Методическое пособие "Развивающие игры на уроках английского языка"
учебно-методическое пособие по английскому языку по теме

Хайруллина Фарида Данисовна

Английский язык является языком межнационального общения для всего человечества.  Английский определен официальным языком ООН, английский – язык саммитов и встреч глав государств, язык законов и указов, переговоров и дебатов, международной торговли, деятельности транспортной системы на суши, на море и на воздухе и т.д. Вот поэтому значение английского языка в современном мире очень велико, и современные школьники должны в совершенстве владеть им.

    Данное методическое пособие направлено на повышение мотивации к изучению английского языка через использование в образовательной деятельности развивающих игр, так как игра – это деятельность (т.е. речевая); мотивированность, отсутствие принуждения; индивидуализированная деятельность; обучение и воспитание в коллективе и через коллектив; развитие психических функций и способностей; «учение с увлечением».

     Игра является одним из эффективных приемов обучения, использование которого делает иностранный язык любимым предметом школьников.

    Автор  выделяет шесть  целей  использования игр на уроках иностранного языка: формирование определенных навыков; развитие определенных речевых умений; обучение уметь общаться; развитие необходимых способностей; познание; запоминание речевого материала.

 

     Автор подчеркивает, что игра выполняет множество функций в процессе развития ребенка, облегчает учебный процесс, помогает усвоить материал, развивает необходимые компетенции, через игру учитель формирует и развивает у школьников навыки и умения находить нужную информацию, преобразовывать ее, вырабатывать на ее основе решения в стандартных и нестандартных ситуациях. 
      По мнению автора, игра позволяет преодолеть большинство трудностей, связанных с условным характером иноязычного общения и усилить положительное воздействие иностранного языка на становление личности. Он утверждает, что обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов создает на уроках атмосферу радости, творчества, благоприятного психологического климата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchie_igry.docx69.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение            «Информационно-методический центр»                       Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Развивающие игры

на уроках английского языка

 

                                                   

2013    

Автор - составитель: Хайруллина Фарида Данисовна, учитель    английского языка высшей квалификационной категории                                           муниципального бюджетного образовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа села Мамашир»                                                Кукморского муниципального района Республики Татарстан

Рецензент: Каюмова Диана Фердинандовна,

                  Доктор филологических наук, профессор кафедры

                  иностранных языков и перевода   Института

                  экономики, управления и права (г. Казань)

                             

Методическое пособие «Развивающие игры на уроках английского языка» Кукмор, 2013 год, 32 страницы        

               

Методическое пособие рекомендуется для использования на уроках английского языка, печатается по рекомендации         МБУ «Информационно-методический центр»             Кукморского муниципального района Республики Татарстан

                             © Хайруллина Ф.Д.

             © МБУ «Информационно-методический центр»

      Проблема игры возникла как слагаемые проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного, социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние Греки считали, что боги покровительствуют играм, а в Древнем Китае игры открывал сам император. Игра как наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений издавна интересовала педагогов и психологов. Игра – один из лучших методов повышения активности учеников, вовлечения их в творческую деятельность.

   В.С. Селиванов также подчеркивал, что «игра помогает активизировать учащихся в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество». Некоторые ученые выделяют игру как метод, стимулирующий коллективные инициативы и инициативы по организации совместной деятельности. Основой создания, укрепления и развития коллектива учащихся является их совместная деятельность, направленная на достижение общих целей. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие игровые переживания, которые оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Участие в коммуникативных играх в группе способствует формированию у ребят дружного коллектива, сплоченности в отношениях, «появляется чувство совместной работы, принадлежности к одной команде. Ребята чаще проявляют инициативу, у них появляется возможность брать лидерство на себя, говорить, слушать, ценить чужое мнение. Они учатся работать сообща, оставаясь доброжелательными друг к другу».

   Таким образом, групповая форма организации учебной деятельности предполагает отношение каждого ученика к своему делу как к общему, умение совместно действовать для достижения общей цели, взаимную поддержку и требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, а также проявлять заинтересованность в результатах общей работы.

  Процесс обучения в этих условиях приобретает черты подлинной коллективности. Групповые формы работы влияют на формирование личности обучаемого, определяют развитие учебной группы и активизируют познавательную деятельность каждого ученика. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Она расширяет кругозор, требует от участников (особенно организаторов) игры больших и разносторонних знаний в самых различных областях, позволяет улучшить отношения в коллективе. Следует отметить, что для большинства научных концепций характерна трактовка игры как преимущественно детской, дошкольной особой «зоны» детской жизни. Хотя игры, бесспорно, есть значимая деятельность и для подростков, и для юношества, и для взрослого, и вообще сопутствует человеку на протяжении всей его жизни.

