Роль народного танца в творческом развитии и социализации старших подростков
методическая разработка по теме
Народный танец – коллективное художественное творчество народа, вобравшее в себя его многовековой жизненный опыт и знания. Народный танец многообразно отражает жизнь человека раскрывает его духовную красоту и богатство. Эстетические идеалы, заложенные в нем, оказали благотворное влияние на многие поколения людей. В данной методической разработке говорится о полезности приобщения старших подростков к ценностям народного танца, а значит и к ценностям национальной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_o_roli_narodnogo_tanca.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Роль народного танца в творческом развитии и социализации старших подростков
Автор – балетмейстер, педагог дополнительного
образования Воротникова М.А.
Роль народного танца в творческом развитии
и социализации старших подростков
Творчество является неотъемлемой частью человеческой жизни: оно формирует личность, влияет на развитие деятельности, развивает мышление, активизирует интеллектуальную деятельность, формирует общую духовную культуру личности, закладывает основы ценностных ориентаций человека.
Значимость приобщения подрастающего поколения к миру творчества подчеркивали Б.Г.Ананьев, Л.С.Ветлугина, Л.С.Выготский.
Существует необходимость более серьезного подхода к проблемам творческого развития в связи с глубоким влиянием, оказываемым творчеством на человека и ее взаимодействием со всеми психофизиологическими функциями организма.
Учитывая целостное влияние творчества на подростка, актуальным является комплексное изучение психофизиологических особенностей детей, занимающихся творчеством, обращение не только к их эмоциональной сфере, но и интеллектуальной, личностной сферам.
При развитии личности в процессе обучения важно учитывать не только формирование черт креативности, но и нравственные установки и ценностные ориентации. Известно, что когда целью образования становится единственная задача – высокая успеваемость детей, тогда часто нравственное развитие отстает от умственного. Это выражается в жестокости к сверстникам и взрослым, грубости и неуправляемости в поведении. В этом случае у учащихся не сформировано социально-ценностное отношение к человеку, к труду, к национальной культуре, к обществу в целом.
Под влиянием средств массовой информации, рекламы и западных субкультур подрастающее поколение ориентирует свои взгляды. Убеждения и образ жизни адекватны этому влиянию. Поэтому в данный период жизни необходимо продолжать процесс ознакомления, просвещения и приобщения в сферу национальной культуры средствами национального искусства. В данном случае может послужить, как инструмент культуры, искусство народного танца.
Историческое прошлое русского народа свидетельствует об его исключительно развитой творческой среде, в которой воспитывались многие поколения людей, складывалась национальная культура.
Народный танец – коллективное художественное творчество народа, вобравшее в себя его многовековой жизненный опыт и знания.
Народный танец многообразно отражает жизнь человека раскрывает его духовную красоту и богатство. Эстетические идеалы, заложенные в нем, оказали благотворное влияние на многие поколения людей.
Приобщать современных подростков к ценностям народного танца можно потому, что в танце воплощение не просто прошлого, но и древнейшие и всегда необходимые свойства и способности человеческой души, потому что без знания национальной культуры невозможно гармоничное развитие личности.
Народный танец, в частности русский, как наиболее востребованный в нашем регионе, прежде всего несет в себе черты русского характера. Русский народный танец является тем средством, с помощью которого происходит процесс национального и патриотического воспитания. Русский танец позволяет почувствовать и осознать свою национальную принадлежность.
Старшеклассники, отдавая приоритет таким ответам, как: в условиях творческой деятельности с пользой проводят свое свободное время, получают знания и умения для решения своих проблем, становятся более самостоятельными, повышают свой общекультурный уровень, приобретают новых друзей, учатся приносить радость близким и друзьям. Наиболее интересной является концертная деятельность, коллективные занятия, поездки на международные фестивали, творческие встречи с другими танцевальными ансамблями и т.д. Можно сказать следующее: общение детей в условиях коллективной, творческой деятельности позитивно влияет на их социальное становление.
Творческая деятельность является важным фактором интеллектуального и физического развития подростков.
Творчество поддерживает и развивает их эмоциональное здоровье, способствует выходу из стрессов и беспокойств, через механизмы эмоционального восприятия и переживания подростка максимально активно усваивают элементы творческой деятельности, которые закрепляются в их сознании и поведении.
Коллективное творчество активизирует общение, удовлетворяет потребности подростков в контактах. Здесь происходит вхождение подростка в социальную группу, отличную от семейной и школьной, знакомит с ее структурой и социальными ролями в ней, личностное переживание успеха и неуспеха в осуществляемой деятельности и во взаимоотношениях с другими, в итоге – личностное становление подростка. Таким образом можно обозначить социализирующую функцию коллектива.
Русский народный танец в настоящее время среди подростков не является доминирующим в области хореографии.
Важно отметить что личность человека не может полностью раскрыться и нравственно сформироваться без знания национальной культуры, где в свою очередь русский танец богат красотой, выразительностью, знанием национального быта и традиций, характера русского человека.
Народный танец является тем средством с помощью которого подростки могут нравственно формировать свою личность, внутреннюю культуру, внутренний духовный мир. С помощью народного танца подростки могут успешно приобщаться к культуре общения и поведения, познавать национальные традиции.
