«Большое творчество - маленькими руками» Развитие творческих способностей, через декоративно-прикладное и театральное искусство.
методическая разработка (6 класс) на тему

 

Методический материал

из опыта работы

 

В настоящее время проблема творческой самореализации и духовное развитие личности ребёнка имеет приоритетное направление. Творческая деятельность является мощным воспитательным фактором, так как  позволяет создать оптимальные условия для развития творческих способностей и художественного вкуса.Искусство воздействует на весь духовный облик человека, играет огромную роль в совершенствовании эстетических чувств,помогает выработке у молодого человека высоких   морально-этических качеств, что имеет непосредственное отношение ко всем проявлениям жизни. Человек, на разных исторических этапах, всегда стремился к красоте и выражал свои чувства, в живописи, архитектуре, одежде, украшениях, игрушках.

Игрушки с детства окружают ребенка. С их помощью, он открывает для себя мир и постигает накопленный поколениями опыт. Игра является основной потребностью ребенка. Играя с куклой, ребенок может не только отрабатывать модели поведения, но и эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, выражая чувства не только от своего лица, но и от лица персонажа, живущего в воображаемом мире. Одевая же куклу на руку, ребенок «сливается» с ней, отождествляется с персонажем, а несколько разнохарактерных кукол помогут ответить на вопрос: каково это быть злым или добрым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, открытым или  замкнутым, а главное, каково это быть взрослым?

Игрушки, сделанные своими руками, играют огромную роль в формировании личности ребенка, способствуют развитию индивидуальных творческих способностей, дети не только учатся видеть и ценить красоту, а главное - уважать труд.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальн6ое бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы»

Методический материал

из опыта работы

«Большое творчество

маленькими руками»

Материал подготовлен

педагогами дополнительного образования

Новиковой Светланой Вячеславовной,

Герус Еленой Петровной,

руководители объединения «Забава»

Г. Петропавловск-Камчатский

2011 год

Содержание

1.Введение …………...…………………………………………………………..3

2.Большое творчество маленькими руками……………………………………4

2.1. Из истории кукольного театра…………………………..…………...5

2.2. Из истории кукольного театра в России…………………………….5

2.3. Виды кукольных театров……………………………….…………….6

3. Изготовление театральных кукол…………………………………………….7

3.1. Изготовление перчаточной куклы………………………….………..7

3.2.Устройство тростевой куклы…………………………….…………...8

3.3. Перчаточно-тростевые куклы…………………………………….…..9

4. Список используемой литературы..…………………………………………10

Приложение 1. Схемы изготовления кукол

Приложение 2. Фотоматериалы о спектакле «Хвастунишка»

Приложение 3. Сценарий кукольного спектакля «Хвастунишка»

Методический материал из опыта работы

«Художественно-эстетическое образование

через декоративно-прикладное и театральное искусство»

Тема:               «Большое творчество – маленькими руками»

Цель создания материала: обобщение и распространение накопленного результативного опыта педагогической деятельности.

Задачи:

  1. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в объединениях.
  2. Повышение профессионального мастерства педагогов дополнительного образования.

 

1. Введение

В настоящее время проблема творческой самореализации и духовное развитие личности ребёнка имеет приоритетное направление. Творческая деятельность является мощным воспитательным фактором, так как  позволяет создать оптимальные условия для развития творческих способностей и художественного вкуса. Искусство воздействует на весь духовный облик человека, играет огромную роль в совершенствовании эстетических чувств, помогает выработке у молодого человека высоких   морально-этических качеств, что имеет непосредственное отношение ко всем проявлениям жизни. Человек, на разных исторических этапах, всегда стремился к красоте и выражал свои чувства, в живописи, архитектуре, одежде, украшениях, игрушках.

Игрушки с детства окружают ребенка. С их помощью, он открывает для себя мир и постигает накопленный поколениями опыт. Игра является основной потребностью ребенка. Играя с куклой, ребенок может не только отрабатывать модели поведения, но и эмоционально выразить все то, что его тревожит и волнует, выражая чувства не только от своего лица, но и от лица персонажа, живущего в воображаемом мире. Одевая же куклу на руку, ребенок «сливается» с ней, отождествляется с персонажем, а несколько разнохарактерных кукол помогут ответить на вопрос: каково это быть злым или добрым, умным или глупым, доверчивым или подозрительным, открытым или  замкнутым, а главное, каково это быть взрослым?