   Богатство игрового элемента в культуре любого народа может служить одним из критериев её гуманистического развития. Исследователь игр школьников О.С. Газман пишет: «Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому игра имеет генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступает как специфическая детская форма познания, труда, общения, искусства, спорта и т.д.» [1, С. 17]. Играя, школьники познают избранные ими разделы и курсы, развивают свои личные качества, способности и таланты, раскрепощают свое собственное Я, легче вступают в общение с другими участниками.

   Таким образом, игра имеет большое значение не только в формировании дружного коллектива, но и играет важную образовательную роль в методике построения уроков, что, безусловно, отражается в качестве получаемых знаний.

     Игра, специфический процесс обучения и свойственный ребенку вид деятельности, была и остается предметом исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Еще в XIX веке передовая часть интеллигенции, озабоченная воспитанием детей дошкольного возраста, призывала воспитателей и родителей в полном объеме использовать образовательную роль игры.

    Д.Б.Эльконин в книге "Психология игры" рассматривает различные теории игры.

    Отечественная педагогика рассматривает детскую игру как важное средство воспитания и всестороннего развития детей. Для учеников младших классов игры имеют исключительное значение: игра для них – и учеба, и труд, и серьезная форма воспитания. Игра для школьников младших классов –способ познания окружающего мира. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных.

    Основополагающим для работы педагога является так же утверждения А.С.Макаренко: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре таков во многом он будет в работе, когда вырастет».

     Динамика и генезис игровой деятельности ребенка своеобразны и сложны, этим, видимо, можно объяснить существование противоположных мнений среди педагогов в оценке роли игры. А.В. Запорожец считает, что, с одной стороны, игры еще не заняли надлежащего места в школах, а с другой – «игру перегружают дидактизмом», регламентируют и контролируют каждый шаг и поступок ребенка». Причину этих недостатков А.В. Запорожец видит в непонимании многими преподавателями функции игры и ее значения в развитии человеческой личности, в слабой разработанности общих проблем игровой деятельности детей.

    «Один из путей решения этой проблемы, - заключает А.В. Запорожец, - ее комплексное исследование. Игра, близкая и простая для ребенка, представляет для науки схожую, многоликую проблему.

    Игра – это лишь оболочка, форма, содержанием и назначением ее должно быть обучение, т.е. овладение видами речевой деятельности как средствами общения.

     Игра как ведущая деятельность у детей «определяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности», что именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения, что игра учит, изменяет, воспитывает, или, как говорил Л.С. Выготский, ведет за собой развитие.

     Главным элементом игры является игровая роль, не столь важно какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и положить в основу игры отношения между людьми, она станет содержательной и полезной. Что касается развивающего значения игры, то оно заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.

Таким образом, игра – это:

  • деятельность (т.е. речевая);
  • мотивированность, отсутствие принуждения;
  • индивидуализированная деятельность, глубоко личная;
  • обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;
  • развитие психических функций и способностей;
  • «учение с увлечением».

Специфика игры, как точно подменил М.Н. Скаткин, заключается в том, что «учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируется. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то учится». Ставить цель – отдохнуть, переключиться – нет ни необходимости, ни резона: характер игры как таковой сделает свое дело.

Детская игра является, как показывает опыт педагогов и теоретиков, одним из эффективных приемов обучения, использование которого делает иностранный язык любимым предметом школьников.

Хотелось бы выделить цели использования игр на уроках иностранного языка. Основных целей шесть:

  • формирование определенных навыков;
  • развитие определенных речевых умений;
  • обучение уметь общаться;
  • развитие необходимых способностей и психических функций;
  • познание (в сфере становления собственно языка);
  • запоминание речевого материала.

    Применение игры для развития навыков устной иноязычной речи – еще недостаточно изученная область педагогики. Не всякая игра (пусть самая живая и интересная) подходит для этой цели. Поэтому выбор нужной игры – одна из первоклассных задач преподавателя иностранного языка. Этот выбор должен проводиться с учетом целенаправленности игры, возможности постепенного ее усложнения и лексического наполнения. Отобранные для занятия игры отличаются от обычных детских игр тем, что фактор воображения, фантазия ребенка, вымышленные ситуации отходят как бы на задний план, а доминантой становятся наблюдение и внимание. Учитывая специфику игры в процессе обучения детей иностранному языку, преподаватель руководит ходом игры и контролирует его.

    Особое внимание привлекают к себе в младших классах игры – драматизации, основой которых является короткая сказка. Они полезны прежде всего тем, что развивают образную, выразительную речь ребенка. Участвуя в игре – драматизации, ребенок становится одновременно объектом, на который направлена воля преподавателя и субъектом, познающим мир.

    Игра – драматизация на занятиях по иностранному языку дает возможность детям усвоить необходимые слова и выражения. Порой на первый план выступают элементы "чистого" обучения, иногда же в центре внимания находится игра.

