Принципы оздоровительно- развивающей тренировки и их реализация при работе с детьми и подростками
план-конспект занятия по физкультуре (11 класс)
Как показали исследования последних лет, современные дети, особенно в крупных городах высокоразвитых стран, ведут малоподвижный образ жизни, в отличие от предыдущих поколений. Очень много времени они тратят на просмотр телепередач и видеофильмов, слишком рано начинают увлекаться компьютерными играми. 32% детей в возрасте 9–10лет проводят перед телевизором около 6 ч в суткии около 25 ч в неделю.
Бурный рост фитнеса с его разнообразными средствами и методами, рассматривающего здоровье человека в тесной взаимосвязи с уровнем его двигательной активности, генетическими предпосылками и образом жизни, требует нового подхода к анализу своей сущности в школе с позиций современного подхода к оздоровительно-развивающей тренировке (ОРТ).
Сама по себе область ОРТ находится как бы между двумя различными системами, связанными с физической нагрузкой: это область спорта высоких достижений, с одной стороны, и лечебная физкультура – с другой Как показали исследования последних лет, современные дети, особенно в крупных городах высокоразвитых стран, ведут малоподвижный образ жизни, в отличие от предыдущих поколений. Очень много времени они тратят на просмотр телепередач и видеофильмов, слишком рано начинают увлекаться компьютерными играми. 32% детей в возрасте 9–10лет проводят перед телевизором около 6 ч в суткии около 25 ч в неделю.
Бурный рост фитнеса с его разнообразными средствами и методами, рассматривающего здоровье человека в тесной взаимосвязи с уровнем его двигательной активности, генетическими предпосылками и образом жизни, требует нового подхода к анализу своей сущности в школе с позиций современного подхода к оздоровительно-развивающей тренировке (ОРТ).
Сама по себе область ОРТ находится как бы между двумя различными системами, связанными с физической нагрузкой: это область спорта высоких достижений, с одной стороны, и лечебная физкультура – с другой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Принципы | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Принципы оздоровительного фитнесаи их реализация при работе с детьми
и подростками.
Как показали исследования последних лет, современные дети, особенно в крупных городах высокоразвитых стран, ведут малоподвижный образ жизни, в отличие от предыдущих поколений. Очень много времени они тратят на просмотр телепередач и видеофильмов, слишком рано начинают увлекаться компьютерными играми. 32% детей в возрасте 9–10лет проводят перед телевизором около 6 ч в суткии около 25 ч в неделю.
Бурный рост фитнеса с его разнообразными средствами и методами, рассматривающего здоровье человека в тесной взаимосвязи с уровнем его двигательной активности, генетическими предпосылками и образом жизни, требует нового подхода к анализу своей сущности в школе с позиций современного подхода к оздоровительно-развивающей тренировке (ОРТ).
Сама по себе область ОРТ находится как бы между двумя различными системами, связанными с физической нагрузкой: это область спорта высоких достижений, с одной стороны, и лечебная физкультура – с другой (табл. 1).
Области физической активности
Спорт высших достижений | Оздоровительно-развивающая физкультура | Лечебная физкультура |
Цель: достижение высокихрезультатов | Цель: увеличение продолжительности жизни, уменьшение риска нарушения здоровья, улучшение телосложения и др. | Цель: выздоровление, поддержание способности учиться и работать. |
Оздоровительно-развивающаятренировка (ОРТ) базируется на определенных закономерностях – биологических, педагогических, психологических, из которых формулируются определенные принципы, имеющие много общего с дидактическими принципами, принятыми в педагогике, и принципами спортивной тренировки, разработанными в спорте высших достижений, но имеющие и свои специфические отличия.
Основные принципы оздоровительно-развивающей тренировки детей и подростков
Основными принципами оздоровительно-развивающей тренировки являются:
•принцип доступности;
•принцип «не навреди»;
•принцип биологической целесообразности;
•программно-целевой принцип;
•принцип половозрастных различий;
•принцип индивидуализации;
•принцип гармонизации всей системы ценностных ориентаций человека;
•принцип взаимосвязи и взаимозависимости психических и физических сил человека;
•принцип интеграции;
•принцип красоты и эстетической целесообразности.
Принцип доступности
Применяемые программы фитнеса должны быть доступны как в координационном плане, так и в функциональном, отвечать духовным и интеллектуальным запросам занимающихся. В связи с этим проведение оценки состояния здоровья и уровня физической подготовленности необходимо для снижения фактора риска и вероятности травматизма. В настоящее время уделяется большое внимание разработке программы тестирования состояния здоровья, включающей оценку функционального состояния сердечно-сосудистойсистемы, методы ортопедического обследования, оценку физических качеств, анкетирование.
