Дополнительная образовательная программа "Азбука счёта"
рабочая программа по теме

Бехтянова Марина Вячеславовна

Программа дополнительного образования детей "Аэбука счёта"  предназначена для  обучения детей, не посещающих детский сад. Срок реализации программы  2 года. Возраст детей 4,5-6 лет.

Целью программы является формирование  элементарных математических представлений.

  При изучении программного материала просматривается связь предмета «Азбука счета» с изучением окружающего мира,

экологическим воспитанием , развитием речи.

Во время занятий  дети  не только овладевают первичными математическими знаниями, но и уточняются и активизируются в речи детей  названия разнообразных предметов, их применение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon азбука счёта120 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детский морской Центр»Альбатрос»

 

Программа дополнительного образования детей

социально-педагогической направленности

школы раннего развития детей «Дельфинята»

« Азбука счёта»

Срок реализации программы  2 года.

Возраст детей 4,5-6 лет

Составитель: методист Бехтянова Марина Вячеславовна

Г.Домодедово

2011г


Пояснительная записка.

Программа «Азбука  счёта»  является модифицированной и составлена на основе программы Е.В.  Колесниковой «Математические ступеньки» для детей  4-5 и 5-6 лет.

Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании». В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей. В программе  учтены положения из концепции дошкольного воспитания:

-о сочетании возрастного и индивидуального подхода к воспитанию и  обучению детей;

-переходе на личностно-ориентированную модель обучения;

- единстве воспитания и обучения;

-преемственности работы ОУ и семьи

Образовательная программа направлена на развитие мотивации ребёнка к познанию и творчеству, на создание условий для всестороннего развития личности ребёнка.

 Актуальность программы в том, что она  предназначена для  обучения детей , не посещающих детский сад.

Целью программы является формирование  элементарных математических представлений.

Задачи программы.

Образовательные:

  1. Формировать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10;
  2. Знакомить детей с геометрическими фигурами;
  3. Учить детей решать простые арифметические задачи;
  4. Знакомить детей с математическими знаками;
  5. Учить соотносить предмет, число, цифру.

 Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление;
  2. Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самоконтроль и самооценку;
  2. Воспитывать усидчивость и внимание;
  3. Воспитание самостоятельности при выполнении заданий.

Отличительной особенностью данной программы является то, что во время занятий  дети  не только овладевают первичными математическими знаниями, но и уточняются и активизируются в речи детей  названия разнообразных предметов, их применение. Дети учатся сравнивать предметы по назначению, цвету, форме, материалу .Кроме того, в учебных тетрадях,  по которым занимаются  дети, предусматривается практически на каждом занятии ознакомление с временами года , животными, растениями и другими элементами окружающего  мира. Таким образом, просматривается связь предмета «Азбука счета» с изучением окружающего мира, экологическим воспитанием ,  развитием речи.

Учебный материал  сгруппирован по следующим разделам:

  1. Количество и счёт
  2. Геометрические фигуры
  3. Величина
  4. Ориентировка во времени
  5. Ориентировка в пространстве
  6. Логические задачи

Особенности возрастной группы детей 4-6 лет

В  возрасте 4 – 6 лет дети познают мир исходя из личного опыта, личных впечатлений  и практических действий.

Дети имеют представления цвета, формы, величины, строения предметов. Представления детей систематизируются. Дети различают и называют форму прямоугольников, овалов, кругов, прямоугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд до 7 -8 предметов по возрастанию  и убыванию. Однако, дети испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов.

У  дошкольников начинает развиваться образное мышление. Дети способны решить несложные задачи. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдёт в результате их взаимодействия.  Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Формируются такие особенности как оригинальность и произвольность. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.

Дети начинают осваивать социальные отношения , понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. Продолжают совершенствоваться представления цвета, формы, величины , строения предметов. Представления детей систематизируются. Дети различают и называют форму прямоугольников, овалов, кругов ,прямоугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд до 10 предметов по возрастанию  и убыванию. Однако, дети испытывают трудности при анализе пространственного положения объектов.