     Одно из первых мест на занятиях по иностранному языку занимают дидактические игры как общепризнанная форма устного развития школьников младших классов, например, различные виды лото. Эта игра дает широкие возможности варьирования игровым материалом, что способствует прочному усвоению лексического материала. Ребенок постепенно переходит от наглядного действенного способа усвоения лексики (преподаватель называет предмет по-английски, показывая его) к словарно – образному (преподаватель строит разнотипные предложения о предмете, которого в данный момент нет). Следует добиваться, чтобы игра в лото стала неотъемлемым компонентом учебного процесса и способствовала постепенному и последовательному накоплению ребенком словарного запаса, а также всестороннему развитию школьника младших классов.

      Преподавание английского языка в начальной школе ‒ увлекательный процесс, одинаково интересный как для учащихся, так и для учителя. Способность преподавателя организовать общение с учащимися на уроке определяет педагогический процесс обучения иностранному языку, направленный на раскрытие личностных особенностей обучаемых. 
    Учителю необходимо планировать и проводить занятия по английскому языку в начальной школе, исходя из психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Ведущей в этом возрасте является учебная деятельность, хотя по-прежнему много времени уделяется игре. На протяжении этого периода происходят существенные изменения в развитии внимания, памяти, мышления школьников. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Примерно в два раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения. В ходе усвоения новых знаний происходит развитие словесно-логического, рассуждающего мышления. 
    Основная задача учителя в работе с учащимися начальной школы ‒ создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка. 
    По мнению психологов, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства, основные достижения этого возраста становятся во многом определяющими для последующих лет учебной жизни. 
     При обучении иностранному языку учащиеся сталкиваются с дополнительной трудностью: снижение мотивации и познавательной активности может быть связано с трудностью овладения навыками речевой деятельности на неродном, иностранном языке. Даже сильные по другим предметам ученики испытывают сложности в процессе вовлечения в иноязычную среду. 
      В арсенале учителя иностранного языка имеется множество методов и приемов, направленных на повышение учебной мотивации и развитие познавательного интереса учащихся начальной школы. 
      Использование традиционных форм наглядности (карточки, картинки, иллюстрации, игрушки, магнитная доска, аудиоматериалы) в сочетании с инновационными технологиями (мультимедийные презентации, проектные методики, электронные пособия, различные программные продукты, развивающие коммуникативно-направленные игровые методы и приемы) облегчают учебный процесс, способствуют повышению познавательной активности учеников и воспитанию любви к иностранному языку. 
       Важно правильно построить обучение иностранного языка на начальном этапе. Особенности младшего школьного возраста оказывают благоприятное воздействие на успешное овладение детьми иноязычной речью. Детей отличают более гибкое и быстрое запоминание языкового материала, отсутствие языкового барьера в общении на иностранном языке. В то же время у младших школьников недостаточно развиты произвольное внимание, ассоциативная память, логическое мышление, что оказывает тормозящее воздействие на обучение иностранному языку. Данный возрастной недостаток учитель компенсирует за счет использования на уроке игр, соревнований, конкурсов, викторин, иллюстративно-изобразительной наглядности, музыки, ритмических приемов, движения, рисования и т.д. 
        На уроках иностранного языка в начальной школе ученики вовлекаются в иноязычную среду постепенно, через игру. Использование игровых приемов и методов является ключевым в организации учебного процесса младших школьников. 
Игровые приемы и методы характеризуются универсальностью: их можно применять на разных этапах урока, приспосабливать к разным целям и задачам. Игра выполняет множество функций в процессе развития ребенка, облегчает учебный процесс, помогает усвоить материал, развивает необходимые компетенции. Через игру учитель формирует и развивает у школьников навыки и умения находить нужную информацию, преобразовывать ее, вырабатывать на ее основе решения в стандартных и нестандартных ситуациях. 
      Поэтому игра, являясь главным видом деятельности ребенка, позволяет преодолеть большинство трудностей, связанных с условным характером иноязычного общения и усилить положительное воздействие иностранного языка на становление личности. Обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов создает на уроках атмосферу радости, творчества, благоприятного психологического климата. В процессе изучения иностранного языка учащиеся рисуют, поют, танцуют, придумывают своих героев и их мини-истории, заучивают стихи и песни, участвуют в различных конкурсах, проводимых учителем на уроке. В игре задействованы все: и слабые, и сильные ученики. 
      Младший школьный возраст – важное время в жизни школьника. Именно в этот период ребенок учиться познавать не только с помощью учителя, но и приобретает способность к самостоятельному учению и поиску. Согласно выдающемуся психологу Эльконину Д.Б., в школьные годы познавательная активность развивается от репродуктивно-подражательной в начальной школе к творческой познавательной активности в старшем школьном возрасте. Основным условием достижения и закрепления данного уровня активности является профессиональная компетентность педагога, его умение найти подход к каждому учащемуся, организовать детский коллектив. 