Принцип «не навреди»
Завет Гиппократа «не навреди» должны соблюдать не только медики, но и специалисты в области физической культуры: спортивные тренеры, тренеры-инструкторов области фитнеса, преподаватели этой дисциплины в школах, вузах и т.д.
Физические упражнения, применяемые во многих программах фитнеса, активно воздействуют на все органы и системы организма, что определяет показания и противопоказания к их использованию. Исходя из важнейшего принципа – «не навреди» – остановимся, в первую очередь, на противопоказаниях. Это могут быть состояния, затрудняющие адаптацию к физическим нагрузкам. К заболеваниям, при которых противопоказана физическая тренировка, относятся:
•заболевания в острой стадии;
•тяжелые органические заболевания центральной нервной системы;
•болезни сердечно-сосудистойсистемы;
•болезни органов дыхания: бронхиальная астма с тяжелым течением, тяжелые формы бронхоэктатической болезни;
•заболевания печени и почек с явлениями недостаточности функций;
•болезни эндокринной системы при выраженном нарушении функций;
•болезни опорно-двигательногоаппарата с резко выраженными нарушениями функций и болевым синдромом и др.
Однако при этом не исключаются занятия лечебной физкультурой.
В последнее время медики допускают использование фитнеспрограмм при нарушениях осанки, ожирении, астме, диабете, заболеваниях суставов и других заболеваниях с обязательным контролем соответствия тренировочных нагрузок состоянию занимающихся.
Принцип биологической целесообразности
В последние годы наблюдается снижение двигательной активности не только взрослых, но и детей, которые проводят свой досуг за компьютером или телевизором. Традиционные уроки физической культуры – два раза в неделю с малой интенсивностью – не могут решить проблему двигательного голода. Доказано, что приход детей в школу снижает двигательную активность, но увеличивает нагрузки психологического и интеллектуального характера. А именно в детском возрасте потребность в движении особенно велика, так как происходит формирование двигательного анализатора, функция которого достигает высокого уровня зрелости к 13–14годам. Выбор тренирующих воздействий и методики их организации производится исходя из моторной специфики конкретного вида двигательной активности, знания функциональных и адаптационных возможностей организма. Представления о физиологических механизмах и количественновременных параметрах развития соответствующих приспособительных перестроек в организме являются объективной предпосылкой к принятию конкретных решений по определению содержания и организации оздоровительной тренировки. В основе принципа биологической целесообразности лежат: сверх -нагрузка, суперкомпенсация, специфическое воздействие физических упражнений на организм занимающихся и др.
Феномен сверх -нагрузки заключается в том, что если ткань или орган вынуждены преодолевать нагрузку, к которой они не адаптировались, то они не повреждаются и не слабеют, а, наоборот, становятся сильнее, начинают лучше функционировать. Различают кратковременный (адаптационный) эффект от нагрузки и долгосрочный.
После выполненной физической работы наступает утомление, а затем наблюдается повышение метаболических процессов и улучшение функций работающих органов и систем – фазасуперкомпенсации. Наложение срочных адаптивных процессов на фазу суперкомпенсации приводит кдолгосрочным адаптивным изменениям, что возможно лишь при регулярных занятиях.
Принцип половозрастных различий
При составлении программ оздоровительной тренировки следует учитывать анатомо-физиологическиеи психологические особенности не только между взрослыми мужчинами и женщинами, но и между детьми и подростками. В особенности это касается периода полового созревания. Половые гормоны – активные вещества, способствующие росту и окостенению скелета, возникновению вторичных половых признаков, развитию мышц и увеличению мышечной силы, повышению обменных процессов, общей активности организма. Мышечная сила у подростков возрастает параллельно увеличению содержания полового гормона в крови. В связи с усиленным выделением специфического для данного пола гормона уже у младших подростков отчетливо выражены половые различия в развитии скелета, мускулатуры, кожи, подкожного жирового слоя. В подростковый период окончательно определяются индивидуальные особенности пропорций тела и внешнего облика человека. Усиленный ростиразвитие всех частей тела, тканей, органов подростка происходят хотя и в определенной последовательности, но неравномерно: раньше и более интенсивно начинают расти конечности, затем увеличиваются поперечные размеры таза и грудной клетки (несколько раньше у девочек) и лишь после этого – длина туловища. В этот период у мальчиков начинает отчетливо формироваться мускулатура спиныигруди – по мере роста все более по мужскому типу, исчезает округлость контуров, свойственная раннему возрасту, уменьшается количество подкожного жирового слоя, одновременно значительно увеличивается мышечная масса в связи с усиленным развитием мышц туловища и конечностей. У девочек наряду с ростом и развитием мышц подкожный жировой слой с возрастом равномерно увеличивается. Определяются также и половые различия в типе дыхания: у мальчиков формируется брюшной, у девочек – грудной тип дыхания. Подростковый период отличается бурным увеличением массы мышц и мышечной силы; к 14–15годам масса мышц составляет 1/3 общей массы тела, а к15–16годам – уже около 1/2 (44%). Мышечная сила достигает у подростка наивысшего уровня приблизительно через 1,5 года после достижения максимального роста. У девочек к 15 годам она почти равна мышечной силе взрослых женщин. У юношей мышечная сила наиболее резко увеличивается после 14 лет, ноик 18 годам она еще не достигает уровня взрослых мужчин. Дети, склонные к избыточной массе тела, созревают в половом отношении раньше, однако чрезмерная масса тела – истинное ожирение – тормозит этот процесс.