У старших дошкольников продолжает развиваться образное мышление. Дети способны решить задачу не только в наглядном плане, но и совершить преобразование объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие.  Однако, подобные решения будут верны только в том  случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений: представления о смене времён года, дня и ночи, представление о развитии. Кроме того продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.

Основные формы и способы работы с детьми.

Режим занятий:  Программа ориентирована  на детей 4.5-6 летнего возраста.

Срок реализации программы -2 года

Занятия будут проходить 2 раза в неделю , включают  в себя теоретическую часть , игровые , занимательные упражнения , а также  упражнения для развития моторики.

Длительность каждого занятия 25 мин.  Наполняемость групп- 12 -14  человек.

Планируется распределение материала на 72 часа в год.

Программа предполагает групповую , коллективную работу с детьми, а также индивидуальную для детей, требующих повышенного внимания педагога.


Прогнозируемые  результаты.

На конец 1-го года обучения дети знают:

  1. Числа от 1 до  5
  2. Порядковый счет в пределах 5;
  3. Предшествующее число, последующее, числа-соседи, предпоследнее, последнее число;
  4. Плоскостные геометрические фигуры : прямоугольник, квадрат, круг, овал, их вершины, стороны, углы;
  5. Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5
  6. Времена года, их признаки
  7.  Виды транспорта

На конец 1-го года обучения умеют:

  1. устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями;
  2. различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину)
  3. -считать до 5 (количественный счёт), отвечать на вопрос «Сколько всего?»;
  4.  сравнивать две группы путём поштучного соотношения предметов (составление пар);
  5. раскладывать 3 – 5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказывать о величине каждого предмета в ряду;
  6.  различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, шар, цилиндр, знать их характерные отличия;
  7. находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры;
  8. определять направления движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз);
  9. определять части суток


На конец 2-го года обучения дети знают

  1. Числа от 1 до  10;
  2. Порядковый счет в пределах 10;
  3. Предшествующее число, последующее, числа-соседи, предпоследнее, последнее число;
  4. Направление движения;
  5. Плоскостные геометрические фигуры : прямоугольник, квадрат, круг, овал, трапецию, их вершины, стороны, углы;
  6. Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10
  1. Части суток,
  2.  Дни недели;
  3.  Времена года;
  4.  Виды транспорта, предметы, облегчающие труд людей;
  5. Определять размер, цвет, форму предмета, уметь описывать его;

На конец 2-го года обучения года дети умеют

  1.  Определять размер, цвет, форму предмета, уметь описывать его;
  2. Классифицировать предметы ;
  3. Анализировать результаты наблюдений о закономерностях в природе;
  4. Различать домашних и диких животных
  1. Считать от 1 до 10 и от 10 до 1;
  2. Сравнивать предметы по различным признакам: размер, цвет, форма, высота, длина, ширина, толщина и т.д.;
  3. Делить фигуры на2, 4 и более частей;
  4. Собирать фигуры из частей;
  5. Ориентироваться в пространстве;
  6. Рисовать по памяти
  7. Ориентироваться в тетради в клетку;
  8. Составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале
  9. Решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации

Во время обучения формируются такие качества личности, как усидчивость, прилежание, умение понимать и выполнять учебную задачу, умение общаться в коллективе сверстников, дружелюбие, взаимопомощь .

Для работы используются специальные рабочие тетради, иллюстрирующие материал и позволяющие детям работать самостоятельно, наглядный, раздаточный материал, игрушки, счетный материал, геометрические и объёмные фигуры, а также ИКТ.

Учебно-тематический план

Первый год обучения.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теоретических

Практических

1.

Введение

1

1

2

Количество и счёт

30

30

3

    Геометрические

фигуры

15

15

4

Величина

3

3

5

Ориентировка во времени

7

7

6.