     В младших классах можно проводить следующие игры:
Игра с мячом «Знакомство» 
Учащиеся встают вкруг, учитель в центре круга. Учитель называет свое имя и бросает мяч. Тот, кто поймал мяч, должен назвать, как его зовут. Но знакомство происходит по-английски. 
Игра «Yes or no» 
После ознакомления детей с новым лексическим материалом, например по теме «животные», педагог показывает каточки с изображениями животных в произвольном порядке, не глядя, пытаясь угадать, что на них изображено. Если взрослый угадывает, дети кричат «yes», если ошибается «nо». В последнем случае дети должны назвать сами то, что изображено на карточке. 
Игра «Отгадай» 
После того как дети выучат несколько новых слов, педагог предлагает им отгадать загадки. Загадки читаются на русском языке, а дети отвечают на английском. 
Игра «Знаешь ли ты животных?» 
После изучения темы «животные», педагог перечисляет ряд предметов. Как только он называет животное, дети хлопают в ладоши. 
Игра «Что я делаю?» 
Дети образуют круг. Ведущий стоит в середине и показывает движения (бег, прыжки). Дети должны по-английски назвать, что он делает. Тот, кто угадывает первым, становится ведущим. 
Игра «Что на ком одето?» 
Педагог называет предметы одежды, а дети, на которых одета называемая вещь, должны встать. 
Игра «Заморожу» 
Дети стоят в кругу, в центре которого находиться ведущий (Дед Мороз). Он называет по-английски те части тела, которые хочет заморозить (глаза, уши), а дети их прячут. 

Игра «Назови букву» 
На столе изображением вниз разложены карточки с буквами. Ребенок берет любую карточку и называет букву. Если он затрудняется с ответом или ошибается, дети помогают ему. 

Игра «Будь внимателен» 
Педагог вывешивает 4-5 картинок с изображением предметов, названия которых известны детям. Затем убирает их. Дети должны назвать предметы на английском языке в том порядке, в котором они их видели. 

Игра «And» 
После изучения слова «И» детям предлагается назвать два любых предмета, обязательно используя союз «и». 
Игра “Wordsalad” 
Цель: Тренировка написания букв, повторение лексики. 
Реквизит: Бумага и карандаш для каждого ученика, доска и мел. 
Ход игры: Учитель называет вперемешку буквы какого-нибудь слова. 
Ученики записывают буквы. Кто первым составит слово, тот записывает его на доске. Когда эта форма задания усвоена, то победивший ученик может задумать свое слово и вести игру вместо учителя. 
Игра “Bingo-Spell” 
Цель: Тренировка чисел от 0 до 20, от 0 до 50 и т.д., тренировка букв алфавита. 
Реквизит: Бумага и карандаш для каждого ученика, для учителя листок с цифрами или буквами. 
Ход игры: Каждый ученик рисует квадрат с 9 клетками (показать на доске) и вписывает во все девять клеточек цифры или буквы: 

15 7 1 
9 6 13 
0 8 2 
A F N 
S I Z 
J L W 

Учитель называет числа на английском языке в любом порядке. При этом он вычёркивает в своём листочке названное число. Если это число имеется в клеточке ученика, он вычёркивает его. Игрок, который первым вычеркнет все 9 чисел, громко заявляет об этом и является победителем. Он вслух читает все свои 9 чисел. Таким же образом проводится игра на узнавание букв алфавита. 

Игра “Who is this?” 
Цель: Отработка вопросительного предложения “Is this...?”, ответ на вопрос. 
Ход игры: Выбирается один учащийся по считалке, которую учащиеся произносят хором. Он поворачивается спиной к классу, а ученики по знаку учителя здороваются с ним или произносят условную фразу на иностранном языке, меняя голос. Учащийся должен узнать, кто ему задает вопрос “Is this Vova?”, класс отвечает: “Yes./No.” 
Игра “Цвет, цвет, выходи!” 
Цель игры: Отработка лексики по теме “Цветa”. 
Ход игры: Учащиеся встают в круг. Водящий называет цвет, например “red”. Участники игры должны быстро найти одежду или какой-либо предмет в классе этого цвета и показать его. Кто первым это сделает, тот становится водящим. Игра возобновляется. 
Игра “Sunday next Monday” 
Цель: Отработка названия дней недели. 
Ход игры: Ученики образуют круг. В центре стоит руководитель игры. У него в руках мяч. Он бросает мяч ученику и говорит: “Sunday next Monday”. Ученик ловит мяч, затем бросает его другому ученику, называя следующий день недели: “Monday next Tuesday”. Кто ошибется, тот выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся дни недели. Ее можно видоизменить, подставляя другую лексику для отработки, например, названия месяцев, времен года. 
Игра «Who Knows the Parts of the Body Best?» 
Вариант 1: Класс делится на две команды. Ученики – представители от каждой команды по очереди выполняют приказания учителя: “Touch your head/ Show your shoulders. Count on your fingers”, и т. д. Если ученик правильно выполнил задание, команда получает очко, если ошибся, команда теряет очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. В заключение учитель говорит: “Team 1 knows the parts of the body best”. 
Вариант 2: Учитель показывает и называет какую-нибудь часть тела, например: “This is my head. This is my hand. This is my leg”, и т. д. Иногда он “ошибается”, например, показывая на свою руку, говорит: “This is my leg”. Представитель команды, к которому он обращается, должен быстро показать на подбородок или не только показать, но и сказать: “This is your hand.” 
Игра “The Chain of Words” 
Учитель бросает мяч одному из учеников и говорит: “One.” Ученик ловит мяч и, бросая его другому ученику, говорит: “Two.” И т.д. Когда ученики доходят до последней цифры, которую они знают, счет начинается сначала. Допустивший ошибку “платит фант”. 
Вместо числительных можно использовать названия времен года, месяцев, дней недели. 
Игра “One Fox, Two Foxes...” 
На столе учителя много игрушек разных видов. Каждый вид представлен несколькими экземплярами. Дети по очереди подходят к столу и быстро их считают: “One fox, two foxes” и т.д. Нельзя считать уже посчитанные игрушки. 
Игра “The Dog Is on the Desk” 
Учитель берет игрушку, ставит её на стол (под стол, в коробку, за коробку и т. п.) и говорит “The dog is on the desk.” Ученик, к которому он обращается, должен с ним согласиться: “Yes, the dog is on the desk.” Иногда учитель “ошибается” и неправильно называет местонахождение предмета. Например, поставив игрушечную собачку на стол, он говорит: “The dog is near the door.” Согласившись с ним, ученик выбывает из игры. 

