Развивающие игры по цветоведенью - учебно-методич. пособие
методическая разработка (5 класс) по теме

 

Разработана серия развивающих настольных игр, которые способствуют формированию навыка «думать глазами», позволяют развивать цветовидение и осознавать основные положения и закономерности науки «цветоведение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cvetovedene8.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игра по цветоведенью

Методическое пособие

Андрюнина С.П. РГПУ им. А.И. Герцена

Руденко Ю.Л. СОШ №552

Сведения об авторах

Андрюнина Светлана Павловна - старший преподаватель кафедры декоративно-прикладного искусства факультета изобразительного искусства РГПУ им. А.И. Герцена; руководитель курсов повышения квалификации педагогов дополнительного образования и общеобразовательных школ по программе: «Цветоведение», «Роспись по ткани», «Ткачество».

Руденко Юлия Леонидовна - педагог дополнительного образования высшей категории объединения «Декоративно прикладное искусство» школы №552, кандидат геолого минералогических наук, старший научный сотрудник.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Одним из ведущих алгоритмов детства является непосредственное чувственное восприятие окружающего мира. Развитие интеллекта постепенно преобразует этот алгоритм, обогащая его осмыслением.

В программе школьного образования преобладает интеллектуальная нагрузка, скорее даже доминанта, которая уже не преобразует, а ломает, разрушает этот алгоритм детства. Поэтому мы зачастую встречаемся с тем фактом, что дети перестают рисовать, в то время как в дошкольном возрасте одним из самых любимых занятий детей является рисование. Непосредственное восприятие цвета, цветового круга, радуги заменяется, разрушается известным мнемоническим правилом об охотниках и фазанах.

Осознание элементов цветоведения необходимо, но оно должно строиться на базе чувственного восприятия и взаимодействия с цветом, минуя интеллектуальную компоненту.

Нами разработана серия развивающих настольных игр, которые способствуют формированию навыка «думать глазами», позволяют развивать цветовидение и осознавать основные положения и закономерности науки «цветоведение».

Заметим, что в цветоведческих системах не уделяется внимания коричневому цвету. В предлагаемых играх помимо известных цветовых растяжек основных и промежуточных цветов уделено особое внимание коричневому цвету и его оттенкам.

Предлагаемые игры апробированы на группе учащихся начальной и средней школы (шк. №552 Пушкинского р-на C-Пб) в рамках программы дополнительного образования, на занятиях такими видами ДПИ, как роспись ткани, ткачество, бисероплетение и др., где цвет играет ведущую роль.

В системе образования некоторых стран (Япония, Болгария и др.) работа с цветом занимает важное место, что существенно способствует гармоническому развитию личности. Разрушение алгоритмов детства опасно для психики детей и приводит к поведенческим искажениям, т.к. психика сопротивляется. Проявляется гиперактивность (особенно у мальчиков), желание доминировать над сверстниками и взрослыми. Стремление преодолеть этот дисбаланс побудило авторов к созданию предлагаемой методической разработки.

Подготовленный игровой материал учитывает то, что современные дети имеют богатый опыт собирания картинок из пазлов. Ребёнку предлагается геометрическая фигура - матрица, расчерченная на зоны и набор цветных пластинок, которыми нужно перекрыть зоны матрицы, чтобы получилась логически («цветоведчески») оправданная последовательность цветов. Подсказкой в затруднительных ситуациях служит форма цветовых пластинок.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Целью предлагаемой разработки является развитие зрительного анализатора, расширение диапазона цветовосприятия, развития умения «думать глазами», систематизация всех цветов и оттенков, введение в обиход активного использования оттенков коричневого цвета и усвоение способа их получения путём смешивания основных цветов.

Комплекс задач включает в себя усвоение через игру следующих положений основ

цветоведения:

  1. Существуют две цветовые гаммы - хроматическая и ахроматическая, общей чертой которых является способность изменяться по параметру светлотности.
  2. Существует вполне определённый спектр плавно переходящих друг в друга чистых цветов (цветовой круг), где смешение соседних даёт промежуточные цвета. Способность различения глазом градаций перехода друг в друга цветов второго, третьего и более высоких порядков поддаётся «тренировке».
  3. Восприятие глазом цвета зависит от того, на каком фоне находится этот цвет.
  4. Каждый цвет, достигший насыщенности имеет своё значение светлотности.
  5. В результате смешения всех цветов спектра получается целая гамма оттенков коричневого в зависимости от количественного преобладания какого-либо цвета в этой смеси.
  6. Смешение противоположных цветов цветовою круга (дополнительных цветов) даёт вполне определённую гамму оттенков коричневого, в средней части которой получается нейтральный коричневый цвет.

ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ

Диапазон сложности игр достаточно широк, что даёт возможность использовать их в работе с детьми разного возраста и способностей, а также и взрослым, соблюдая принцип «от простого к сложному». В нашей практике игры вызывали интерес как у первоклассников, так и у учащихся средней школы.

СХЕМАТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИГРОВОГО МАТЕРИАЛА И ПОЯСНЕНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ИГР

ИГРА «ЦВЕТОВОЙ КРУГ»

В основе этой игры использован принцип расположения цветов в цветовом спектре.

В зависимости от возраста и степени подготовки учащихся предлагается использовать разные уровни сложности заданий: составление круга из 6, 12, 18, 24 цветов; использование фоновых основ разного цвета (белого, серого, чёрного и др.) с последующим сравнением и обсуждением полученных эффектов цветовосприятия.

Игровой материал

  1. Фоновая основа.
  2. Трафорет с вырезанным кругом нужного размера и разметкой границ сегментов по внешней стороне круга.
  3. Набор цветных сегментов.

Рекомендуется начинать составление цветового круга с жёлтого цвета и выкладывать сегменты вправо (тёплые цвета) и влево (холодные) «как видит глаз». Когда работа закончена, трафорет снимается и цветовой круг остаётся на фоновой основе. Затем следует обсуждение.

Дети младшего возраста предпочитают работать группами по 2-3 человека, старшие любят выполнять задания самостоятельно.

См. прил. 1

 

ИГРА «СЕМЬ ТРЕУГОЛЬНИКОВ»

Игровой материал

  1. Картонная основа с шестиугольной матрицей, расчерченной на 7 треугольных зон.
  2. Набор из 7 треугольных цветных пластинок.

Детям предлагается «вспомнить глазами» какой цвет получится, если жёлтую краску смешать с красной, красную с синей, жёлтую с синей, а затем разложить в соответствии с этим треугольники основных и промежуточных цветов. Остаётся свободное место в центре - для коричневого треугольника. После этого уместно вспомнить (или пронаблюдать), каким бывает цвет воды для мытья кисточек и получить очень важный вывод: коричневый цвет получается при смешении всех трёх основных цветов вместе (а также и промежуточных, т.к. они сами являются производными основных).

Детям старшего возраста и взрослым предварительные разъяснения не требуются, они раскладывают цвета, как будто разгадывают шараду. Смысл центрального расположения коричневого треугольника в большинстве случаев воспринимается как открытие.

См. прил. 2

ИГРА «ТРИ КОРИЧНЕВЫХ ОТТЕНКА»

Игровой материал

  1. Картонная основа с треугольным трафаретом, расчерченным на зоны.
  2. Набор цветных пластинок.

Выполнение задания обычно затруднений не вызывает. В качестве усложнённого варианта игры можно предложить нерасчерченный трафарет. Способ правильного заполнения матрицы подскажет форма цветных пластинок.

Эта игра акцентирует внимание детей на том, что существует не один коричневый цвет, а разные его оттенки. Дети знакомятся с тем как выглядят три оттенка коричневого: охра, терракотовый (кирпичный) и умбра.

См. прил. 3

ИГРА «ЗВЁЗДОЧКА - ШЕСТЬ ОТТЕНКОВ КОРИЧНЕВОГО»

Игровой материал

  1. Картонная основа с матрицей - звёздочкой с разметкой на зоны (или без разметки).
  2. Набор цветных пластинок.

Выполнение задания рекомендуется начинать с жёлтого цвета и выстраивания правильной последовательности шестичленного спектра, а затем расположить оттенки коричневого, угадывая присутствие в них зелёного (оливковый), жёлтого (охра), оранжевого, красного (терракота), фиолетового или синего.

Эта игра - логическое продолжение предыдущей. Основной вывод - количество оттенков коричневого может быть так же велико, как и количество градаций цветов в цветовом круге.

Следует отметить значение этой игры для расширения диапазона цветовосприятия.

См. прил. 4

ИГРА «ВОСЕМНАДЦАТЬ ОТЕНКОВ КОРИЧНЕВОГО

В ШЕСТИУГОЛЬНИКЕ»

Игровой материал

  1. Картонная основа с шестиугольной матрицей.
  2. Набор цветовых пластинок.

В этой игре показывается возможность увеличения оттенков коричневого посредством «растяжек». Некоторые оттенки имеют свои названия, например: охра светлая, охра золотистая, охра тёмная.

Эта игра не только позволяет работать над расширением диапазона цветовосприятия, но и позволяет осознать основы систематизации цветов и оттенков.

См. прил. 5

ИГРА «ЦВЕТОВОЙ ПАСЬЯНС»

Игровой материал

  1. Комплект цветных пластинок.
  2. Поверхность стола, достаточная для раскладывания пасьянса.