Ориентировка в пространстве

10

72

7

Логические задачи

6

6

Итого

72

1

71

Учебно-тематический план

Второй год обучения.

Тп/п

Название раздела

Количество часов

всего

теоретических

практических

1.

Введение

1

1

2

Количество и счёт

27

5

22

3

Геометрические фигуры

14

7

7

4

Величина

13

13

5

Ориентировка во  времени

  8

7

1

6

Ориентировка в пространстве

5

5

7

Логические задачи

4

4

Всего

72

24

48


Содержание программы.

1 год обучения.

На занятии «Введение» состоится знакомство педагога с детьми и между ними. Педагог рассказывает обучающимся о том, чем они будут заниматься на занятиях, чему научатся.

Количество и счёт.

Закреплять умение считать в пределах 5, пользуясь правильными приёмами счёта.

Познакомить с цифрами от 1 до 5.

Учить соотносить цифры с количеством предметов.

Учить понимать отношения между числами в пределах 5.

Учить отгадывать математические загадки.

Учить порядковому счёту в пределах 5, различать количественный и порядковый счёт, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который?», «какой по счёту?».

Учить устанавливать равенство и неравенство групп предметов, когда предметы находятся на различном расстоянии друг от друга, когда они различны по величине, форме, расположению.

Познакомить со стихами, загадками, считалками, в которых присутствуют числа.

Геометрические фигуры.

Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Познакомить с геометрическими телами:

шар, куб, цилиндр.

        Формировать представление о том, что фигуры могут быть разного размера.

        Учить видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов, символических изображениях предметов.

Величина. 

Учить сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров по величине, высоте, длине, ширине, толщине.

Учить употреблять в речи результаты сравнения («большой», «поменьше», «ещё поменьше», «самый маленький»).

Учить выделять признаки сходства разных и одинаковых предметов и объединять их по этому признаку.

Ориентировка во времени. 

Закрепить умение различать и правильно называть части суток: утро, день, вечер, ночь.

Закреплять умение различать и называть времена года: осень, зима, весна, лето.

Учить отгадывать загадки о частях суток, временах года.

Учить различать понятия: вчера, сегодня, завтра, правильно пользоваться этими словами.

Учить различать понятия: быстро, медленно.

Ориентировка в пространстве. 

Продолжать учить различать правую и левую руку, раскладывать счётный материал, считать правой рукой слева направо.

Продолжать учить обозначать словами положение предмета относительно себя.

Учить ориентироваться на листе бумаги.

Логические задачи.

Учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.

Содержание программы.

2год обучения.

Введение . (1час)  

Рассказать о тех задачах, которые были выполнены в прошедшем учебном году, что дети узнали, чему научились.

 Поставить задачи на текущий учебный год

 Прочитать названия пособий, по которым ребята будут заниматься, рассмотреть их.

 Вспомнить текущее время года и его признаки.

Количество и счёт

Закрепить представление о числах до 5.

Дать представление о числах 6-10.

 Учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счёта. Запомнить цифры 1-10.

Учить отгадывать математические загадки.

Познакомить с математическими знаками +, -, =, больше, меньше.

Упражнять в различении количественного и порядкового счёта.

Учить составлять числа от 3 до 10 из 2-х меньших.

Учить, как из неравенства сделать равенство.

 Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия.

 Познакомить со стихами, стихами, загадками, считалками, пословицами, в которых упоминаются числа, части суток, времена года и др.

Геометрические фигуры

Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

Закрепить умение видеть геометрические фигуры в формах окружающих предметов.

Познакомить с новой геометрической фигурой – трапецией.

Учить преобразовывать одни фигуры в другие ( путём складывания, разрезания, палочек)

Учить рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры

Учить выкладывать из счётных палочек геометрические фигуры.

Учить выкладывать из счётных палочек символичные изображения предметов.

 

Величина.

Учить располагать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте и толщине

Развивать глазомер.

Учить делить предметы на 2, 4  и более частей.