Игра «Puppet-show»

Отработка разговорных фраз: знакомство, приветствие, рассказ о себе, любые вопросы.

Рекомендации: Это игра для малышей и младших школьников с мягкими игрушками, изменением голоса, переодеваниями. Игра может усложняться на разных этапах. Для средних школьников дайте установку: “Вы актеры театра кукол и показываете спектакль детям в детском саду”.

Игры для среднего школьного возраста:

Игра «Don’t laugh, don’t smile»

Загадывают любой предмет. Ведущий игры задает вопросы типа:

What do (did, will, does) you (your friend) eat (for dinner)?

Where do you usually sleep?

Who is your best friend?

Who has helped you?

Ученик отвечает, не улыбаясь, с помощью этого слова: “I ate (eat) a dog”, “A ball is my best friend.”

Ведущий игры дает свои смешные комментарии к ответу (можно на русском): “Теперь понятно, почему все собаки сбежали из нашего города.”, или что-то подобное. Не должен смеяться только тот, кто отвечает, а чем больше будут смеяться другие, тем веселее. Темп вопросов не снижать, максимум вопросов. Добиваться быстрых ответов, уменьшая коммуникационный лаг (время между заданием вопроса и началом ответа).

Рекомендации: В эту игру можно играть бесконечно долго, отрабатывая практически все лексические и особенно грамматические темы, но, делая перерывы, чтобы у ученика не было привыкания к одной игре. Можно также меняться: ученик задает вопросы, учитель с группой отвечает. Можно также задавать вопросы на смесь времен, но предварительно необходимо объяснить, что ответ должен быть в том же времени, что и вопрос.

Игра «Crosses and spots»

Для этой игры можно использовать карту, или просто разложить слова на карточках или картинках 3*3. Играя соблюдать принцип постепенности. Играющий накрывает место фишкой, если:

Назвал слово по-английски;

Перевел его на русский;

Дал 3 формы глагола (если это тема Past Ind.);

Составил простое предложение, например “I like horses.”;

Дал предложение с расширением: “I like to eat ... for dinner.”, “There is a TVset in the corner of the room”;

Составил предложение в 3-м лице единственного числа, или в Present Cont.;

Составил вопрос (общий, специальный);

Составил отрицание;

Составил усложненное предложение с if, when, because, например “He is strong, because he does morning exercises every day.”

Рекомендации: “Crosses and  spots” применимы только для студентов, которые уверенно могут играть в эту игру на русском языке, и которые безболезненно относятся к собственному проигрышу. Игра применима на любом этапе для поднятия эмоционального тона ученика.

Игра «Guess a word (an action) with pantomime»

Можно работать с любой лексической темой - даже с прилагательными.

Игра «Chain»

Игра заключается в том, что раскладываются в цепь картинки с действиями (существительные, прилагательные, предлоги). Шагая вдоль этой цепочки, ученик цговорит простые предложения (можно на скорость):

I like apples. I like plums. I like ...

He is strong. He is fat. He is ...

He was in the park yesterday. He was in ...

We slept in the fridge yesterday. We ate soup yesterday...

We wear trousers in autumn. We wear sandals in summer...

He can jump in the kitchen...