«Цветовой пасьянс» представляет собой систему колористических растяжек - шести монохроматических и ахроматическую (начиная от максимально высветленного цвета до насыщенного, а затем затемнённого). Растяжки могут иметь различное количество градаций. В нашем варианте выполнена 15-ступенчатая растяжка.

Эта игра важна для осознания возможности получения большого количества оттенков посредством высветления или затемнения чистых цветов, а также она может быть использована как основа для работы над расширением диапазона цветовосприятия. При раскладывании многоступенчатой растяжки вызывает затруднение определение последовательности цветовых пластинок вследствии сближенности их цвета и тона, особенно в области насыщенности и в конце зоны затемнения. В таких случаях последовательность определяется прикладыванием пластинок друг к другу, а проверку можно осуществить скользящим взглядом по цветовой колонке.

Соединение в одной системе ахроматической и хроматических колонок показывает не только их принципиальное различие, но и общность, которая заключается в способности изменяться по параметру светлотности. Каждый цвет, достигший насыщенности имеет своё вполне определённое значение светлотности. В нашей 15- ступенчатой растяжке жёлтый цвет достигает насыщения на 5 ступени, оранжевый – на 7, красный и зелёный - на 8, синий - на 10, фиолетовый - на 11, а чёрный - на 15.

Визуально различие светлотности насыщенных цветов можно наблюдать в почти полной темноте, когда глаз теряет способность улавливать цвет и может различать цветовые пластинки только по их светлоте. Такой опыт можно провести с детьми. Для этого из материала игры «цветовой пасьянс» нужно отобрать пластинки насыщенных цветов (их положение в колонках указано выше), погасить свет и попросить детей расположить эти пластинки по их светлоте, затем включить свет и обсудить результат.

Материал игры «цветовой пасьянс» можно использовать для одновременного построения разными детьми простейшего цветового круга разной степени насыщенности цвета (высветленные, средние, затемнённые) и последующего сравнения и обсуждения результатов.

См. прил. 6

ИГРА « КОЛОРИСТИЧЕСКИЕ РАСТЯЖКИ»

Игровой материал

  1. Комплект цветных пластинок
  2. Поверхность стола, достаточная для раскладывания 14-ступенчатой растяжки.

Цветовые упражнения, связанные с использованием колористических растяжек имеют цель развить не только зрительный анализатор, но и чувственное восприятие цветовых оттенков и их осмысление. Используя поэтапный и последовательный переход от одною цвета к другому (от светлою к тёмному), учащиеся открывают возможность понимания художественного принципа построения композиции, как выразителя тончайших цветовых ощущений.

См. прил. 7

ИГРА «РАСТЯЖКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЦВЕТОВ»

Игровой материал

  1. Комплект цветных пластинок.
  2. Поверхность стола, достаточная для раскладывания 14-ступенчатой растяжки.

На примере этой игры исследуется принцип дополнительных цветов (красного - зелёного, жёлтого - фиолетового, синего - оранжевого), при смешении которых получается коричневый цвет. Нейтральный коричневый цвет, полученный в этих трёх растяжках близок, однако местонахождение пластинок нейтральною коричневою в цветовых колонках различно. В жёлто-фиолетовой колонке нейтральный коричневый находится в середине, в красно-зелёной колонке - ближе к зелёному цвету, т.к. энергетический красный цвет долго не может уравновеситься спокойным зелёным. Такая же закономерность наблюдается и в оранжево-синей колонке: энергичный оранжевый долго не может уравновеситься синим и нейтральный коричневый в этой колонке расположен ближе к синему цвету. Оранжево-синяя колонка, пожалуй, самая загадочная: синий (самый холодный из всех цветов) прежде чем перейти в коричневый, становится тёмно-серым, почти чёрным. Очевидно в этом кроется секрет знаменитой фузы (грязи), которая возникает при работе с красками. Отсюда вывод: надо быть особенно осторожным при добавлении синей краски в коричневую.

См. прил. 8

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ КОМПЛЕКТА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ПО ЦВЕТОВЕДЕНИЮ

