Оздоровительно-развивающие игры для детей
статья по физкультуре на тему

Гуляева Галина Эдуардовна

Игра – единственная всепоглощающая и самая любимая деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Разнообразие детских игр безгранично. Игра позволяет ребенку удовлетворять многие потребности – потребность в развлечении, удовлетворении любопытства, выплескивании накопившейся энергии, получении новых ощущений, самоутверждении.

В статью входит описание игр рекомендуемых для использования педагогами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozdorovitelno_razvivayushchie_igry_dlya_detey.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

ГДОУ детский сад № 27 Приморского района

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

     Игра – единственная всепоглощающая и самая любимая деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Разнообразие детских игр безгранично. Игра позволяет ребенку удовлетворять многие потребности – потребность в развлечении, удовлетворении любопытства, выплескивании накопившейся энергии, получении новых ощущений, самоутверждении.

     Некоторые авторы называют детскую игру работой детей, таким образом подчеркивая ее чрезвычайную важность в развитии ребенка. Она приводит внешний мир ребенка в соответствие с имеющимися у него представлениями.

     Игра способствует развитию сенсорных способностей и физических навыков, раскрывая возможности для того, чтобы ребенок расширял и совершенствовал приобретенные ранее умения.

     Кроме того, игра требует от ребенка проявления таких качеств, как инициативность, общительность, способность координировать свои действия с действиями сверстников, закладывая, таким образом, основы социальных отношений.

     Особое место подвижные игры занимают в комплексной программе лечебной физической культуры. Подобные игры получили самые разнообразные названия – лечебные игры, игротерапия, оздоровительно-развивающие игры. В последние годы их применение существенно расширилось, особенно в практической работе различных образовательных учреждений: садов компенсирующего и комбинированного вида, школ здоровья.

     Оздоровительно-развивающие игры позволяют ставить и решать интересные двигательные задачи разной сложности, закрепляя достигнутый оздоровительный эффект, получать новые ощущения, самозабвенно вкладывать в них свои эмоции. Эти игры создают дополнительную обучающую ситуацию и помогают ребенку освоить те виды движений, которые с трудом осваивались на занятиях или в других видах деятельности.

     Разновариативные оздоровительно-развивающие игры способствуют развитию рефлексии, помогают выражать детям свои чувства, разрешать внутренние конфликты, повышать самооценку. Проигрывание ролей в оздоровительно-развивающих играх дает детям возможность чувствовать физический контакт, удовлетворять свою потребность в состязательности, реагировать на агрессию в социально приемлемой форме, экспериментировать с различными моделями поведения и видеть, к каким последствиям это приводит.

     Оздоровительно-развивающие игры помогают детям получать удовольствие, раскрепощать воображение, овладеть ценностями культуры, вырабатывать определенные навыки.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире. Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности»

                                                    В.В.Сухомлинский

     Мир детских игр многообразен. К их числу относятся подвижные, или сенсорные, игры (например: бег, прыжки, вращения и другие разновидности игр), игры-возня, языковые игры, имитационные игры, сюжетно-ролевые игры, особенность которых состоит в том, что дети разыгрывают различные роли и ситуации, и др.

     Для дошкольника игра является ведущей деятельностью. В игре ребенка увлекает удовольствие, получаемое от занятий такой деятельностью.

     По мере взросления расширяется сфера деятельности, с которой сталкиваются дети, а на основе этого шире и разнообразнее становятся игры, меняется их содержание. У младших дошкольников основным содержанием игры является воспроизведение реальных действий взрослых людей с предметами; у дошкольников среднего возраста – воспроизведение отношений между людьми; у старших дошкольников – подчинение тем правилам, которые связаны со взятой на себя в игре ролью.

     Значение игры для психического развития детей дошкольного возраста многостороннее,  а главное состоит в том, что благодаря особым игровым приемам (принятие ребенком на себя роли взрослого и его общественно-трудовых функций, обобщенному изобразительному характеру предметных действий и переносу значений с одного предмета на другой и т.п.) ребенок моделирует в ней отношения между людьми.

