Программа дополнительного образования детей "Уроки мужества"
рабочая программа (9 класс) по теме

В помощь педагогам при организации занятий дополнительного образования детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_uroki_muzhestva.docx36.83 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37»

г. Дзержинска Нижегородской области

 

Программа дополнительного образования

«Уроки мужества»

Выполнила:

Баранова Ирина Львовна

Преподаватель-организатор ОБЖ

Высшая категория

Стаж работы:20 лет

2011 год

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение:

  1. Содержание патриотического воспитания

2.Программа ВПО: «Уроки мужества»:

  1. Пояснительная записка
  2. Учебно-тематический план
  3. Краткое описание тем
  4. План тематических занятий
  5. Методическое обеспечение программы
  6. Список литературы

3. Деятельность ВПО

4. Заключение

5. Методические разработки занятий

6. Дидактические материалы к занятиям

7. Приложение

  1. Нормативная база по организации обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы
  2. Инструкция по мерам безопасности при проведении стрельб
  3. Словарь основных понятий
  4. Интернет-ресурсы
  5. Результативность

 

Пояснительная записка

  1. Военно-патриотический кружок (ВПО) создан для объединения учащейся молодежи 16-17 лет по приобретению знаний, и навыков по начальной военной подготовке. ВПО осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами, иными законами и правовыми актами, действующими на территории РФ, и настоящим Положением. Деятельность ВПО осуществляется на основе принципов законности и гласности, учета индивидуальных особенностей и интересов. Полное наименование ВПО: Военно-патриотический кружок «Уроки мужества». Место нахождения ВПО: г. Дзержинск, МОУ СОШ №37, ул. Строителей, 11а.
  2. ВПО создано с целью формирования у допризывной молодежи морально-психологических и военно-патриотических качеств необходимых для овладения теоретическими и практическими навыками основ военной службы, основными принципами школы выживания и совершенствования физического и нравственного развития.
  3. Задачами ВПО являются:
  1. Воспитание патриотов своей Родины;
  2. Подготовка будущих защитников своего Отечества
  3. Формирование у допризывной молодежи таких качеств, как собранность, внимательность, быстрая реакция, умение быстро принимать правильные решения;
  4. Развитие у учащихся  кружка инициативы, самостоятельности и, общественной активности;
  5. Организация разумного досуга молодежи;
  6. Формирование у подрастающей молодежи любви к армии и готовность к защите Родины.
  1. Данная программа включает в себя разнообразные формы работы: беседы, диспуты, практические занятия, экскурсии, встречи с военнослужащими.
  2. Данная программа адаптирована на учащихся 10-11 классов.
  3. Срок реализации 1 год.
  4. Занятия проходят один раз в неделю
  5. Форма подведения итогов:
  1. проведение уроков мужества
  2. выступление агитбригад
  3. месячник героико-патриотической и спортивно-массовой работы
  4. конкурс военно-патриотической песни
  5. участие в военно-патриотической игре «Зарница»
  6. выпуск военно-исторических календарей
  1.  Предполагаемые конечные результаты.

Осуществление настоящей Программы позволит:

  1. Продолжить работу над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе;
  2. Сформировать готовность учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;
  3. Отвлечь учащихся от противоправной деятельности;
  4. Заполнить свободное время подростка социально значимыми, интересными делами, остановив тем самым нарастающую бездуховность;
  5. Оказывать повседневную помощь каждому ребенку в его саморазвитии, удовлетворение потребностей, раскрытии способностей;
  6. Создать условия для реализации лидерского и творческого потенциала личности, навыков коллективной деятельности;

Учебно-тематический план

п.п.

Название разделов, тем.

Количество часов

всего

теория

практика

1

Что значит быть патриотом сегодня

1

-

1

2

Профессия – Родину защищать

5

5

-

3

«Колесо истории»

1

1

-

4

Творческо-поисковая работа «След войны в моём доме»

2

-

2

5

Уроки мужества

5

3

2

6

Физическая подготовка

6

-

6

7

Строевая подготовка

3

1

2

8

Медицинская подготовка

2

1

1

9

Радиационная, химическая, биологическая защита

2

-

2

10

Огневая подготовка

5

3

2

11

Спортивные праздники

2

-

2

        Всего:

34ч.