Рекомендации: Эта игра применима к любой грамматической теме (He is going to ..., We’ll...) Если положить на картинку X или? - соответственно составляются отрицательные или вопросительные предложения. Если положить на картинку маркеры времени, можно отрабатывать смесь времен и разные типы предложений. Можно давать маркеры или местоимения по ходу продвижения ребенка вдоль цепочки, отрабатывая элемент неожиданности и уменьшая коммуникационный лаг. Это повышает эффективность тренинга. Чтобы повысить интерес ребенка к игре составляйте очень смешные предложения (например, можно “перепутать” времена года, местоположение, never, sometimes ...).

Игра «Трансформация»

Цель этой игры - отработка скорости модификации различных грамматических конструкций. Лучше всего суть этой игры объясняется на следующем примере:

I уровень: “I clean my teeth.” -> She -> “She cleans her teeth.” -> They -> “They clean their teeth.” -> Not -> “They don’t clean teeth.” -> He -> “He doesn’t clean teeth.” -> Why -> “Why does he clean teeth?” -> Where -> “Where does he clean teeth?” -> We -> “Where do we clean teeth?” ->

II уровень: Now -> “Where is he cleaning teeth?” -> Yesterday -> “Where did he clean teeth ...

За каждый правильный ответ ученик получает фишку, кто больше получит фишек, тот и выиграл. Если становится сложно продолжать, можно взять новую модель и работать с ней.

Рекомендации: Давайте слова так, чтобы равномерно повторять все грамматические явления и типы предложений. Эта игра особенно эффективна для старших школьников.

Игра «Puzzle»

Этой игрой, как правило, заканчивается лексическая или грамматическая тема. ученика просят составить мини-рассказ типа “Puzzle”. После рассказа ученика, состоящего из отдельных предложений по данной теме, его напарник должен угадать, что или кто был зашифрован. В теме “Внешность” это человек - герой сказки, фильма или мультфильма, актер, певец, одноклассник; в теме “Животные” это какое-нибудь животное; в теме “Еда” - какой-либо продукт или блюдо; в теме “Город” - какой-либо известный город и т.д.

Рекомендации: Повторяйте весь цикл многократно, чтобы добиться беглости в употреблении лексики, давайте призовые очки за самый полный рассказ в хорошем темпе. Используйте для повышения тона учеников и азарта в игре повторение пройденных тем.

Игра «Cards»

В этой игре используются карточки со словами 3-х типов: смысловые глаголы, прилагательные и существительные. Перед началом игры выберите нужные вам карточки (уже известные студентам) по отдельной части речи или на смесь. Каждый играющий берет по 3 или 4 карточки. Остальные карточки остаются в “банке”. Первый участник ходит, второй «перебивает ход», выбрав из своих карточек любую, с которой можно составить предложение совместно с той, которой походил первый игрок. Если предложение составлено правильно, ученик, составивший его, забирает обе карточки себе (в свои очки). Если предложение составлено неверно, ходивший участник теряет ход, и следующий играющий составляет предложение либо с тремя, либо с двумя картами, и в случае правильного ответа забирает их себе (в свои очки). Если один из играющих желает набрать сразу большое количество очков, он должен в свой ход положить свои 2 или 3 карточки, которые он должен соединить в одном предложении. Желательно составлять смешные предложения. После каждого круга все участники берут в банке по 3 - 4 карточки.

Рекомендации: Правила в этой игре можно модифицировать в зависимости от того, какую цель вы преследуете (какое время или смесь времен отрабатывается, отрицание, вопросы, ...) Вы тоже в начале игры должны принять в ней участие, как один из игроков, но потихоньку уступайте ученикам, добивайтесь азарта.

Игра «Teacher»

Эту игру можно использовать многофункционально. Игра начинается с того, что вы выбираете ученика на роль учителя, и он ведет вместо вас часть урока. Предварительно вы, конечно, должны ему четко сформулировать, что нужно делать:

Бросая мяч, проверить слова и их перевод с русского на английский язык и наоборот;

Задать на английском языке вопросы, выдавая жетоны за правильный ответ;

Рекомендации: Задача у “учителя” может быть любая. Своими действиями он копирует вас на предыдущих уроках.

Игра «Ten things»

Это условное название игры, суть которой заключается в том, что все участники рисуют 3 - 5 - 10 предметов, и, обменявшись своими рисунками, пишут или говорят, что их напарник будет делать (делает, уже сделал и т.д.) с этими предметами. Предложения могут быть смешными. Можно задавать вопросы к этим предметам, можно говорить или писать, что не будут делать с этими предметами.

Можно усложнить условия игры: один участник рисует 3 - 5 предметов, другой пишет столько же действий. Потом оба рисунка соединяются вместе и составляются получившиеся предложения. Например, первым был Tvset, а действие jump. Предложение: I jump over (on) Tvset with my brother/

Еще один из вариантов этой игры - все пишут 5 - 7 названий предметов, а преподаватель спрашивает: “What will you take for a trip? And why?” или “What did your mother give you as a birthday present and why?” Вопросы могут быть самые неожиданные. Участники отвечают, стараясь объяснить логично, исходя из того перечня предметов, который у них есть. Можно по ходу давать веселые комментарии.