Игрушки, сделанные своими руками, играют огромную роль в формировании личности ребенка, способствуют развитию индивидуальных творческих способностей, дети не только учатся видеть и ценить красоту, а главное - уважать труд.

2. Большое творчество маленькими руками

В детском объединении «Забава» воспитанники изучают основы декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Учащиеся овладевают приёмами изготовления изделий из папье-маше: изготавливают различные сувениры, вазы, игрушки, копилки, шкатулки, посуду, подсвечники, панно, кукол.  Наблюдая за воспитанниками в процессе создания декоративных кукол, анализируя их поведение, поступки, было замечено огромное желание детей оживить сказочного персонажа. Чувство театра присуще самой природе детской психики и жизнедеятельности, оно кроется в желании подражать и перевоплощаться. При посещении кукольного театра, обратила внимание детей, что  театральные мастера и декораторы, также используют технику папье-маше для создания кукол.  Тогда и родилась идея, создать студию детского кукольного театра «Забава».

Цель программы:

Развитие индивидуальных художественно-творческих способностей средством эстетического образования через декоративно-прикладное творчество - папье-маше и театральное искусство.

Комплексная образовательная программа «Творческая мастерская «Забава», по которой ведется образовательный процесс в объединении направлена на:

  1. формирование духовно-нравственных качеств,
  2. формирование мировоззрения,
  3. формирование внутренней культуры личности,
  4. содействие в самоопределении, социальной адаптации.

Данная образовательная программа позволяет воспитанникам накопить опыт в процессе восприятия декоративно-прикладного и театрального искусства, развивает  индивидуальные творческие способности.

Обучение по программе проводится в трех основных направлениях и сочетает в себе разные виды деятельности:

  1. декоративно-прикладное творчество,
  2. изобразительное искусство,
  3. театральная деятельность.

Первый год обучения  является подготовительным этапом к реализации комплексной программы.  Обучение происходит в двух направлениях: декоративно-прикладное и изобразительное искусство.

Освоив технику папье-маше, научившись изготавливать объемную форму, на втором году обучения воспитанникам предлагается не просто поучаствовать в театральных постановках, но и создать куклу-персонаж своими руками, наделив её определенным характером, детально продумать и создать образ, костюм, прическу. Далее, одев куклу на руку, оживить её, научить  двигаться, говорить, смеяться, огорчаться, в общем – жить.

Под руководством педагога-режиссера, на втором и третьем году обучения, воспитанники создают сценические миниатюры и спектакли с куклами. Основная задача педагога – заинтересовать детей, увлечь, и развить творческие способности, которые есть в каждом ребенке.

Уверенное овладение техническими приемами декоративно-прикладного искусства, в совокупности с изучением основ театрального мастерства и собственными эстетическими представлениями позволяют воспитывать и формировать творчески активную, культурную, духовно богатую личность.

За время существования объединения «Забава» воспитанниками изготовлено более 40 различных, декоративных кукол, которые успешно демонстрировались на выставках и конкурсах различного уровня. Для создания театральных постановок используются верховые куклы. В спектаклях «Три поросенка», «Волк и козлята», в миниатюрах «Петрушка», «Дырки в сыре», «Хочу учиться в 5 классе» применялись перчаточные куклы.  Овладев техникой изготовления перчаточной куклы, для создания новых интересных образов, стали осваивать и создавать более сложные конструкции кукол, применив способ комбинирования перчаточных и тростевых кукол: спектакль «Мы прогоним скуку прочь», «Новогодняя сказка», «Хвастунишка». (Сценарий спектакля «Хвастунишка» и фотоматериалы прилагаются).

Объединение «Забава» не случайно носит такое название, куклы и игрушки, сделанные руками детей, действительно получаются забавными и веселыми. Педагоги и дети постоянно находятся в творческом поиске, стараются  осваивать новые технологии и создавать интересные образы для «забавных» спектаклей.                              