Методическое обеспечение программы

Раздел, тема

Форма занятия

Приемы и методы

Методич. и дидактический материал

Техническое оснащение

Форма подведения итога

1

1

Что значит быть патриотом сегодня?

С чего начинается Родина?

Коллективная

Творческо-поисковая

Литература по теме

Мультимедиа

Просмотр компьютерных презентаций

2

1

Профессия – Родину защищать.

История военной школы

Коллективная

Репродуктивный

Видеокассета

Видео

Просмотр видеофильма «И дольше века длится бой»

2

Выбор военной профессии

Групповая

Репродуктивный

Литература по теме

Рассказ о военных училищах

3

Понятие о воинских уставах

Групповая

Наглядный

Воинские уставы

4

Воинская дисциплина, ее сущность и значение; воинская присяга

Коллективная

Эвристическая беседа

Текст воинской присяги

Видео

Просмотр видеофильма «Воинские ритуалы»

5

Военная доктрина и ее взаимосвязь с военной наукой

Коллективная

Объяснительно-иллюстрационный

Литература по теме

3

1

Колесо истории

Дорогами войны

Коллективная

Кино-занятие

Набор иллюстраций, видеокассета

Видео

Просмотр видеофиль - ма

4

1

Творческо-поисковая работа «След войны в моем доме»

Индивидуальная

Поисковая работа

Семейный архив (фото)

Мультиме - диа

Выпуск стен – газет и презентаций

2

Они сражались за Родину

Индивидуальная

Поисковая работа

Литература по теме

Мультиме – диа

Выпуск газет. Работа над мультимед. през, конкурс военно-патриотической песни

5

1

Уроки мужества

Памятные даты России

Групповая

Практический

Литература по теме

Видео

Выпуск военно – историч. Календарей (по месяцам)

2

Личность и защита Отечества

Коллективная

Круглый стол

Литература по теме

Круглый стол «Герои рядом с нами»

3

Герои-дзержинцы

Групповая

Поисковый, практический

Литература по теме; газеты, журналы

Мультиме - диа

Конкурс докладов и презентаций

4

Наши выпускники на службе Отечеству

Коллективная

Встреча

Встречи с выпускниками школы, бывшими защитниками Отечества

5

Мир памяти, мир сердца, мир души

Коллективная

Круглый стол

Литература по  теме

Видео

Возложение цветов к Вечному огню. Встреча с ветеранами

6

1

Физическая подготовка

Метание гранаты

Индивидуальная

Практический

Муляж гранаты

Инструкции

по

технике

безопасности

Сдача нормативов

2

Бег на длинные дистанции

Индивидуальная

Практический

3

Бег по пересеченной местности

Индивидуальная

Практический

4

Преодоление полосы препятствий

Индивидуальная

Практический

Полоса препятствий

5

Подтягивания

Индивидуальная

Практический

перекладина

6

отжимания

Индивидуальная

Практический

7

1

Строевая подготовка

Строи и управления ими

коллективная

Объяснительно-иллюстрационный

Литература по теме.

Таблицы

Прохождение строем

2

Строевой шаг

Коллективная; индивидуальная

Практический

Отработка строевого шага

3

Строевые приёмы и движения

Индивидуальная; коллективная

практический

Прохождение строевым шагом

8

1

Медицинская подготовка

Основные правила оказание ПМП

Коллективная

Наглядный

Видео

Просмотр роликов

2

Транспортировка «раненых»

Групповая

Практический

Литература по теме

таблица

Отработка по переноски раненых

9

1

Радиационная, химическая, биологическая защита

ВПХР (войсковой прибор химической разведки)

Индивидуальная

Практический

Литература по теме, таблицы

ВПХР

Работа с прибором, определение ОВ в воздухе

2

Дозиметрические приборы

Индивидуальная

Практическая

Литература по теме, таблицы

ДП5

     

Работа с прибором

10

1

Огневая подготовка

«Арсенал Родины»

Коллективная

Наглядный

Набор плакатов, видеокассеты

Видео

Просмотр видео фильма и компьютерных презентаций

2

Основы и правила стрельбы

Коллективная

Объяснительно - иллюстрационный

Литература по теме, таблицы

3

Материальная часть автомата Калашникова

Коллективная

Наглядный

Таблицы

4

Ручные осколочные гранаты

Индивидуальная

Практический

Инструкции по стрельбе по т/б

Муляж гранаты

Метание гранаты

5

Ведение огня

Индивидуальная

Практический

М/к винтовка

Экскурсия в тир

11

1

Спортивные праздники

«Бои неуловимых»

Командная

Практический

Инструкции по технике безопасности

Спортивный инвентарь

Соревнования

2

Рыцарский турнир

Командная

Практический

Инструкция по технике безопасности

Спортивный инвентарь

Соревнования

Всего 34 занятия

План

тематических занятий

Раздел, тема

Дата проведения

1

1

Тема №1 «Что значит быть патриотом России?»