В 2003 году в старшей группе ансамбля «Островок» была предпринята попытка разучить русский народный танец «Печка», постановка Копытина, и она увенчалась успехом. Ребята увлеклись работой и вполне справились с этой сложной задачей. Тема русского танца в хореографии продолжила свое развитие в коллективе уже в работе над следующим номером того же балетмейстера «Русским танцем с бубнами». И после этого возникла идея создания целой концертной программы по народному танцу, в подготовке которой участвуют дети старшей группы и выпускники ансамбля «Островок». В течение двух лет поставлено более 10 номеров. Это такие танцы, как «Калинка», «Перепляс», «Еврейский танец», «Утехи», «Ярмарка» и т.д.
Каждый народный танец – это история народа. В нем отражены радости и печали, мудрость и героизм, быт, нравы, глубокая вера в доброе начало. Издревле танцы сопровождали человека в течение всей его жизни. Менялся только характер этих сочиненных народом произведений.
Народный танец жил не изолированно. Он – равноправный член большой семьи, где были тесно связаны песня, музыка, сказка, былина. От них он воспринял методическую напевность и особую образность. Многие народы мира и сейчас танцую в сопровождении песни. Танец помогает раскрывать содержание песни в движениях, композициях, что особенно важно при исполнении бытовых сцен, свадебных обрядов и т.д.
Позже народный танец обрел самостоятельную жизнь: в своей пластике он без слов рассказывал о жизни народа, его истории, заботах. Но это не значило, что утрачены самобытность, отличительные особенности, имеющие прямое отношение к народу, его создавшему. Н.В.Гоголь предлагал своим читателям: «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец, немец не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянен, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого - бесчувственный; у одного - бешеный, разгульный, у другого - спокойный; у одного - напряженный, тяжелый, у другого - легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и больного также безграничная воля и поэтическое самозабвение отражают в танце так же негу, страсть и ревность».
Русские танцы в постановках Т.Устиновой, Н.Надеждиной, уральские танцы О.Князевой, волжские танцы М.Чернышова, сибирские танцы Коломийского и М.Горденко, воронежские танцы С.Руднева и Ю.Копытина – все они являются богатейшим арсеналом русской народной сценической хореографии.
Искусство является неотъемлемой часть человеческой деятельности. Личность человека может полностью раскрыться, сформироваться лишь при помощи и участия искусства. Оно помогает формированию его чувств, развивает его творческие способности. Воспитывая современного человека, очень важно заботиться о развитии его эстетической восприимчивости, о том, чтобы он умел использовать в своей жизни и деятельности переживания получаемые от общения с искусством. Поэтому эстетическое воспитание является неотъемлемой составной частью воспитания подрастающего поколения.
Каждый вид искусства связан с деятельностью человеческого сознания. Являясь особой формой сознания, он закрепляет свои познавательные результаты различными средствами: поэзия – словом скульптура – пластическими материалами, музыка – звуками, а танец – движениями.
Танец, в отличии от представленных искусств живописи, скульптуры и других, которые обладают средствами объективного изображения действительности представляет собой искусство выражения действительности представления чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим, содержанием танца прежде всего является эмоциональная сторона переживаний человека и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности.
Воздействуя на чувства и мысли человека, танец способствует эмоциональному познаванию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка танец воздействует на чувства, мышление, влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его. По словам А.А.Борзова, «танец – прежде всего путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишенный своего эмоционального содержания танец перестает быть искусством».
Воздействуя на чувства и мышление человека, танец вырывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их.
Таким образом, можно говорить об огромных познавательных и воспитательных возможностях хореографии в воспитании подрастающего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ БАЛЬНОГО ТАНЦАВ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ РЕБЁНКА
РОЛЬ БАЛЬНОГО ТАНЦАВ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ РЕБЁНКА...
Роль Мировой художественной культуры в развитии нравственных качеств личности подростка
В статье рассматриваются вопросы формирования эстетического чувства, эстетического развития подростков в процессе ознакомления с произведениями искусства, что одновременно является и...
Развитие текстовой компетенции старших подростков через информационную обработку текстов
Материал представляет презентацию обощения опыта по русскому языку....
«Инновационное образовательное учреждение как пространство творческого развития педагога» «Социализация детей - как инновационный способ развития личности учащегося»
Cтатья о работе школы-интерната №7 для детей с ОВЗ. Социализация- как рычаг для успешной социализации учащихся....
Роль народного танца в творческом развитии и социализации старших подростков
В статье идет речь об огромных познавательных и воспитательных возможностях хореографии в воспитании подрастающего поколения....
Тайм-менеджмент как элемент развития регулятивных УУД старших подростков
Тайм-менеджмент – это управление своим временем, его планирование, распределение. Способность к оптимальному распределению времени, отводимому на различные задачи развивается у человека приблизи...
Программа личностного становления и социализации старших подростков «группы риска», снижения уровня их склонности к девиантному поведению "Кто Я?"
Следует отметить тот факт, что, несмотря на попытки исследователей рассматривать проблему социализации старших подростков «группы риска» с различных точек зрения, она остается довольно акт...