2.1. Из истории кукольного театра

 

Искусство кукольников имеет многовековую историю, в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Древнейшие на земле куклы  обнаружены при раскопках в Египте, их возраст более 4 тысяч лет! Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых женщины носили куклу Озириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма.

Истоки кукольного театра — в языческих обрядах, играх с овеществлёнными символами богов. Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота, Аристотеля, Горация. Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими трупами кукольников из Древней Индии и Древнего Китая.

2.2. Из истории кукольного театра в России

Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником Адамом Олеарием.

В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников: одна труппа проехала по городам Украины, а вторая по волжским городам до Астрахани. В 1733 году, по приглашению Анны Иоановны в Москве и Санкт-Петербурге работали четыре кукольных театра из числа итальянских комедиантов, приехавших в составе труппы комедии дель арте.

Одним из самых известных кукольных театров России является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова. Академический Центральный Театр кукол был создан при Центральном Доме художественного воспитания детей 16 сентября 1931 года. Первоначально в нем работало 12 человек, и с первого дня создания его возглавлял выдающийся деятель русского искусства, актер, режиссер, художник, литератор — Сергей Владимирович Образцов.

Народного артиста СССР, Лауреата Государственных премий С. В. Образцова (1901-1992 гг.) знали, любили и помнят миллионы людей не только в России, но и во многих странах мира. Его «Образцовские» куклы с восторгом встречали и до сих пор встречают в сотнях городов на всех континентах.

Благодаря Театру Сергея Образцова, в Российской Федерации, странах СНГ, «ближнего» и «дальнего» зарубежья в двадцатом веке возникла целая система, культура, сеть государственных профессиональных театров кукол, которые создавались на основе того эталона, которым являлся ГАЦТК им. С.В. Образцова.

Будучи законодателем уровня актерского, режиссерского, художнического, технического исполнения, Сергей Владимирович Образцов и его Театр фактически создали мировой профессиональный театр кукол в том его виде и качестве, который существует ныне в российской и зарубежной театральной культуре.

Достижения, находки, направления, методики, традиции, спектакли, пьесы, возникшие в Театре Образцова, переносились в другие театры бывшего Советского Союза, — областные и городские, а также многие зарубежные театры кукол.

2.3. Виды кукольных театров

1.Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актеры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.

2.Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.

3.Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод.

К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находится за экраном, на который проецируются, тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки, управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами. Либо перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2-3 метров.

Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различие в формах представлений обуславливается чаще всего национальными традициями страны, задачами которые поставлены перед актёрами, режиссёром-постановщиком спектакля, а также взаимосвязью кукол и актёров с художественным оформлением спектакля.

3. Изготовление театральных кукол

3.1. Изготовление перчаточной куклы

 Перчаточная кукла - система кукол надевающих ся на руку, как перчатки. Обычно голова куклы на девается на указательный палец, одна ручка — на средний, а другая — на большой палец. Таких кукол мно гие называют у нас петрушками, но это не совсем правильно, ведь куклы этой системы есть во многих странах. Правильно называть их перча точными или куклами на пальцах.

Голову куклы лучше всего сделать из папье-маше, голова лепится из пластилина размером 8—10 см в диаметре.

Для работы понадобится: тетрадная и газетная бумага, клейстер, канцелярский нож, наждачная бумага, гуашевые краски, кисти, палитра;   для оформления: нитки различных оттенков, ткань, набор для шитья, вата для набивки, мелок. Клейстер можно сва рить из любой хлебной муки, во время кипячения в него можно добавить немного клея ПВА.