Можно также нарисовать или написать 3 - 5 - 10 действий (правильных глаголов) и обменяться листами, после чего “предсказать судьбу” друг другу “Foretell the future”. Получаются очень интересные предсказания. Причем можно изменять установку: “What had he done, before guests came?”, “What did you do on the Moon” (все зависит от грамматического времени).

Рекомендации: Это очень эффективная игра, использующаяся как на устном уроке, так и на индивидуальном занятии. При использовании этой игры на индивидуальном занятии необходимо обязательно дать возможность прочитать всем участникам получившиеся предложения (для поддержания интереса).

Диктанты

Вместо традиционного диктанта можно использовать целую цепь игр на spelling:

Напишите любые сочетания sh, skate, ch, a, wh, th, w, а под ними попросите ученика написать любые слова с этими сочетаниями. Можно дать 1 - 2 сочетания, можно 4 - 6, в зависимости от возраста и уровня подготовки. Но не переусердствуйте: ученику должно быть интересно и не очень сложно. Сочетания можно дать сразу после прохождения правила в буклете, но убедитесь, что ученик уже хорошо пишет и собирает эти слова из разрезной азбуки. Для первоклассников используйте этот метод только в исключительных случаях.

Напишите на листочке несколько букв, например: s, k, t, ... Задача ученика - написать слова, начинающиеся с этих букв.

После прочтения учениками текста или выполнения аудирования можете дать задание посоревноваться, кто больше напишет слов из текста, исключая and, but, I, he и т.д.

В процессе изучения какой-либо лексической темы можно дать задание: Кто больше закупит продуктов (Food), кто посетит большее количество мест (City).

Рекомендации: При подсчете очков за это задание учитывается правильность написания слов. Только с начинающими можно принимать слова с незначительными ошибками.

Эти задания очень эффективны для учеников всех возрастов. Для продвинутого уровня условия усложняются.

Игра «Предложения на расширение»

Выполняются письменно либо устно по отдельному предложению или картинке. Перед началом покажите ученику, как это сделать на русском языке, продемонстрируйте возможные “расширения”:

Прилагательные;

of, for, with, дополнения прямые и непрямые;

Обстоятельства места (где), времени (когда), образа действия (willingly quickly), условия (if, because).

Элемент соревнования заключается в том, что необходимо составить самое длинное (по количеству слов) предложение. Это упражнение можно делать устно, расширяя по очереди: I bought flowers. - I bought beautiful flowers. - I bought flowers for my sister. И так далее, пока остается возможность расширять.

Игра «Change the story»

Опираясь на рассказ необходимо изменить некоторые слова, чтобы получился новый, слегка измененный: вместо in the morning - in the evening; an old man - a young girl; quickly - slowly; ...

Игра «Написать рассказ»

Напишите разные слова (существительные, прилагательные, глаголы) и некоторые выражения (in the morning, at last, ...) и дайте задание составить с ними рассказ. Элемент соревнования: выигрывает тот, у кого получится самый интересный или самый длинный рассказ и т.д.

Игра «Music Passage»

Ученик или тренер приносит несколько кассет с разными музыкальными отрывками. тренер ставит разные по своей направленности отрывки. Слушают в течение 1 минуты, затем ученик рассказывает, какие образы или воспоминания были ему навеяны этой музыкой. Можно использовать все направления музыки.

Игра «Лабиринт или Empty blocks»

Для игры нужен кубик для игры в кости и несколько фишек. Выбирается один из вариантов игры в «Лабиринт» (ячейки могут быть на предлоги, на прилагательные, на глаголы, или пустые). Ученики, составляют предложения со словами в ячейке, согласно изучаемой грамматической теме. Тренер может дать задание составлять вопросы, отрицания, или утверждение с вопросительными словами, или на смесь времен (чередуя карточки с маркерами, которые лежат рядом). Работая с пустыми ячейками (Empty blocks) можно использовать любые цветные картинки по любой лексической теме, которые вытягиваются из стопки карточек, лежащей рядом. Если ученик не делает ошибку, - он продвигается вперед. Если допускает ошибку, – возвращается на шаг назад. Условия игры можно изменять.

Игра «Бинго»

Перед учеником кладется поле со множеством картинок. Составляя предложение с изображенным словом, ученик накрывает фишкой данную картинку. Цель – заполнить горизонтальный или вертикальный ряд картинок. Задания могут быть на любую лексическую или грамматическую тему. Напарник контролирует игру, и если замечает в предложении ошибку – не дает ставить фишку.

Игра «Ball-game»

Два ученика в комнате для практических занятий бросают друг другу мяч, добиваясь устранения задержки коммуникации. Задания могут быть разными: а) Перевод слов с русского на английский и наоборот по любой теме, б) Ответы на вопросы, в) Составление простого предложения с данным словом по данной грамматической теме, г) Составление подобного высказывания, и т.д.