Занятие 1. С чего начинается Родина?

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

Тема №2 «Профессия – Родину Защищать»

Занятие 1. История военной школы

Занятие 2. Выбор военной профессии

Занятие 3. Понятия о воинских уставах

Занятие 4. Воинская дисциплина, её сущность и значение; воинская присяга

Занятие 5. Военная доктрина и её взаимосвязь с военной наукой

7

1

Тема №3 «Колесо истории»

Занятие 1. Дорогами войны

8

9

1

2

Тема №4 «Творческо-поисковая работа»

Занятие 1. «След войны в моём доме»

Занятие 2. Они сражались за родину

10

11

12

13

14

1

2

3

4

5

Тема №5 «Уроки мужества»

Занятие 1. Памятные даты России

Занятие 2. Личность и защита Отечества

Занятие 3. Герои-дзержинцы

Занятие 4. Наши выпускники на службе Отечества

Занятие 5. Мир памяти, мир сердца, мир души

15

16

17

18

19

20

1

2

3

4

5

6

Тема №6 «Физическая подготовка»

Занятие 1. Метание гранаты

Занятие 2. Бег на длинные дистанции

Занятие 3. Бег по пересеченной местности

Занятие 4. Преодоление полосы препятствий

Занятие 5. Подтягивания

Занятие 6. Отжимания

21

22

23

1

2

3

Тема №7 «Строевая подготовка»

Занятие 1. Строи и управление ими

Занятие 2. Строевой шаг

Занятие 3. Строевые приёмы и движения

24

25

1

2

Тема №8 «Медицинская подготовка»

Занятие 1. Основные правила оказания ПМП (при переломах и вывихах)

Занятие 2. Транспортировка «раненых»

26

27

1

2

Тема №9 «Радиационная, химическая, биологическая защита»

Занятие 1. ВПХР (войсковой прибор химической разведки)

Занятие 2. Дозиметрические приборы

28

29

30

31

32

1

2

3

4

5

Тема №10 «Огневая подготовка»

Занятие 1. «Арсенал Родины»

Занятие 2. Основы и правила стрельбы

Занятие 3. Материальная часть автомата Калашникова

Занятие 4. Ручные осколочные гранаты

Занятие 5. Ведение огня      

33

34

1

2

Тема №11 «Спортивные праздники»

Занятие 1. «Бои неуловимых»

Занятие 2. Рыцарский турнир

Краткое описание тем

1. Что значит быть патриотом сегодня.

Патриотизм как проблема формирования личности и морали общества занимает и будет занимать особое место. Наиболее распространенное определение патриотизма - любовь к Отечеству, языку, традициям, обычаям, стремление своими действиями служить интересам родины, защищать ее от врагов. Быть патриотом сегодня – значит неустанно укреплять экономический оборонный потенциал государства, беречь и приумножать те славные традиции россиян, которые возвели отечества в ранг великих держав мира. Взрослея, набираясь опыта и знаний, каждый осознает величайшую истину – свою принадлежность к матери-отчизне, ответственность за нее. Так рождается гражданин – патриот.

2. Профессия – Родину защищать.

Россия одна из миролюбивых стран планеты. Однако изменения военно-политической обстановки в мире, сохранение угрозы войны требуют укрепления экономической мощи отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы военно–патриотического воспитания молодежи, подготовки ее к защите Родины, если в этом будет необходимость. Формирование морально-психологической готовности граждан к защите отечества стало одним из направлений социально-политического обеспечения военной безопасности России. Сегодняшнему защитнику отечества – вчерашнему ученику доверено управлять сложной современной боевой техникой, различной по мощности разрушительной силы оружием. На занятиях по этой теме обучающиеся узнают об особенностях военной службы, знакомятся с правовыми аспектами военной службы, общевоинскими уставами. Порядком и правилами принятия присяги на верность родине.