     Подвижные игры способствуют совершенствованию двигательных умений и навыков, закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, повышению эмоционального состояния детей и получению удовольствия от процесса и результатов игры, формирования навыков честного соперничества. Высокий эмоциональный фон создает хорошие условия для ускорения процессов выздоровления.

     Ежегодные медицинские осмотры детей дошкольного возраста выявляют значительное число детей, имеющих нарушение осанки, плоскостопие, сколиоз различных степеней сложности, слабое развитие физических качеств. Помимо этого, диагностика выявляет многие проявления функциональной незрелости в сенсорном развитии дошкольников, составляющем основу двигательных навыков (бега, ходьбы, ползания, графических навыков). К числу таких негативных проявлений относятся:

  1. импульсивность(неравномерность динамической организации движения), осложняющая развитие социальных навыков и умений;
  2. двигательная расторможенность (бесцельная моторная активность, не соответствующая требованиям конкретной обстановки), что осложняет эмоциональный фон организации деятельности и формирование умений подчинять свои действия поставленной задаче;
  3. недостаточная сформированность мелкой моторики;
  4. нарушение координации движений (зрительно-пространственной координации, удерживания равновесия, сохранения ритма и т.д.) и др.

     Кроме того, в настоящее время более 60% детей дошкольного возраста нашей страны обладают функциональными отклонениями в состоянии здоровья, а у 35 – 40% отмечаются хронические заболевания. Ведущее место по распространенности среди детей 6 – 7 лет занимают болезни нервной системы (30 – 40 %), костно-мышечной системы (30 – 40%), органов дыхания (20 – 25 %), сердечно-сосудистой системы (10 – 25%) (А.К.Дешин, И.А.Дешина, 1999; Л.В.Филиппова и др., 2001, и др.).

     Разработка оздоровительно-развивающих игр заключается в том, чтобы содействовать оптимальному телесно-физическому развитию ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, уровня здоровья и требования социализации. Ниже представлено несколько игр (О.В.Козырева «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников» 2007).

ИГРЫ, КОТОРЫЕ НРАВЯТСЯ ДОШКОЛЬНИКАМ

Непослушные кольца

Цель: Удержать на голове кольцо.

Правила: Игроки свободно передвигаются с волшебным кольцом на голове, руки на поясе. Каждый игрок старается подтолкнуть плечом любого другого игрока, чтобы кольцо упало на пол. Игрок, уронивший кольцо, выбывает из игры. Побеждает тот, кто сохранил свое кольцо на голове.

Акцент: Перемещаться, не стоять на месте, корректно сталкиваться с другими партнерами по игре.

Длинный прыжок

Цель: Прыгнуть в длину как можно дальше.

Правила: Все участники стоят на стартовой линии. Каждый индивидуально и последовательно выполняет пять прыжков в длину. Игрок, выпрыгнувший дальше всех, считается победителем. Если у нескольких игроков длина прыжка оказывается одинаковой, то игра повторяется до выявления абсолютного победителя.

Акцент: Стремиться выполнить каждый прыжок как можно дальше.

Густой туман

Цель: Преодолеть препятствие с помощью друга.

Правила: Игроки разделяются на пары, один ведомый, другой ведущий. Ведомым завязывают глаза. По сигналу, ведущий, подсказывая и поддерживая партнера, ведет его через препятствия, не видимые из-за густого тумана.

Акцент: Способствовать возникновению между партнерами доверия и взаимопомощи. Учитывать трудности, возникающие у партнера.

 

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ

Каракатица

Цель: Совместная работа, взаимопомощи и удовольствие.

Инвентарь: Платочки из газовой ткани.