Игра в карты

Два ученика получают карточки на любую грамматическую или лексическую тему. Карточки делятся пополам и раздаются игрокам. Один делает ход, кладет карту, и составляя предложение со своей картой. Другой «перебивает» его, кладя свою карту, и составляя свое предложение. Ошибки контролируются и не засчитываются. Выигрывает тот, у кого не останется карт.

Игра «Волшебный Мешочек»

Очень удобно преподавателю в своей комнате иметь коробку с разного рода предметами: шишка, старый подсвечник, кошелек, интересная шкатулка, игрушка из киндер-сюрприза… и что-угодно необычное, веселое. Эти вещи должны лежать в закрытой коробке и ученики не должны их видеть. Перед занятием преподаватель может положить в пакет несколько предметов из этой коробки и предложить ученикам, задавая вопросы по изучаемой ими грамматической теме, или изученным ранее грамматическим темам, отгадать эти предметы. Если преподаватель хочет закрепить определенную тему в утвердительных предложениях ,он объясняет ученику задание, что они называют, что он делал вчера, прошлым летом, на каникулах, в отпуске с этим предметом «You cut it yesterday|last summer»,он отвечает «да» или «нет». Ученик через время отгадывают предмет. Можно использовать эту игру на любом уровне, даже на первых темах «быть» (какой предмет - цвет, размер, материал, где находится обычно), кто его чаще имеет ( бабушка, девушка, ребенок ). Можно использовать такой вариант игры- один из учеников ,не заглядывая в мешок, на ощупь описывает предмет. Другие ученики задают вопросы или дают утверждения относительно него, он отрицает или подтверждает. Акцент на игре, интересе, общении на английском, использовании конструкций, а не на том, что мы реально делаем с этим предметом в жизни.

Игра «Отгадай, кто сказал?»

Эта игра используется во время изучения темы «Прямая – косвенная речь»

Один человек выходит из комнаты, другие (ученики и преподаватель) произносят по одной фразе и выбирают ведущего. Вышедший ученик возвращается и ведущий ему говорит: « Кто-то сказал, что….» (и подставляет фразы, которые произносили участники, делая изменения, которые нужны при переводе из прямой в косвенную речь).

Ученик, который вошел, отгадывает, кто что сказал, и озвучивает это: «Вася сказал, что…»

Это происходит очень весело, ученики стараются запутать вошедшего, придумывая такие фразы, которые по логике должны исходить от другого человека (известно, что Вася увлекается пением, а поэтому Петя говорит, что он любит петь. Так они пытаются сбить с толку).

Сначала работают только с утвердительными предложениями, затем усложняются задания: вопросительными и отрицательными предложениями. Точно так же поступают и с временами.

Список использованной литературы


1. Активизация познавательной деятельности младших школьников / Под редакцией М.П. Осиповой, Н.И. Кончаловской. М., 2004. – С. 37-45 

2. Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности. М.: Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 2000. – № 4.                 С. 33-41 

3.  Газман О.С. О понятии детской игры // сборник «Игра в педагогическом процессе». – Новосибирск. – 1989

4. Еникеев Д. Еще раз о пользе игры в обучении // Учитель Башкортостана. - №3. - 2002. – С. 71-74

5. Жамкочьян М. Личность в современной школе/ Знание – сила. – 2007 – № 9

6. Кайдаш Е.Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе/ Начальная школа. – № 12, 2005. – С. 14 – 19 

7. Москвина Н.И. Коммуникативные игры в группе // Классный руководитель. - №7. - 2005. – С. 118-119

8. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М., 2005

9. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002

Содержание

  1. Значение игры в развитии личности ребенка………..……3
  2. Игра как основа учебного процесса в младшем    школьном возрасте…..……………………………………..9
  3. Игры для среднего школьного возраста…………………17
  4. Использованная литература……………………………...30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Фонетические игры» на уроках английского языка».

laquo;Фонетические игры» на уроках английского языка. Среди фонетических игр можно выделить игры-загадки, иг­ры-имитации, игры-соревнования, игры с предметами, игры на внимательн...

Методическая разработка "РОЛЕВАЯ ИГРА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДЕТ"

В данной методической разработке представлены методические рекомендации по использованию ролевой игры и практический опыт использования ролевой игры на уроке английского языка по теме «Страницы англий...

Методическая разработка по теме" Современые методы преподавания,игры на уроках английского языка"

Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы по...

Методическая копилка «Игры на уроках английского языка в начальной школе».

Методическая копилка  «Игры на уроках английского языка в начальной школе»....

Методическая разработка по тебе самообразования "Игра на уроках английского языка"

Человеческая культура возникла и развертывается в игре ,как игра....

Презентация к методической разработке "Игра на уроках английского языка"

Человеческая культура возникла и развертывается в игре ,как игра....