Бумагу для первого слоя на мочите в воде, немного отожмите и, отрывая ку сочки в 1-2 см, накладывайте по форме.  Старайтесь, чтобы кусочки бумаги немного нахо дили друг на друга, лучше выклеивать каждый слой из бумаги другого цвета, чтобы не путать слои. Сделав 2 слоя, смажьте форму клеем со всех сторон. Далее продолжайте обклеивать голову, используя клейстер, от рывая такие же кусочки, как и в первом слое, тщательно смазывая и при тирая бумагу, чтобы папье-маше было прочным необходимо наложить 8-9 слоев бумаги. Закончив оклейку, оставьте голову сохнуть. Ког да папье-маше высохнет, разрежьте его канцелярским ножом и ос торожно снимите с пластилина обе половинки. (Приложение 1, рис 1) Далее склейте по шву сначала клеем, а потом бу магой. Подождите, пока высохнет шов.  Чтобы поверхность папье-маше была гладкой, отшлифуйте ее наждачной бумагой. Теперь можно приступать к росписи. Для этого лучше использовать гуашевые краски, они не просвечивают и ровно ложатся на поверхность, их удобно смешивать в палитре, создавать необходимые оттенки.

Далее можно приступать к оформлению головы. Волосы лучше сделать из ниток или пакли, хотя можно использовать любой подходящий материал, соответственно создаваемому образу.

Туловище куклы состоит из трехпалой рубаш ки-перчатки, которая шьется точно по руке ис полнителя, и костюма, который надевается по верх этой перчатки. Внизу головы куклы прореза ется отверстие, куда вклеивается картонная тру бочка, в которую будет входить указательный палец кукловода. При этом низ головы куклы должен спуститься чуть ниже сустава указатель ного пальца. В этом месте к перчатке пришива ется колечко из материи шириной сантиметра в два. После этого наденьте перчатку на руку, вставьте указательный палец в голову, а колеч ко приклейте к низу головы. (Приложение 1, рис. 2)

К рукавам рубашки-перчатки прикрепляются кисти рук куклы. Они шьются из материи и на биваются ватой. Затем делаются картонные тру бочки по размерам большого и среднего пальцев (на первый сустав) и кисти ручек крепко приши ваются к этим трубочкам. Все это прикрепляется к перчатке, после чего ручки красятся в телесный цвет. Кукла готова. Её остается только одеть в костюм соответственно тому, кого она будет изо бражать. (Приложение 1, рис 3)

Иногда кукле делают ноги, правда, перчаточ ные куклы не «ходят», т. е. ноги их не видны из-за ширмы, но они могут сидеть, на краю ширмы перебросив ноги наружу.

                             

3.2. Устройство тростевой  куклы

Тростевая кукла, или кукла на тростях, является одной из разновидностей верховой те атральной куклы, т.е. куклы, показываемой из-за ширмы. От перчаточных кукол, которые также являются верховыми куклами, тростевая кукла отличается и своим внутренним устройством, и внешним видом.

Тростевая кукла, которая не надевается на ру ку актера, а только им управляется, может иметь любые пропорции и размеры. Анатомически пра вильные руки тростевой куклы, имеющие сгибы в плече, в локте и в запястье, могут повторить любой жест, свойственный человеку.

Основу тростевой куклы составляют твердые плечи, они делаются из прочного картона или дерева, в середине прорезается отвер стие для головы, по бокам прикрепляются руки. (Приложение 1, рис. 4, 5)

Голову куклы, также делают из папье-маше. Голова  насаживается на трость, ко торая проходит внутри куклы и которую актер держит в руке. Эту трость кукольники называют гапитом. На гапите кук ла может активно поворачивать голову. Кроме того, гапит в зависимости от своей величины может увеличивать рост куклы, а сле довательно, и все ее пропорции. Гапит может быть разной длины, чем длин нее гапит, тем менее подвижным становится туловище куклы, однако нельзя делать его очень ко ротким — надо, чтобы актер мог крепко держать его в руке (Приложение 1, рис. 7). Чтобы при длинном гапите, куклу можно было  согнуть в талии, его перерезают в соответству ющем месте и закрепляют обе части между собой плотной резиновой трубкой или крепкой спиральной пружиной. Согнуть гапит можно рукой изнутри. Руки тростевой куклы должны быть непремен но из твердого материала. Чаще всего руки кук лы делают из дерева или проволоки. Рука куклы делается из трех частей (кисть, предплечье и плечо) или же только из двух, когда кисть руки не отделяют от предплечья. Сгиб в локте делают почти всегда. (Приложение 1, рис.6) Существенной деталью куклы на тростях являются трости к рукам.  Проволока для тростей должна быть достаточно толстой и ни в коем слу чае не должна иметь вибрацию. Длина тростей делается с таким расчетом, чтобы при высоко поднятой руке куклы, спускался достаточно длинный конец трости, что бы актеру было удобно его держать, но рука актера при этом была не видна. Тростевая кукла в противоположность перчаточной позволяет ме нять в каждой сцене руку, управляющую куклой изнутри. (Приложение 1, рис.7)