3. Колесо истории.

Занятия по этой теме раскрывают вчерашние и сегодняшние боевые традиции вооруженных сил, символ воинской чести.

4. Творческо-поисковая работа «След войны в моем доме».

Занятия поиском:

  1. Требует преодоление трудностей, проявление силы воли, что отвечает потребностям растущей личности;
  2. Способствует осознанию и ощущению школьниками своей сопричастности с историей, жизнью страны, с борьбой за мир, поскольку, открывая страницы подвигов, сохраняют память, а это тоже оружие в борьбе за мир: чтобы предотвратить новую войну, надо помнить о прошлом;
  3. Дает возможность расширить круг общения школьников, что способствует формированию чувству гордости за принадлежность к коллективу своего объединения, своей школы, своего города, своей страны.

5. Уроки мужества.

На занятиях по этой теме обучающиеся узнают о героях своего города, страны, о выпускниках, которые служат или служили отечеству, об их подвигах проявленном мужестве и героизме.

6.  Физическая подготовка.

Занятия по этой теме помогает развить скоростные, силовые качества, а также такое качество как выносливость. Известно, что выносливость, сила, быстрота, ловкость и гибкость во многом определят эффективность профессиональной деятельности, состоянию здоровья, высокую устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Только систематическая и настойчивая работа над собой позволит достичь высокого уровня физической подготовленности.

7. Строевая подготовка.

Строевая подготовка – это основной предмет изучения и воспитания будущих военнослужащих. На занятиях по строевой подготовке прививается аккуратность, дисциплинированность и внимательность, вырабатывается умение выполнять одиночные строевые приемы и действия в составе. Критерием строевой подготовки военнослужащих является воинская культура, готовность смело действовать в строю и в бою.

8. Медицинская подготовка.

На занятиях по этой теме изучаются основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи. Учащиеся приобретут навыки по оказанию первой медицинской помощи при различных травмах и поражениях организма.

9. Радиационная, химическая, биологическая защита.

На занятиях по этой теме обучающиеся узнают о способах защиты населения от оружия массово поражения. Также учащиеся узнают о различных приборах, используемых при радиационных, химических и биологических угрозах. Будут рассмотрены основы гражданской обороны. Обучающиеся получают наставление по пользованию индивидуальными средствами защиты.

10. Огневая подготовка.

Тематика занятий предусматривает в основном отработку практических действий, приобретение учащимися умений и навыков в обращении с оружием и в стрельбе. Поэтому для военно – патриотического воспитания школьников на занятиях следует широко использовать возможность самого процесса изучения.

Воспитывающая функция обучения обращению с оружием, правилам и приемам стрельбе позволяет формировать у старшеклассников бдительность, организованность, целеустремленность, дисциплину, самообладание. Проведение занятий с оружием совершенствует мышление, наблюдательность, внимание, способность ориентироваться и другие психологические качества. Знакомятся с историей развития русского и советского оружия, боевой мощью Российских ВС. Изучение оружия представляет большой интерес для учащихся, вызывает их повышенную активность на занятиях.

11. Спортивные праздники.

Занятия по этой теме помогают развить скоростные, силовые, волевые качества, а также выносливость. Военизированные игры на местности являются действительным средством воинского воспитания. Они содействуют повышению физической выносливости. Участники игр будут совершать марши и походы, быстро бегать, преодолевать различные препятствия. Эти игры учат размышлять, комбинировать, делать выводы, развивают воображение и помогают стать дисциплинированными.

Заключение

Работая с ВПО «Уроки мужества», я пришла к выводу, что эти занятия жизненно важны и необходимы. Такие занятия побуждают школьников к творческой деятельности, к активной работе, поиску решения необычных жизненных ситуаций. Использование различных методов работы создает положительный настрой и потребность учащихся к занятиям. В перспективе своей работы планирую:

-продолжить работу с ВПО над совершенствованием системы патриотического воспитания в школе;

-формировать готовность у учащихся к патриотическому действию, к активной гражданской позиции;

-активно содействовать школе в воспитании учащихся, их всестороннем развитии;

-продолжить работу по достижению цели «Воспитание мужества, гражданственности, находчивости, чувства коллективизма, а также физической закалки и профессиональной ориентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...