Учить понимать, что  часть меньше целого, а целое больше части

Ориентировка во  времени

Закреплять и углублять временные представления о частях суток, временах года.

Учить называть последовательно дни недели, определять, какой день был вчера, будет завтра.

Знакомить с названиями месяцев.

Ориентировка в пространстве

Учить ориентироваться на листе бумаги

Определять словом положение предмета по отношению к себе, к другому лицу.

Учить ориентировать в рабочей тетради.

Логические задачи

Учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

№п/п

Название раздела

Форма занятий

Организация учебно-воспитательного процесса

Форма подведения итогов

1

Количество и счёт

Дидактическая игра, беседа

Демонстрационный, наглядный, раздаточный материал, предметные картинки, игрушки, счетный материал

Математический конкурс

2

        Геометрические

фигуры

Дидактическая игра, беседа

Шаблоны с геометрическими фигурами, раздаточный материал, иллюстрации, картинки.

Беседа, устный опрос

3

Величина

Дидактическая игра, беседа

Предметы разной величины, игрушки,

иллюстрации, картинки

Викторина

4

Ориентировка во времени

Дидактическая игра, беседа

Иллюстрации, картинки, часы.

Плакаты – времена года, время суток

Беседа, устный опрос

5

Ориентировка в пространстве

Дидактическая игра, беседа

Иллюстрации,  предметные картинки, счётные палочки, геометрические фигуры

Конкурс на лучшего знатока

6

Логические задачи

Дидактическая игра, беседа

Игрушки, различные предметы, счетные палочки, предметные картинки, разрезные геометрические фигуры


Перечень оборудования.

Учебные пособия.

Предметные картинки.

Плакаты и таблицы.

 Лента цифр.

Счётный материал.

Игрушки.

Компьютер, проектор.


Список литературы.

Литература педагога для реализации программы.

  1. Е. В. Колесникова Математика для детей 4 – 5 лет. Методическое пособие к рабочей тетради. Москва. Творческий центр СФЕРА – 2010 г.
  2. Е. В. Колесникова Математика для детей 5-6 лет. Методическое пособие к рабочей тетради. Москва. Творческий центр СФЕРА – 2010 г.

Литература для детей и родителей

  1. Е. В. Колесникова Я считаю до пяти. Рабочая тетрадь для детей 4 – 5 лет Москва. Творческий центр СФЕРА – 2010 г.
  2. Е. В. Колесникова Математические прописи для детей

     4 – 5 лет. Москва. Творческий центр СФЕРА – 2010 г.

  1. 5 Е. В. Колесникова Я считаю до десяти. Рабочая тетрадь для детей 5-6лет Москва. Творческий центр СФЕРА – 2010 г.
  2. Е. В. Колесникова Математические прописи для детей

5-6лет. Москва. Творческий центр СФЕРА – 2010 г.

  1. Е. В. Колесникова. Форма и цвет. Рабочая тетрадь для детей 4 – 7 лет.

Москва. Творческий центр СФЕРА – 2010 г.

Согласовано

Заместитель  директора по              учебно-воспитательной работе ____________/К.П.Ильина/

«__» _________2011г

Согласовано

на заседании МО                       школы  раннего развития детей  протокол №__ от            «__»______2011г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Компьютерная графика»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей  «Компьютерная графика» . Возраст учащихся 13-15 лет. Срок реализации 1 год. Одним из главных аспектов во...

Требования к дополнительной образовательной программе для педагога ДО МБОУ ДОД "Центр дополнительного образования" г. Закаменск

Данные требования  разработаны на основании  «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и со...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.

Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...


 

Комментарии

Мне очень понравилась ваша программа. Очень бы хотелось взять кое-какие элементы с вашего разрешения

Бехтянова Марина Вячеславовна

Уважаемая Наталья Васильевна! Мне жаль, что я не видела Вашего письма . Разумеется, всё можно использовать. Для этого и делимся. Марина Вячесл..