Если тростевой кукле необхо димо сделать столь сложный жест, что одному человеку с ней справиться невозможно. Тогда на помощь приходит другой актер. Когда тростевая кукла танцует, корпус ее ведет один актер, а ру ки -  другой, это, конечно, требует большой тре нировки.

3.3. Перчаточно-тростевые куклы

 

Особенностью перчаточно-тростевой куклы является система комбинирования конструкций перчаточной и тростевой куклы, актеры называют их - комбинированными куклами. Такие конструкции  относятся к видам верховых кукол. Основу куклы делают по принципу изготовления тростевой куклы. Голова  насаживается на трость, ко торая проходит внутри куклы и которую актер держит в руке. Такую куклу, как и кукол на тростях  помогает держать за гапит, другой актер. Перчатки крепятся к рукавам одежды куклы, так, чтобы актер мог легко одеть их на руки. И отличие  от тростевых кукол заключается в том, что, кукловод управляет руками куклы, надев перчатки на свои руки.

В одной театральной постановке соединение верховых кукол и кукол разных систем, в принципе, возможно, но, при встрече на одной ширме тростевых кукол с куклами иных систем надо учиты вать, что слишком близкое соприкосновение ку кол снижает художественное воз действие и одних, и других. Иногда куклы разных систем могут быть настолько похожи внешне, что разни ца в управлении не будет заметна. В других же случаях эта разница может   быть умышленно подчеркнута, например, в случаях встречи челове ка с животным.            

                           

                             4. Список используемой литературы

  1. Алянский Ю. «Азбука театра», Москва, 1986 г.
  2. Белобрыкина О.А. «Маленькие волшебники, или на пути к творчеству», Новосибирск, 1993 г.
  3. Горичева В.С. Куклы. Ярославль. «Академия развития», «Академия, К.», 1999г.
  4. Караменко Т.Н. «Кукольный театр - детям», Москва 1975 г.
  5. Лебединский А. Театр в чемодане. М. Искусство, 1977г.
  6. Смирнова Н.И. И…оживают куклы. М. Детская литература, 1982г.
  1. Серия «Наши руки не для скуки», поделки «Папье-маше», Москва, издательство «РОСМЭН», 1996 г.

                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно- прикладное творчество, как средство развития творческих способностей детей.

Статья о развитии творческих способностей детей, средствами декоративно- прикладного творчества в дополнительном образовании....

Формирование творческих навыков у школьников во внеурочной деятельности через декоративно-прикладное искусство в условиях инклюзивного образовательного процесса

Способности – это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений, это «резерв» духовного развития человека....

Доклад на тему : Развитие творческих способностей средствами декоративно – прикладного творчества.

Выступление на заседании методического объединения педагогов дополнительного образования « Дома детского творчества»....

Доклад на тему: "Развитие творческой личности через декоративно-прикладное искусство"

ДокладРазвитие творческой личности через декоративно-прикладное искусство...

Доклад на тему " Развитие творческих способностей средствами декоративно – прикладного творчества".

                               Доклад на тему       Развитие творческих способносте...

«Проектная деятельность в коллективе декоративно-прикладного творчества как способ развития творческих способностей учащихся. Из опыта работы»

Учебный проект - проверенный временеми способ организации творческой активности учащихся, особенно в коллективе декоративно-прикладного направления. В Проекте каждый ребенок может проявить индивидуаль...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

В основе любого созидания лежит труд,   чтобы творить надо трудиться.. Развитие и воспитание творческих способностей воспитанников решает следующие задачи: привитие детям любви и привычки к ...