Возраст и основная направленность занятий аэробикой
Возраст | Основная направленность занятий | |
занимающихся | ||
| ||
До 6 лет | Танцевальные движения и подвижные игры | |
|
| |
6–10лет | Базовая классическая аэробика, степ-аэробика,аэробика с различны- | |
| ми предметами, аква-аэробика, простейшие танцевальные виды аэро- | |
| бики и др. | |
|
| |
10–12лет | Базовая классическая аэробика, степ-фанк-аэробика, джаз-аэробика, | |
| хип-хоп, аэробика с различными предметами, аква-аэробика и др. | |
|
| |
14–18лет | Аналогично аэробике для взрослых | |
|
| |
18–40лет | Используются все виды аэробики | |
|
| |
40–60лет | Возрастает роль разновидностей аэробики с широким использованием | |
| психорегулирующих средств – йогаробики, активной йоги и т.д. | |
|
| |
60 лет и стар- | Аэробика с лечебной направленностью | |
ше |
Принцип индивидуализации
Соблюдение принципа индивидуализации – одно из главных требований оздоровительной тренировки. Изучение процессов роста и развития детей младшего школьного возраста показывает, что темпы индивидуального развития неодинаковы. Большинству детей присущи определенные соответствующие возрасту темпы развития. Но в любой возрастной группе есть ребята, опережающие своих сверстников в развитии или отстающие от них. Количество отстающих в последнее время увеличивается, и этот факт необходимо учитывать при организации и проведении занятий. При этом важно помнить, что нет физической нагрузки большой или малой – есть нагрузка, соответствующая или не соответствующая возможностям организма.
Индивидуальный подход должен учитывать не только физиологические, но и психологические стороны. Индивидуальные различия человека, проявляющиеся в его психической деятельности и поведении, обусловлены как наследственностью, так и жизненным опытом, приобретенным в результате обучения и воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
принципы работы с детьми и подростками с девиантным поведением
материал о том, как общаться с трудными детьми...
Рабочая коррекционно-развивающая программа психолого-педагогического сопровождения по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: «Это мой мир» педагога-психолога И.П.Черкасовой
Социализация детей раннего возраста, имеющих так называемые особые потребности – очень сложное дело, что связано не только с характером патологии и возрастом ребенка, но и с необходимостью тесного сот...
Методическая работа: «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»
Природа хореографического коллектива создаёт реальные предпосылки развития различных качеств детей, как художественно-эстетических, так и нравственных. Однако, гармоничное развитие ребёнка возможно ли...
Программа профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья «Моя будущая профессия»
«Успешное выполнение деятельности, является важнейшим показателем скомпенсированности дефекта».А.Г. Литвак В условиях современного общества, острое социально-экономическое значе...
Музейная педагогика – одно из направлений работы с детьми и подростками с умеренной умственной отсталостью.
Все школьники ходят в музей, впитывая чистую ауру искусства. Но для детей с умеренной умственной отсталостью это очень сложно и в старшем школьном возрасте. В тоже время, значимой задачей с...
Консультация для родителей по работе с детьми и подростками с риском суицида
Консультация помогает родителям избежать ошибок в общении с суицидальными подростками...
выступление "Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ )(НОДА) на занятиях ручной вышивкой".
Приобщение к профессии - дело трудное и кропотливое. Это не мероприятие, а ежедневная работа. Конечно, не все выпускники выберут профессии, азам которых их обуча...