  1. Для составления самых простых игр, таких как 6-членный цветовой круг или «семь треугольников» можно подобрать цвета из наборов цветной бумаги для аппликации. Для 12-члеппого цветового круга такой подбор сделать гораздо труднее, а имитировать цветовые растяжки коричневого цвета практически невозможно.
  2. Для качественного постепенного перехода из цвета в цвет были произведены выкраски методом отмывки с использованием анилиновых красителей и акварельной бумаги. В качестве чёрного цвета применена чёрная тушь, т.к. чёрный анилиновый краситель при разбавлении имеет синий оттенок.
  3. Для получения градаций высветленных тонов краска по каплям добавляется в воду (а не наоборот). Чтобы сохранить ступень градации, количество капель краски каждый раз удваивается (либо в 2 раза сокращается объём), при этом следует учитывать расход краски на закрашиваемую поверхность.
  4. При выполнении цветовых растяжек удобнее добавлять тёмный тон в более светлый.
  5. В играх, используемых практически для работы с детьми цветовые пластинки рекомендуется заклеить скотчем. Появляющийся при этом глянец к сожалению снижает качество цвета, но скотч обеспечивает сохранность игрового материала.
  6. В работе с детьми удобно выдавать цветные пластинки в коробочках или на одноразовых тарелках, чтобы сохранить полноту комплектов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предложенные развивающие настольные игры являются одной из начальных ступеней изучения цветоведения, роль которого важна в занятиях с детьми, занимающимися художественным творчеством. Сегодня очевидна абсурдность высказывания: «рисованию можно обучить, по живописцем нужно родиться». Существуют законы цветоведения, теоретически и практически изученные как учёными, так и художниками, занимавшимися исследованиями в этом направлении, но этот опыт, к сожалению, недостаточно используется в работе с детьми. Обращение к игровым формам подачи этого опыта является наиболее правильным, т.к. игра построена на непосредственном интересе идущего по пути исследования и приобретения личного опыта и более понятна детскому сознанию. Таким образом, детям не навязывается сухая теория, а даётся возможность самим исследовать ту или иную закономерность, практически убедиться в её истинности, чтобы потом практически применять полученные знания в творческой деятельности.

В предложенной методической разработке рассматривается принцип смешения и получения цветов второго порядка из цветовой триады (жёлтый, красный, синий). Для того, чтобы вся система цветов была правильной, необходимо максимально точно определить основные цвета по любому спектру, например, по кварцевому клину в поляризованном свете (в геологической практике используется поляризационный микроскоп и кварцевый клин для диагностики минералов).

В разработке большое внимание уделено получению и систематизации оттенков коричневого цвета. Следует отметить, что изучение особенности коричневого цвета является ключом в изучении и понимании живописи старых мастеров.

Ещё раз кратко сформулируем некоторые положения, выводы и предположения, которые сложились в процессе подготовки и экспериментальной проверки результатов предлагаемой методической разработки.

  1. В природе существует спектр чистых цветов (радуга, цветовой круг). Все остальные оттенки, движущиеся к центру цветового круга, являются оттенками коричневого цвета, который есть смесь всех основных и дополнительных цветов.
  2. Выявилась особая роль синего цвета, который в смеси с коричневым преодолевает рубеж тёмно-серого, почти чёрного цвета. Очевидно, именно этим объясняется появление знаменитой фузы (грязи) при неумелом смешении большого числа красок. Таким образом, напрашивается вывод об особо осторожном обращении с синим цветом.
  3. Возникло сомнение в существовании чисто чёрного цвета (во всяком случае, среди анилиновых красителей). Любой взятый нами чёрный на поверку оказывался иссине-чёрным. Этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что жёлто-чёрная растяжка имеет отчётливо выраженный зелёный тон (даже при использовании, казалось бы, нейтральной чёрной туши); оранжево-чёрная растяжка имеет коричневый тон, приближающийся к нейтральному; а красно-чёрная - имеет фиолетовый оттенок.
  4. Случайно полученный опыт (отключение электричества во время подготовки выкрасок) показал, что визуальное определение разницы светлотности насыщенных цветов, да и вообще различие светонасыщенности любых тонов удобно наблюдать в сумерках, в условиях почти полной темноты, когда цвета глазом не различаются, а улавливается лишь светлотность.
  5. Предлагаемая методическая разработка представляет собой вполне законченную систему развивающих игр. Логическим продолжением этой исследовательской работы может стать растяжка но осветлению и затемнению всех оттенков коричневого цвета, однако для детей работа с таким игровым материалом была бы затруднительна.

Список литературы

  1. Волков Н.Н. Цвет в живописи. - М.,1984.
  2. Итон И. Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и др. школах. - М.:.Д.Аронов, 2008.
  3. Итон И. Искусство цвета. - М.: Д.Аронов, 2007.
  4. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. - М., 1910 .
  5. Кустодиев Б.М. Образ и цвет. - М, 1971.
  6. Матюшин М.В. Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. - М.,.Аронов 2007 .
  7. Миронова М.H. Язык пространства и цвета.// Техническая эстетика 1988 г. №3



 

Комментарии

Хочу выразить благодарность лаборантам кафедры декоративно-прикладного искусства РГПУ им.Герцена Марии и Евгению за техническую помощь в публикации этой работы. Ю.Л.