: "Проект адаптированной образовательной программы по чтению и развитию речи для обучающихся с глубокой умственной отсталостью"...
адаптированная образовательная программа базового уровня для учащегося с ограниченными возможностями здоровья, домашнее обучение английский язык 11 класс
Адаптированная образовательная программа базового уровня для учащегося с ограниченными возможностями эдоровья, домашнее обучение по английскому языку. 11 класс...

Приложение к адаптированной образовательной программе основного общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ФК ГОС 1 вариант 7 класс физическая культура
Целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛЬНОМУ ТРУДУ (СТОЛЯРНОМУ ДЕЛУ) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 5-9 КЛАССОВ
Рабочая программа по профильному труду направленна на обучение детей с легкой умственной отсталостью для 5-9 классов общеобразовательных школ....
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛЬНОМУ ТРУДУ (ШВЕЙНОМУ ДЕЛУ) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 5-9 КЛАССОВ
Рабочая программа направленна на изучение предмета "Профильный труд" для обучающихся 5-9 классов общеобразовательных школ...

Адаптированная образовательная программа по русскому языку основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (2023-2024)
Адаптированная рабочая программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, федеральной рабочей программы по русскому языку, А...

Адаптированная образовательная программа среднего общего образования по английскому языку обучающегося с задержкой психического развития (вариант 7.1) на 2024-2025 учебный год, 9 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРабочая программа учебного предмета «Английский язык» для детей с ОВЗ с задержкой психического развития разработана с учётом рекомендаций ПМПК составленных по итогам п...