Содержание игры: Все участники, лежа на животе, пальцами стоп удерживают платочки. Под музыку каракатицы плавают, не теряя платочков. По сигналу «Опасность» игроки переворачиваются на спину, принимают положение седа, и бегом ножками вперед прячутся в ущелье.

Правила: Игрок, потерявший платок, поднимает его пальцами стоп, ложится на спину. В это время игроки из ущелья замыкают его в круг ножками наружу. Все вместе машут платочками, отгоняя нападающего. Игра повторяется несколько раз.

Волшебный круг

Цель: двигаться по обручу, касаясь его только серединкой стопы.

Инвентарь: обручи.

Содержание игры: Участники игры стоят серединной стопы на обруче, спиной к центру. Под музыку играющие приставными шагами идут по кругу, стараясь пальцами и пяткой не касаться пола. По сигналу играющие поворачиваются в центр обруча, берутся за руки, приседают, лбом касаясь коленей.  

Правила: Игра повторяется 2 раза – спиной в центр и спиной наружу.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ

Звонкие мячи

Цель: Прогнуться, растянуть переднюю поверхность грудной клетки.

Инвентарь: Ростовые мячи.

Содержание игры: Ребенок, сидя на мяче, выполняет подпрыгивающие движения. По сигналу, ребенок выполняет шаги вперед, до тех пор, пока туловище не окажется на мяче в положении разгибания, а ноги не останутся согнутыми в коленных суставах, стопы на полу.

Правила: Игра повторяется несколько раз.

Жираф

(кифотическая осанка)

Цель: Сохранять спину прямой.

Инвентарь: Массажные мячи среднего диаметра.

Содержание игры: Стоя, руки вверх, кисти удерживают массажный мяч. На слова «Жираф потянулся к веточке» встать на носочки, тянуться. На слова «Жираф посмотрел в воду» медленно наклониться вперед (выше горизонтального уровня), сохраняя положение рук вверх. На слова «Жираф пощипал травку» медленно наклониться вперед, мячом коснуться пола, сохраняя прямое положение спины.

 Правила: Сохранять прямое положение спины при всех действиях жирафа.

Злючка-колючка еж

(плоская спина)

Цель: Удержать группировку.

Содержание игры: Лежа на спине, кисти к плечам, локти вперед. На слова «Колючий ежик!» принять положение группировки на спине, голова касается коленей. На слова «Добрый ежик!» принять исходное положение.

Правила: При поведение игры использовать разный темп, быстрый и медленный.

Подготовила рекомендации руководитель физического воспитания

высшая квалификационная категория Гуляева Г.Э.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых специалистов по физической культуре в ДОУ «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников»

Консультация для молодых воспитателей о роли подвижных игр для детей дошкольного возраста....

Консультация для молодых воспитателей «Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников»

Консультация для молодых воспитателей о роли подвижных игр  для детей дошкольного возраста....

Методическое пособие "Коррекционная оздоровительно-развивающая гимнастика для детей дошкольного и начального общего образования"

Ранняя селекция и предварительный отбор детей по видам спорта через коррекционную оздоровительно - развивающую гимнастику....

Дополнительная образовательная программа по оздоровительно-развивающей гимнастике «Радуга»

Дополнительная образовательная программа по оздоровительно-развивающей гимнастике "Радуга" направлена на детей младшего школьного возраста. Эта программма расчитана на 4 года обучения. Имеет...

Различные формы традиционной и современной гимнастики, элементы акробатики, йоги, боевых искусств, подвижные игры… - в формате комплексных оздоровительно-развивающих занятий

Статья рассматривает вопрос об организации содержательной стороны оздоровительно-развивающих (физкультурно-оздоровительных) занятий с использованием элементов различных систем и направлений в комплекс...

Принципы оздоровительно- развивающей тренировки и их реализация при работе с детьми и подростками

Как показали исследования последних лет, современные дети, особенно в крупных городах высокоразвитых стран, ведут малоподвижный образ жизни, в отличие от предыдущих поколений. Очень много времени они ...